Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: III-IV Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 01 ноября 2017 г.)

Наука: Политология

Секция: Мировая политика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Чэнь Ц. ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИЦИЙ КИТАЯ В РОССИЙСКУЮ НЕФТЕГАЗОВУЮ ОТРАСЛЬ // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. III-IV междунар. науч.-практ. конф. № 3-4(2). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 74-78.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИЦИЙ КИТАЯ В РОССИЙСКУЮ НЕФТЕГАЗОВУЮ ОТРАСЛЬ

Чэнь Цзиньлин

аспирант, Санкт- Петербургский Государственный Университет,

РФ, г. Санкт-Петербург

PROSPECTS FOR CHINA'S INVESTMENT IN THE RUSSIAN OIL AND GAS INDUSTRY

 

Jinling Chen

St. Petersburg University,

Russia, Saint Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены отношения Российской Федерации и Китайской Народной Республики в нефтегазовой отрасли, ее современное состояние и основные перспективы развития.

ABSTRACT

The article considers the relations between the Russian Federation and the People's Republic of China in the oil and gas industry, the current state and the main development prospects.

 

Ключевые слова: политические аспекты Китая, нефтегазовая отрасль, инвестиция, внешняя политика Китая.

Keywords: political aspect of China, oil and gas industry, investment, foreign policy China.

 

Китай начал добычу и использование нефти около IV века. В Китае во время династии Северной Сун писатель Шэнь Ко в «Мэн Си Би Тан» впервые использовал слово «石油 (нефть)», которое китайцы используют и до настоящего времени [1]. До 1949 года в стране не было найдено почти ни одного крупного нефтяного месторождения. Приходилось очень много импортировать из-за рубежа. Многие специалисты говорили, что Китай – «бедная нефтью страна». После 1949 года Китай начал наращивать усилия по разведке нефти [6]. Позже удалось обнаружить несколько крупных нефтяных место­рождений, из которых наиболее известным было «Дацин нефтеместо­рождение». Китай быстро избавился от ярлыка «бедной нефтяной страны» и уже в начале 1970-х годов начал экспортировать нефть за границу. В то время многочисленные поставки нефти дали толчок для развития его промышленности. Но Китай не учел, что нефть является важным ресурсом, и не уделил нужного внимания нефтяной промы­шленности. Сырье тратилось в больших количествах, использовалось как источник топлива во многих китайских семьях. А западные страны в этот период переживали несколько «нефтяных кризисов» и постепенно начали развивать национальную энергетическую структуру, разработав большое количество энергосберегающих технологий, что эффективно отразилось на использовании энергии. Китай же в основном «просто сидел и смотрел». Можно сказать, что он сам допустил собственный «нефтяной кризис». Отсутствие развития нефтяной промышленности Китая стало большим упущением.

В Китае после проведения политики реформ и открытости быстро развивается промышленность. Спрос на ископаемые виды топлива тоже быстро растет. В связи с повышением внутреннего потребления нефти и уменьшением добычи к 1993 году Китай становится страной нетто-импортером нефти. В настоящее время он должен использовать два рынка ресурсов: внутренний и внешний. С развитием Китая будет все больше и больше потребности в энергии, но так как темп роста внутреннего производства нефти ограничен, то в первую очередь следует полагаться на импорт для удовлетворения потребностей. Спрос на потребление нефти сильно растет, но уровень количества поставок недостаточен, поэтому необходимо существенное увеличение объемов импорта нефти [1].

В 2003 году Китай занимал второе место по количеству потребления нефти в мире после США и третье место по импорту нефти. Вместе с США, Европой и Японией Китай является одним из основных мировых потребителей нефти и газа. По самым скромным оценкам, потребление нефти в 2020 году Китаем достигнет 410 миллионов тонн, в то время как разрыв между этим потреблением и поставкой достигнет 220 миллионов тонн. По данным IEA, потребление нефти в 2020 году Китая достигнет 550 миллионов тонн, а разрыв будет достигать 360 миллионов тонн [2].

Использование нефти и газа в качестве стратегического ресурса имеет не только экономические, но и политические аспекты. Развитие нефтегазового сотрудничества Китая и России сопровождается стреми­тельно развивающимися партнерскими и торговыми отношениями и достигло большого прогресса за последние 20 лет, примером чего может служить строительство и эксплуатация нефтепроводов и газопроводов [4; 5]. Немаловажным является и создание проекта «Сахалин-3».

Китай и Россия хорошо дополняют друг друга в плане энергети­ческих ресурсов и энергетических рынков. В настоящее время Россия является крупнейшим в мире экспортером природного газа и вторым по величине экспортером нефти и ее продуктов.

Китайское экономическое развитие неизбежно опирается на нефтегазовые ресурсы. Нефть в качестве стратегического ресурса имеет не только экономическое значение, но также политическое [9]. Дисбаланс между производством и потреблением нефтегазовых ресурсов Китая не так критичен, но, принимая во внимание противоречие между нефтегазовыми запасами Китая и развитием его нефтегазовых потребностей, может иметь серьезные последствия.

