Статья опубликована в рамках: XXXV Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 31 марта 2014 г.)
Наука: Философия
Секция: Социальная философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Авдеев Евгений Александрович
документовед кафедры философии Северо-Кавказского федерального университета, РФ, г. Ставрополь
TRANSFORMATION OF VALUES IN THE CONTEXT OF SOCIOCULTURAL GLOBALIZATION
Avdeev Evgenii Aleksandrovich
record Manager, Department of Philosophy of North Caucasus Federal University, Russia Stavropol
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена проблемам социокультурной глобализации. Глобализация рассматривается как многомерный и многоаспектный процесс. В качестве негативных аспектов глобализации выступают процессы замещения ценностей национальной культуры ценностями глобальной культуры, кризис культурной идентичности в современном мире.
ABSTRACT
The article deals with problems of sociocultural globalization. Globalization is considered as a multi-dimensional and multi-faceted process. As the negative aspects of globalization are the processes of substitution values of the national culture with values of global culture, the crisis of cultural identity in the modern world.
Ключевые слова: глобализация; культура; социокультурная глобализация; глобальная культура; национальная культура; культурные ценности.
Keywords: globalization; culture; sociocultural globalization; global culture; national culture; cultural values.
Глобализация рассматривается как одна из ключевых тенденций современного общества. В социогуманитарном дискурсе подчеркивается, прежде всего, многоаспектный (экономическая, политическая, культурная глобализация) и многоуровневый (глобальное, региональное, локальное) характер данного явления. Глобализация может быть рассмотрена в динамическом и статическом аспектах. В первом случае как процесс универсализации, образования единых для всего мира структур, связей и отношений в различных сферах общественной жизни. Во втором случае глобализация рассматривается как явление, в качестве объективной реальности, единого экономического, информационного, культурного, коммуникационного пространства, осознания всеобщей экологической взаимозависимости, понимания единых для всего человечества глобальных проблем и т. п. [8, с. 31]. Социокультурная глобализация, как интенсификация взаимодействия различных, культур, формирование принципиально новой социокультурной реальности, может быть рассмотрена как производная единого информационно-коммуникативного пространства, сделавшего возможным соединение различных социокультурных локальностей. В результате происходит изменение характера социокультурного взаимодействия: возможность коммуникации в реальном времени как индивидов, так и социальных групп, независимо от географического местоположения и государственных границ. Таким образом, локальное социокультурное пространство больше не является замкнутым, утрачивает конкретную географическую привязку (детерриторизация). В современном мире различные культуры существуют в едином информационном пространстве. Одной из важнейших черт современности является появление, наряду с единым социальным пространством, единого социального времени [4, с. 16]. Социокультурное пространство больше не является совокупностью отдельных локальностей, само понятие «локальность» становится условным: локальные культуры утрачивают географическую и национальную обусловленность, превращаясь в «культурные пространства-потоки», одновременно существующие в рамках глобального социокультурного пространства [5, с. 59—60].
Социокультурное измерение глобализации представляется наиболее проблемным, требующим дополнительных исследований, что объясняется, во-первых разнонаправленностью культурной динамики (противоречие глобальной интеграции и локальной дезинтеграции), во-вторых неоднозначностью процессов культурного взаимодействия, в-третьих негативными последствиями распространения глобальной культуры. С одной стороны она может быть рассмотрена как универсальная культура, распространение которой способствует сближению людей, являющихся носителями традиционных культур, культурному обмену. Однако, глобальная культура, в отличие от любой традиционной культуры, не имеет многовекового исторического прошлого, она лишена исторической памяти, мифов, символов, ценностей, не имеет под собой национальной и религиозной основы [7, с. 3—4]. Таким образом, единственным основанием глобальной культуры является идея распространения единых, «общемировых» ценностей, под которыми понимаются либерально-демократические ценности, выдаваемые субъектами глобализации за объективные истины. Социокультурный аспект глобализации соединяется с политическим аспектом, процесс глобализации из объективного интегрирования различных аспектов социальной реальности превращается в субъективный процесс проецирования интересов субъектов глобализации. Распространение глобальной культуры и соответственно, воплощение национальными государствами либерально-демократических ценностей означает гомогенизацию общества, разрушение традиционной морали, социальных и государственных институтов, таким образом, глобализация представляет угрозу традиционным культурам; развертывание процессов глобализации ведет к утрате традиционных ценностей и норм [6, с. 8—9]. Итак, следствием процессов глобализации выступает кризис культурной идентичности, который проявляется как на индивидуальном уровне, так и на социальном уровне [3, c. 309—311].
Глобализация непосредственно связана с культурной идентичностью, а именно, может быть рассмотрена в качестве фактора кризиса культурной идентичности. Культурная идентичность индивида — это, прежде всего, осознание индивидом себя в качестве субъекта культуры, отождествление себя с той или иной культурой, соответственно, принятие присущих ей норм поведения, традиций и ценностей. Анализируя влияние глобализации на культурную идентичность, следует рассматривать культуру как единую систему, состоящую из «ядра» и «периферии». Базовые черты элементов культуры образуют «ядро», основополагающие принципы культуры (язык, культурная традиция, мировоззренческие ценности). Внешние слои — «периферия» культуры (нормы, обряды, ритуалы, обычаи). Устойчивость и стабильность социального бытия обеспечивается именно «ядерными» компонентами культуры, тогда как «периферия» характеризуется меньшей устойчивостью, вариативностью, большей склонностью к инновациям [9, с. 5—14]. Ядерные компоненты культуры образуют «культурную матрицу».
Кризис культурной идентичности связан, прежде всего, с изменением «ядерных» компонентов культуры и выражается в утрате «онтологической стабильности», разрыве традиционных связей между индивидом и социальной группой, дистанцирование индивидуального выбора от коллективных ценностей и образцов поведения. Смысловые и символические формы культуры той или иной социальной общности утрачивают четко выраженную территориальную локализацию. Представления человека о своем месте в обществе, отождествление себя с ценностями и культурными ориентирами в современном мире утрачивает непосредственную зависимость от принадлежности индивида к той или иной «естественной» социокультурной общности. Культурная идентичность индивида может строиться на соотнесении себя с «изобретенной» общностью, образ которой существует в сознании ее представителей. Глобализация культурной сферы может быть рассмотрена и как объективный и как субъективный процесс. Формирование единого глобального культурного пространства, способствующего взаимовлиянию различных культур, имеет объективный характер. Под взаимовлиянием понимается изменение «периферийных» компонентов культуры (например, распространение в западных обществах таких элементов незападных культур, как музыка, элементы одежды, национальная кухня, и т. п.) [1, с. 142]. Исчезновение или существенная трансформация культуры возможна только при условии исчезновения или значительной трансформации основополагающих ценностей культуры — ее «ядра». В этой связи неконтролируемое распространение глобальной культуры, безусловно, представляет угрозу для существования традиционных культур, и, соответственно, суверенитету национальных государств [2, с. 109].
Следует обозначить разницу между культурной глобализацией и вестернизацией или европеизацией. Вестернизация это, прежде всего модернизация, процесс изменения ценностной ориентации, прежде всего жителей прилегающих к Европе регионов, был актуален для периода с XVI — по первую половину XX века и имел скорее положительный характер, выражающийся, прежде всего, в распространении европейской рациональности, научного знания. Применительно к глобальной культуре следует использовать термин «американизация», глобальная культура основана именно на американских ценностях и представляет собой распространение продуктов и мировоззрения американской культуры, как правило, лишенных исторической основы и, зачастую, противоречащих ценностным ориентирам традиционных культур. В этой связи рядом отечественных исследователей обосновывается утверждение о «культурном империализме» как форме проявления процессов глобализации [6, с. 9]. Культурная глобализация становится средством достижения политических целей.
Таким образом, глобализационные процессы в культуре являются сложным, и на сегодняшний день, наименее изученным аспектом глобализации. Основной проблемой современной ситуации является не противостояние традиции и современности, а замещение основополагающих ценностей национальных культур, сомнительными ценностями глобальной культуры. На наш взгляд, акцентирование внимания на традициях, их консервация приводит к изоляции и не способствует успешному развитию. Сохранение национальной культуры — это, прежде всего, сохранение культурного ядра, основополагающих культурных ценностей. Таким образом, возможно успешное взаимодействие и взаимовлияние национальных культур, инновационное развитие при сохранении самобытности национальной культуры.
Список литературы:
- Авдеев Е.А. Этнический фактор в современных глобализационных процессах // Сборники конференций НИЦ Социосфера — 2014. — № 5. — С. 140—142.
- Арутюнян В.В. Субъект социального действия в условиях модернизации // Вестник Адыгейского государственного университета. — 2012. — № 3. — с. 108—115.
- Бакланов И.С., Яценко А.Л. Роль социальных сетей в процессах глобализации // Личность. Культура. Общество — 2010 — № 4. — С. 309—315.
- Бакланова О.А. Проблема конструирования социокультурной идентичности в современном обществе // Высшая школа региону 2013. — с. 16—27.
- Гончаров В.Н. Социокультурные аспекты информатизации общества // Сборники конференций НИЦ Социосфера — 2014. — № 1. — с. 58—62.
- Кулаков А.В. Политическая и культурная глобализация: два измерения многомерного процесса. Часть 2. Социокультурное пространство глобализации // Пространство и время — 2011. — № 2. — С. 8—18.
- Леонова О.Г. Вызовы глобализации и актуальные тренды общественного сознания в России XXI века // Социально-гуманитарные знания — 2008. — № 1. — с. 3—17.
- Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира: монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009. — 432 с.
- Шульгина Д.Н. Глобализация и культурная идентичность: автореф. дис. канд. филос. наук. Воронеж, 2010 — 24 с.
дипломов
Оставить комментарий