Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 28 апреля 2014 г.)

Наука: Философия

Секция: Онтология и теория познания

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
МУЗЫКАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ НАРОДА // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 4(36). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

 

МУЗЫКАЛЬНЫЕ  СИМВОЛЫ  НАРОДА

Бахтизина  Дильбяр  Исмаиловна

канд.  филос.  наук,  доцент  Сибайского  института  (филиал)  Башкирского  государственного  университета,  РФ,  Республика  Башкортостан,  г.  Сибай

E-mail: 

 

MUSIC  SYMBOLS  OF  NATION

Bakhtizina  Dilbar

associate  professor  of  Sibay  Institute  (filial)  of  Bashkir  State  University  Russia,  Republic  of  Bashkortostan  Sibay

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  рассматривается  проблема  музыкального  символа,  который  концентрирует  в  себе  сущность  национального  своеобразия  народа.  Музыкальная  интонация,  через  которую  выражается  символ,  несет  в  себе  множественность  значений,  имеющих  различное  происхождение.  Одним  из  музыкальных  символов  народа  является  государственный  гимн,  реализующий  бессознательную  потребность  в  единении  человека  с  обществом. 

ABSTRACT

The  article  deals  with  the  problem  of  music  symbol,  which  concentrates  the  substance  of  national  character  of  nation.  Music  intonation,  per  which  symbol  expresses,  has  multiplicity  of  meanings  having  different  origin.  One  of  the  music  symbols  is  the  state  anthem,  actualizing  instinctive  necessity  in  unity  of  the  individual  and  the  society. 

 

Ключевые  слова:  музыка;  символ;  интонация;  гимн.

Keywords:  music;  symbol;  intonation;  anthem.

 

Мышление  человека  символично.  Символ  является  для  человека  инструментом  познания  окружающего  мира  и  способом  обобщения  поступающей  информации.  Образная  природа  символа  проявляется  в  особенностях  символического  мышления,  которое  конструирует  образ  явления.  Встреча  с  аналогичным  фактом  позволяет,  путем  сравнения,  выявить  типичное  и  индивидуальное.

Символичность  восприятия  мироздания  является  следствием  приспособления  человека  к  миру.  Обработка  полученной  извне  информации  идет  всегда  в  заданном  направлении,  отражающим  те  «клише»,  которые  сложились,  во-первых,  как  результат  культурного  развития  человека,  во-вторых,  как  приспособление  к  особенностям  человеческого  восприятия.  Восприятие  и  обработку  получаемой  человеком  извне  информации  регулирует  символ.  Кроме  того,  символ,  по  мнению  Ю.М.  Лотмана,  выполняет  функцию  важного  механизма  памяти  культуры  [4,  с.  341].

Особенностью  символического  восприятия  является  его  метафоричность.  По  справедливому  замечанию  С.  Лангер,  символы  «не  только  способны  обозначать  явления,  из  которых  их  извлекает  наш  чувственный  опыт»,  но  и  «обозначать»  предметы,  которые  «обладают  только  логическим  подобием  своего  первичного  значения»  [2,  c.  131].  Метафоричность  символа  подчеркивает  тот  факт,  что  мышление  человека  образно  в  своей  основе.  Образность  формирует  «гештальт»,  обеспечивающий  цельность  первоначального  восприятия  явления.  Смысловая  завершенность  создает  благоприятную  ситуацию  понимания  внутренней  логики  явления.  По  мнению  С.  Лангер,  «создание  образа  является  способом  существования  нашего  природного  мышления»  [2,  с.  131].

Музыкальные  символы  существуют  в  рамках  определенной  звуковой  среды.  По  сравнению  со  зрительной  информацией,  слуховое  сообщение  проникает  гораздо  глубже,  оставляя  неизгладимый  след  в  подсознании  человека.  Не  требуя  немедленной  обработки  и  той  степени  осознанности,  которая  характерна  для  зрительной  информации,  слуховая  информация  находится  в  тайниках  подсознания  человека  и  составляет  своеобразную  «долговременную»  программу  развития  личности  человека.  Ее  постепенная  актуализация  образует  те  еле  заметные  сдвиги  в  духовной  жизни  личности,  которые  приводят  в  определенное  время  к  качественному  скачку  в  ней.

Слуховой  образ  часто  несет  в  себе  и  отголоски  зрительного  восприятия,  что  объясняется  особенностями  музыкальной  интонации.  Музыкальная  интонация,  благодаря  синестезии,  объединяет  в  себе  информацию  не  только  слуховую,  но  и  фрагменты  зрительной,  кинетической,  тактильной.  Это  делает  ее  образы  реалистическими  в  плане  полноты  отражения  действительности,  правда,  в  особом  ракурсе.  Все  эти  скрытые  стороны  образа  обнаруживаются  при  распредмечивании  музыкального  содержания.

Музыкальные  символы  страны  представляют  собой  единство  трех  основных  пластов,  составляющих  источник  слуховой  информация  для  человека.  Это,  во-первых,  звуковая  среда  сигнального  характера,  часто  не  несущая  в  себе  особой  художественной  ценности;  во-вторых,  разнообразная  бытовая  музыка,  постоянно  окружающая  человека;  в  третьих,  знаковые  произведения  национальной  музыкальной  классики.  Переплетение  этих  пластов  в  одном  семиотическом  пространстве  создает  полноту  слуховой  картины  страны.  Находясь  в  едином  пространстве  музыкального  произведения,  они  сосуществуют  в  гармонии.  Отсутствие  эклектичности  создается  за  счет  того,  что  все  они  трансформируется,  объединяясь  единой  авторской  интонацией. 

Музыка  обладает  способностью  лучше  всего  раскрывать  национальный  колорит.  Стихийная  природа  музыки,  ее  неподвластность  осмыслению,  позволяет  ей  выявлять  скрытые,  неосознаваемые  стороны  личности  человека.  В  музыке  находит  свое  непосредственное  воплощение  характер  народа,  его  темперамент,  устойчивая  реакция  на  окружающий  мир.  Мир  для  человека  становится  освоенным  только  в  том  случае,  когда  он  не  просто  логически  познан  в  виде  научных  теорий,  а  пережит,  прочувствован. 

В  музыке  С.В.  Рахманинова,  например,  сливаются  в  единое  целое  современная  ему  бытовая  музыка,  интонации  русского  романса  и  колокольного  звона,  народная  песенность,  древнерусское  знаменное  пение  и  т.д.  Все  это  в  целом  создает  неповторимый,  богатый  образ  России,  в  котором,  кроме  информативной  стороны  присутствует  и  ценностное  переживание.  Рахманиновские  музыкальные  образы  русской  шири  создают  аллюзию  свободы  и  мощи,  придающие  образу  Родины  возвышенные  и  прекрасные  черты.  Все  это  в  целом  раскрывает  характер  восприятия  мироздания  народом.

Подлинная  ценность  символа  состоит  в  том,  что  он  устанавливает  связи  между  различными  и,  казалось  бы,  далекими  друг  от  друга  явлениями  культуры,  вовлекая  множество  разнородных  элементов  в  единое  ее  пространство.  Символ  становится,  благодаря  этому,  ключом,  открывающим  новые  возможности  семиотического  пространства  культуры.  Тем  самым  разнородные  элементы  культуры  переплавляются  в  единый  организм.

Инвариативность  символа  обеспечивается  за  счет  сохранения  им  своего  основного,  базового  смысла,  являющегося  стержнем  его  содержания.  Вариативная  же  сторона  проявляется  в  насыщении  его  другими  смыслами,  рождающимися  в  результате  взаимодействия  его  с  иными  смыслами.  Символ,  благодаря  этому  имеет  направленность  внутрь  и  вовне.

