Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVIII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 23 июня 2014 г.)

Наука: Философия

Секция: Социальная философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Думнова Э.М. ИДЕИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕНТАЛЬНЫХ ОСНОВ РУССКОГО НАРОДА В ФИЛОСОФИИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XXXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 6(38). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ИДЕИ  ФОРМИРОВАНИЯ  МЕНТАЛЬНЫХ  ОСНОВ  РУССКОГО  НАРОДА  В  ФИЛОСОФИИ  Ф.М.  ДОСТОЕВСКОГО

Думнова  Эльнара  Михайловна

канд.  филос.  наук,  доцент  кафедры  гуманитарных  и  социально-экономических  дисциплин  Новосибирской  государственной  архитектурно-художественной  академии,  РФ,  г.  Новосибирск

E-mail: 

 

IDEAS  OF  FORMING  MENTAL  FOUNDATIONS  OF  THE  RUSSIAN  PEOPLE  IN  F.M.  DOSTOEVSKY’S  PHILOSOPHY

Dumnova  Elnara

candidate  of  Philosophical  Sciences,  Docent  of  the  Chair  of  Humanities  and  Socio-Economic  Disciplines,  Novosibirsk  State  Academy  of  Architecture  and  Arts,  Russia,  Novosibirsk

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  проводится  анализ  взглядов  Ф.М.  Достоевского  по  вопросу  формирования  ментальных  основ  русского  народа.  Выявляется  новизна  идей  философа  относительно  толкования  понятия  «народ»  и  их  значимость  в  контексте  методологического  обоснования  исследования  ментальных  основ  русского  общества. 

ABSTRACT

The  article  analyzes  F.M.  Dostoevsky’s  views  on  forming  mental  Foundations  of  the  Russian  people.  The  novelty  of  the  philosopher’s  ideas  on  interpreting  the  concept  of  “people”  and  their  importance  in  the  context  of  methodological  grounding  for  studying  mental  foundations  of  the  Russian  society  is  revealed.

 

Keywords:  mental  foundations;  the  Russian  people;  mental  peculiarities;  people’s  spirit. 

Ключевые  слова:  ментальные  основы;  русский  народ;  ментальные  особенности;  народный  дух.

 

Ментальные  основы  русского  народа  представляли  научный  интерес  уже  во  второй  половине  XIX  в.  В  числе  исследователей  данной  проблематики,  внесших  значимый  вклад  в  ее  развитие,  можно  отметить  целую  плеяду  русских  философов:  К.С.  Аксаков,  Н.Я.  Данилевский,  Ф.М.  Достоевский,  И.В.  Киреевский,  В.С.  Соловьев,  П.А.  Чаадаев,  А.С.  Хомяков,  и  др.  Вместе  с  тем,  существовали  некоторые  методологические  проблемы,  ограничивающие  поле  исследования  ментальных  основ.  Одной  из  наиболее  важных  представляется  проблема  отсутствия  унифицированного  терминологического  аппарата  для  исследования  данного  феномена.  Так,  философы  использовали  термины  «дух  народа»,  «русское  воззрение»,  «национальный  дух»  и  др.  Вместе  с  тем,  прослеживалась  абсолютизация  данных  понятий,  что  выражалось  в  экстраполяции  выводов  на  общество  во  всем  многообразии  его  элементов.  При  этом  не  учитывалась  наличие  в  нем  довольно  глубокой  социальной  дифференциации,  социального  неравенства,  что  не  предполагает  возможность  исследования  социума  как  гомогенного  объединения  индивидов. 

В  этой  связи,  следует  обратить  внимание  на  понятие  «народ»,  активно  используемое  русскими  философами,  при  этом  уточнение  его  смысловой  нагрузки  не  приводится.  Из  контекста  их  идей  следует,  что  народ  рассматривается  как  некое  единое  объединение,  формирующееся  в  рамках  определенных  территориальных  границ  и  имеющее  общий  исторический  корень.  Так  остается  открытым  вопрос  о  национальном  критерии  определения  народа  и  его  ментальных  оснований. 