С быстрым развитием экономики страны китайское нефтяное потребление вызвало всплеск спроса на нефть. В то время разработок отечественной нефтегазовой промышленности было недостаточно, как говорилось выше, для удовлетворения огромного спроса. Между тем, в результате увеличения нефтегазового спроса импорт делает Китай очень зависимым от зарубежных стран.

В нынешней международной экономической и политической среде реализовать китайские инвестиции в Россию очень важно. Инвестиции китайских предприятий в зарубежный нефтегазовый сектор все ещё находятся в зачаточном состоянии, они несовместимы с уровнем экономического развития Китая. Китайские инвестиции ускоряют реализацию стратегии «выхода вовне». Китайские инвестиции в нефте­газовую промышленность России имеют важное значение для мировой экономики, экономики Китая и для китайских нефтегазовых предприятий.

Для Китая вложение инвестиций в нефтегазовую промышлен­ность России является неизбежным выбором в сочетании с текущим нефтегазовым статусом самого Китая (спроса и поставки нефтегазовых ресурсов) и состоянием нефтегазового статуса России. Если точнее перечислять причины инвестирования Китаем нефтегазовой отрасли России, можно выделить главные аспекты мировой нефтегазовой политики. Нефтегазовые ресурсы являются необходимым для современной промышленности «горючим материалом» и не менее необходимым условием для социального развития государства. Каждая страна зависит от адекватного энергоснабжения. Китай является крупнейшей развивающейся страной в мире, где расширяются индустри­ализация и урбанизация, а нефтегазовая добыча не может удовлетворить потребности быстрого экономического роста. Серьёзная нефтегазовая ситуация в Китае является основной причиной инвестиций Китая в нефтегазовую промышленность России.

Поэтому китайские инвестиции в мировую энергетику не только могут удовлетворить потребности в энергии внутри страны, но и способствуют расширению мирового нефтегазового производства, оказывая материальную помощь нефтегазовым добывающим странам в виде капитала, технологий, инфраструктуры. Это и является причиной того, что Китай может в таких огромных масштабах разворачивать свою деятельность в мире.

 

Список литературы:

  1. Доклад о китайском энергетическом развитии. Издательство «Китайское водное хозяйство и гидроэнергетика», 2007. – С. 117. 《中国能源发展报告》委员会编, 中国水利水电出版社2007年版,第117页。
  2. Китайские энергетические стратегии развития и политика. «Исследование китайской энергетической стратегии и развития». Издательство «Экономические науки», 2004. – С. 261.
  3. Данные разнятся в зависимости от источников, в таблице даже для одного года данные не совсем совпадают, но все источники показывают одинаковые тренды (увеличения или уменьшения данных).
  4. Китайско-российское стратегическое партнерство // CCTV [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://opinion.cntv.cn. 战略伙伴关系 (Дата обращения: 08.02.2015).
  5. Китайско-российское нефтегазовое сотрудничество в последние 20 лет // «Китайский центр коммунистической партии» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cctb.net/llyj/lldt/qqzl/201404/t20140415_304025.htm (Дата обращения: 15.04.2014).
  6. Чэнь Цзиньлин. Перспективы китайско-российского нефтегазового сотруд­ничества / Чэнь Цзиньлин // Китайский рынок. – 2016. – № 37. – С. 222-239. 陈金玲 . 中俄石油天然气合作的前景 / 中国市场. 2016.
  7. Чэнь Цзиньлин. Значение углубления сотрудничества между Россией и Китаем в нефтегазовой отрасли // Изучение и решение. – 2015. – № 24. – С. 81-82. 陈金玲. 中俄深化石油经济领域合作的意义 / 决策探索. 2015. № 24.
  8. Лу Жуцюан. Социальный капитал, который китайские нефтегазовые компании должны набрать / Лу Жуцюан // Международная нефтяная экономика. – 2008. – № 6. – С. 40-45. 陆如泉. 中国大石油公司实施国际化战略需要积累五种社会资本. 国际石油经济.
  9. Китайская нефтегазовая стратегия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.china5e.com/energy-economy/ 中国能源网 (Дата обращения: 20.05.2016).
  10. National Enterprise Credit Information Publicity System [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gsxt.gov.cn (Дата обращения: 2016 г. ).
  11. Ministry of commerce of the people’s republic of China [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mofcom.gov.cn/ (Дата обращения: 20.10, 2016).
  12. Гумарова И.С. Приоритеты энергетической дипломатии России: Дисс. на соиск. уч. ст. канд. полит. наук. 23.00.04 / И.С. Гумарова; науч. рук. С.М. Виноградова // С.-Петерб. гос. ун-т. – СПб., 2008. – 325 с.
  13. Виноградова С.М., Мельник Г.С. Психология массовой коммуникации: Учебник для бакалавров. – М.: «Юрайт», 2015. – 512 с.
  14. Виноградова С.М. Геополитика: Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: «Юрайт», 2016. – 273 с.
  15. Тараканова Т.С. Россия и Китай в Шанхайской организации сотрудничества: проблемы политико-экономического взаимодействия: Автореф. дис. ... канд. полит. наук: 23.00. 04 / Т.С. Тараканова. – СПб., 2017. – С. 21.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.