Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: III-IV Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 01 ноября 2017 г.)

Наука: Социология

Секция: Социология организации

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шеляпин Н.В., Цимакуридзе Н.Т. МИРОВОЗЗРЕНИЕ И МЫШЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СУБКУЛЬТУРНОЙ ГРУППЫ (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ СУБКУЛЬТУРНОЙ ГРУППЫ РИТМОЛОГОВ). // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. III-IV междунар. науч.-практ. конф. № 3-4(2). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 94-105.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МИРОВОЗЗРЕНИЕ И МЫШЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СУБКУЛЬТУРНОЙ ГРУППЫ (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ СУБКУЛЬТУРНОЙ ГРУППЫ РИТМОЛОГОВ).

Шеляпин Николай Викторович

канд. социол. наук, доц., советник ректората Сочинского государственного университета,

РФ, г. Сочи

Цимакуридзе Натэлла Теймуразовна

соискатель Российского государственного гидрометеорологического университета

РФ, г.Санкт-Петербург

THE OUTLOOK AND THE THINKING OF MODERN SUBCULTURAL GROUPS (FOR EXAMPLE, RUSSIAN SUBCULTURAL GROUP OF RHYTHMOLOGISTS)

 

Nikolai Sheliapin

the candidate of the sociological science, assistant professor,

 the counsellor of the Rector's office of The Sochi State University,

Russia, Sochi

Natella Tsimakuridze

competitor of the Russian state hydrometeorological university

Russia, St. Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

В статье раскрывается специфика и проблематика формирования особого мировоззрения и мышления у субкультурных групп в постсо­ветсткой России. Особое внимание уделяется изучению особенностей формирования мировоззрения, мышления и особого субкультурного языка группы ритмологов.

ABSTRACT

The article reveals the specificity and problems of formation of particular outlook and thinking from subcultural groups in post-Soviet Russia. The special attention is paid to studying of features of formation of outlook, thinking and language of a modern subcultural group of rhythmologists.

 

Ключевые слова: мировоззрение; мышление; субкультура; субкультурная группа; субкультурный язык; идеологическое время.

Keywords: outlook; thinking; subculture; subcultural group; sub-cultural language; ideological time

 

Много веков назад древнегреческий философ Аристотель заметил, что для характеристики той или иной социальной группы более важны не социально-экономические показатели, а наличие или отсутствие тех или иных культурных установок [1, c. 213]. Это утверждение Аристотеля остаётся актуальным и в наши дни. Не случайно исследователь Г.Д. Дмитриев указывает на то, что понятие "социальная группа" является синонимом понятия "культурная группа" [2, 16 с.]. Это замечание представляет особую важность при исследовании социальной дифференциации советского общества накануне СССР и последующего постсоветского периода истории нашей страны. В силу того, что новые культурные группы не вписывались в рамки официальной советской идеологии и в систему доминирующей культуры, эти группы можно также называть и субкультурными. Именно в СССР в основе социального расслоения были культурные установки, ценности и образцы поведения, а не иму­щественное расслоение. Любые сообщества, группы и культурные направления получили условное название "неформальные организации" (неформалы). К неформалам могли относить представителей молодёжных музыкальных направлений, таких как металлисты (поклонники тяжёлого рока), панки (сторонники особого музы­кального направления и оригинального мировоззрения, которое предполагает критическое отношение к обществу и его законам), хиппи (пацифистская молодёжная культура, протестующая против насилия и установок индустриального общества) и др.

