Статья опубликована в рамках: XXXVI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 28 апреля 2014 г.)
Наука: Философия
Секция: Философия и ее роль в современном обществе
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ОТЧУЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ОТ СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ ЭКЗИСТЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКЕ БОДИЦЕНТРИЗМА
Гоголадзе Лия Малхазовна
аспирант Астраханского государственного университета
кафедры теория и история культуры, РФ, г. Астрахань
E-mail: a_button_@mail.ru
ALIENATION OF THE PERSON FROM OWN EKZISTENTION IN MODERN SOCIOCULTURAL THE BODITSENTRIZM LOUDSPEAKER
Gogoladze Liya
graduate student Astrakhan State University the Department of Theory and History of Culture, Russia Astrakhan
АННОТАЦИЯ
В статье исследуется феномен отчуждения человека от своей экзисенции в современной социокультурной динамике бодицентризма. Делается попытка обратить внимание на проблему отчуждения человека от своей экзисенции. В ходе нашего исследования мы использовали социокультурный метод. Проанализировав отношения бодицентризма и отчуждения, мы пришли к выводу о том, что в настоящее время человек стремительно отчуждается от своей экзистенции и всё его внимание приковано к внешней оболочке.
ABSTRACT
This article examines the phenomenon of alienation of man from his ekzisention in contemporary socio-cultural dynamics boditsentrizm. An attempt is made to draw attention to the problem of alienation of man from his ekzisention. In our study we used a sociocultural approach. After analyzing the relationship boditsentrizm and alienation, we concluded that the currently rapidly alienated people from their existence and all his attention is focused on the outer shell.
Ключевые слова: бодицентризм; потребление
Keywords: boditsentrizm; alienation
Сегодня институты массового общества настойчиво внедряют иллюзию о том, что человек — это только тело, а проявления его бытия ограничены контурами телесности. Глобализация и массовизация стирают границы духовного бытия человека, растворяют его в культе тела и гедонизма. Стремительно происходит процесс внедрения «инородных» тенденций бодицентризма в нашу культуру, страшно, что это расслаивает и постепенно разрушает человека и общества. Процессы субъективации, идеализации (экзистенциализации) на данный момент теряют свою ценность, общественную значимость, а их антиподы определяют тренды бытия современной культуры.
Э. Фромм определяет отчуждение от себя как, в первую очередь, «модус обладания», под чем, с одной стороны, понимается человеческое отношение ко всему окружающему его с точки зрения «приобретателя», а, с другой, взгляд на своё «Я» как на рыночный товар, который необходимо дорого продать [8, c. 209]. В связи с эти можно сделать вывод, что отчужденность современного человека непосредственным образом связана с потреблением. Стремясь к достижению материальных ценностей, индивид стремительно отчуждается от ценностей экзистенциальных.
Г. Маркузе не без оснований выдвинул предположение о том, что общество негативно влияет на духовный мир человека: из него выпадают духовное богатство и полнота бытия; внутренний мир его суживается до крайне ограниченного круга интересов. Такого человека угнетает чувство своей ненужности, заброшенности, глубокого экзистенциального одиночества [3, c. 7]. Все эти факторы приводят к подавлению собственного «Я» и влияют на переориентацию человеческого внимания в сторону материальных ценностей, которые способны предоставить индивиду сиюминутное удовлетворение.
В эпоху глобальных технологий и стремительно развивающегося технического прогресс одной из главных целей современного человека является привлечение внимания к своей персоне, а одним из главных инструментов в данном процессе выступает его собственное тело. Телесность помогает индивиду достичь его целей, но при этом он отчуждает внутренне развитие и всё своё внимание концентрирует именно на внешней оболочке. Отчуждённость человека сегодня проявляется в разнообразных сферах его жизни и препятствует гармоничному развитию личности. Здесь хотелось бы отметить, что мы понимаем под отчуждением искажение определённых явлений, отношений, взглядов и превращение их в нечто иное, чем они на самом деле не являются, а также искажение человеческого сознания и разрушение его реальных жизненных установок.
«Так, одним из аспектов отчуждения является потеря контроля над продуктами человеческой деятельности. Другой его аспект — патологический характер социальных отношений: зависть, конкуренция, недоверие, ненависть и враждебность вместо возможного сотрудничества, взаимности, осмысленного общения и заботы об удовлетворении потребности других людей. Третий аспект — пустая трата потенциала творческой деятельности. Четвертый — утрата самотождественности личности, внутренний распад ее на части, которые являются чужими друг другу. Можно добавить пятый аспект: отчуждение человека от природы» [2, c. 42].
Отчуждение стремительно поглощает человека и всё к чему он когда-то испытывал интерес. Произошёл сбой ценностной матрицы из-за массовизации современного общества и культуры в целом, что привело к концентрации индивидуального внимания на внешнюю оболочку. На отчужденность человека от его собственной экзистенции в большей степени повлияло формирование в общественной жизни такого феномена как боцицентризм.
Появление новых тенденций потребления привело к разрушению старых устоев и формированию на их месте совершенно новых. Материальное получило возможность полного преобладания над духовным, что также во многом повлияло на отчуждение человека от настоящей реальности и погружение в реальность иллюзорную. Н. Бердяев очень точно подметил, что «любое материализованное бытие есть отчужденное бытие» [4, c. 190].
Телесность сегодня как один из главных объектов потребления «становится призмой, через которую рассматриваются, оцениваются и изучаются многие важные черты современной жизни» [1, c. 38]. Именно эта призма преломляет истинное отношение человека ко всему окружающему и нему самому. Он настолько охвачен маниакальной идеей преподнесения своей внешней оболочки, что постепенно разрушает свой внутренний мир и заполняет его иллюзией счастья. Со временем иллюзии накапливаются внутри человеческого подсознания, и он слепо действует по уже знакомому пути иллюзорной сетки. Данные процессы опасны для индивида своим всепоглощающим действием, что приводит к уязвимости индивидуального сознания и проникновению в него огромного количества тенденций массовой культуры.
Человек принимает установки к действию, которые с лёгкостью манипулируют его сознанием, опустошая его и порождая состояние отчуждённости и ненужности. В этой ситуации человеческие стремления полностью переключаются на бессмысленное потребление для приобщения к общественному сознанию и подавления своей собственной индивидуальности.
На данном этапе развития массового общества человек идентифицирует себя в качестве вещи. Самоцелью каждого индивида является стремление выгодно продать себя, назначив правильную цену. Отчуждаясь всё дальше и дальше от собственной экзистенции, личность практически полностью искореняет в себе чувство самости, уникальности. Вследствие чего возникает ощущение опустошённости и человек начинает воспринимать себя как товар, лишённый каких-либо чувств, эмоций, страхов. Все экзистенциальные ценности уходят на второй план, оставляя лишь стремление к социальному успеху.
Э. Фромм считает немаловажной чертой природы отчуждения «рутинизацию и вытеснение осознания основополагающих проблем человеческого существования» [5, c. 391]. В погоне за материальными благами человек полностью отчуждается от размышлений относительно смысла его жизни и его собственной ценностной ориентации. «Весь ход жизни воспринимается словно выгодное помещение капитала, где инвестируемый капитал — это моя жизнь и моя личность» [6, c. 395].
В результате чего происходит сбой в отношениях Я и Другой, так как личность утрачивает своё собственное Я, свою уникальность, отчуждаясь тем самым от человеческой природы. Другой представляет собой инструмент для достижения каких-либо целей, индивид относится к Другому не как к ближнему, а как к объекту для получения собственной выгоды.
Преобладание телесного начала в современной массовой культуре лишь всё сильнее усугубляет процесс искоренения экзистенциальных ценностей во внутреннем мире человека. Полностью погружаясь в свой иллюзорный мир, индивид перестаёт идентифицировать себя как личность и не осознаёт бессмысленность своего существования. «При изучении особенностей мышления отчужденного человека поражает, насколько у него развился рассудок и деградировал разум. Он принимает окружающую действительность как нечто данное; он хочет поглотить ее, потребить, пощупать и манипулировать ею. У него даже не возникает вопроса о том, что стоит за этой действительностью, почему вещи таковы, как они есть, и куда они движутся» [7, c. 414]. Все эти факторы влияют на деградацию человеческого мышления и влекут за собой преобладание инстинктивной направленности в поведении.
Стремительное развитие такого феномена как бодицентриз всё сильнее усугубляет процесс отчуждённости индивида от человеческой природы и собственного Я. Все эти факторы влияю на идентификацию личности из общей массы, и создают ощущение ненужности, заброшенности, озлобленности.
Список литературы:
- Бауман З. Текучая современность. СПб., 2008. — 280 c.
- Маркович М. Маркс об отчуждении // Вопросы философии. М., — 1989. — № 9 — 36—52 c.
- Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994. — 368 c.
- Огурцов А.П. Отчуждение. Философская энциклопедия, — т. 4, — 1967. — 190 c.
- Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М., 1995. — 596 c.
- Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М., 1995. — 596 c.
- Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М., 1995. — 596 c.
- Фромм Э. Иметь или быть. М., 2009. — 314 c.
дипломов
Оставить комментарий