Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: III-IV Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 01 ноября 2017 г.)

Наука: История

Секция: История России

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Рябова М.М. ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И СТАРООБРЯДЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. III-IV междунар. науч.-практ. конф. № 3-4(2). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 32-36.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И СТАРООБРЯДЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Рябова Мария Михайловна

преподаватель истории и права Ликино-Дулёвского политехнического колледжа – филиала ГГТУ

РФ, Московская область, г. Ликино-Дулёво

В современном мире исследование законодательства в такой области как религиозные конфессии особенно важно в той связи, что оно помогает понять особенности развития правовой мысли в сфере свободы вероисповедания, свободы совести. На примере изучения правовых аспектов противостояния государственной власти и старообрядчества, как особого класса людей-новаторов, сумевших сохранить свою самобытность в период  непрекращающихся гонений, можно проследить их влияние на экономику и политику в целом. Исследователями уделялось много внимания экономическому успеху и процветанию крупных старообрядческих династий, объясняя этот «экономический прорыв» с позиции стяжательства ревнителей старой веры. [5, с. 44].  Но как же шло правовое регулирование таких аспектов как свобода совести и вероисповедания, каковы были механизмы действия законодательства в этой сфере, на все эти вопросы может дать ответ внимательное изучение исторических и правовых особенностей построения отношений между государством и религиозными конфессиями. Безусловно, для понимания правовой трансформации законодательства в сегодняшних реалиях важно обращение к исторической памяти. Самой острой в правовом и социальном плане стала проблема взаимоотношений между РПЦ и старообрядчеством. 

Раскол церкви в XVII веке образовал враждебные группы населения. Если рассмотреть законодательные акты и указы, последовавшие после раскола можно выявить наиболее знаковые проблемы в отношениях старообрядцев и власти. [2, с. 149.]. Существует несколько направлений, по которым строилось взаимоотношение государства со староверами. Во-первых, гонения, преследования, что подкрепляется многочисленными указами; во-вторых, экономические интересы ревнителей старой веры несколько отличались от интересов официальной власти и в третьих, сфера богословских интересов была различной. Известный лидер «недовольных» официальной государственно-правовой политикой в сфере богословия протопоп Аввакум проповедовал единомышленникам: «А которыя люди в никоянския храмы не ходят, и с ними не соединяются, и не молятся: тии добре творят. Не подобает благочестивому с нечестивым соединитеся» [5, с. 132]. В своих взглядах он задавал линию поведения:  «А пение подобает пети во церквах православных единогласно и на речь, против печати» [5, с. 134]. В ответ на это власти и РПЦ начали свою антистарообрядческую пропаганду, были опубликованы антираскольничьи полемические сочинения («Жезл правления» Симеона Полоцкого в 1667 году, «Увет духовный» патриарха Иоакима в 1682 году и др.), а для повышения «учительности» церковных служб, начался выпуск книг, содержавших проповеди» [10, с. 221]. Старообрядцы затрагивали крупные слои населения, что в значительной мере беспокоило правительство, которое старалось выявлять ревнителей старой веры, «бунтарей» и приводить их в повиновение. Такие мероприятия продолжались длительное время, например «согласно указу 1684 года, принятого по требованию патриарха Иоакима, выявленных раскольников надлежало пытать и далее, если они во время пыток не покорятся официальной церкви, казнить (сжечь). Тех раскольников, кто, желая спасти жизнь, покорится церкви, а потом вновь вернется к расколу, надлежало «казнить смертию без испытания» [10, с. 220]. Ранее, не видя другого выхода, правительство пошло на ряд экстренных мер. В 1681 году был сожжен идеолог раскола - протопоп Аввакум, а 1682 году по требованию стрельцов в Кремле был проведен диспут о вере духовных владык с раскольниками. С вождями раскола, в том числе с Никитой Пустосвятом, расправились через неделю - их схватили и казнили [3, с. 132].

С 1672 года учащаются акции протеста староверов по отношению к действующей правовой линии поведения властей. Выражалось это в случаях самосожжения, после чего правительство вынуждено было принимать меры. Действия Петра I против старообрядчества принимали форму борьбы с невежеством: повсеместно открывались школы, духовные семинарии с целью искоренить «неправильную религиозную идеологию». Исполнение правовых указов в этой сфере было поручено Сенату. Имело место и экономическое притеснение староверов, например, постановление от 1716 года прямо указывало на необходимость взимать со старообрядцев государственные подати в двойном размере. Эта мера усилилась указами 1722 года, в которых, отказавшихся вносить двойную плату, приказывали отправлять на принудительные работы, после телесных наказаний: мужчин на галеры, женщин в прядильные мануфактуры. Особенно несогласных  посылали на каторгу, «не в Сибирь, а в крепость Рогервик (Эстония), где условия жизни и работы были особенно тяжелы. Указ от 12 декабря 1726 года с раскольников предписывалось брать уже четвертной подушный оклад, т. е. вдвое больший установленного указом 1716 года» [10, с. 220]. Указ Петра от 8 февраля 1724 года требовал ужесточению мер против бегства староверов на окраины и особенно в Сибирь; указом от 10 ноября 1724 года вменялось обязательное ношение отличительной одежды и  «погодных» знаков для староверов, и было велено у них «не принимать судов и челобитья не брать за караул и посылать на работу» [2, с. 149]. Раскольникам под угрозой штрафа приписывалось носить нагрудник ферез, крашеную с ожерельем однорядку и сермяжный зипун со стоячим клееным козырем из красного сукна [9, с. 380].