Однако, к неформалам относили не только представителей молодёжных субкультур. Под это определение попадали любые группы и сообщества, объединённые общими культурными интересами и предпочтениями, которые не имели официального статуса, признан­ного в СССР. Здесь можно привести в качестве примера поклонников философии Н. Рериха и Н. Бердяева, любителей музыки группы "Beatles", представителей непризнанных в СССР восточных единоборств и сторонников оригинальных систем оздоровления организма, а также многие другие течения. Эти движения часто представляли собой весьма аморфные образования, которые, с точки зрения социологии, сложно называть даже группами, а тем более - организациями, но вместе с тем, новые культурные ориентиры играли важнейшую роль в процессе дезинтеграции единой мировоззренческой макрогруппы, объединённой при помощи единой тоталитарной идеологии, разделяя монолитную советскую общность на различные культурные группы. В определённый исторический период перехода на рыночную эконо­мику и последовавшее за ним социальное расслоение, культурные группы в уже бывшем СССР были вынуждены искать свою нишу в новой социальной реальности и осознавать свои социально-экономические интересы. Распад советской системы для большинства граждан означал кризис привычного социального статуса и потерю собственной самоидентификации, ведь в Советском Союзе социаль­ный статус и самоидентификация индивида чаще всего определялись не в результате анализа его материального положения и положения в системе социальных координат, а путем идеологической интерпретации его места и роли в советском бесклассовом социуме. В постсоветской России достаточно условные группы и прослойки советского общества становились новыми социальными группами и классами, культурные установки и культурные интересы уступили место интересам социально-экономического и политического характера, следовательно, субкультурные группы стали социальными группами в новой реальности.

Именно социальные группы стали носителями определённых идей, которые действительно отражают их реальные социальные интересы. Идеологии социальных групп в социологической науке получили название частные идеологии. Термин "частные идеологии" ввёл в обиход философ Н. Пуланзас. По мнению Пуланзаса, такие идеологии функционируют на психологическом уровне, они акцентируют внимание на насущных интересах отдельных субкультурных социальных групп. Такие идеологии в своей совокупности отражают весь спектр частных интересов социальных групп и слоев отдельного общества [3, р. 12]. При этом, идеологические группы формируют не только особое оригинальное мировоззрение, но и особое оригинальное мышление. 

На наш взгляд, именно частные (групповые) идеологии создают новые субкультурные мировоззренческие группы, которые пред­ставляют особую важность для социальной науки по следующим соображениям: 1. данная тематика ещё не достаточно изучена в отечественной социологии; 2. мировоззренческие субкультурные группы в современной России наиболее точно отображают реальные интересы своих членов. 3. в общественном мнении ещё не сформулированы критерии для морально-этической оценки различных мировоззрен­ческих субкультурных групп и их социальных доктрин. Именно наличие оригинальных мировоззренческих установок в период трансфор­мации советского общества и создания российской социальной системы способствовало формированию новой социальной действитель­ности и новых социальных отношений в экономической, общественно-политической жизни и культурной жизни в постсоветской России. 

