Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: III-IV Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 01 ноября 2017 г.)

Наука: Политология

Секция: Мировая политика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Лян Ч. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КНР В ДОКЛАДЕ XVIII СЪЕЗДА КПК В 2012 Г. // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. III-IV междунар. науч.-практ. конф. № 3-4(2). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 69-74.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КНР В ДОКЛАДЕ XVIII СЪЕЗДА КПК В 2012 Г.

Лян Чжэньпэн

аспирант, кафедра международных отношений, Восточный институт — Школа региональных и международных исследований, Дальневосточный федеральный университет – ДВФУ,

РФ, г. Владивосток

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются основные приоритетные направления внешней политики и главные концепции, определенные в докладе XVIII съезда КПК, которыми КНР руководствуется при взаимо­действии с международным сообществом. Данная статья имеет большое значение для изучения внешней политики Пекина иностранными учеными.

 

Ключевые слова: XVIII съезд КПК, внешняя политика, КНР.

 

Доктор научно-социалистического отдела преподавания и исследования Партийной школы КПК провинции Шаньдун Ли Хайлун определил следующие характеристики дипломатии, изложенные в докладе 18-го съезда КПК: «1) усиление статуса ответственной державы и самодисциплины; 2) новый взгляд на видение своей роли на мировой арене; 3) первая инициатива по выработке стратегии в области публичной и гуманистической дипломатии КНР» [4, c. 3].

Профессор Чжан Цинминь Института международных отношений Пекинского университета обобщил новые характеристики китайской дипломатии после 18-го съезда КПК: «1) акцент на соблюдение национальных интересов и интересов соотечественников за рубежом; 2) активизация дипломатической деятельности главы государства; 3) усиление координации в сфере внутренней и внешней политики» [9, c. 10-12].

Профессор Цзинь Саньжун и доктор Ван Хао из Института международных отношений Китайского народного университета считают, что специфика внешней политики КНР после 18-го съезда КПК состоит в следующем: «1) китайская дипломатия после 18-го съезда КПК заметно активизировалась; 2) всесторонняя дипломатия стала одним из направлений внешней политики на новом этапе развития страны. Это объясняется широким кругом контактов лидеров Китая с лидерами других государств и многообразием содержания дипломатии страны; 3) Пекин твердо отстаивает свои собственные интересы; 4) сделан акцент на равноправное развитие западных и восточных районов страны в ответ на стратегический план возвращения США в Азию. Придается большое значение развитию западной части страны и усилению политики «выхода за рубеж»; 5) защита морских интересов государства и содействие модернизации национальной обороны; 6) личный стиль поведения глав Поднебесной составляет одну из характеристик дипломатии страны» [8, c. 28-30].

На XVIII съезде КПК были определены основные приоритетные направления дипломатии:

«1) Китай будет улучшать и развивать отношения с развитыми странами, расширяя сферу сотрудничества, разумно устраняя разногласия и продвигая создание нового типа отношений между крупными государствами, характеризующихся длительным, стабильным и здоровым развитием;

2) Китай будет с неизменной доброжелательностью и по‑партнерски относиться к сопредельным странам, укрепляя с ними отношения дружбы и добрососедства, углублять взаимовыгодное сотрудничество и старательно добиваться того, чтобы они больше выгадывали от нашего развития;

3) Китай будет укреплять сотрудничество с многочисленными развивающимися странами, вместе с ними охранять их законные права и интересы, поддерживать их в стремлении стать активными игроками на мировой арене с правом голоса при решении международных вопросов, навеки оставаться их надежным другом и надежным партнером;

4) Китай будет принимать активное участие во всевозможных делах, стимулируя развитие международного порядка и между­народных систем в справедливом и разумном направлении» [6].

Курс на развитие отношений с развитыми странами, в первую очередь с великими державами, как следует из текста доклада, заслушанного на XVIII съезде КПК, также стал одним из важнейших в китайской дипломатической работе.