Философское  осмысление  и  обоснование  этого  вопроса  содержится  в  работах  Ф.М.  Достоевского.  Он  рассматривал  народ  как  пространственно-временную  величину,  формирующуюся  на  основе  единой  веры  в  Бога.  По  мнению  Ф.М.  Достоевского  народ  не  может  сложиться  на  основе  расового,  национального  или  классового  признаков  при  отсутствии  единой,  захватывающей  его  идеи.

Такую  роль  в  развитии  русского  народа  и  формировании  его  ментальных  основ,  по  Ф.М.  Достоевскому,  выполняла  идея  Бога.  Исследователь  творчества  Ф.М.  Достоевского  Р.  Лаут  пишет,  что  философ  вывел  формулу  народа,  состоящую  в  следующем:  «…тот,  кто  принадлежит  к  народу,  верует  в  Бога,  исходит  из  того,  что  сущность  народа  является  вера  в  Бога…»  [3,  с.  370].  Русский  народ  рассматривается  Ф.М.  Достоевским  как  народ-богоносец.  Потеря  веры  в  Бога  означает  разрыв  связи  с  народом,  отделение  от  него.  Изначально  его  понимание  души  народа  было  связано  с  воплощением  в  нем  духа  Божьего,  который  и  является  бессознательным  духом  народа,  т.  е.  основой  народного  духа.  Позднее  его  взгляды  несколько  трансформировались  и  толкование  связи  русского  народа  с  Богом  в  его  философии  предстает  в  виде  идеи  об  отмеченности  русского  народа  Богом.  Так,  «понятие  народа  у  Достоевского  связывается  с  «церковью»,  которую  он  понимает  не  как  внешнюю  организацию,  а  как  духовную  общность  во  Христе»  [3,  с.  371].  Эта  идея  Достоевского  нивелирует  существующие  в  русском  обществе  социальное  неравенство,  сословные  перегородки,  позволяя  рассматривать  народ  как  целое,  имеющее  общее  основание,  религиозный  «стержень»,  скрепляющий  его.  Исходя  из  такого  понимания  народа,  он  анализирует  его  ментальные  особенности,  используя  при  этом  понятия  «народный  дух»,  «народная  душа».  Ранний  Достоевский  разделял  идеи  западников,  а  десятилетний  период  пребывания  в  сибирских  острогах  в  корне  изменил  его  мировоззрение.  Он  взглянул  на  народ  по-новому,  находясь  уже  внутри  народа.  Он  писал  из  Сибири  брату:  «  …Есть  характеры  глубокие,  сильные,  прекрасные,  и  как  весело  было  под  грубой  корой  отыскать  золото…  Что  за  чудный  народ…  Вообще  время  для  меня  не  потеряно.  Если  я  узнал  не  Россию,  так  народ  русский  хорошо…как  может  быть  не  многие  знают  его»  [1,  с.  172—173].

Ф.М.  Достоевский  отмечает  силу  народного  духа,  которая  привлекает  к  себе  другие  народы,  отказывающиеся  от  своих  богов  и  принимающие  христианство.  Религиозность  русского  народа  является  основой  формирования  его  ценностей.  Философ,  по  сути,  говорит  об  архетипе  Бога  и  его  воплощении  в  народных  легендах  и  сказках.  В  них  содержится  вера  в  Божью  справедливость  и  стремление  побороть  смерть  и  утвердить  жизнь.  В  этом  и  проявляется  народная  сила,  она  присутствует  пока  у  народа  есть  идея  и  вера  в  нее.  Вместе  с  тем  Ф.М.  Достоевский  отмечает  возможность  ослабления  народного  духа  при  разочаровании  народа  в  своем  идеале,  или  же  при  проникновении  в  его  жизнь  элемента,  чуждого  ему.  Тогда  народ  сохраняет  свое  исконное  свойство  —  это  жажда  правды,  но  не  находит  путей  к  ее  достижению.  По  мнению  Ф.М.  Достоевского  в  его  время  русский  народ  пребывал  в  таком  состоянии,  будучи  «обеспокоенным  нравственно»  [1,  с.  16—17].  Он  отмечал  в  русском  народе  такие  черты  как:  чувство  сострадания,  смирение,  свободу  и  свободолюбие,  великодушие  и  доброту.  Большой  жизненный  опыт  дает  русскому  народу  ясный  разум  и  здравый  смысл.  Все  эти  черты  и  составляют  внутреннюю  красоту  русского  народа.  Она  проявляется  в  их  религиозном  и  повседневном  поведении. 

Философия  Ф.М.  Достоевского  содержит  идею  «всечеловечности»,  имеющую  общее  с  идеей  «всеединства»  Вл.С.  Соловьева.  В  отличие  от  Соловьева,  который  полагал,  что  на  русский  народ  возложена  определенная  историческая  миссия,  идея  «всечеловечности»  Достоевского  предполагала  «стремление  русского  народа  жить  с  другими  народами  в  единодушии»  [3,  с.  374].  Он  отмечал  отсутствие  у  русского  народа  национальных  границ.  На  этом  основывается  его  всепонимание.  Как  преимущество  народного  духа  Достоевский  рассматривает  способность  русского  народа  проникнуться  духом  чужого  народа.

Идеи  почвенничества  зарождаются  у  Ф.М.  Достоевского  в  период  его  жизни  в  Сибири.  Воззрения  Ф.М.  Достоевского  о  народе  затрагивают  проблему  «оторванности»  высших  слоев  общества  от  народа.  На  каторге  ему  стало  очевидно,  как  народ  сам  отвергает  высшие  слои.  Он  полагал,  что  народ  в  состоянии  реализовать  попытку  создания  «нового,  пригодного  для  него  порядка»,  в  связи  с  чем,  не  отрицал  объективную  возможность  революции.  Как  отмечает  Р.  Лаут,  Ф.М.  Достоевский  «приписывал  народу  способность  четко  сознавать  и  выражать  свои  цель  и  идеи»  [3,  с.  374].  Достоевский  не  желал  такой  участи  русскому  народу  и  в  своих  статьях  указывал  на  другие  возможные  варианты  решения  вопроса,  в  числе  которых  называл  «примерение  царя  и  интеллигенции  с  народом  и  мирное  прогрессивное  строительство  новой  России»  [3,  с.  378]. 

Новизна  философских  взглядов  Ф.М.  Достоевского  состояла  в  его  признании  сознания  в  русском  народе,  доступности  многого  для  его  понимания.  Ф.М.  Достоевский  выявил  некоторую  закономерность  развития  и  существования  народного  духа.  Он  полагал,  что  источником  его  формирования  и  поддержания  является  вера  в  свою  идею:  «…духовная  идея  есть  вообще  первое,  благодаря  чему  народ  возникает»  [3,  с.  375].  Вера  в  эту  идею  может  быть  как  осознанной,  так  и  неосознанной,  независимо  от  этого  она  является  источником  жизненных  сил  народа.  Ф.М.  Достоевский  отмечал,  что  жизненная  энергия  народа  направлена  на  выражение  этой  идеи  в  обыденной  жизни.  Утрата  идеи  приводит  к  ослаблению  народного  духа,  к  его  болезненности.  Исходом  является  либо  поиск  и  нахождение  новой  идеи  народом,  как  необходимое  условие  его  сохранения,  либо  обращение  его  к  разрушению.  Это  неизбежно,  поскольку  вера  в  идею  является  основой  народных  идеалов  и  ценностей  и  ее  исчезновение  приводит  к  их  падению. 

Особо  значимыми  в  контексте  исследования  ментальных  оснований  русского  общества  представляются  взгляды  Ф.М.  Достоевского  на  соотношение  народа  и  нации.  Он  полагал  что,  народ  и  нация  не  всегда  одно  и  тоже.  Они  могут  совпадать  в  идеальном  случае.  Вместе  с  тем,  народ  может  охватывать  несколько  наций,  на  которые  он  распался  в  результате  исторического  развития.  Нации  одного  народа  интегрированные  единой  идеей  дружелюбны  друг  другу,  «сохраняют  братскую  солидарность»  [3,  с.  373].  Возникновение  враждебности  между  ними,  по  мнению  Ф.М.  Достоевского,  свидетельствует  «о  том,  что  народный  дух  уже  опасно  болен»  [3,  с.  373]. 

Ф.М.  Достоевский  подчеркивает  своеобразие  русского  народа,  состоящее  в  его  нравственной  глубине  и  многогранности,  порой  проявляющейся  весьма  противоречиво.  Глубина  чувства,  присущая  русскому  народу,  входит  в  противоречие  с  его  «пугачевской»  стороной,  в  которой  открывается  «дикая,  стихийная,  грубая  и  животная  сущность»  [3,  с.  379].  Так,  в  философии  Ф.М.  Достоевского  был  заложен  новый  подход  к  изучению  ментальных  основ  русского  общества.  Несмотря  на  ограниченность  теоретического  инструментария,  Ф.М.  Достоевский  внес  свое  видение  относительно  понятия  «народ»,  на  основе  которого  строятся  его  размышления  относительно  выявления  фундамента  формирования  народа  и  своеобразия  народного  духа.  Вместе  с  тем,  он  рассматривает  народный  дух  как  нечто  подвижное,  восприимчивое  к  разному  роду  воздействиям,  предпринимает  при  этом  попытку  выявить  механизмы  развития  и  существования  народного  духа.  Вопросы,  затронутые  и  сформулированные  Ф.М.  Достоевским,  не  утратили  актуальность  в  современных  российских  реалиях  и,  напротив,  в  связи  с  усложнением  общества,  приобрели  еще  большую  значимость  и  остроту.  Ф.М.  Достоевский  усматривает  выход  ментальных  основ  народа  за  пределы  национального,  выделяя  в  противовес  религиозную  идею  как  интегрирующее  его  звено.  В  современном  обществе  эти  идеи  приобретают  особую  актуальность,  в  связи  с  расширением  индивидуального  пространства  посредством  реализации  прав  и  свобод  личности.  Это  имеет  отражение  в  процессах  эмиграции,  глобализации  и,  в  целом,  в  преодолении  пространственных  границ  как  необходимого  условия  для  достижения  целей  современного  человека.  Так,  народ  оказывается  частично  рассредоточенным  за  пределами  государства,  сохраняя  при  этом  ментальные  особенности.  Глубина  взглядов  Ф.М.  Достоевского  выразилась  в  его  определении  проблемы  «отрыва»  верхних  слоев  общества  от  «почвы»  —  народа,  что  привело  к  их  отторжению  народом,  а  значит  и  к  формированию  их  собственных  специфических,  отличных  от  народных,  ментальных  свойств  и,  соответственно,  структур. 

Таким  образом,  проявляется  узость  и  ограниченность  существующего  тогда  понятийного  аппарата  для  исследования  ментального  пространства  стратифицированного  общества,  включающего  такие  понятия  как:  «народный  дух»,  «душа  народа»  и  т.  п.  В  условиях  современного  российского  общества  наблюдается  углубление  социальной  стратификации,  что  дает  основания  утверждать  о  мозаичности  ментального  пространства,  суть  которого  не  могут  в  полной  мере  отражать  и  раскрывать  понятия,  используемые  в  русской  философии  XIX  в.  В  связи  с  этим,  обозначилась  необходимость  преодоления  методологической  ограниченности  для  дальнейшего  исследования  ментального  пространства  современных  обществ.  Данная  проблема  частично  была  решена  посредством  введения  новых  терминов  «менталитет»  и  «ментальность»,  суть  которых  отражает  многообразие  ментального  пространства. 

 

Список  литературы:

  1. Достоевский  Ф.М.  Полное  собр.сочинений.  Л.:  Наука,  —  1984.  —  Т.  27.  —  459  с. 
  2. Достоевский  Ф.М.  Полное  собр.сочинений.  Л.:  Наука,  —  1985.  —  Т.  28.  —  Кн.  1.  —  544  с.
  3. Лаут  Р.  Философия  Достоевского  в  систематическом  изложении/  Под  ред.  А.В.  Гулыги;  Пер.  с  нем.  И.С.  Андреевой.  М.:  Республика,  1996.  —  447  с.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.