Условно мировоззренческие субкультурные группы, существующие в современной России, можно охарактеризовать по следующим блокам: 1) Политические группы или протопартии (Общество "Память", "Всесоюзная коммунистическая партия большевиков Нины Андреевой, Движение "Белая гвардия" и др.). К политическим группам или протопартиям можно отнести группы, объединённые общими полити­ческими установками и мировоззрением. Эти группы направлены на потенциальное активное участие в политических процессах и борьбе за власть. 2) Группы сетевого маркетинга (компания "Сибирское здоровье", движение "Счастье жизни" и др.). В основе групп сетевого маркетинга лежит принцип определённой идеи некого продукта и веры в его силу, а также принцип сделать потребителя продукции одновре­менно распространителем, информатором и идейным сторонником продукции, которая приобретает особое символическое или мисти­ческое значение. Сетевой маркетинг пришёл в Россию из стран Запада, но на российской почве он стал более идеологическим. 3) Группы личностного роста (Тренинговый центр Павла Ракова, «Тренинговая Компания Натальи Грэйс» и др.). Группы личностного роста нацеливают на успех в сфере бизнеса и карьерного роста путём проведения специальных занятий и тренингов. Сторонники подобных направлений начинают воспринимать и адаптировать на практике все атрибуты, ценности и модели поведения более высоких социальных страт и классов. Даная практика ориентирует целые группы людей на определённые модели поведения. Главная социальная функция подобных движений - это воспитание индивидов в духе лояльности и принятия существующих в обществе порядков. Участники групп личностного роста признают существующие социальные, экономи­ческие и политические порядки современного российского общества и не стремятся к изменениям социальной реальности. Именно подобные группы личностного роста фактически заставляет целые группы граждан принимать достаточно сложную и противоречивую социальную реальность постсоветской капиталистической России, вписываться в её правила и стараться занять в новой социальной стратификации более высокую позицию, что далеко не всегда соответствует реальным возможностям индивида или целой группы. Конечно, люди, ищущие успех в современной реальности и мечтающие изменить себя, вряд ли пойдут на митинги, демонстрации и акции протеста до той поры, пока они будут верить в возможность достижения успеха путём личностного роста и приобретения скрытых навыков и умений. В сложившемся контексте, данные группы фактически будут поддерживать интересы существующей власти. 4) Смысложизненные группы (Концепция общественной безопасности, Ритмология и др.). Смысложизненные группы- это объединения людей на основе общих философских, психологических или околорелигиозных взглядов. Данные организации способствуют самоидентификации значительных групп людей в современном обществе и направлению их на достижение определённых социально значимых целей. Эти организации предлагают определённые политические идеи и мировоззренческие учения, настраивают на успех своих последователей, могут иметь в арсенале некоторые технологии сетевого маркетинга. При этом, важное отличие смысложизненных субкультурных мировоззренческих групп от других аналогичных сообществ - это наличие стратегических идейных концепций, которые пытаются объяснить фундаментальные вопросы человеческого существования и предложить социо-гуманитарные технологии решения многих социально значимых проблем при опоре на собственную сформированную мировоззренческую доктрину. Указанные группы представляют особый интерес для исследования, поскольку они закладывают важнейшие ориентиры для возможных векторов развития российской социально-философской и культурологической мысли. Важным представителем социальной общности, базирующейся на смысложизненных ценностях и объединённой на принципах собствен­ного группового мировоззрения, является сообщество ритмологов. Ритмология представляет собой мировоззренческую доктрину российской исследовательницы Е.Д. Лучезарновой-Марченко. Данное учение в постсоветский период трансформировалось в оригинальную групповую (частную) идеологию, которая стала востребована целым культурным сообществом. Именно при помощи ритмологии в современной России сформировалась особое субкультурное сообщество с собственным мировоззрением, мышлением, субкультурным языком и системой идеологической интерпретации фактора времени. Эта концепция начала оформляться в 80-е годы XX века в СССР, когда ценности советского образа жизни в нашей стране уже утратили прежнюю популярность в массовом сознании. В условиях потенци­ального идейного и духовного кризиса автор сформулировала острый вопрос о необходимости создания ценностей и ориентиров для раскрытия человеческого потенциала, с учётом необходимости приобретения актуальных знаний для полноценной человеческой жизни и удовлетворения базисных потребностей человека, без которых невозможно его всестороннее гармоничное развитие. В сложившихся общественных условиях в период социально-экономических и политических реформ 1990-х годов в постсоветской России целые социальные и культурные группы были вынуждены искать новые жизненные ценности и ориентиры, чтобы обрести новую самоидентификацию, найти своё место в жизни. Некоторые социаль­ные группы, внезапно оказавшиеся в роли социальных аутсайдеров, порою были вынуждены искать возможности для физического выживания [4]. Согласно данным социологического опроса, проведён­ного ООО «Гортис-инфо» в 2017 году, большинство участников данного исследования, входящих в группу сторонников ритмологии (62 % из 702 опрошенных в разных регионах страны), считают самой важной ценностью развитие и самовыражение. При этом, 70 % участников опроса являются работающими, экономически активными гражданами, доход которых колеблется в размере от 15 до 30 тысяч рублей на члена семьи в месяц (хотя присутствуют и более обеспеченные граждане). Интересно, что 60% активных последователей идей ритмологии – это женщины в возрасте от 40 до 64 лет [5, c. 74]. По типологии американского социолога Л. Уорнера, данную общность правомерно отнести к группе "низшего среднего класса". Представители этой группы обычно занимаются умственным трудом, стремятся к комфорту и самовыражению, ориентируются на некоторые модные тенденции, умеренно консервативны, нацелены на социальную стабильность, как правило, лояльны к действующей власти и, конечно, используют в речи характерные для своего социального статуса языковые конструкты [6, с. 42-57]. Поэтому, с марксистской точки зрения, ука­занную субкультурную группу принято называть "мелкобуржуазной". В сознании представителей данной группы существуют некие объективные убеждения, стереотипы, мифы и установки поведения, которые отображают реальные социальные интересы и жизненный опыт их носителей. С социологической точки зрения, ритмология представляет собой групповую идеологическую доктрину, аккумули­ровавшую как некоторые научные знания, так и мифологические конструкты, при этом, ориентирующую членов данного сообщества на достижение ряда социально значимых целей [7, с. 76]. Мировоззренческая доктрина субкультурной группы ритмологов базируется на трёх фундаментальных компонентах: 1. наличие оригинальных идей и особых смыслов бытия и существования, известных только представителям данного сообщества; 2. особая философско-идеологическая интерпре­тация феномена времени; 3. создание и введение в употребление особого субкультурного языка (диалекта), отображающего специфику мышления представителей данной группы. Сторонники ритмологии убеждены, что они обладают особыми знаниями, которые могут управлять временем и различными жизненными событиями [8, с. 7-9]. Так, согласно данной доктрине, ритм – это особое время, оформленное в оболочку пространства знаний, энергии, информации. Согласно ритмологии, зная логику и продолжительность ритма, можно прогнозировать будущее, т. к. ритм размыкает цикл. Под циклом подразумевается любой повторяющийся эпизод, некая граница жизни и смерти, определяющая период функционирования какой-либо идеи, вещи, территории, организации, общности или индивида [9, с. 3-4]. По ритмологической картине мира, у каждой сущности и категории присутствует своё собственное время, поэтому индивид или целое сообщество должны овладеть своим внутренним (собственным) временем. Основатель ритмологии Е.Д. Лучезарнова-Марченко пишет об этой установке следующим образом:

Овладевший ритмами

Овладеет временем,

Овладевший временем

Овладеет энергией,

Овладевший энергией,

Овладеет событием,

Овладевший событием

Становится Вершителем [10, с. 310]

Как мы видим, данная доктрина способна придать смыслы не только многим общественным процессам, но и предложить целым группам населения на постсоветском пространстве важные ориентиры для своей жизни и поступательного развития. Некоторые индивиды, получая определённые ненаучные знания о возможности "управлять" собственным социальным бытием через использование фактора времени, находят смыслы для собственной социальной, психологической, куль­турной, а иногда и физической жизни. В советскую эпоху время было понятным и предсказуемым: прошлое было тревожным, нестабильным и несправедливым, настоящее было трудным, но деятельным, а будущее представлялось как полная победа прогресса и справедливости, которая была уже совсем близка. В эпоху рыночных реформ затянувшиеся социально-экономические, политические и духовные кризисы в публицистической речи часто называют "безвременьем" или "смутным временем", поэтому не случайно, что определённые группы населения стремятся на мифологическом и на идеологическом уровнях установить своеобразный "контроль" над временем. При этом, рациональное использование времени в экономике и в общественной жизни сегодня становится важнейшей задачей для управления производством, бизнесом и любыми социально-экономическими или политическими процессами. Заметим, что вопрос правильного "понимания времени" и "управления временем" (timemanagement) поднимает не только указанная выше коммунистическая идеология, но и любая другая идеология. Так, либерализм настраивает на веру в полную победу научно-технического и общественного прогресса как результата реализации принципов свободы и прав человека. Консерватизм в противовес либерализму ищет жизненные идеалы в прошлом, предлагает адаптировать или возродить "славные вековые традиции" прошлых лет в наше время, стараясь на мировоззренческом уровне "перенести" прошлое в будущее. Это созвучно с задачами современного менеджмента, который ставит задачу по эффективному управлению рабочим и нерабочим временем. Идеологическое время в ритмологии, как способ интерпретации прошлого, настоящего и будущего, предполагает веру в прогресс и настраивает индивидов на саморазвитие. Таким образом, деловая активность сторонников ритмологии подкрепляется необходимостью постоянной работы по развитию своих способностей, в частности, по развитию мышления, а также наличием оптимистической картины мира, которая также рисует победу прогресса. Ритмология учит любить и ценить настоящее время, даже если оно наполнено многими трудностями: «Если вы в нём живёте (в настоящем времени - прим. Н.Ш.), нужно им и жить, не стремиться погружаться в историю, в которой, право же, нет, и не было ничего хорошего» [11, с. 314]. Следовательно, групповое мыш­ление ритмологов направляет их на постоянное развитие, активную работу, учёбу и карьерный рост. Правомерно утверждать, что особое групповое мышление, присущее данному сообществу, следует называть ритмологическим мышлением. Под ритмологическим мышлением понимается специфическое познание, поиск существующих законо­мерностей, моделирование процессов и явлений окружающего мира под определённым углом зрения. Ритмология утверждает, что люди, занимаясь своим развитием, в частности, познавая время, приобретут принципиально новые качества, и тогда в обществе наступит полная гармония. Главный идеолог ритмологии Лучезарнова-Марченко заявляет: «Мне очень хочется, чтобы на этой планете все стали жить во времени, тогда уйдут все войны, уйдут все конфликты, уйдут все недоразумения» [12, c. 200]. В этих словах отображается традиционная для многих гуманистических философских систем вера в наступление «золотого века» всеобщей гармонии, поэтому потребность в опти­мистическом сценарии развития, который некогда понимался как установление тысячелетнего Царства Божьего на земле в христианской мистике, или как победа коммунизма, в ритмологии заменяется верой в преображение человечества. За витиеватыми вербальными конструктами продвигается свойственная для российского общества традиционная вера в светлое будущее, в котором будут жить люди, ставшие совершенными. Эта вера в «светлое» (лучистое) будущее особо остро востребована в эпоху социальной нестабильности, что, безусловно, имеет важное социальное значение. Сформировав опти­мистическое отношение к миру, индивиды меняют свои жизненные установки и начинают активно работать на достижение намеченных целей, веря в собственный успех. Ритмологическое мышление является одним из возможных видов конструктивного социального