Статья опубликована в рамках: I-II Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 04 сентября 2017 г.)
Наука: История
Секция: История России
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
АНТИКРЕСТЬЯНСКИЕ РЕПРЕССИИ НА ЮГЕ ПРИЕНИСЕЙСКОГО КРАЯ (1920-1930-е ГГ.) В ТРУДАХ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
На протяжении на многих веков аграрный вопрос занимал важное место в системе взаимоотношений власти и крестьянства. Не утратил своего значения он и сегодня, так как российское руководство по-прежнему проводит различные реформы в сельском хозяйстве. При этом оно не всегда учитывает опыт аграрных преобразований, которые воплощались в жизнь царскими и советскими властями.
К примеру, пришедшие в 1917 г. к власти большевики в решении аграрного вопроса пошли по пути репрессий. В ходе проведения политики лишения избирательных прав и раскулачивания многие тысячи крестьян были лишены не только дома, хозяйства, свободы, но даже жизни.
Изучение антикрестьянских репрессий на протяжении разных этапов отечественной истории было разным. Например, советская историография, руководствуясь идеологическими установками коммунистической партии, рассматривала репрессии в отношении крестьян в 1920–1930-е гг. с позиций классового подхода и, соответственно, классовой борьбы.
С началом 1990-х гг. широкое распространение получили работы, посвящённые антикрестьянским репрессиям не только в рамках страны, но и отдельных регионов, районов, населённых пунктах. В том числе и юга Приенисейского края.
Одна из первых работ, посвящённая антикрестьянским репрессиям была опубликована в 1994 г. в сборнике «Проблемы сохранения природы и культурно-исторического наследия Хакасии». Её автором стал Николай Степанович Абдин. В своей статье, которая называлась «Репрессии в Хакасии в 20-50 гг.» он дал краткий обзор репрессивных мероприятий, проведённых Советским государством на территории Хакасии в 1920-1950-е гг., в том числе и в отношении крестьян. В частности автор отмечал, что «в процессе коллективизации за несколько лет были ликвидированы зажиточные хозяйства во время пресловутой политики – ликвидации кулачества как класса. Все недовольные, а тем более противодействующие коллективизации карались как государственные преступники». [1, с. 77]
С данным тезисом можно согласиться лишь отчасти. Действительно, во время коллективизации, к людям которые были замечены в убое собственного скота, нежелании сдавать излишки хлеба, использовании наёмной рабочей силы, сельскохозяйственных машин и т.д. применяли различного рода наказания вплоть до привлечения к уголовной ответственности. Однако среди них были не только кулаки, но также середняки, бедняки и бывшие красные партизаны.
Затронуты в статье Н. С. Абдина и события 1937-1938 гг., которые вошли в историю как Большой террор. Автор отмечал, что «за два-три года страна, признанная во всём мире одной из сильнейших, оказалась обезглавленной. Сталинскими репрессивными органами было уничтожено 43 тысячи командиров Красной Армии, 20 тысяч чекистов, миллионы рабочих, крестьян и представителей интеллигенции». [1, с. 79]
Действительно, репрессии 1937-1938 гг. нанесли существенный удар по крестьянству Хакасии и юга Красноярского края. Были арестованы и впоследствии расстреляны сотни бывших кулаков, которые проживали в сельской местности, работники колхозов, МТС и др.
В 1998 г. вышла совместная монография С. В. Карлова и В. Н. Тугужековой «Репрессии в Хакасии», в которой авторы анализировали репрессивные мероприятия Советского государства в Хакасии на протяжении 1920-1930-х гг. Говоря о процессе раскулачивания С. В. Карлов и В. Н. Тугужекова заметили, что «конфискованное у кулаков имущество использовалось «на общественные нужды Сельских Советов и колхозов». [10, с. 12] По этой причине представители данных органов, состоящих в основном из бедняков, были лично заинтересованы в конфискации имущества своих более богатых соседей.
Необходимо отметить, что, работа написана на основе большого фактического материала. Вместе с тем, следует согласиться с исследователем М. Г. Степановым, полагающим, что «в этой работе фактически отсутствует анализ историографической и источниковедческой основы научной проблемы политических репрессий в Хакасии». [9, с. 14]
Следует отметить, что интерес к теме антикрестьянских репрессий на юге Приенисейского края в исследованиях 2000-х гг. не только не угас, но получил новое развитие.
Так, в 2000 г. в г. Абакане вышла книга В. С. Жилкина «Последний передел», в которой автор рассказывает историю своей семьи и того периода, когда она жила в селе Большая Ничка. Особое внимание он уделяет периоду антикрестьянских репрессий 1920–1930-х гг., в ходе которых пострадали многие его родственники. Делая выводы, автор заметил, что в 1920–1930-е гг. «в Сибири ВКП (б) уничтожила не просто крестьянство как класс, а сложившуюся общность русских людей – потомственных сибиряков с самобытной культурой, особыми нравами, психическим складом традициями труда». [4, с. 121 ]
Следует отметить, что исследование В. С. Жилкина, несмотря на наличие архивных источников, а также воспоминаний, как родственников автора, так и жителей села Большая Ничка, носят субъективный характер. Данный вывод можно сделать на основании того, что его семья очень сильно пострадала от репрессий. По этой причине освещение антикрестьянских репрессий в селе Большая Ничка носит односторонний характер.
В 2010 г. вышла монография А. С. Кривошеева «Очерки Минусинского края», в которой рассказывалось, в том числе, и об антикрестьянских репрессиях на территории Тигрицкого сельского совета, а также в населённых пунктах Кривинское, Комарково, Строганово, Ключи. Говоря о репрессиях на территории Тигрицкого сельского совета, автор отметил, «что по архивным данным, накануне коллективизации Тигрицкий сельский совет был в Минусинском районе самым зажиточным. Тогда в селе и его деревнях проживало 30 процентов богатых жителей и 55 процентов середняков». [6, с. 16]
Работа А. С. Кривошеева также как и В. С. Жилкина, написана с привлечением большого количества архивного материала. Однако «Очерки Минусинского края» носят более объективный характер, так как написаны человеком не пострадавшим от репрессий.
В вопросе изучения антикрестьянских репрессий 1920-1930-х гг. оставили свой след и школьники.
Например, в 2007 г. в IV cборнике Мартьяновских чтений вышла статья педагога М. Р. Познянской и ученицы 9 класса средней школы № 12 К. Смирновой «Коллективизация – трагедия сельского труженика», в которой рассматривался процесс раскулачивания крестьян села Кривинское Минусинского района. Авторы работы, используя, в том числе, и архивный материал, сумели показать картину репрессий в отдельном населённом пункте, проследить судьбы раскулаченных и репрессированных крестьян. В то же время данная работа не лишена штампов, характерных для работ 1990-х гг. Например, раскулачивание, по мнению авторов, «изначально превратилась в геноцид против, своего народа, осуществлённого его же руками… Раскулачивали, как правило, в селе бедняки-горлопаны. Приглянулось жильё, нужна корова или лошадь, выдвигалось на сходке предложение раскулачить зажиточного соседа». [8, с. 73]
Следует отметить, что на протяжении 2000-2016 гг. вышли несколько исследований, посвящённых истории районов, входящих в состав Красноярского края и Республики Хакасия. В этих работах нашла отражение и тема антикрестьянских репрессий.
Например, В. М. Байзель, автор книги «Каратузский район. История малой родины», говоря о периоде коллективизации отмечал: «В период коллективизации и раскулачивания имели место и разрозненные выступления крестьян, поджоги, убийства партийных и комсомольских активистов. Трагически сложилась судьба председателя коммуны «Циня» в Нижней Буланке Каратузского района Быковникова Иосифа Адамовича. Он остался без руки и без глаза. В октябре 1930 года в деревне Еловке погиб милиционер Яров Иван Николаевич, в селе Нижний Кужебар застрелян комсомолец Калинин С. И.». [3, с. 56]
Во времена антикрестьянских репрессий конца 1920-начале 1930-х гг. нередки были случаи, когда дети отказывались от своих раскулаченных родителей. Один из таких случаев описывает в своей книге «375 лет Курагино» Г. К. Артемьев:
«Семья курагинского старожила – крестьянина Семёна Павловича Панина была выслана в Нарымский край. Семён Павлович, в то время уже тяжелобольной человек, вскоре умер там в ссылке, его семье так и не разрешено было вернуться домой. Младший, пятнадцатилетний Николай Панин был обработан активистами выступить открыто на митинге против своего отца… И вот это паренёк с балкона второго этажа перед огромной толпой бичевал, наверное, сам не осознавая того, что делает, своего отца… Семья была разбита и разрушена. Старший брат, приехав в село после 18-летних мытарств, не мог простить Николаю предательства». [2, с. 21]
Процедуру выселения крестьян в Ермаковском районе описывает в своей книге «Человек, лишённый малой родины» В. А. Неволин: «Даны были сутки на сборы и предъявлены требования: скот и всю живность в хозяйстве не забивать (всё сразу же описали), с собой брать вещей по пуду на одного человека и запастить едой на две недели». [7, с. 33]
В целом необходимо отметить, что, несмотря на то, что данные работы написаны с использованием большого фактического материала, тема антикрестьянских репрессий в Приенисейском крае, раскрыта там довольно поверхностно.
В 2011 г. в Хакасском книжном издательства вышла монография С. В. Карлова «Массовые репрессии в 1930 г. (на материалах Хакасии)», в которой он дал характеристику репрессивной политики Советского государства на территории Хакасии в 1930-е гг., в том числе и в отношении крестьян. По мнению С. В. Карлова «первоначально основным методом раскулачивания в Хакасии были избраны «судебные репрессии». [5, с. 22] Однако впоследствии «раскулачить и отправить в «кулацкую ссылку», т. е. на спецпоселение, можно было любого сколько-нибудь зажиточного крестьянина» [5, с. 24], который занимался эксплуатацией наёмного труда сдачей в аренду сельскохозяйственных машин и т. д.
Широко практиковалось властями и так называемое лишение избирательных прав, призванное ослабить крестьянское хозяйство. Лицами, лишёнными правом голоса в сельской местности, становились «все прибегающие к наёмному труду, без учёта причин найма рабочей силы (болезнь, уход на сезонные заработки, временно в страдную пору и т. п.). Лишали избирательных прав и за эксплуатацию сельскохозяйственных машин». [5, с. 32]
В целом нужно отметить, что исследования С. В. Карлова написаны на основании широкого круга источников. Автором рассмотрены процессы ликвидации кулачества как класса, обустройству раскулаченных-спецпоселенцев в Хакасии, Большого террора. Вместе с тем, следует согласиться с исследователем А. П. Шекшеевым, считающим, что С. В. Карлов «подменяет освещение репрессий рассказом о событиях в целом по региону, подробно анализирует состояние выделяемых кулакам натуральных фондов, планы и нормативные документы органов власти». [11, с. 108] В конечном итоге «создаётся впечатление, что выселение и жизнь на поселении кулаков, которые происходили под контролем чекистов, имели строго организованный порядок и не были уж столь мучительными для крестьянства». [11, с. 108]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что с началом 1990-х гг. в отечественной историографии стали появляться работы, посвящённые антикрестьянским репрессиям на территории отдельных регионов, районов, населённых пунктов.
Территория юга Приенисейского края также не осталась без внимания исследователей. На протяжении 1990-2000-х гг. вышло много работ, посвящённых аниткрестьянским репрессиям 1920-1930-х гг. В основном они рассматривают процесс лишения избирательных прав и раскулачивания. Антикрестьянские репрессии, происходившие в 1937-1938 гг. они затрагивают незначительно.
Список литературы:
- Абдин, Н. С. Репрессии в Хакасии в 20-50 гг. [Текст] / Н. С. Абдин // Проблемы сохранения природы и культурно-исторического наследия Хакасии. – Абакан: Изд-во Абаканского государственного педагогического института, 1994. – С. 77–83.
- Артемьев Г. К. 375 лет Курагино. Научно-популярное издание [Текст] / Г. К. Артемьев. – Абакан: ООО «Фирма «Март», 2001. – 108 с.
- Байзель, В. М. Каратузский район. История малой родины [Текст] / В. М. Байзель. – Абакан: ООО «Книжное издательство «Бригантина», 2011. – 156 с.
- Жилкин, В. С. Сталинские репрессии против крестьян / В. С. Жилкин // Политические репрессии в Хакасии и других регионах Сибири (1920-1950-е годы): материалы Межрегиональной научно-практической конференции, проходившей 20 декабря 2000 г. в Абакане; отв. ред. А. П. Шекшеев. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2001. С. 44–52.
- Карлов, С. В. Массовые репрессии в 1930 г. (на материалах Хакасии) [Текст]. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2011. – 206.
- Кривошеев, А. С. Очерки Минусинского края [Текст] / А. С. Кривошеев. – Минусинск: Информационно-издательское агентство «Надежда и Мы», 2010. – 216 с.
- Неволин, В. А. Человек, лишённый малой родины [Текст] / В. А. Неволин. – Красноярск: РАСТР, 2014. – 148 с.
- Познянская, М. Р. Коллективизация – трагедия сельского труженика / М. Р. Познянская, К. Смирнова // Мартьяновские краеведческие чтения (2005-2006): сборник докладов и сообщений. – Абакан, Типография «Журналист», 2007. – Вып. IV. – С. 71-74.
- Степанов, М. Г. Сталинские репрессии в Хакасии в конце 1930-х-начале 1950-х гг. [Текст] / М. Г. Степанов. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2006. – 182 с.
- Тугужекова, В. Н. Репрессии в Хакасии [Текст] / В. Н. Тугужекова, С. В. Карлов. – Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 1998. – 112 с.
- Шекшеев, А. П. Государственные налоговые кампании и крестьянский протест в Хакасии (1927-1929 гг.) / А. П. Шекшеев // Мартьяновские краеведческие чтения (2010-2011): сборник докладов и сообщений; Минусинский региональный краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова; ред. совет. Л. Н. Ермолаева, В. Г. Чернышёва, Т. А. Ключников. – Минусинск: «Кооператив Журналист», 2012. – Вып. VII. – С. 112–119.
дипломов
Оставить комментарий