Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XXXVII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 26 мая 2014 г.)

Наука: Философия

Секция: Онтология и теория познания

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Павлов А.Ю. ПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ТЕЛЕОЛОГИИ И АКСИОЛОГИИ В ЖИВОЙ ЭТИКЕ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XXXVII междунар. науч.-практ. конф. № 5(37). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ПАРАДИГМАЛЬНЫЙ  ХАРАКТЕР  ТЕЛЕОЛОГИИ  И  АКСИОЛОГИИ  В  ЖИВОЙ  ЭТИКЕ

Павлов  Александр  Юрьевич

канд.  филос.  наук,  зав.  кафедрой  «Гуманитарные  дисциплины»,  доцент  Рубцовского  индустриального  института  (филиала)  ФГБОУ  ВПО  «Алтайский  государственный  технический  университет  им.  И.И.  Ползунова»,  РФ,  г.  Рубцовск

E-mail: 

 

PARADIGMAL  CHARACTER  OF  TELEOLOGY  AND  AXIOLOGY  IN  THE  LIVING  ETHICS

Aleksandr  Pavlov

candidate  of  philosophical  sciences,  Head  of  the  Humanities  Department,  associate  professor  of  Rubtsovsk  Industrial  Institute,  branch  of  FSBEI  HVE  I.I.  Polzunov  Altai  State  Technical  UniversityRussiaRubtsovsk

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  обосновывается  возможность  рассмотрения  телеологических  и  аксиологических  представлений  в  Живой  Этике,  с  позиций  теории  парадигматизма.  Это  обусловлено  тем,  что  иерархия  универсума  в  Живой  Этике  раскрывается  через  парадигматические  понятия,  с  использованием  соответствующей  лексики.

ABSTRACT

The  possibility  of  consideration  of  teleological  and  axiological  perceptions  in  the  Living  Ethics  has  been  proved  in  the  article  from  the  position  of  theory  of  paradigmatism.  This  is  determined  by  the  fact  that  hierarchy  of  universum  in  the  Living  Ethics  is  revealed  through  paradigmatic  notions  with  the  use  of  corresponding  lexis. 

 

Ключевые  слова:  Живая  Этика;  Агни  Йога;  телеология;  аксиология;  парадигма;  первообраз;  идея.

Keywords:  Lining  Ethics;  Agni  Yoga;  teleology;  axiology;  paradigm;  prototype;  idea. 

 

Проблема  обоснования  моральных,  нравственных  ценностей  и  по  сей  день  остается  актуальной.  Почему  то  или  иное  событие,  действие  считается  нравственным?  Почему  одно  и  то  же  является  морально  осуждаемым  в  разные  исторические  эпохи,  у  разных  народов,  в  различных  социальных  группах?

Существует  две  точки  зрения,  объясняющие  происхождение  моральных,  нравственных  ценностей.  По  одной  из  них,  это  результат  «общественных  договоренностей»,  представляющий  собой  комплекс  заповедей,  норм,  правил,  в  которых  закреплены  исторически  выработанные  общие,  основные  общественные  представления  о  добре  и  зле,  формах  общения,  поведении  людей.  Этот  комплекс,  с  течением  времени,  претерпевает  изменения,  общество  меняет  свой  социальные  и  групповые  установки.

По  другой,  моральные,  нравственные  ценности  имеют  «над  человеческое»  происхождение.  Они  сообщаются  человечеству  в  виде  божественных  заповедей,  или  сияют,  как  Общее  Благо.  И  способные  воспринять  это  сияние,  отражают  и  транслируют  его  во  все  сферы  человеческой  культуры.  Стремясь  реализовать  эти  ценности  общество,  по  сути,  признает  их  как  высшую  цель  развития  социума.  Подобное  понимание  аксиологии  и  телеологии  встречается,  например,  в  Живой  Этике  (Агни  Йоге).

Рассмотрение  гносеологической  специфики  йоги  в  Живой  Этике  приводит  к  выводу  о  том,  что  йога,  в  этом  учении,  понимается  как  некая  физическая  и  ментальная  тренировка,  «настройка»  познания  на  определенную  «чистоту»  и  «частоту»,  методика  очищения  ума  (мышления),  направленная  на  постижение  истинной  природы  реальности,  высших  ценностей  бытия  [5,  с.  161]. 

Такое  понимание  обуславливает  важнейший  аксиологический  вопрос  —  на  что  же  настраиваться,  что  отражать?  Что  есть  истинная  природа  реальности  и  высшая  ценность?  Телеологизм  этой  проблемы  обращает  к  одному  из  концептуальных  оснований  Живой  Этики  [1],  характерному  для  её  генетических  источников  —  парадигматизму  [7,  с.  60—61]. 

Цель  работы  —  показать  возможность  рассмотрения  телеологических  и  аксиологических  представлений  в  Живой  Этике,  с  позиций  теории  парадигматизма.

Под  парадигматизмом,  автор  данной  статьи,  понимает  процесс  разворачивания  универсального  принципа  мироустройства  (парадигмы)  в  виде  его  бинарных  проявлений.  Подробное  осмысление  роли  феномена  парадигматизма  в  философии  и  познании  можно  встретить  в  трудах  Т.Н.  Верещагиной  [2,  с.  9—11;  3,  с.  206—209;  4].

Обращение  к  теории  парадигматизма  обусловлено  тем,  что  иерархия  универсума  в  Живой  Этике  раскрывается,  в  том  числе,  и  через  понятие  парадигма,  с  использованием  соответствующей  лексики.  В  тексте  Живой  Этики  обнаружены  как  парадигматические  понятия  и  соответствующие  словообразовательные  гнезда,  так  и  представления  о  парадигмальности  [7,  с.  59—60].

В  западноевропейской  философии  понятие  «парадигма»  впервые  было  использовано  Платоном  и  письменно  зафиксировано  им  в  диалоге  «Тимей»  [8].  Понятием  «парадигма»  (paradeigma),  первообразом  Платон  именует  высший  принцип  мироустройства,  вечное,  не  имеющее  возникновения  бытие.  Это  вечно  тождественное  бытие,  постигаемое  с  помощью  размышления  и  рассуждения  [8,  27d—28a].  Использует  Платон  и  такие  понятия,  как  «идея»,  «эйдос»,  обозначающие  подобие  первообраза,  вечно  возникающее,  но  никогда  не  сущее  бытие  [8,  28а].  Сегодня  они  в  философских  работах  характеризуются  как  парадигматические.

Само  слово  «парадигма»  не  встречается  в  Агни  Йоге.  Однако  присутствует  эквивалентное  понятие,  которое  выражает  понимание  высшего  принципа.  Словосочетание  «высший  образ»  семантически  соответствует  платоновскому  термину  «paradeigma»  (первообраз,  высший  образ),  характеризующему  вечное,  тождественное,  неизменно  сущее  бытие.  Например,  «устремление  к  Высшему  Образу  дает  равновесие  духу»  (МО3.  272,  269),  или,  «Разум  дает  человечеству  Образ  Высший,  творчество  самого  огненного  Сердца»  (Б2.  450)  и  т.  п.

Семантически  представления  о  парадигме  и  парадигматике  неоднократно  отражены  в  книгах  Живой  Этики,  например,  «там,  где  люди  признают  границы  двух  Начал,  там  Архат  видит  одно  Великое  Начало»  (Б1.  17),  или  «к  Великому  Началу  устремлен  дух,  познающий  Вечность,  и  в  нем  заложено  зерно  понимания  Космоса»  (Б1.  19),  «Первоисточник,  зарождающий  импульс  Бытия,  руководит  течением  всего  Космического  Огня»  (Б1.  235),  «только  принятие  Огня  Пространства  во  всех  направлениях  даст  понимание  Первоисточника»  (Б2.  639)  и  т.  д.

Используются  в  Живой  Этике  и  другие  понятия,  обозначающие  подобие  первообраза  —  образец,  прообраз,  идея  и  т.  п.  Самые  «высокие»  подобия  первообраза  в  иерархии  универсума  —  идеи,  «реально  существующие  прообразы  вещей»  [4,  c.  53],  что  также  нашло  отражение  в  текстах  Живой  Этики. 

Понятие  «идея»  не  отвечает  налагаемой  на  него  сегодня  смысловой  нагрузке.  Вечное,  не  имеющее  возникновения,  тождественное  бытие,  постигаемое  с  помощью  размышления  и  рассуждения,  высший  образ  реальности  —  это,  по  мнению  античного  философа,  парадигма  (paradeigma),  Первообраз.  А  идею  —  изображение,  «подобие  настоящего  образа»  Платон  понимает  как  явление  парадигматического  порядка  (гносеологический  аспект  парадигмальной  реальности),  не  сводимое  ни  к  парадигме  —  высшему  образу  парадигмальной  реальности,  ни  к  эйдосу  —  воспринимающему  началу  [3,  с.  207;  6,  с.  115]. 

Мир  идей  в  Живой  Этике  —  это  мир  мысли.  А  поскольку  всякое  подобие,  как  состояние  проявленное,  имеет  материальную  природу,  то  и  мир  идей,  мысли  в  онтологическом  плане  рассматриваются  как  фаза  состояния  материи.  Мысль,  идея  в  теософии  и  Агни  Йоге  имеет  материальную  природу  и  удовлетворяет  признакам  онтологизма:  мысль  —  это  энергия,  обладающая  материальными  и  даже  вещественными  характеристиками:  «разве  мысль  ваша  —  не  материя?»  (Оз.  3.IV.14);  «мысль  должна  поработать.  В  каждом  творчестве  нужна  сила  мысли.  Эволюция  без  мысли  невозможна.  Если  в  близком  Тонком  и  Огненном  Мире  все  движется  мыслью,  то  не  трудно  представить  себе  преемственность  мысли»  (МО3.  600);  «утверждение  мысли,  как  и  измерение  энергии,  даст  много  новых  открытий.  Много  особых  явлений  сопряжено  с  объединением  мысли»  (Бр.  521);  «можно  предвидеть,  как  в  будущем  человечество  упорядочит  огромную  область  мысли.  Само  законодательство  должно  предусмотреть,  насколько  жизнь  проникнута  сильными  энергиями.  Не  нужно  думать,  что  можно  как-то  миновать  эту  сферу,  она  гораздо  материальнее,  нежели  телесная  оболочка»  (Бр2.  538). 

Онтология  в  Живой  Этике  характеризуется  специфическим  диалектическим  пониманием  бытия  как  единой  реальности  («духо-материальной»,  согласно  Живой  Этике),  рассматриваемой  в  двух  взаимодополняющих,  полярных  аспектах  Единого:  Парабраман  —  Мулапракрити,  духовное  —  материальное. 

Осмысление  единой  реальности,  как  единства  духовного  и  материального,  мужского  и  женского  начал,  активности  и  пассивности,  субъективности  и  объективности,  показывает  равнозначность  этих  двух  проявлений.  «Так  трудно  определить  границы  между  так  называемыми  пассивностью  и  активностью  в  Космосе.  …Мы  усматриваем  все  силы  начал,  как  активные.  Подразделение  так  не  тонко,  что  трудно  людям  сказать  о  том  принципе,  который  живет  в  явленной  мощи  Мулапракрити.  …Начала  не  могут  относиться,  как  силы  соревнующие,  только  объединение  сил  строит  жизнь»  (Б1.  201).

Такое  двоякое  видение  восходит  к  онтологическому  пониманию  непроявленной  абсолютной  реальности  —  одному  Великому  Началу  (Б1.  17),  в  чем  видится  сходство  с  теософскими  представлениями.  Лишь  в  своем  проявленном  состоянии  при  дифференциации  материи,  абсолютная  реальность  гносеологически  может  пониматься  с  позиции  двух  Начал,  поскольку  творчество  Космическое  «может  проявиться  только  в  двух  Началах»  (Б2.  341).  Как  и  в  теософии,  здесь  речь  не  идет  о  дуализме  Абсолюта:  для  Живой  Этики  характерно  монистическое  его  видение,  Мулапракрити  есть  вид,  состояние  Парабрамана,  то  есть  Начала  понимаются  как  исходящий  один  из  другого,  что  также  находит  подтверждение  в  Живой  Этике  (Б2.  450).

Но  указание  Платона  на  два  начала  космоса  также  не  противоречит  монизму  его  учения.  Он  объясняет  возникновение  космоса  взаимодействием  парадигмы  и  эйдоса,  духовного  и  материального  начал  [2,  с.  9].

С  точки  зрения  теории  парадигматизма  и  познание  приобретает  онтологический  статус,  выступая  «условием  генезиса  Вселенной  в  целом».  Познавая  мир,  субъект  обращается  для  сравнения  познанного  (созданного  подобия)  к  высшей  ценности  своего  сознания  [2,  с.  10],  выступающей,  в  конечном  счете,  целью  и  познания,  и  бытия.  Сравнение  отраженного,  познанного  с  высшей  ценностью,  с  целью  познания  предполагает  «настройку»  сознания  на  определенную  «частоту»,  адекватную  отражаемому.  То  есть,  в  процессе  познания  человек  вступает  во  взаимодействие  с  той  структурой  универсума,  которая  отвечает  «частотной  настройке»  его  сознания.  Пытается  достигнуть  «созвучия»  с  тем  уровнем  реальности  (частотности),  которое  выражает  это  мыслимое  [5,  с.  160].  А  созвучие  между  источником  и  воспринимающим  выражает  соединение  мыслимого  с  мыслящим  (Б.  246),  как  определял  познание  Плотин  [9,  с.  168]. 

Таким  образом,  присутствующая  в  Живой  Этике  парадигматическая  лексика  (Парабраман,  Высшее,  Высший  Образ,  первоисточник,  идея,  прообраз,  образец  и  др.)  соответствует  платоновским  представлениям  об  иерархии  универсума.  Поэтому,  представляется  важным,  продолжить  исследование  Живой  Этики  с  точки  зрения  философии  Платона.  Посмотреть  с  позиций  теории  парадигматизма  на  телеологические  и  аксиологические  представления  в  Живой  Этике,  на  устремленность  философской  системы  к  цели  своего  существования  и  высшую  ценность,  идеал,  к  которым  направлена  философская  система.

 

Список  литературы:

  1. Агни  Йога.  В  4-х  томах.  М.:  Сфера,  2000.  В  тексте  статьи  названия  книг  Живой  Этики  приведены  в  следующих  сокращениях:  Зов  (Зов),  Озарение  (Оз),  Община  (О),  Агни  Йога  (АЙ),  Беспредельность  (Б),  Иерархия  (И),  Сердце  (С),  Напутствие  Вождю  (НВ),  Мир  Огненный  1  (МО1),  Мир  Огненный  2  (МО2),  Мир  Огненный  3  (МО3),  АУМ  (АУМ),  Братство  (Бр),  Надземное  (Братство  2)  (Н).
  2. Верещагина  Т.Н.  Парадигматический  феномен  и  познание  //  Образование  и  социальное  развитие  региона.  Барнаул,  —  2001.  —  №  3,4.  —  С.  9—11.
  3. Верещагина  Т.Н.  Парадигматический  феномен  в  философии  //  Образование  и  социальное  развитие  региона.  Барнаул,  —  2001.  —  №  1,2.  —  С.  206—209.
  4. Верещагина  Т.Н.  Etymon  //  Труды  Рубцовского  индустриального  института:  Выпуск  4.  Рубцовск,  Изд-во  РИИ,  1997.  —  C.  49—60.
  5. Павлов  А.Ю.  Гносеологическая  специфика  йоги  в  Живой  Этике  //  Человек  и  мир  человека:  сб.  ст.  Всероссийской  научной  конференции  (Рубцовский  индустриальный  институт,  27  октября  2007  г.).  Рубцовск,  2007.  —  С.  155—162.
  6. Павлов  А.Ю.  Гносеологический  характер  понятия  «идея»  в  философии  Платона  //  Человек  и  мир  человека:  сб.  ст.  Всероссийской  научной  конференции  (Рубцовский  индустриальный  институт,  31  октября  2008  г.).  Рубцовск,  2008.  —  С.  112—115.
  7. Павлов  А.Ю.  Феномен  парадигматической  лексики  в  Живой  Этике  //  Интеллектуальный  потенциал  молодых  ученых  России:  труды  Сибирского  института  знаниеведения.  Барнаул:  Изд-во  АГУ.  2004.  —  С.  57—61.
  8. Платон.  Тимей  //  Собрание  сочинений  в  4  т.  М.:  Мысль,  1994.  —  654  с.
  9. Плотин.  Эннеады.  Киев:  УЦИМ-ПРЕСС,  1995  —  394  с.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

//используется не только как пиксел, но так же в голосовании и поделиться