Статья опубликована в рамках: XXXVIII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 23 июня 2014 г.)
Наука: Философия
Секция: Социальная философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
СИМВОЛ НАЦИИ
Мальченко Виталий Игоревич
аспирант кафедры всеобщей истории Красноярского государственного педагогического университета, РФ, г. Красноярск
SYMBOL OF NATION
Vitaly Malchenko
post graduate student, Department of General History of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev, Russia, Krasnoyarsk
АННОТАЦИЯ
В рамках данной статьи рассматривается один из компонентов, способствующих формированию представлений о нации в сознании людей, — символ нации. При рассмотрении данного явления используется культурцентристский подход к изучению социально-массовых явлений. Представлены возможные классификация для различных символов нации.
ABSTRACT
This article considers one of the components contributing to formation of notions about a nation in people’s consciousness, namely — symbol of a nation. When considering this phenomenon the cultural history research approach towards study of social mass phenomena has been used. Possible classifications for different symbols of a nation have been presented.
Ключевые слова: нация; культурцентристский исследовательский подход; символ нации; культура.
Keywords: nation, cultural history research approach, symbol of a nation, culture.
…Когда приходится говорить с массой, совершенно неважно, понимаешь ли сам произносимые слова. Важно, чтобы их понимали другие. Нужно просто отразить ожидания толпы.
Виктор Пелевин. Чапаев и Пустота
Нация, уже много лет это слово не сходит со страниц научных и научно-популярных журналов, каждый год создаются новые работы, посвященные данной проблеме. Эта статья посвящена не феномену нации в целом, но одной из наиболее значимых его частей. А именно символу нации. Значимость данной проблемы вытекает из соотношения символа нации и нации. Символ нации — основа для создания целостного представления о нации в рамках определенной культуры. В рамках данной работы мы основываемся на концепции нации, выдвинутой Бенедиктом Андерсеном в книге «Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма»: нация — это нереальное сообщество, существующее благодаря тому, что оно воображается людьми, использующими для этого ряд элементов и объектов материального мира [1, с. 32]. Данная идея получила развитие в монографии М.Ю. Тимофеева «Нациосфера: Опыт анализа семиосферы нации». Концепция символа нации, выдвигаемая в рамках работы исследователя, базируется на семиотическом анализе компонентов, составляющих этот символ.
В рамках данной работы мы рассматриваем феномен символа нации как социально массовое явление. Это позволит расширить границы изучаемого явления и получить более точное представление об это компоненте нации. В качестве основного исследовательского подхода следует предложить культурцентристский подход. Использование данного подхода предполагает рассмотрение тех или иных социальных и антропологических явлений с позиции полноценного функционирования культуры. Названный подход базируется на следующих положениях: 1) признание решающей роли культуры в процессе общественного воспроизводства; 2) стратификация основных человеческих типов в культуротворческом срезе, то есть с точки зрения их роли в процессах производства, сохранения и передачи культуры [5, с. 99]. Необходимость использования данного подхода можно обусловить самой природой явления — символа нации.
Основные вопросы, которые будут рассмотрены в данной статье: 1) рабочее определение символа нации, что необходимо для того, чтобы избежать двусмысленности и не допустить неверной интерпретации; 2) классификация различных символов нации; 3) оценка степени и глубины влияния символов нации на общество.
Символ нации — комплекс реальных и воображаемых объектов, способствующих формированию образа нации в сознании людей. Так выглядит рабочее определение, которое будет использовано в работе. В качестве основания для подобного определения можно указать на функции символа нации [4, с. 45]. Нужно также рассмотреть условия, необходимые для существования и функционирования символа нации. Одно из важнейших — существование единства в духовной сфере, как частный случай — единство культурного пространства. Важность этого пункта легко понять, исходя из основных постулатов используемого исследовательского подхода. Разделение общества на группы по различным признакам сохраняется и сейчас, все же нельзя утверждать, что общество гомогенно в сфере культуры. Таким образом, можно предположить, что материалом для создания символов нации служат факты и явления, которые будут одинаково восприняты всеми слоями общества вне зависимости от социального положения и уровня духовного развития, а это возможно только в условиях сложившегося культурного пространства или же национальной культуры.