Вторая половина XVIII века ознаменовала собой начало экономического становления староверов, как новаторов в деле предпринимательства, на что государство отреагировало молниеносно, пойдя по пути экономического притеснения последних. Введение подушной подати (с посадских лиц мужского пола брали по 40 алтын (1 руб. 20 коп.), а с крестьян по 70 коп., с лиц женского пола бралась половинная сумма) рассматривалась как «дополнительная плата за раскол». С 30 августа 1732 года взималась дополнительная подать с «записных раскольников» из купцов, размер её исходил из величины их гильдейских окладов с учетом хозяйственной состоятельности тяглецов» [6, с. 4-5]. Такая политика должна была поспособствовать разорению и дискриминации принадлежащих к расколу купцов, обращая себе (государству) во благо их инаковерие. Эта дополнительная плата за раскольников была упразднена лишь в 1782 году. Одним из первых государей, кто положительно отнесся к староверам,  был Петр III. В короткое время его правления была упразднена Тайная канцелярия, выявлявшая и «изводившая» раскольников; «теперь особым указом Сената предписывалось следствия по делам раскола прекратить, всех отпустить по домам, избавить от дополнительных расходов... Старообрядцы получали право свободно совершать свои моления» [4, с.11-12]. В. Г. Карцов видит причину изменения политики по отношению к старообрядцам в том, что Петр III, понимая знаковую роль в экономическом превосходстве староверов, был знаком с практикой западного протестантизма и стремился скорее извлечь прибыль, нежели продолжать гонения христианских единоверцев. Идиллия с властями закончилась с восшествием на престол Екатерины II. В 1765 г. предписано вместо откупных денег брать с раскольников рекрут натурой. В 1768 г. в противовес указу Петра III вновь запрещалось строить раскольничьи церкви и часовни» [4, с.11-12].

В конце 60-х - начале 70-х годов XIX века началось потепление отношений между старообрядцами и официальными властями, широкое проявление которого можно заметить в период так называемых контрреформ. В «1874 году был опубликован закон о браках раскольников, по которому устанавливалась запись браков старообрядцев в особые метрические книги, хранившиеся при волостных и полицейских управлениях» [8, с. 46].  Очередное ужесточение правительственного режима по отношению к старообрядчеству связано с К. П. Победоносцевым, занимавшим с 1880 г. пост обер-прокурора Синода. Его перу принадлежит указ о государственном контроле за старообрядческими молельными домами; а также создание секретной комиссии для удаления старообрядческой митрополии с митрополитом из Москвы и Московской области. Повестка первого старообрядческого всероссийского съезда, состоявшегося в Москве 14 сентября 1900 года, была посвящена проблеме доведения до государя бедственного положения старообрядчества и в форме петиции была подана Николаю II. В ответ министр внутренних дел Сипягин разослал губернаторам и градоначальникам указание «иметь наблюдение, чтобы никаких гонений и притеснений местным старообрядцам делаемо не было со стороны властей» [1, с. 307]. После объявления манифеста 17 апреля 1905 года о свободе вероисповедания, старообрядчество «могло строить церкви и молельни,...открывать приходы и общины» [8,  с. 46], в России возникло большое количество старообрядческих изданий. С начала 1906 года стала выходить старообрядческая «народная газета» со специальным приложением «Голос старообрядца», отличавшаяся умеренно-либеральным направлением. Началось активное строительство храмов, школ, молельных домов. Результатом этого объединения явилось создание в 1914 году старообрядческого культурно- просветительского общества. «Деятельность общества была направлена на распространение просвещения среди старообрядцев и пробуждения у них интереса к собственной истории, выяснение правовых, общественных и материальных нужд». [7, с. 105]. Последние сообщения общества относятся к ноябрю 1916 года. Декреты советской власти отделили церковь от государства и в то же время объявили действующей свободу совести и вероисповедования. Дальнейшая репрессивная политика загнала старообрядчество в подполье и способствовала некоторому его забвению.

 

Список литературы:

  1. Бонч-Бруевич В. Д. Избран. Соч. Т. 1. О религии, религиозном сектанстве и церкви. М., 1959.
  2. Воскресенский Н. А. Законодательные акты Петра I. М., Л., 1945.
  3. Житие Аввакума и другие его сочинения. М., 1991.
  4. Карцов В. Г. Религиозный раскол как форма антифеодального протеста в истории России. - Калинин, 1971.
  5. Керов В.В. Роль общины в хозяйственной системе старообрядчества в XVIII - перв. половине XIX в. // Сб. мат. конф. Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи, - Улан-Удэ, 2001.
  6. Козлова Н. В. Купцы-старообрядцы в городах европейской России в середине XVIII в. //Отечественная история. 1999. .№4.
  7. Комарова О. С. Старообрядческое культурно-просветительское общество в отражении старообрядческой периодической печати (1914- 1916 г.г.) // Старообрядчество: история, культура, современность. - М., 1995.
  8. Миловидов В. Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем. М., 1969.
  9.  Очерки истории СССР. Россия в первой четверти XVIII в. М., 1954.
  10.  Русское православие: вехи истории. М., 1989.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий