Статья опубликована в рамках: XXXVI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 28 апреля 2014 г.)
Наука: История
Секция: История России
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА
Хозикова Надежда Витальевна
младший научный сотрудник мемориального дома-музея С.Т. Аксакова, РФ, Республика Башкортостан, г. Уфа
E-mail: nadezhda.hozikova@mail.ru
PROBLEM OF STUDY OF RUSSIAN ENLIGHTENMENT
Nadezhda Khozikova
junior research scientist of S.T. Aksakov's memorial estate, Russia Republic of Bashkortostan Ufa
АННОТАЦИЯ
Конец XVIII — начало XIX века — один из важнейших этапов развития Российской империи. Именно тогда закладывались основы будущего общественно-политического развития страны. Даже по прошествии столетий это тема остается актуальной, так как современный мир, полностью погруженный в технический прогресс, забывает о культурно-общественном развитии. Идеи Просвещения как раз объединяли научное и техническое развитие. В рассматриваемый период в России появятся люди, которые будут ратовать за просветительские идеи — просветители.
ABSTRACT
The end of the 18th century — beginning of the 19th century is one of the most important stages of development of the Russian Empire. That was the time of building up the future of socio-political development of the country. Even after centuries this problem remains quite relevant as modern world being a part of technical progress forgets about cultural and social development. Precisely enlightenment ideas united scientific and technical development. At the mentioned period of time in Russia appeared people who called for enlightenment ideas — the Enlightened.
Ключевые слова: просветительство; общественно-политическое развитие; просветитель.
Keywords: enlightenment; socio-political development; the Enlightened.
Проблема российского просветительства достаточно спорная: каждый аспект ее изучения вызывает много вопросов, начиная с хронологических рамок самого просветительства, так как они размыты в большом временном пространстве с XVII — по XIX столетие и кончая значением самого слова «Просвещение», его отличия от «просветительства» [5, c. 206], также исследователи спорят, кого можно считать просветителями.
Просветительство-идейное движение в Западной Европе XVIII — XIX века, основанное на утверждении решающей роли разума и науки в познании мира. Такое значение чаще всего встречается в толковых словарях и Интернете, но это определение очень узко и не показывает всей глубины просветительства.
Понятие «Просвещение» возникло не в XVIII веке, как принято считать, а задолго до этого и не в научной литературе, а в церковной лексике как слово, обозначающее приближение к религии и к богу через познание. Эпоха Просвещения только возвращает это понятие в обиход, но уже с другим значением: религиозная догматика исчезнет и наступит век разума. Под просвещением станут понимать распространение научных знаний. Просветительство происходит от слова «свет», тем самым указывая на основу этого движения: с помощью разума рассеять тьму невежества, объединить социальное и естественное, цивилизацию и природу. Идеи просветительства найдут широкое распространение в философии и художественной литературе. Термин «просветительство» встречается у мыслителей XVIII века, таких как Вольтер, И. Гельдер, но окончательно станет общепринятым после статьи И. Канта «Что такое просветительство?», опубликованной в 1784 году. Немецкий философ определяет понятие «Просвещение» как «выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находился по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства кого-то другого…» [6, c. 26]
Гегель в «Истории философии» также затрагивает идеи просветительства с двух основных сторон. Во-первых, просвещение, на его взгляд, не выступает против религии вообще, а только против отдельных ее аспектов (суеверия и старообрядчества), не против государства как системы, а против форм его правления (абсолютизма и тирании), во-вторых, он называет материализм просветителей «смешным пустословием».
В XIX веке просветительство характеризовали как период безграничной веры в человеческий разум, видели в нем возможность усовершенствования общества. Это была победа над темным Средневековьем, торжество науки над схоластикой, об этом говорили историки и литературоведы той эпохи, такие как Ф.К. Шлоссер, Г.Г. Гервинус, Г. Гетнер. Конец XIX — начало XX века будет упадком интереса к идеям просветительства. К. Маркс и Ф. Энгельс видели в Просвещении классовое развитие общества, идейное обоснование для буржуазных революций [4, c. 189]. Также они расширяют объем понятия просветительства, включая в него другие течения той же эпохи, например, сентиментализм в Англии.
Один из классиков, В.И. Ленин, в своей работе «От какого наследства мы отказываемся?» (1897) определяет контуры идеологии просветительства, но его в большей степени интересовало не само просветительство как идейное течение, а его наследие. В.И Ленин впервые расширяется географический диапазон: границы просветительства выходят за пределы Западной Европы и охватывают ее восточную часть, Азию, Америку и Россию. Просветительство становится неким целостным идейным течением, начавшимся в период обновления экономических отношений во многих странах. Масштабные изменения в экономике требовали изменения и в идеологии, именно в этот период становится необходима деятельность просветителей, чтобы плавно осуществить переход от одной формации к другой. Из этого можно сделать вывод, что под просветительством понималась борьба буржуазии против господствующего класса, смена одной формации на другую.
Просветительство в Российской империи будет отличаться от эпохи просветительства в Западной Европе. Историография всех стран обходит Россию, считая ее не доросшей до просветительской идеологии. На самом же деле вторая половина XVIII века в истории России — это период быстрого развития общественно-политической и философской мысли, период борьбы русского народа против феодально-крепостнической и религиозной идеологии. В это время можно выделить общественных деятелей, которых по праву называют русскими просветителями, основоположниками просветительства в России: М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, Д.И. Фонвизин, Я.П. Козельский, А.Н. Радищев и другие. Они приложили немало усилий, чтобы обогатить человеческие знания новыми постулатами и положениями. Русские просветители в борьбе против феодально-церковной идеологии основывались на материалистическом учении.
М.В. Ломоносов боролся за освобождение науки эпохи Просвещения от религиозного влияния. Наука, по его мнению, должна стоять на службе экономических интересах страны и быть доступной для широких масс. Его взгляды на развитие науки, культуры, превосходство материалистического мировоззрения наносили удар по религиозным учениям и церкви. Ломоносов и большинство просветителей в открытую выступали за атеистические взгляды, так как церковь была единственным барьером на пути развития материализма.
Н.И. Новиков считал основным средством просвещения среди народа книги и сам организовал издательское дело. Новиков — один из наиболее крупных просветителей не только России, но и Европы, отдавший свою жизнь служению народу. Он воспевал человека, его величие и достоинства, проповедовал свободу человеческой личности, призывал к равным отношениям между людьми, занимался распространением и защитой прогрессивных идей, пропагандировал достижения мировой науки, искусства, литературы. Новиков способствовал повышению культурного уровня и саморазвития русского народа.
Русские просветители выступали за демократизацию государственного строя, ограничение власти императора, против абсолютной монархии. Первым выступил с этим С.Е. Десницкий, предполагая учредить в России законодательное собрание наподобие английского парламента с представителями народа. Высказал принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Для осуществления подобных преобразований Десницкий считал нужным широкое и повсеместное просвещение народа. Эта политика преобразований помогла бы облегчить жизнь крестьянства и трудовых слоев. Он также выступал за полную веротерпимость, был противником религиозных гонений.
А.Н. Радищев, один из представителей радикального направления российского Просвещения, — один из тех, кто в открытую перешел от мирного просветительства к революционной борьбе. Он был непримиримым врагом самодержавия и церкви, философ-атеист с материалистическими взглядами. Его ода « Вольность» была подлинно революционным произведением.
Эпоха русского просветительства создала собственную оригинальную философию, отразившую потребности общества в обновлении, реформации. Этому способствовало много факторов [2, c. 78]. В XVII веке в России только начинались бурные изменения в экономической сфере, тогда как Европа пережила промышленный переворот. В России еще существовало крепостное право, в недрах которого формировались «первые птенцы» просвещения, выходцы из знатных дворянских родов с устоявшимися консервативными взглядами.
Вопросы датировки просветительства в России также остаются спорными. Самой ранней датой появления просветительства в России считают XVII век. Такие исследователи, как П.Н. Беркова, А.В. Валицкая, полагают, что просветительство возникло в XVII веке, когда начинают происходить изменения в социально-экономической сфере. Но они не берут во внимание, что изменения в идеологии были совсем не заметны.
Ряд других ученых (Я. Бетяев, Д. Благой, А.Г. Кузьмин, П.П. Епианов) соотносят просветительство в России с деятельностью «Ученой дружины» [3, c. 89]. XVIII век в России они называют веком Просвещения, так же как это было и в Европе. По их мнению, теряется главенствующая роль церкви в духовной жизни общества, и на смену ей приходят разум, естественные науки и материализм.
Р.Г. Эймонтова, В.И. Моряков, Е. Пильмак относят начало просветительства в России к концу XVIII века. Именно в это время был выдвинут крестьянский вопрос и постепенно начинается расслоение общества на два лагеря, зарождается борьба против феодально-крепостнической системы и церкви [1, c. 96]. Окончанием же просветительства они считают середину XIX столетия, когда произошла отмена крепостного права и наметился переход к новой фармации.
Сложности определения границ просветительства в России связаны с изменениями, происшедшими в экономической и социальной сфере этого периода. В конце XVII века социальное и экономическое развитие страны находилось в зачаточном состоянии, в связи с этим еще рано говорить о начале просветительства. Тогда как во второй половине XVIII столетия общественно-экономические отношения распространяются на все сферы жизнедеятельности, именно это способствует распространению просветительских идей в России. Конец же просветительства нужно отнести к середине XIX века, когда рушится крепостное право и феодальные отношения переходят в завершающуюся фазу.
Таким образом, можно сделать вывод, что просветительство — самостоятельное направление в общественной мысли России, зародившееся во второй половине XVIII века. Результатом эволюции русского просветительства был переход просветителей 80—90-е годы XVIII века с просветительско-реформистских на просветительско-революционные позиции, о чем свидетельствует выдвижение А.Н. Радищевым идеи народной революции как единственного средства уничтожения самодержавия и крепостничества. От идей к действиям первыми перешли декабристы в первой четверти XIX столетия, сделав попытку вооруженным путем привести в жизнь просветительские идеи.
Датируя начало Просвещения в России серединой XVIII века, разумеется, нельзя забывать о том, что оно возникло не на голом месте и имело предшественников в лице наиболее передовых представителей общественной мысли XVI—XVII веков. Российское Просвещение можно условно разделить на три этапа: I этап — середина XVIII в. — начало XIХ в., II этап — времена декабристов, предпринявших первую попытку притворить просветительские идеи в жизнь с помощью революционного восстания, и III этап — 30—40-е годы XIX века — время поиска новых путей, усиления идейных исканий. В целом проблема российского просветительства остается спорной и до сих пор вызывает множество дискуссий в научных кругах.
Список литературы:
- Макогоненко Г. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века. М., 1952. — 395 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд.2. — Т. 19. М., — 1961. — 703 c.
- Огурцов А.П. Философия науки эпохи Просвещения. М., 1993. — 213 с.
- Орлов В.Н. Русские просветители 1790—1800-х гг., 2 изд. М., 1953. — 542 c.
- Советская историческая энциклопедия. — Т. 11. М., — 1968. — 634 с.
- Кант И. Сочинения в 8-ми т. Т. 2. М.: Чоро, 1994. — 429 с.
дипломов
Оставить комментарий