Само понятие «национальная культура» является достаточно спорным, особенно сейчас в эпоху информатизации и взаимного проникновения различных культур. Но учитывая спекулятивный характер объекта и предмета исследования, можно ограничиться следующей гипотезой: к области национальной культуры может быть отнесено любое явление культуры, признанное обществом и используемое для формирования национальной культуры. Это суждение спорное, но оно помогает снять массу вопросов, которые могут возникнуть при соотнесении отдельных культурных феноменов с той национальной культурой, к которой их приписывают. Исходя из выше сказанного, следует, что обязательным условием для успешного формирования и функционирования символа является единое культурное пространство. Следует также отметить, что в качестве материала для формирования символа нации могут быть использованы факты духовной жизни общества.
В качестве источника формирования символа нации выступают различные факторы, но каков принцип их отбора и какой именно фактор может послужить основой для символа нации? Нация требует обоснования и подтверждения своего существования. А за таким подтверждением всегда обращаются к истории. Здесь и формируется одно из основных противоречий, связанных с феноменом нации: националист убежден в давности происхождения нации, и он находит тому подтверждение в истории своей страны, и если он не может их найти, то будет происходить «подгонка» и искажение исторических реалий, чтобы реальность соответствовала воображению. Ученый же склонен говорить о сравнительной молодости данного понятия в том смысле, который в него вкладывают в настоящее время [1, с. 29]. Здесь следует сделать замечание: исторические факты, служащие для националистов опорой при обосновании нации и утверждении её давнего и естественного происхождения, могут также являться элементами символов нации. Можно говорить о том, что подавляющее большинство символов нации имеют в своей основе исторический факт, событие.
И прежде чем продолжить рассмотрение, следует остановиться на порядке формирования символа нации. Вначале необходима основа, на которой будет формироваться символ нации. В качестве основы можно указать на исторические факты. Подобный выбор обусловлен несколькими факторами: нация всегда базируется на прошлом своего народа, и для формирования представлений о нации человеку необходимо отталкиваться от фактов реальности. При выборе фактов, которые станут символами нации, нужно обращать внимание на место тех или иных исторических событий в истории и культуре страны. То есть это должны быть обязательно масштабные и значимые для жителей страны события. Определить значимость события для «простых людей» можно по тому месту, которое оно занимает в рамках культурного поля и национальной культуры.
Прежде чем продолжить, необходимо сделать небольшую ремарку. В ряде случаев некоторые исторические события тесно или даже неразрывно связаны с действиями людей, так называемых исторических личностей. И поэтому так же следует рассматривать исторические персоналии как возможную основу для создания символа нации. После выбора основы для формирования происходит непосредственно создание символа нации. Это происходит путем интеграции символа в культурное пространство. Последний этап в формировании символа — это закрепление символа в культурном пространстве, то есть в произведениях литературы, создание музеев и музейных экспозиций, посвященных историческим событиям, изучение в рамках школьных и университетских курсов истории отечества, установление памятников и мемориалов, закрепление в календаре в качестве праздников, и так далее. После рассмотрения символа нации, следует перейти к рассмотрению и формированию классификации для различных символов нации.
В качестве основания для классификации различных символов нации следует предложить порядок формирования символов нации, определить, какие факты лягут в основу будущего символа. Первый — это исторические символы. Они устойчивы и в некотором роде «сакральны». Второй — неисторические или конструируемые символы. Они крайне неустойчивы и могут существовать и использоваться достаточно недолго. Однако они гораздо удобнее, потому что, конструируя подобный символ, можно искажать исторические факты и действительность для получения нужного результата. В принципе оба вида связаны с историей, и единственным отличием является отношение к историческим фактам. В первом случае факты искажаются минимально или не искажаются вовсе. Во втором — от любого исторического факта может остаться только название.