Большое внимание уделяется развитию отношений Китая с международными державами. В июне 2013 г. во время своего первого визита в США министр иностранных дел КНР Ван И в Брукингском институте выступил с речью, в которой всесторонне рассматривался вопрос необходимости установления нового типа отношений с Америкой, а также принципы и пути их развития. Он заявил, что «создание китайско-американских отношений нового типа может начаться с Азиатско-Тихоокеанского региона», и четко дал понять, что «мы никогда не хотели и не хотим оспаривать или даже заменять стратегическое положение американской стороны. Китай уважает традиционное влияние и реальные интересы США в Азиатско-Тихоокеанском регионе и не намерен вытеснять США из этого сегмента, но надеется, что Америка играет позитивную и конструк­тивную роль в аспекте сохранения мирного и стабильного развития в данном регионе». В то же время Ван И также подчеркнул: «мы рассчитываем, что США будут уважать интересы КНР в данном регионе» [2].

Предложение о создании новой модели отношений с великими державами, прозвучавшее от нового руководства Пекина, на фоне сложной международной ситуации имеет большое значение для стабильной дипломатической работы в мировом сообществе.

В связи с многочисленностью сопредельных с Поднебесной стран обеспечение стабильной обстановки имеет огромное значение для территориальной безопасности и мирного существования государства. Новый периферийный курс в докладе XVIII съезда КПК занимает центральное место в архитектуре внешней политики Пекина. Развитие отношений с сопредельными странами становится одним из приоритетных направлений дипломатии страны.

Усиление роли КНР на международной арене невозможно без поддержки широкого круга развивающихся стран. Например, в вопросе восстановления законного права на членство в ООН Китай серьезно рассчитывает на помощь группы развивающихся государств, оказывающих все большее влияние на формирование справедливого международного порядка.

Активизация участия в международных делах выдвинута в политическом тексте доклада XVIII съезда КПК. Расширение пространства дипломатии и выстраивание новых механизмов между­народных отношений оказывают содействие формированию благо­приятных условий для реализации планов национального развития.

При перестройке и развитии внешней политики руководство страны придерживается следующих принципов:

1)  Совместное развитие. В процессе возрождения государства и модернизации социализма с учетом национальной специфики Китай пытается создать параллельные линии собственного развития, не пренебрегая интересами других государств, для повышения эффекта партнерства и сохранения стабильной региональной и глобальной обстановки;

2)  Гармоничный мир. Ху Цзиньтао объясняет, что «гармоничный мир – это мир, основанный на стремлении к долгосрочному мирному сосуществованию, многостороннему характеру отношений, взаимо­выгодному сотрудничеству, терпимости ради достижения общей безопасности, общего процветания и сохранения цивилизации. Государства должны соблюдать требования времени, вместе работать над созданием гармоничного мира» [7].

Страна стремится построить гармоничные отношения с мировыми державами с целью создания внешних благоприятных условий для своего развития. Китай призывает содействовать строительству гармоничного мира, соблюдая приверженность принципу мирного развития. Формирование концепта «гармоничного мира» на основе мирной дипломатии соответствует тренду развития многополярного порядка;

3)  Сотрудничество и общий выигрыш. «Формулировка «сотрудни­чество и общий выигрыш» означает осознание человеческим сооб­ществом единой судьбы и преследование собственных интересов с учетом развития других народов для достижения общего выигрыша» [7]. «Китай будет неизменно держаться взаимовыгодной и взаимовыигрышной стратегии открытости, посредством углубления сотрудничества стимулировать интенсивный, устойчивый и сбалансированный рост мировой экономики» [6];

4)  Совместная ответственность. Следует подчеркнуть, что большое распространение в различного рода международных полити­ческих делах в XXI веке получил китайский наступательный дипломатический стиль. «В ситуации превращения в ответственную великую державу КНР будет выгодно идти по пути ненасильственного подъема нации при сохранении стабильности как в сопредельных регионах, так и на глобальном уровне» [3, c. 77]. «Китай будет играть роль ответственной державы, на совместных началах реагировать на бросаемые вызовы глобального характера» [6].

В докладе, прозвучавшем на XVIII съезде КПК (2012 г.), подчеркивалось, что необходимо «принимать активное участие в международных делах и выступать в роли ответственной большой страны, чтобы совместно справиться с глобальными проблемами. При развитии внешней политики Китай призывает к равенству и взаимному доверию, терпимости и обмену опытом, сотрудничеству и общему выигрышу для совместной защиты международной справедливости» [6].

В условиях трансформации в «ответственную великую державу» КНР будет выгодно идти по пути ненасильственного подъема уровня нации при сохранении стабильности как в сопредельных регионах, так и на глобальном уровне [3, c. 77]. Таким образом, после XVIII съезда КПК от дипломатической осторожности Пекин перешел к активному участию во внешнеполитических делах. Инновации дипломатической теории и практики Си Цзиньпина состоят в том, что Пекин готов взять на себя соответствующие международные обязательства в случае роста влияния страны на политической, военной и экономической аренах. Как заявил министр иностранных дел КНР Ван И, «Китай готов взять на себя ответственность» в международных делах и выполнять обязательства по сохранению мира и совместному развитию» [1].

По мнению заместителя директора Института Дальнего Востока РАН Портякова Владимира Яковлевича, одним из главных практических проявлений глобальных амбиций Китая стала более четкая, чем раньше, заявка на активное участие страны в глобальном управлении [2, c. 10].

Новое руководство КНР больше не остается в стороне и не старается воздержаться от активного участия в важных междуна­родных процессах, демонстрируя при этом силу и стремление к сотрудничеству с новыми партнерами подобно великим державам.

 

Список литературы:

  1. Ван И. Активно играть роль ответственной державы // Жэньминьжибао [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cssn.cn/zx/xrdt/ 201402/t20140226_1002624.shtml (Дата обращения: 25.10.2017 г.).
  2. Ван И. Продолжение традиции прошлого, открытие новых путей для будущего и усиление китайско-американских отношений нового типа в честь 35-й годовщины установления дипотношений между КНР и Америкой. Отношения двух стран // Жэньминьван [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://politics.people.com.cn/n/2013/1231/c70731-23994154.html (Дата обращения: 25.10.2017 г.).).
  3. Лузянин С. Китай и мир: от регионального к глобальному // Обозреватель. – 2011. – № 9. – С. 76-85.
  4. Ли Хайлун. Анализ дипломатической теории доклада 18-го съезда КПК // Журнал Хуайхайского технологического института. – 2013. – Т. 11. – № 1. – С. 1-4.
  5. Портяков В.Я. Внешняя политика Китайской народной республики в 2016 г. // Мат-лы VII междунар. науч.-практ. конф. «Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества». – Благовещенск: Благовещенский гос. пед. ун-т, 2017. – Вып. 7. – С. 9-12.
  6. Ху Цзиньтао. Доклад на 18-м съезде КПК. 08.11.2012 // Синьхуа ван [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://news.xinhuanet.com/ 18cpcnc/2012-11/17/c_113711665.htm (Дата обращения: 17.01.2017).
  7. Ху Цзиньтао. Усилия по созданию гармоничного долгосрочного мира и общего процветания. 17.09.2005 // Жэньминьжибао. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.people.com.cn/BIG5/paper39/15728/1391113.html (Дата обращения: 17.01.2017).
  8. Цзинь Цаньжун., Ван Хао. Новые концепции и новые характеристики дипломатии Китая после 18-го съезда КПК // Вестник Хубэйского университета (философская социально-научная версия). – Год. – Т. 41. – № 3. – С. 26-30.
  9. Чжан Цинминь. Анализ дипломатии Китая после 18-го съезда КПК // Обозрение дипломатии. – 2014. – № 2. – С. 1-20.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.