Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIX-XL Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 25 августа 2014 г.)

Наука: История

Секция: Этнология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНТСТВА РЕГИОНА // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XXXIX-XL междунар. науч.-практ. конф. № 7-8(39). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

К  ВОПРОСУ  ИЗУЧЕНИЯ  СОЦИОНОМИЧЕСКОГО  ПОТЕНЦИАЛА  ЭТНОКУЛЬТУРНОГО  ПРОСТРАНТСТВА  РЕГИОНА

Макина  Анастасия  Ивановна

канд.  ист.  наук,  доцент  Хакасского  государственного  университета  им.  Н.Ф.  Катанова,  РФ,  г.  Абакан

E-mail:  makinaai@mail.ru

 

FOR  THE  STUDY  OF  SOCIONOMICS  POTENTIAL  ETHNO-CULTURAL  SPACE  OF  REGION

Makina  Anastasia

candidate  of  historical  sciences,  associate  professor  of  Khakas  State  University  after  N.F.  KatanovRussiaAbakan

 

АННОТАЦИЯ

Посредством  теоретического  анализа  в  статье  обосновывается  актуальность  изучения  на  основе  ресурсно-потенциального  подхода  социальной  работы  этнокультурного  пространства  региона.  Выделяются  основные  компоненты  этнокультурного  пространства  региона,  выполняющие  «помогающие»  функции,  осуществляющие  роль  «неформальной»  социальной  работы  региона.  Обосновывается  положение,  что  на  основе  анализа  деятельности  субъектов  этнокультурного  пространства  региона  целесообразно  систематизировать  данные  об  их  возможностях  и  потенциале  для  структурной  социальной  работы. 

ABSTRACT

Through  theoretical  analysis  in  the  article  the  urgency  of  studying  on  the  basis  of  the  resource  potential  of  the  approach  of  social  work  ethno-cultural  space  of  the  region.  Settle  the  main  components  of  the  ethno-cultural  space,  performing  "help"  function,  performing  the  role  of  "informal"  social  work  in  the  region.  It  is  proved  that  on  the  basis  of  the  analysis  of  activity  of  the  subjects  of  the  ethnic  and  cultural  space  of  the  region,  it  is  advisable  to  systematize  data  about  their  opportunities  and  potential  for  structural  social  work.

 

Ключевые  слова:  этнос;  социальная  работа;  хакасский  этнос;  помощь;  взаимопомощь;  традиционное  общество;  ресурсно-потенциальный  подход;  этнокультурное  пространство.

Keywords:  ethnos;  social  work;  Khakas  ethnos;  help;  mutual  aid;  traditional  society;  the  resource-potential  approach;  ethno-cultural  space.

 

Каждый  народ  в  процессе  своей  этнической  истории  формирует  механизм  оказания  помощи  наиболее  нуждающимся  слоям  своего  населения,  данный  механизм  в  связи  с  модернизацией  общественных  отношений  ведет  свое  существование  в  пространстве  семейно-родственных,  этно-конфессиональных  взаимоотношений  и  актуализируется  или  несколько  «притухает»  в  зависимости  от  социально-экономической  ситуации,  силы  традиций  народа  [4,  c.  251].  Скрытые  и  явные  возможности  для  социальной  работы  изучаются  посредством  ресурсно-потенциального  подхода. 

Особую  научную  ценность  в  изучении  ресурсов  и  потенциала  социальной  работы  имеют  труды  доктора  социологических  наук,  профессора  Пермского  госуниверситета  Замараевой  З.П.  [3,  c.  11].  Цель  ресурсно-потенциального  подхода  в  социальной  работе,  как  отмечает  указанный  автор  —  формирование  ценностного,  нормативного,  организационно-структурного,  функционального  механизмов  деятельности,  которые  направлены  на  повышение  или  изменение  уровня  ресурсного  потенциала  у  объекта  социальной  защиты,  и  соответственно,  изменение  его  социального  положения,  социальной  роли  посредством  освоения  новых  ценностей,  норм,  требований,  моделей  поведения  как  основы  социализации.  Замараева  З.П.  выделяет  также  общественный  ресурсный  потенциал,  который  представляет  результат  изменения  социальной  среды,  снижение  реальной  возможности  оказания  помощи  со  стороны  государственных  структур,  стремление  индивидов  к  объединению  с  другими  себе  подобными.  Также  общественный  ресурсный  потенциал  —  это  метод  повышения  возможностей  индивида  (группы)  в  самообеспечении  населения  через  деятельность  терапевтических  сообществ,  групп  само-  и  взаимопомощи,  актуализацию  «сетевых  ресурсов»,  которые  образуют  общественную  модель  социальной  защиты  по  месту  жительства,  возможности  общественного  (некоммерческого)  сектора.  Механизм  реализации  ресурсно-потенциального  подхода  в  системе  социальной  работы  детерминирован  подбором  соответствующих  технологий  социальной  защиты  на  основе  оценки  ресурсно-потенциального  состояния  объекта  социальной  защиты,  созданию  условий,  способствующих  повышению  личностно-профессиональной  компетентности  специалистов  социального  сферы  [4,  c.  147]. 

Актуальность  научной  проблемы  для  теории  и  практики  социальной  работы  обусловлена  следующими  обстоятельствами.

Одним  из  приоритетных  направлений  законодательной  и  исполнительной  власти  России  является  социальное  развитие.  Определены  приоритеты  социально-экономического  развития  страны  в  «Концепции  долгосрочного  социально-экономического  развития  Российской  Федерации  на  период  до  2020  года».  Одним  из  направлений  в  области  развития  социальных  институтов,  в  том  числе  социальной  работы  как  профессии,  и  социальной  политики  является  формирование  эффективной  системы  институтов,  обеспечивающих  поддержку  и  содействие  социальной  адаптации  граждан,  попавших  в  трудную  жизненную  ситуацию  или  находящихся  в  социально  опасном  положении.  Субъекты  этнокультурного  пространства  активно  участвуют  в  реализации  социальной  политики,  национальные  общественные  организации  оказывают  содействие  своим  соплеменникам  в  разрешении  трудной  жизненной  ситуации.  Этнос,  семья  обеспечивают  поддержку  своим  членам,  оказавшимся  в  социально-опасном  положении. 

Российская  Федерация  является  многонациональной  страной,  где  по  данным  Всероссийской  переписи  населения  2010  года,  сформированным  на  основе  самоопределения  граждан,  проживает  193  национальности,  что  характеризует  наличие  многообразия  механизмов  помощи  и  взаимопомощи,  составляющий  ресурс  и  потенциал  социальной  работы.

По  данным  Научно-исследовательского  института  «Высшая  школа  экономики»  в  России  подготовка  по  направлению  «Социальная  работа»  ведется  в  114  вузах  во  всех  регионах,  что  формирует  необходимость  подготовки  будущих  профессионалов  социальной  сферы  с  учетом  реальной  ситуации  региона,  в  том  числе  социономического  потенциала  этнокультурного  пространства  региона.  Приказом  Минтруда  России  №  571н  от  22  октября  2013  года  утвержден  профессиональный  стандарт  «Специалист  по  социальной  работе»,  где  в  качестве  необходимых  знаний  в  числе  остальных  указывается  необходимость  знания  национальных  и  региональных  особенностей  быта  и  семейного  воспитания,  народных  традиции.

В  Республике  Хакасия  по  данным  Всероссийской  переписи  населения  2010  года  проживает  более  ста  национальностей.  Национальный  состав  республики:  русские  —  81,7  %;  хакасы  —  12,1  %;  немцы  —  1,1  %;  украинцы  —  1  %;  другие  национальности  —  4,1  %.  По  данным  министерства  юстиции  республики  Хкасия  по  состоянию  на  01.11.2013  зарегистрировано  401  общественное  объединение,  из  которых  70  этно-конфессиональных  организаций  [1,  с.  258].  Национальные  общественные  объединения  оказывают  содействие  в  решении  трудной  жизненной  ситуации  своим  представителям,  а  также  решая  социальные  проблемы  региона,  решают  проблемы  социальной  адаптации  мигрантов,  часто  становясь  единственными  субъектами  социальной  работы  с  ними.

Коренным  народом  Республики  Хакасия  является  хакасский  этнос,  который  на  протяжении  длительной  этнической  истории  выработал  свои  механизмы  помощи  и  взаимопомощи  в  рамках  рода,  общины,  традиционных  видов  хозяйствования.  Традиционное  хакасское  общество  выработало  свои  формы  помощи  и  поддержки  таких  категорий  населения  как  старики,  женщины,  дети.  Они  были  направлены  на  поддержание  их  жизнедеятельности,  благополучного  течения  определенного  этапа  их  жизни:  женщинам  для  успешной  реализации  их  репродуктивной  функции;  старикам  для  благоприятного  завершения  их  жизненного  пути;  детям  для  успешного  прохождения  ими  социализации  и  внедрения  в  активную  жизнь  полноправным  членом  общества.  Механизмы  помощи  также  сформировались  относительно  лиц  с  ограниченными  возможностями  здоровья,  молодых  семей,  малоимущих.  Свои  формы  помощи  и  взаимопомощи  сформированы  в  сельскохозяйственных  видах  работ,  промысловой  деятельности,  обустройстве  жилья  и  т.  п.  Данный  механизм  вспомоществования  выявлен  в  рамках  традиционного  общества,  он  продолжает  свое  функционирование  в  рамках  семейно-родственных  отношений  в  современное  время  и  составляет  ресурс  социальной  работы,  но  исследования  по  данному  вопросу  не  проводилось.  С  началом  преобразований  1990-х  годов  наблюдается  новый  этап  в  становлении  родового  управления  хакасов.  Сформирован  и  ведет  свою  деятельность  Совет  старейшин  хакасского  народа,  где  проходят  обсуждение  и  принимаются  решения  по  актуальным  вопросам  коренного  населения,  в  том  числе  социального  характера,  подводятся  ежегодные  итоги  деятельности.  Хакасские  рода  решают  вопросы  об  установлении  опеки  над  сиротами,  помощи  в  обучении,  в  организации  мероприятий  и  т.  д.,  что  напрямую  связано  с  социономической  деятельностью.

Таким  образом,  изучение  социономического  потенциала  этнокультурного  пространства  регионов  России  является  актуальной  задачей  в  рамках  реализации  социальной  политики  государства,  послужит  основой  взаимодействия  субъектов  этнокультурного  пространства  с  органами  исполнительной  власти  в  вопросах  решения  социальных  задач.  Этнокультурное  пространство  регионов  является  потенциалом  профессиональной  социальной  работы,  ее  ресурсом,  изучение  возможностей  которых,  автору  данной  статьи  представляется  важной  задачей  в  рамках  подготовки  социальных  работников  и  становления  социального  партнерства  в  сфере  социальной  поддержки  населения.

 

Список  литературы:

  1. Анайбан  З.В.  Институты  гражданского  общества  в  постсоветской  Хакасии  //  Власть  и  общество  в  Сибири  в  XX  веке.  Сборник  научных  статей.  Вып.  3  /  Науч.  ред.  В.И.  Шишкин.  Новосибирск:  Параллель,  2012.  —  С.  256—268.
  2. Замараева  З.П.  Институционализация  социальной  защиты  населения  в  условиях  современной  России.  Автореферат  диссертации  на  соискание  ученой  степени  доктора  социологических  наук:  специальность  22.00.04  —  социальная  структура,  социальные  институты  и  процессы.  М.РГСУ.2007.
  3. Замараева  З.П.  Ресурсно-потенциальный  подход  в  условиях  модернизации  современной  системы  социальной  защиты  населения//Вестник  Пермского  университета.  Философия.  Психология.  Социология.  —  Вып.  №  1.  —  2011.  —  C.  147—156.
  4. Макина  А.И.  Этничность,  ее  роль  и  место  в  социальной  работе  //  Этносы  развивающейся  России:  проблемы  и  перспективы:  Материалы  межрегиональной  научно-практической  конференции  22—23  сентября  2006  г.,  г.  Абакан  /  под  ред.  Штыгашевой  О.В.  Абакан:  Издательство  Хакасского  государственного  университета  им.  Н.Ф.  Катанова,  2006.  —  С.  251—256
  5. Социальная  работа:  теория  и  практика:  Учеб.  пособие/  Отв.  ред.  д.и.н.,  проф.  Е.И.  Холостова,  д.и.н.,  проф.  А.С.  Сорвина.  М.:  ИНФРА-М,  2001.  —  427  с.  

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.