В рамках предложенной классификации следует выделить еще несколько подтипов символов. Символ-событие и символ-личность могут быть как историческими, так и конструктивными. Рассмотрим их более подробно. Символы — события, исторические и неисторические. Символ — событие историческое — базируется на фактах из истории страны. При выборе основы учитывается общественная значимость факта и его положение в рамках истории в целом. Подобный нюанс легко пояснить, выбирая событие, следует помнить, что данный символ может распространиться и за пределы страны. Поэтому необходимо выбирать такие события, которые имеют значение как для отдельно взятой страны, так и для мира в целом. Будучи единожды созданным, подобный символ может существовать на протяжении многих лет благодаря социальной памяти. При использовании необходимо только слегка корректировать акценты.
Символ — событие конструктивное — использует исторические факты и различные домыслы. Когда речь идет о таком символе, нужно всегда помнить, что он предназначен для недолгого использования. Максимальный период его «жизни» составляет жизнь одного поколения. Создаваясь для использования в конкретной ситуации и при конкретных обстоятельствах, конструктивный символ просто не сможет измениться. В принципе нет смысла его менять, проще будет создать новый. Основной целью данных групп символов является создание представления о нации в целом. Они являются той основой, что служит для формирования воображаемого сообщества.
Символы-личности можно также разделить на две группы — исторические и неисторические. Они отличаются от символов-событий только целью. Целью в данном случае является формирование представления не о нации в целом, а о том, каким должен быть отдельно взятый член нации. Последнее, на что следует обратить внимание в рамках предлагаемой классификации символов нации, — это указать, кто создает символ.
В качестве одного из возможных создателей можно указать национальное государство, для которого нация есть краеугольный камень всей системы ценностей. Другим потенциальным создателем символов нации могут выступать деятели культуры, как-то: писатели, философы, художники; следует сразу же оговориться, в ряде случаев сам «творец», может превратиться в символ-личность. Далее, следует сделать небольшое пояснение. Символы, создаваемые государством, будут выражать официальную точку зрения и использовать только те факты и личности, которые внесли значительный вклад в развитие государства. Символы, создаваемые деятелями культуры, могут быть намеренным противопоставлением государственному символу.
Итак, типовая характеристика любого символа, может выглядеть следующим образом. Исторический символ-событие, созданный государством, или конструктивный символ-личность, созданный общественной организацией.
Прежде чем продолжить рассмотрение, необходимо познакомиться с конкретными символами нации. Для ознакомления выберем несколько ярких и наиболее типичных символов. Первый символ, который будет предложен для рассмотрения, следует классифицировать следующим образом: неисторический символ — личность, созданный группой деятелей культуры. Итак, имя нашего первого героя — Николя Шовен. Сразу же сделаем оговорку, изначально Шовен был призван отразить величие французского оружия и верность стране, ведь он был волонтером, сражавшимся за республику и империю, награжденный орденом Почетного легиона. Лишь после многочисленных метаморфоз его имя стало нарицательным, и сам символ переродился в нечто иное. Образ Николя Шовена как солдата и героя впервые появляется в начале 1840-х годов в водевилях и литературных статьях. Затем образ патриота и солдата находит своё место в пьесе «Солдат-землепашец» и водевиле «Трехцветная кокарда» [3, с. 9—10].
Можно сказать еще много о судьбе Шовена, о том, как он стал карикатурным образом и его имя стало нарицательным для чересчур пылкого и недалекого патриота. А впоследствии дало основание для формирования идейного течения — шовинизма. Ограничимся тем замечанием, что на протяжении долгого времени Николя Шовен был символом единства французов и способствовал консолидации различных групп, населения страны [3, с. 73].
Следующий символ, который будет рассмотрен, характеризуется как исторический символ-событие, созданный государством. День народного единства, празднуемый 4 ноября. Сейчас может возникнуть целая масса вопросов и даже некоторое недоумение. Праздничным этот день стали совсем недавно, в 2004 году, а количество шуток и колкостей в отношении нового праздника было колоссально. Однако этот символ тем и ценен — он молод. И сейчас можно увидеть, как государство интегрирует новый элемент в культурное пространство. Первое, на чем делается акцент, — этот праздник отмечался вплоть до революции 1917 года, то есть он имел место в культурном пространстве. Сохранение памятника князю Пожарскому и гражданину Минину на Красной площади только подчеркивает глубокую степень проникновения данного события в культуру страны. Второе — это общеизвестность фактов, которые лежат в основе: историю смутного времени рассматривают в школах и в рамках университетских курсов истории. Третье — содержательная часть символа, она проста, это желание граждан страны жить в сильной и независимой стране.
Для интеграции символа государство активно использует административный ресурс, как-то: празднование дня народного единства в учебных заведениях. В 2007 году вышел в прокат фильм, повествующий о событиях смутного времени, — «1612». Так постепенно символ проникает в культурное пространство. И самое интересное, на что нужно указать, — это то, что символ направлен в первую очередь на молодое поколение.
Обратимся к менее серьезным, но более интересным символам нации. Следующий символ — неисторический символ-личность, созданный деятелем культуры — бравый солдат Йозеф Швейк. Явно карикатурный образ, представленный в книге Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка», тем не менее является интересным примером символа нации. Возникает простой вопрос, символом какой нации является Швейк? Ответить на этот вопрос можно следующим образом: Йозеф Швейк призван быть карикатурой на идеальный образ подданного Австро-Венгерской империи, в годы Первой мировой войны. Данный символ можно назвать отрицательным символом нации. Выше мы никак не охарактеризовали данный вид символа, потому что по сути своей он выполняет такую же роль, что и символ нации. Однако он меняет акценты, как бы подталкивая читателя к мысли — вот так не должно быть. Образ идиота-патриота всегда будет всплывать в моменты, когда официальная линия и политика государства будет терять всякую связь с реальностью [2].
Продолжая тему отрицательных символов нации, можно взглянуть на стереотипы мышления и предрассудки. Они не могут быть типичным символом нации в рамках того определения, что было предложено в начале работы. Однако это сумма представлений о стране и нации, формирующаяся в ином культурном пространстве и опирающаяся не на целостную картину, получаемую после знакомства с культурой и историей страны, а на отдельные яркие элементы и внешние проявление культуры. К последним можно отнести ряд явлений, как крупномасштабные проявления, так и «мелочи». Под крупномасштабными проявлениями следует понимать различные международные мероприятия, проводимые на территории страны, организацию олимпийских игр, чемпионатов мира по хоккею, футболу и т. п. В эту категорию также следует отнести и победы или успешное участие в указанных выше мероприятиях. Почему это столь важно? Потому что это может пробудить интерес к стране, к её истории, культуре. Таким образом, образ нации, созданный внутри страны, может транслироваться на другие нации и страны. «Мелочи» — это поведение туристов и мигрантов, общение с использованием социальных сетей и сети Интернет, которые тоже помогают сформировать представление о нации.
После столь подробного рассмотрения символа нации и классификации, возникают вопросы: где хранится символ нации? Как обеспечить его проникновение и закрепление в сознании людей? Для обозначения места хранения символа нации удачно подойдет термин, предложенный М.Ю. Тимофеевым — нациосфера. Данный термин обозначает двусторонний феномен, соединяющий в себе: 1) сферу социального пространства, в котором нация может быть представлена как: а) социально-политический и социально-культурный конструкт, б) система, в) область реализации дискурса нации, г) воображаемое сообщество; 2) присущее данной культуре семиотическое пространство, или семиосфера [4, с. 5—6]. Исходя из данного термина, можно увидеть, в каких областях хранится символ нации. Он может находить свое прямое отражение и закрепление в культурном пространстве.
И прежде чем перейти ко второму вопросу, указанному выше, нужно оценить место символа нации в рамках культурного пространства. Можно утверждать, что имеет место быть высокая степень взаимопроникновения явлений. Но интерес здесь представляет другой момент — когда культура становиться национальной? То есть вбирает ли культура создаваемые символы нации и становится их носителем. Или же требуется отдельная операция по выделению в рамках культуры символов нации? Культура как материальная, так и духовная всегда базируется на фактах действительности и их отражении в сознании человека, её (культуру) создающего.
Исходя из этого утверждения, можно ответить на поставленный ранее вопрос. Символ нации выделяется из существующей на момент его создания культурной базы. Определив соотношение символа нации и культуры, можно перейти ко второму вопросу, а именно, как обеспечить его проникновение и закрепление в сознании людей? Ответ на данный вопрос будет достаточно лаконичен: символ нации проникает в сознание человека вместе с культурой, а «культурную прививку» получает каждый, живущий в обществе, в процессе социализации.
Теперь можно указать на факторы, определяющие глубину проникновения символа нации. Эффективность того или иного символа может быть обусловлена двумя факторами: степенью интеграции символа в произведения литературы, музыки, живописи, скульптуры или же в творчестве, которое, в свою очередь, есть часть культурного пространства; и второй фактор — это собственно принятие людьми тех произведений, которые содержат элементы символа или же символ целиком. Здесь нужно сделать интересное замечание в отношении двух групп символов нации. То, о чем говорилось выше, находит свое отражение, и в отношении тех произведений, что содержат в себе символы и их элементы. То есть существуют произведения, ориентированные на исторический символ, они долго сохраняют свою актуальность для нации, их авторы будут признаны творцами национальной культуры, они будут являться неотъемлемой частью той «культурной прививки», которую получает каждый член общества. Произведения, опирающиеся на конструктивный символ, быстро потеряют актуальность для людей. И будут понятны только при знании реальных исторических условий формирования данного произведения и символа. Последнее наблюдение, которое можно здесь сделать, — это особая устойчивость произведений, которые содержат универсальные элементы символов и могут быть использованы для дополнения и усиления уже существующих. То есть речь идет о качествах личностного характера, использующихся при формировании личности в процессе социализации и проецирующихся на символ-личность.
Итак, нация — воображаемое сообщество, она не может существовать вне сознания людей, но она и не может возникнуть из ничего. Символы нации — это те реальные и воображаемые объекты, что позволяют людям создать образ нации в своём сознании. Основой для создания символов нации служат исторические факты и личности. Все существующие символы нации можно объединить в две большие группы, используя в качестве основы для разделения критерий того, что легло в основу символа. Так, можно выделить две большие группы: исторические, имеющие своей основой реальные факты и реальных исторических деятелей, и конструктивные, или неисторические, в основу которых легли искаженные исторические факты и личности или придуманные. Можно также выделить подгруппы в рамках этих больших групп: символ-личность и символ-событие. Следует учитывать и то, кто является создателем символа, поскольку это накладывает свой отпечаток на характер и содержание символа. В качестве возможных создателей следует указать государство и деятелей культуры. Символы нации являются частью культуры страны. Каждый символ выделяется из культуры, но не теряет с ней связи, продолжает существовать в рамках культурного пространства. Оценивая степень влияния символа нации, нужно, прежде всего, увидеть его место в рамках культуры страны. Это позволит понять, как относятся к нему люди, ведь прежде всего на них и для них создается символ нации. Понимание данных механизмов позволит лучше понять, как формируется нации.
Список литературы:
- Бенедикт А. Воображаемые сообщества. Размышление об истоках и распространении национализма: монография. М.: Канон-Пресс-Ц, 2001. — 288 с.
- Гашек Я. Похождения бравого солдата Швейка. М.: Эксмо, 2006.
- Пюимеж Ж. де. Шовен, солдат-землепашец. Эпизод из истории национализма: научное издание. М.: Языки русской культуры, 1999. — 399 с.
- Тимофеев М.Ю. Нациосфера: Опыт анализа семиосферы нации. Иваново: Издательство Ивановский государственный университет, 2005. — 279 с.
- Чернов Г.Ю. Социально-массовые явления: исследовательские подходы. Дубна.: Феникс +, 2002. — 208 с.
дипломов
Оставить комментарий