мышления в эпоху научно-технического прогресса. В наши дни мы наблюдаем стремительное развитие общества. В новых условиях человек должен выстраивать план своего развития на протяжении всей жизни, осознавая тот факт, что существующие социальные реальности быстро меняются. Поэтому в эпоху стремительных изменений обще­ственного уклада человек вынужден развивать креативное мышление, плановое мышление, без которых уже невозможно добиться позитивного результата во всех областях жизнедеятельности. Так, Президент РФ В. Путин на XIX Всемирном Фестивале молодежи и студентов 21 октября 2017 года в г. Сочи в обращении к молодежи отметил: «Совершенно очевидно, что конкретные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют soft skills, обладают и креа­тивным, и плановым, и другими видами мышления, когда человек вырабатывает для себя целый маршрут по жизни, приобретения новых и новых знаний, потому что мир меняется постоянно, и образование должно за ним идти дальше, и человек должен за этим идти дальше» [13]. Ритмология развивает все указанные навыки. Человек, применяющий ритмологическое мышление, становится более гибким, многомерным в принятии решений, учитывает больше вариантов развития ситуации, быстрее адаптируется к изменениям, выстраивает планы, раскрывается творчески. Иными словами, ритмологическое мышление помогает индивидам сформулировать цели развития и предложить эффективные пути их достижения на практике, что делает данную методологию привлекательной для определённой группы людей. Таким образом, ритмологическое мышление, существующее в определённом сообществе с особыми социальными связями, можно также определить как одну из возможных гуманитарных технологий формирования социального капитала личности. Говоря о ритмологической концепции, необходимо проанализировать особый диалект данной субкультурной группы, выражающий специфическое мышление её сторонников. Субкуль­турный язык ритмологии, как и язык советской идеологии, предусматривает наличие специфических слов и так называемого новояза, т. е. набора заново образованных слов и выражений. В прошлом были хорошо известны такие советские неологизмы, как "интенсификация", "коллективизация", "ударник", "энтузиаст", "колхоз", сейчас многие социальные группы создают собственные диалекты и новые слова [14, c.78]. Эти диалектные слова становятся эффективными ориентирами в новой социальной плоскости и направляют человека на достижения успеха в социально-экономической, научной, политической и культурной жизни. Например, «радастея» - это новая реальность, творящая радость, «озарин» – это особое действие, в результате которого происходит внезапное прояснение сознания (озарение), «хладастея» удерживает временной интервал, а «страдастея» воспри­нимается как некая возможность «собирать» время и «переносить» его в будущее. Ритмология создаёт новую терминологию, которая имеет скорее не научный, а идеологический (то есть ориентирующий и мобилизующий) смысл. Сторонники ритмологии, усваивая особый субкультурный язык, формируют особое групповое мышление, которые определяет их деятельность. С помощью данных языковых конструктов и смысловых установок ритмологи обретают собственную групповую, а в последствии и личностную идентификацию [15, с. 38-42]. Определённые достижения представителей ритмологической общности были зафиксированы эмпирическим путём. Согласно данным социоло­гического опроса, проведённого ООО «Гортис-инфо» в апреле 2017 года среди группы ритмологов, были выявлены следующие показатели: при изучении и применении на практике ритмологических технологий усилилась вера в позитивное будущее, появилось позитивное отношение к жизни у 95 % опрошенных. Также улучшилась адапта­ция к изменяющимся обстоятельствам у 95 % лиц имевших данную проблему. Повысилась стрессоустойчивость у 94 % респондентов, имевших проблему со стрессовым состоянием. Произошло пере­осмысление и постепенное уменьшение претензии к внешним факторам (к государству и к окружающим лицам) у 95% респондентов. При этом у 81% опрошенных улучшилась обучаемость. У 94% опро­шенных повысился интерес к жизни, у 93 % появилась потребность в самореализации. Важно отметить, что 96% участников данного опроса, имевших проблему употребления спиртного, бросили или стали меньше пить спиртные напитки. Отказались от употребления табака или стали меньше курить 81% лиц, имевших проблему с зависимостью от никотина. Отдельно социологи подчеркнули, что достигнутые успехи в социально-экономической жизни с большой долей вероятности являются следствием изменений мышления и сознания у большинства членов ритмологического сообщества, что, однако, требует дальнейших изучений и подтверждений [16, c. 76-77].

В качестве вывода следует отметить, что проанализированное выше субкультурное сообщество ритмологов довольно точно и ярко иллюстрирует пример специфической адаптации субкультурной социальной группы к существующим в современном российском обществе экономическим, политическим и социально-психологи­ческим проблемам при помощи специального мировоззрения, идеологического языка и специального мышления.

 

Список литературы:

  1. Аристотель. Политика. СПб., 1911. - c. 213.
  2. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. – М.: Народное образование, 1999. с. 16.
  3. Poulantzas N. StatePowerandSocialism. London, 1978. P. 12.
  4. Шеляпин Н. Баллада о времени (о футурологическом и социально-философском ресурсе концепции ритмологии). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rim.inion.ru/ras/view/publication/general.html?id=100035895.
  5. Шеляпин Н.В. Идеологический язык современной российской социальной группы (на примере группы ритмологов). \ Фундаментальные аспекты психического здоровья. № 2. С. 75.
  6. Warner W.L. Социальный класс и социальная структура // Рубеж (альманах социальных исследований) 1997. № 10-11. С. 42-57.
  7. Шеляпин Н.В. Идеологический язык современной российской социальной группы (на примере группы ритмологов). \ Фундаментальные аспекты психического здоровья № 2, с. 76.
  8. Марченко Е.Д. Жизненно необходимое обретение себя, СПб, «Радаст», 2004, с. 7-9.
  9. Марченко Е.Д. Прочти себя. Ритмология неделя за неделей, СПб «Радатс», 2008, с. 3-4.
  10. Марченко Е.Д. Звездные ритмы времени, СПб «Радатс», 2007, т. 4, с. 310.
  11. Там же - с. 314.
  12. Евдокия Лучезарнова. Размышления и афоризмы, «Академический проект», Москва, 2016, с. 125.
  13. Путин уверен, что преимущество в будущем получат обладатели soft skills. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tass.ru/wfys2017/articles/4666556.
  14. Шеляпин Н.В. Идеологический язык современной российской социальной группы (на примере группы ритмологов). \ Фундаментальные аспекты психического здоровья. № 2. С. 78.
  15. Марченко Е.Д. Жизненно необходимое обретение себя, СПб, «Радатс», 2004, с. 38-42.
  16. Шеляпин Н.В. Идеологический язык современной российской социальной группы (на примере группы ритмологов). \ Фундаментальные аспекты психического здоровья. № 2. С. 76-77.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий