Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVIII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 23 июня 2014 г.)

Наука: История

Секция: История России

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Красавин В.А. ХРАМ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ В ОСТАФЬЕВЕ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XXXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 6(38). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ХРАМ  ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ  ТРОИЦЫ  В  ОСТАФЬЕВЕ

Красавин  Владимир  Александрович

аспирант,  исторический  факультет,  Московский  Государственный  Областной  Университет,  РФ,  г.  Москва.

E-mail:  krasavin_vova@rambler.ru

 

HOLY  TRINITY  CHURCH  IN  OSTAFIEVE

Vladimir  Krasavin

postgraduate  student,  the  Faculty  of  History,  Moscow  State  Regional  University,  Russia,  Moscow

 

АННОТАЦИЯ

Приступая  к  рассказу  о  более  чем  двухсотлетней  истории  Храма  Живоначальной  Троицы  в  селе  Остафьевe,  напомним  читателю,  что  этой  темы  некоторые  авторы  уже  касались.  Тем  не  менее,  имеющиеся  архивные  материалы  и  рассказы  старожилов  из  прихожан  позволяют  обратить  наш  взор  на  не  менее  интересные  стороны  пусть  не  всегда  славной  нашей  истории. 

ABSTRACT

Getting  to  the  story  of  more  than  two  centuries  of  the  history  of  the  Temple  in  the  village  of  Holy  Trinity  Church  in  Ostafieve,  remind  the  reader  that  this  theme,  some  authors  have  referred.  Nevertheless,  the  available  archival  material  and  old  stories  of  parishioners  allow  our  gaze  to  pay  no  less  interesting  side  if  not  always  glorious  in  our  history. 

 

Ключевые  слова:  храм;  церковь;  Троица;  музей-усадьба;  Остафьево;  «Русский  Парнас»;  трапезная. 

Keywords:  temple;  church;  Trinity  Estate  Museum;  Ostafievo;  “Russian  Parnassus”;  refectory.

 

Неотъемлемой  частью  Государственного  музея-усадьбы  «Остафьево»  —  «Русский  Парнас»  является  церковь  Живоначальной  Троицы  с  приделом  Святого  Великомученика  и  Победоносца  Георгия.

Стены  храма  хранят  память  о  многих  людях,  которыми  по  праву  гордится  Россия.  Это  поэты  К.Н.  Батюшков,  В.А.  Жуковский,  В.Л.  Пушкин,  А.И.  Тургенев,  А.С.  Грибоедов,  А.С.  Пушкин;  граф  А.И.  Мусин-Пушкин,  государственный  деятель,  археограф,  историк  и  коллекционер,  прославившийся  открытием  и  первой  публикацией  «Слова  о  полку  Игореве»;  писатель  М.М.  Херасков,  баснописец  И.И.  Дмитриев;  будущие  декабристы  В.К.  Кюхельбекер,  М.С.  Лунин;  герой  войны  1812  года,  поэт  Денис  Давыдов…

Храм  Живоначальной  Троицы  был  построен  в  1781  году.  Анисья  Григорьевна  Матвеева,  вдова  Козьмы  Матвеевича  Матвеева  (купца,  богатого  промышленника  из  вольноотпущенных  крестьян  Тульской  губернии,  владельца  усадьбы  с  1751  по  1775  гг.)  в  1778  году  получила  разрешение  на  строительство  храма  на  месте  захоронения  мужа  и  двоих  сыновей.  Через  три  года  строительство  было  закончено;  из  старой  деревянной  Георгиевской  церкви  села  Рязаново  в  новую  каменную  Анисья  Григорьевна  перенесла  престол  Святого  Великомученика  и  Победоносца  Георгия,  а  еще  через  некоторое  время,  в  1782  году,  первого  июля,  храм  был  освящен  архиепископом  Московским  и  Калужским  Платоном.

Автор  проекта  храма,  к  сожалению,  неизвестен.  Дошедшая  до  наших  дней  остафьевская  церковь  является  памятником  раннего  классицизма,  хотя  некоторые  исследователи  находят  в  ней  и  черты  барокко. 

Храм  Живоначальной  Троицы  —  это  трехчастное  сооружение:  основной  объем  (и  алтарная  часть),  трапезная  и  колокольня.  Построен  он  из  красного  кирпича,  оштукатурен,  украшен  скупым  белокаменным  и  лепным  декором,  носящим  плоскостной  характер  (так,  например,  фасад  частично  оформлен  пилястрами).

Основной  объем  представляет  собой  двухсветный  четверик,  в  который  вписана  ротонда  с  расположенными  по  периметру  колоннами.

С  востока  к  четверику  пристроена  алтарная  прямоугольная  часть  —  апсида.

С  запада  к  нему  примыкает  трапезная  с  престолом  Георгия  Победоносца,  которая  служила  зимней  церковью.

К  трапезной  присоединена  квадратная  в  плане  трехъярусная  колокольня.  Сейчас  на  ней  двенадцать  колоколов,  различных  по  величине  и  звучанию  (один  из  этих  колоколов  весит  около  800  кг).

Храм  имеет  три  входа:  главный  —  на  западном  фасаде  колокольни  и  два  боковых  —  на  северном  и  южном  фасадах  церкви.

Вокруг  церкви  располагался  некрополь,  где  были  похоронены  священнослужители  храма,  К.М.  Матвеев  и  два  его  сына…У  паперти  церкви  находились  могилы  детей  поэта  П.А.  Вяземского  —  Николая,  Петра,  Андрея  и  Дмитрия…  Внучка  Петра  Андреевича  Вяземского  —  Екатерина  Павловна  Шереметева  (урожденная  княжна  Вяземская)  —  тоже  нашла  свое  последнее  пристанище  у  дорогих  стен…

…История  остафьевского  храма  тесно  связана  с  родом  князей  Вяземских.  Они  постоянно  заботились  о  храме  и  священнослужителях:  производили  ремонт  домов  церковнослужителей,  обеспечивали  их  жильем,  дровами,  выплачивали  ежегодное  жалование.  В  1866  г.  ими  была  сооружена  новая  церковная  ограда;  в  1870  г.  отремонтирован  колокол.  Вяземские  дарили  в  храм  кресты,  иконы,  церковные  книги,  свечи,  денежные  средства.  Они  заказывали  молебны  о  здравии,  о  долгоденствии,  о  путешествующих,  о  болящих… 

По  сохранившимся  документам  можно  судить  об  отношении  князей  Вяземских  не  только  к  Дому  Божьему,  но  и  к  местным  жителям.

После  молебнов  Вяземские  устраивали  угощения  для  дворовых  и  крестьян,  одаривали  их  одеждой,  выдавали  денежные  пособия  сиротам,  инвалидам,  по  старости  лет,  новобрачным  и  пр.

Земля  рядом  с  церковью  отдавалась  церковнослужителям  и  крестьянам  прихода  по  добровольному  соглашению  за  250  руб.  в  год.  Дома  были  у  церковнослужителей  деревянные,  на  помещичьей  земле.  Кроме  дохода  от  приходских  дворов  и  земли,  церковнослужители  получали  жалование  —  214  руб.  в  год  от  князя  П.А.  Вяземского,  коим  были  довольны.

Вот  как  описывает,  к  примеру,  шотландский  путешественник  и  художник  Роберт  Кер  Портер,  бывший  гостем  А.И.  Вяземского  в  1806  г.,  День  Святой  Троицы  в  Остафьеве:  «…Поскольку  был  престольный  праздник  в  селе  князя,  то  меня  ожидало  большое  деревенское  увеселение…  Когда  я  прибыл,  вся  семья,  гости,  крестьяне  находились  в  церкви…  Все  крестьяне  были  одеты  в  свои  лучшие  наряды  и  украшены  гирляндами  из  растений…  После  того,  как  священные  обязанности  были  выполнены,  крестьяне  приготовились  к  играм,  но  из-за  дождя  продолжили  праздник  в  помещении»  …  [1,  с.  15—16] 

А  вот  воспоминания  С.Д.  Шереметева  о  П.П.  Вяземском:  «Взаимоотношения  князя  с  крестьянами  были  патриархальными…  Особенно  памятен  29  июня  в  Остафьеве  (День  божественных  покровителей  апостолов  Петра  и  Павла  —  В.А.).  После  обедни  князь  из  церкви  возвращался  домой,  все  крестьяне  собирались  у  балкона.  Происходило  угощение:  раздавался  хлеб,  выпивали  по  чарке  водки.  Все  подходили  чинно,  по  очереди.  Князь  был  с  ними  приветлив,  и  они  к  нему  обращались  совершенно  так  же».  У  жителей  села,  Павел  Петрович  имел  прозвище  «Филарет  милостивый»  за  его  снисходительность  и  доброе  человеческое  отношение»  [1,  с.  19].

Но,  наверное,  более  всего  заслуживают  внимания  события  в  жизни  остафьевской  церкви  Живоначальной  Троицы  и  прихожан,  связанные  с  деятельностью  Екатерины  Павловны  Шереметевой.

…1917  год  многое  изменил  в  истории  России. 

…Остафьево  из  частного  владения  превратилось  в  музей  дворянского  быта.  Храм  действовал,  несмотря  на  то,  что  в  1922  г.  по  акту  из  него  изъяли  все,  сделанное  из  драгоценного  металла:  церковная  служба  продолжалась,  а  все  оставшееся  содержалось  в  полном  порядке.

«После  утверждения  в  1928  году  «Инструкции  об  отделении  церкви  от  государства  и  школы»  храмы  стали  повсеместно  закрывать  и  использовать  под  культурно-  просветительные  учреждения  или  для  хозяйственных  нужд»  [1,  с.  20]  (в  них  размещали  склады,  мастерские,  овощехранилища). 

«В  начале  января  1929  г.  распоряжением  Мособлисполкома  было  решено  закрыть  остафьевскую  церковь  и  передать  ее  под  клуб  местной  камвольно-прядильной  фабрике»  [1,  с.  20].  Против  этого  решительно  выступила  Е.П.  Шереметева.  На  внеочередном  заседании  церковного  совета  она  произнесла  пламенную  речь,  призывая  защитить  храм.  После  ее  выступления  верующие  категорически  отказались  закрыть  его.  Вскоре,  в  январе  того  же  года,  Екатерина  Павловна  умерла  и  была  похоронена  вблизи  алтаря  церкви.

…В  1937  году  храм  все-таки  закрыли.  «Священника  и  псаломщика  репрессировали.  Колокола  сняли.  Уничтожили  главки  с  крестами»  [1,  с.  21].  Наиболее  ценные  предметы  интерьера  и  церковного  имущества  вывезли,  расхитили.  Иконы  сжигали  или  использовали  как  строительный  материал  при  ремонте  остафьевской  школы  для  настила  «черных»  полов,  часть  икон  разнесли  по  своим  домам  жители.  На  территории  церковного  некрополя  были  вскрыты  и  осквернены  захоронения,  в  том  числе  поругана  и  могила  Е.П.  Шереметевой.  Надгробия  с  могил  использовались  для  строительства  домов  и  плотины  на  реке  Десне.  В  храме  был  устроен  склад…

Во  время  Великой  Отечественной  войны  здесь  размещались  столовая  и  кухня  для  летчиков.  В  послевоенные  годы  —  пионерский  лагерь,  швейный  цех  Промкомбината  Подольского  райпотребсоюза…  Состояние  храма  стало  неудовлетворительным,  кирпич  местами  выветрился,  штукатурка  обвалилась,  крыша  протекала,  стропила  и  обрешетки  купола  подгнили…  В  интерьере  были  сделаны  перекрытия  и  перегородки…Стены  выкрашены  масляной  краской…. 

Так  дела  обстояли,  пока  не  восторжествовала  «на  земле  Подольской  память  о  прошлом,  о  духовном  наследии  великой  России»  [1,  с.  23].

В  декабре  1988  г.  Дом  отдыха  Совмина  СССР  в  Остафьево  был  ликвидирован  и  организован  музей.  «Полуразрушенное  здание  храма  две  недели  числилось  на  балансе  музея  как  приусадебная  церковь»  [2,  с.  30].  Затем  церковь  Живоначальной  Троицы  была  передана  «Московской  патриархии  для  осуществления  реставрационно-восстановительных  работ  и  проведения  культовых  обрядов»  [2,  с.  30]  «с  прилегающим  к  ней  земельным  участком  0,28  гектаров»  [2,  с.  30].

10  февраля  1991  г.  «в  остафьевском  музее  было  проведено  Учредительное  собрание,  решившее  вопрос  создания  Общины  прихожан  церкви  Святой  Троицы  в  селе  Остафьеве»  [1,  с.  24].  «Протоиерей  Александр  Ганаба,  председательствовавший  на  собрании,  передал  первым  прихожанам  добрые  пожелания  от  Митрополита  Крутицкого  и  Коломенского  Ювеналия,  ознакомил  с  Уставом  православного  прихода»  [1,  с.  24].  «До  назначения  настоятеля  церкви  был  избран  временный  приходской  совет  (казначей,  члены  ревизионной  комиссии).  Затем  в  музее  был  проведен  молебен»  [1,  с.  24].

В  общину  люди  вступали  семьями,  делали  все  возможное  для  восстановления  церкви:  благоустраивали  прилегающие  территории  (вывезено  более  сорока  машин  мусора),  восстанавливали  внешнее  и  внутреннее  устройство  храма,  проводя  с  жителями  работу  по  выявлению  и  возвращению  вещей,  ранее  принадлежавших  музею,  —  «с  миру  по  нитке»  —  и  возвратили  на  круги  своя  святыню. 

Руководители  предприятий,  организаций,  предприниматели,  простые  граждане  —  все  дружно  подключились  к  благому  делу:  Администрация  Рязановского  сельского  округа,  Щербинский  лифтостроительный  завод  (во  главе  с  директором  М.А.  Ваксманом)  предоставили  стройматериалы  и  мрамор;  акционерное  общество  «Монолит»  (директор  В.Е.  Починалин)  проводило  ремонтно-восстановительные  работы;  «музей-усадьба  «Остафьево»  —  «Русский  Парнас»  (директор  А.С.  Коршиков)  обеспечил  внешнюю  подсветку  храма  и  обустройство  могилы  Е.П.  Шереметевой»  [1,  с.  27];  частные  пожертвования  использованы  для  изготовления  колоколов,  покупки  икон,  церковной  утвари  и  установки  нового  позолоченного  иконостаса…

«18  августа  1991  г.  священник  Подольского  Троицкого  собора  Вячеслав  Дреев  проводит  первый  молебен  около  церкви  за  скорейшее  возвращение  храма»  [1,  с.  24].  «Второй  молебен  около  храма  (уже  с  панихидой)  проводится  21  сентября  1991  г.,  в  день  Рождества  Пресвятой  Богородицы»  [1,  с.  24].  22  декабря  1991  г.,  в  день  памяти  Святителя  Николая  архиепископа  Мирликийского  Чудотворца,  в  Храме  была  совершена  первая  божественная  литургия,  которую  возглавил  протоиерей  Александр  Ганаба  «с  только  что  назначенным  настоятелем  остафьевского  храма  Живоначальной  Троицы  священником  Михаилом  Василенко…»  [1,  с.  26]

В  историю  возрождения  храма  вписываются  все  новые  страницы…Так  художники  А.А.  Воронков  и  В.А.  Касатонов  прекрасно  расписали  свод  его  трапезной  части,  алтарь. 

Работали  художники  над  росписью  свода  трапезной  около  года. 

Подбор  цветов  велся  в  Ростове  Великом,  в  церкви  Спаса  на  Сенях…

Каждый  завиток  строился  по  определенным  законам,  складывался  в  пряди… 

Сегодня  убранство  более  скромное,  но  не  менее  значимое.

Иконы  «Святая  блаженная  Матрона»,  «Федоровская  Божья  Матерь»  …  Мироточивые  иконы  «Пресвятой  Троицы»,  «Царя  Николая»,  «Святой  Иулиании  Вяземской»,  «Святого  Великомученика  и  исцелителя  Пантелеймона».

Православные  храмы  стоят  алтарем  на  восток  —  в  сторону  света,  где  восходит  солнце  (так  записано  в  Библии).  В  алтарной  части  могут  находиться  только  священники,  служители  храма  (мужчины).  Здесь,  в  алтаре,  на  престоле  находится  икона  Живоначальной  Троицы,  напрестольный  серебряный  крест,  Евангелие,  дарохранительница  и  дароносица.

При  церкви  уже  работает  воскресная  школа.  Для  нее  построено  специальное  помещение. 

«Религиозные  ценности  дали  людям  живое  и  глубокое  чувство  совести,  мечту  о  праведности,  дар  обновляющего  покаяния,  острое  чувство  правды  и  лжи,  добра  и  зла.  Православие  выпестовало  в  нашем  народе  дух  жертвенности,  терпения  и  верности.  А  православная  монастырская  культура  дала  отечеству  не  только  плеяду  праведников.  Она  оставила  нам  летописи,  положив  начало  русской  историографии  и  русскому  национальному  самосознанию»  [1,  с.  28].  «Мы  обязаны  монахам  нашей  историей,  следственно  и  просвещением»,  —  признавался  А.С.  Пушкин»  [1,  с.  26].

 

Список  литературы:

  1. Доценко  В.  М.  Василенко.  Церковь  Живоначальной  Троицы  в  Остафьеве.  Остафьево,  2000.
  2. Доценко  В.  Моя  вечерняя  звезда,  моя  последняя  любовь.  М.  Остафьево,  1999.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.