Музыкальное  произведение  представляет  собой  смысловой  контекст,  который  способствует  созданию  определенных  символов.  Вычлененный  из  контекста  символ  сохраняет  тот  смысл,  который  сформировался  в  рамках  произведения.  Попадая  в  иной  контекст,  он,  благодаря  этому,  хранит  в  себе  память  о  прежнем  произведении.  Многократность  использования  интонации  в  качестве  символа  как  носителя  определенной  смысловой  константы,  обогащает  ее  смысловую  сторону.  Так  формировалась  интонация  «русского  романса»,  ставшая  обобщением  наиболее  типичных  интонаций  большого  количества  произведений  русской  бытовой  музыки  XIX  века.

В  гимне,  являющимся  одним  из  музыкальных  символов  народа,  реализуется  способность  музыки  сплачивать  людей  в  едином  порыве,  создавать  такой  эмоциональный  настрой,  который  формирует  ощущение  единства.  Гимн  призван  выявить  в  душе  человека  те  стороны,  которые  направлены  на  воспитание  чувства  принадлежности  к  большому  коллективу.  Произведения  искусства,  как  писал  З.  Фрейд,  дают  повод  к  «совместному  переживанию  высоко  ценимых  ощущений,  вызывают  чувство  идентификации,  в  котором  так  остро  нуждается  всякий  культурный  круг»  [6,  с.  103].  Высоко  ценимые  ощущения  представляют  собой  понимание  образа  страны  как  воплощения  силы  и  красоты.  Это,  по  сути,  то  же  эмоциональное  переживание,  которое  давал  в  древности  катарсис,  испытываемый  во  время  лицезрения  трагедии.  Чувство  идентичности  с  народом  —  людьми,  которые  окружают  человека,  формирует  чувство  безопасности,  защищенности,  то  есть  того,  в  чем  изначально  состояла  функция  общества.

Гимн  выступает  в  качестве  звукового  аналога  того,  что  дает  человеку  веру,  названную  Ю.М.  Лотманом  «мощным  средством  самоорганизации»  [4,  с.  125].  Гимн  является  звуковым  выразителем  национальной  идеи,  назначением  которой  является  объединение  людей  не  только  в  пространстве  бытия  сегодняшнего  дня,  но  и  в  историческом  срезе,  во  времени.  Национальная  идея  представляет  собой  то,  что  позволяет  народу  существовать  в  качестве  духовной  общности,  то  есть  составляет  невидимый  стержень,  который  создает  необходимые  условия  для  целостности  общества.  В  гимне  своего  пика  достигает  коммуникативная  функция  музыки,  призванная  сплотить  людей  во  имя  определенной  идеи.  Музыка  в  данном  контексте  обращается  к  глубинам  подсознания  личности,  активизируя  те  архетипические  образы,  которые  отражают  идею  защиты  рода,  человеческого  сообщества.  Они  уходят  корнями  в  еще  более  древнюю  идею  самосохранения  человека.  Человек  как  существо  социальное,  может  выжить  только  в  системе  общественных  отношений,  где  общество  способно  защитить  его  от  прямых  угроз  уничтожения.  На  этом  был  основан  эффект  катарсиса,  переживаемого  греками  во  время  лицезрения  древнегреческой  трагедии.

Простота,  мелодичность,  лаконичность  и  емкость  выражения  «генеральной»  идеи  нации  в  гимне  имеет  глубокий  смысл.  Музыка  гимна  должна  быть  доступной  всем,  так  она  осуществляет  важную  функцию  приобщения  каждого  отдельного  члена  общества  к  интересам  всей  страны.  Гимн  —  это  символ  единства  народа,  такого  статуса,  при  котором  народ  проявляется  как  отдельная  личность.  Преобладание  интонаций,  обобщающих  тип  национального  музыкального  мышления,  позволяет  гимну  восприниматься  как  глубоко  родное  явление,  уходящее  корнями  в  историю  народа.

Не  случайно  и  то,  что  гимном  служит  песня,  написанная  в  простой  куплетной  форме.  Песня  принадлежит  к  числу  тех  «базовых»  музыкальных  жанров,  в  котором  сложные  механизмы  функционирования  музыки  находят  выражение  в  емкой  и  простой  форме.  Кроме  очевидной  доступности,  куплетность  реализует  архетип  круга,  выражающий  идею  цикличности  бытия  и  в  более  общем  плане  отражающий  предсказуемость  происходящих  процессов.  Замкнутость  времени-пространства  —  это  первое  условие  созидания  мира  человека,  того  отграниченного  от  хаоса  окружения,  центром  которого  является  сам  человек.  Кроме  того,  идея  круга  представляет  собой  один  из  символов  бесконечного  движения,  олицетворяющей  идею  жизни.  В  этом  музыкальном  символе  присутствует  то  архаическое  начало,  которое  уводит  нас  в  глубокую  древность.  Необходимо  заметить  и  то,  что  музыка,  появившись  задолго  до  письменности,  несла  в  себе  те  сообщения,  которые,  пользуясь  словами  Ю.М.  Лотмана,  «представляли  собой  свернутые  мнемонические  программы  текстов  и  сюжетов,  хранящейся  в  устной  памяти  коллектива»  [5,  с.  241].

Музыка  —  незавершенный  символ,  считает  С.  Лангер  [2,  с.  214],  что  делает  ее  открытой  к  смыслам,  которые  в  нее  вкладываются  из  поколения  в  поколение.  В  момент  звучания  гимна  действует  принцип,  согласно  которому  музыка,  оживляя  память,  устанавливает  связь  между  поколениями  различных  людей.  В  этом  утверждается  идея  вечности  государства,  его  нерушимости,  то  есть  социальной  стабильности,  которая  необходима  каждому  отдельному  человеку  для  ощущения  безопасности.

Музыка  является  носителем  идеи,  духа,  находящего  выражение  в  различных  символах,  которыми  живет  народ.  Погружение  в  «глубины  музыкального  языка»,  утверждает  А.В.  Лукьянов,  означает  «прорыв  в  сферу  трансцендентального»  [3,  с.  39],  той  области,  которая  превышает  обычную,  эмпирическую  жизнь  человека.  Все,  что  связано  с  выходом  за  пределы  обычного,  составляет  область  вечного,  того,  что  не  имеет  временной  власти  над  человеком.  И  духовная  культура  народа  относится  к  этой  стороне  жизни,  одним  из  ключей  к  пониманию  которого  является  музыкальный  символ.  Символ  активизирует  те  образы,  которые  когда-то  были  важными  для  человека,  но  постепенно  утратили  свою  актуальность  [1].  В  нем  закодирована  наиболее  ценная  информация  об  особенностях  ментальности  и  духовности  народа.  Попадая  в  различные  контексты,  музыкальный  символ  вносит  в  любой  фрагмент  музыки  печать  национального  своеобразия,  особенностей  характера  слышания  народа.

 

Список  литературы:

  1. Бахтизина  Д.И.  Музыка  как  отражение  неявного  знания  человека  о  мироздании  //Современные  научные  исследования.  Выпуск  2  /  Под  ред.  П.М.  Горева  и  В.В.  Утёмова.  Концепт.  2014.  Приложение  №  20.  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://e-koncept.ru/ext/61
  2. Лангер  С.  Философия  в  новом  ключе.  М.:  Республика,  2000.  —  287  с.
  3. Лукьянов  А.В.  Трансцендентальное  в  морали.  Уфа:  РИЦ  БашГУ,  2009.  —  284  с.
  4. Лотман  Ю.М.  Культура  и  взрыв//  Лотман  Ю.М.  Семиосфера.  СПб.:  Искусство-СПБ,2010.  —  С.  12—148.
  5. Лотман  Ю.М.  Внутри  мыслящих  миров//  Лотман  Ю.М.  Семиосфера.  –  СПб.:  Искусство-СПБ,2010.  —  С.  150—390.
  6. Фрейд  З.  Будущее  одной  иллюзии  //  Сумерки  богов.  М.:  Политиздат,  1989.  —  С.  94—142.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.