Статья опубликована в рамках: XXXVI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 28 апреля 2014 г.)
Наука: Философия
Секция: Социальная философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
«ЖИЗНЕННЫЙ УСПЕХ» КАК КОМПЛЕКСНОЕ ПОНЯТИЕ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Катаева Татьяна Николаевна
соискатель Южного федерального университета, РФ, г. Ростов-на-Дону
“SUCCESS IN LIFE” AS A COMPLEX NOTION OF HUMAN EXISTENCE
Tatiana Kataeva
applicant of Southern Federal University, Russia, Rostov-on-Don
АННОТАЦИЯ
Феномен жизненного успеха в современном обществе носит диспозиционный характер, поскольку любое достижение на личностном уровне социализировано, общественно закреплено и ценностно опредмечено. «Жизненный успех» как комплексное понятие можно познать сквозь призму мировоззренческих аспектов жизни человека: смысл жизни, система ценностей, счастье и т. д.
ABSTRACT
Phenomenon of success in life in modern society has a dispositional character because every personal achievement is socialized, socially established and axiologically subjectified. “Success in life” as a complex notion could be experienced with a help of worldview aspects of a human’s life: meaning of life, system of values, happiness etc.
Ключевые слова: судьба; счастье; жизненный успех; смысл жизни; правосознание; духовные скрепы; социокультурные образцы.
Keywords: destiny; happiness; success in life; meaning of life; sense of justice; spiritual bonds; sociocultural patterns.
Каждый человек стремится к успеху. Человеческая жизнь — не спонтанное саморазвитие, а длинная цепочка следующих друг за другом событий и решений, которые в момент своего осуществления зависят от нашей воли и лишь потом, благодаря своим последствиям и ретроспективному осмыслению, обретают характер необходимости и воспринимаются как таковые. При деятельностном подходе к личности понятие судьба трактуется как внутренняя определенность индивидуального бытия, которому сам человек придает направление и смысл [2].
Свобода творчества своей судьбы — это главная из всех свобод человека. Жизнь человека зависит от содержания и направленности деятельности, от заданности его смысложизненного поиска. Выбор является исходным пунктом жизнетворчества, так как он предполагает поиск смысла жизни и составление коренных и второстепенных планов и программ. «Жизнь каждого человека уникальна, а потому и смысл жизни индивидуален по крайней мере трижды: у смысла жизни всегда уникален субъект-носитель, уникальна ситуация, в которой человек обретает смысл своей жизни, и уникален путь, которым человек идет к обретению смысла своей жизни» [2, с. 81].
Судьба человека тесно связана с понятием «счастье» и «жизненный успех». В контексте социального времени счастье выступает как феномен состоявшейся самореализации личности, что предполагает: объективацию внутреннего потенциала субъекта (всего спектра возможностей личности) и принятие (признание) этой объективации другими субъектами. В обыденном сознании счастье выступает как некий собирательный образ ценностных устремлений индивида: здоровье, любовь, карьера и т. д. У каждого человека — «свое счастье», компоненты которого зависят от ориентации на материальные или духовные ценности [2, с. 85]. Категория «жизненный успех» носит диспозиционный характер, а учитывая соотношение с ценностными установками, феномен жизненного успеха может выступать как фактор самореализации личности, направленный на поиск новых жизненных ориентиров, как взаимодействие индивидуального и социального [7, с. 58].
Для осуществления своего жизненного плана индивиду необходимо выработать проект действий, основанный на смыслоценностных ориентирах и способствующий осуществлению его надежд и чаяний. О необходимости создания индивидуальной стратегии Э. Фромм пишет: «Человеку нужна система координат, некая карта его природного и социального мира, без которой он может заблудиться и утратить способность действовать целенаправленно и последовательно <…> Однако, подобная географическая карта – это еще недостаточное руководство к действию. Человеку необходима также цель <…> Ему нужен такой объект, как цель, как фокус для любых устремлений и как основа для его реальных (а не провозглашаемых на публику) ценностей» [8, c. 200].
Зачастую жизненный сценарий человека изначально задан семьей и ближайшим окружением. Э. Берн полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в детские годы. В соответствии со своим жизненным сценарием люди играют в различные игры, которыми заполнена в основном вся жизнь человечества [5, c. 383]. Э. Берн отмечает: «Люди выбирают себе друзей, партнеров, близких людей чаще всего из числа тех, кто играет в те же игры, поэтому в данном социальном окружении каждый его представитель приобретает такую манеру поведения, которая покажется совершенно чуждой членам другого социального круга. И наоборот, любой член какого-либо социального окружения, который начинает играть в новые игры, будет скорее всего изгнан из привычного общества, но его с удовольствием включат в другое социальное окружение» [5, c. 146].
Каждый индивид связывает свою жизнь, все надежды и опасения именно с будущим, зачастую не замечая того, что будущее уже подготовлено настоящим, так как настоящее содержит в себе ростки будущего. В.Н. Топоров отмечал, что основные тенденции будущего заложены в настоящем бытии человека. Исследователь подчеркивал зависимость судьбы от человека — от его воли и выбора в отношении судьбы: сознательно-активно или подсознательно-пассивно, человек сам выбирает свою судьбу [6, c. 42].
Жизненный успех характеризуется как достижение определенными средствами желаемого результата, для получения которого индивид прилагает максимум своих сил и способностей. Безусловно, у каждого человека свое понимание категории «жизненный успех», во многом зависящее от уровня его личностного развития и преобладания материальных или духовных ценностей. В идеале, каждый гражданин должен стремиться к жизненному успеху, не нарушая законы общества, уважая права и свободы других людей. В реальной жизни в процессе обретения людьми смысла жизни и достижения успеха не все индивиды имеют высокий уровень правосознания, от этого в обществе возникают множественные конфликты и противоречия.
Уважение к морально-этическим нормам и правовым законам общества, чувства долга и справедливости изначально формируются у ребенка в семье и получают дальнейшее развитие на всех ступенях образования: детский сад-школа-вуз. Формирование зрелого правосознания граждан является одной из главных обязанностей государства, что представляется возможным при создании условий для всестороннего развития личности, возрождения традиционных семейных ценностей и духовности народа [3, с. 83]. Ведущую роль в этом процессе должны играть гуманитарные науки, а духовные скрепы общества станут одними из главных ориентиров в нравственно-патриотическом воспитании молодежи, основанием для ее приобщения к истокам русской культуры [1, с. 60].
Однако, не стоит забывать и о роли СМИ в процессе тиражирования в массы образов жизненного успеха. Стилем современного постмодернизма стали: напыщенная суетность, имитация жизненных процессов, гедонизм и потребительство. Отрицательные качества личности человека (агрессивность, расчетливость, похотливость, дерзость, мошенничество и др.) культивируются в обществе как способы достижения успеха в жизни. Пропаганда порока — как социальной нормы — делает создание и сохранение благополучных семей практически невозможным. В подобной ситуации возникает противоречие между желаемым и должным. Вне семейного счастья жизненный успех не может быть реально достигнутым результатом. Именно поэтому «…общество может и должно создавать такие социокультурные образцы, которые, помимо привлекательности, будут нести в массы высокий смысл и нравственные ценности» [4, с. 63].
Исходя из кантовского тезиса о тождестве свободы и нравственности можно характеризовать процесс обретения человеком смысла жизни и жизненного успеха как результат слаженной работы самого индивида и общества, как точку оптимального соединения желаемого и должного, одновременно «себя ради» и «во благо других».
Список литературы:
- Агеева Н.А. Духовные скрепы общества как главный ориентир гуманизации высшего образования // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. № 11 (31): сборник статей по материалам XXXI международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2013. — с. 57–61.
- Агеева Н.А. Идея судьбы в противостоянии мифологического и рационального мышления: дис. канд. филос. наук: Ростов-н/Д., 2004. — 112 с.
- Агеева Н.А. Психолого-педагогические аспекты правового сознания личности // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. № 10 (30): сборник статей по материалам XXX международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2013. — с. 79—83.
- Агеева Н.А. Социокультурные образцы как эффективное средство духовного возрождения семьи и общества // Гуманитарные и социальные науки. — 2012. — № 3. — с. 58—64.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб.; М: Университетская книга, 1998. — 398 с.
- Понятие судьбы в контексте разных культур. М: Наука, 1994. — 320 с.
- Рационализм на пороге третьего тысячелетия. Ростов н/Д.: СКНЦ ВШ, 2002. — 493 с.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М: АСТ, 1998. — 672 с.
дипломов
Оставить комментарий