Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 27 января 2014 г.)
Наука: История
Секция: История России
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ КОНТРОЛЯ НАД ИНСТИТУТАМИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ (НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ/КУЙБЫШЕВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Подмарицын Алексей Геннадьевич
канд. ист. наук, Самарский государственный университет, РФ, г. Самара
THE LOCAL ORGANS OF CONTROL OVER INSTITUTIONS OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH DURING SOVIET TIME (FOR EXAMPLE SAMARA/ KUIBYSHEV REGION)
Podmaritsyn Aleksei Gennad’evich
Ph. D. in History, Samara State University, Russia Samara
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается эволюция советских учреждений, контролировавших аппарат и учреждения Русской Православной Церкви в регионах. На примере Самарской/Куйбышевской области выявляются этапы, характеризующие повороты в государственно-церковных отношениях советского периода и подчеркиваются их характерные составляющие.
ABSTRACT
The article considers the evolution of the Soviet institutions which controlled apparatus and institutions of the Russian Orthodox Church in the regions. Onе the example of Samara / Kuibyshev region are clearly visible stages characterizing relations between Church and state of the Soviet period and highlights their characteristics.
Ключевые слова: Русская Православная Церковь (РПЦ); региональная церковная история; государственно-церковные отношения; история государственных учреждений; советское делопроизводство.
Keywords: Russian Orthodox Church; a regional Church history; state-church relations; the history of public institutions; the Soviet paperwork.
Советская власть унаследовала на первых порах от Временного Правительства значительную часть управленческой машины. Среди этого наследия оказался ещё не вполне отработанный институт местных представительств государственного министерства исповеданий.
В Самаре на заседании Самарского губернского исполнительного комитета 4 января 1918 г., проходившего под председательством В. Куйбышева, был создан губернский комиссариат по вероисповедным делам [13, с. 53].
Комиссариат по вероисповедным делам занимался следующими вопросами: организацией уездных и волостных отделов комиссариата в сельских приходских подотделах по записи браков и рождений, реорганизацией дел, ранее подлежавших ведению консистории и разделом консисторского делопроизводства (вновь образованному епархиальному совету отошло делопроизводство по посвящению в сан и перемещению духовных лиц, а также канцелярия и службы), передачей метрикации в юридический отдел губисполкома [1, c. 2], а бракоразводных дел — в окружной суд. Архив ликвидированной консистории был оставлен в совместном пользовании епархиального совета и комиссариата [1, c. 3—3 об.].
С осени 1918 г. комиссариат по вероисповедным делам стал именоваться Самарской губернской комиссией по отделению церкви от государства. Сама комиссия стала числиться подразделением губернского отдела управления. Комиссия снова занималась изъятием церковных капиталов, так как летом 1918 г. Правительством Комуча все декреты Советской власти были отменены и восстановлены status quo все права Российской Православной Церкви (самоназвание до сентября 1943 г.) [9, с. 141], закрытием текущих счетов храмов, также закрытием 10 домовых церквей, расположенных при общественных учреждениях г. Самары; принятием от религиозных общин метрических книг; ликвидацией выдачи денежных сумм духовенству, в том числе и пенсий. Были взяты на учет капиталы свечного завода, епархиальные склады церковных вещей [11].
Комиссия завела дело на каждый приход, в котором, как правило, хранился акт единовременного учёта имущества прихода и передачи его общине верующих. Здесь были собраны отпуска предписаний комиссии приходам, разрешительно-запретительная переписка, по вопросам кражи и списания имущества [5, c. 67], проведения религиозных собраний и церемоний вне приходского храма, проведения собраний приходских советов, разрешения проводить приходские собрания, торговать в храме литературой религиозного содержания [5, c. 105, 107].
Необходимо отметить, что комиссия испытывала определенные затруднения в своей деятельности, причем исходили эти препятствия со стороны других советских учреждений и организаций.
Так в январе 1919 г. Самгубисполком принял обязательное постановление, адресованное всем учреждениям гражданского и военного ведомства. Данные организации обязывались извещать комиссию «о всех предполагаемых обысках, выемках, реквизициях и прочее в церквах и монастырях, в принадлежащих им имениях; разрешается производить вышеуказанные действия при обязательном участии члена комиссии. Никакое учреждение и должностное лицо не имеет права распоряжаться бывшими церковными и монастырскими имуществами без санкции комиссии» [10]. В марте того же года комиссия известила городской и уездный отдел управления, что выдача разрешений на проведение собраний религиозного характера является неотъемлемым правом комиссии [4, c. 104].
Примерно с 1928 г., очевидно, с созданием Средне-Волжской области, преобразованной осенью 1929 г. в Средне–Волжский край (СВК), место комиссии занял церковный стол Административного отдела.
Все, что связано с делами церковными, осуществлялось в пределах Самары через этот стол. Самара имела в пределах СВК свой округ (это была треть прежней Самарской губернии — остальные ⅔ преобразованы в Бугурусланский и Бузулукский округа) и – Окружное административное управление со своим церковным отделом (в основном в его компетенцию входили церкви сельской округи г. Самары). Стол по отделению церкви от государства занимался: заключением договоров с группами верующих, учетом церковного имущества, учетом духовенства, регистрацией религиозных обществ, выдачей разрешений на съезды и собрания [6, c. 1].
В 1930 г. была составлена «Инструкция инспектора по вопросу отделения церкви от государства», в которой к должностным обязанностям относились: систематизация распоряжений и постановлений в вышестоящих органах по вопросу отделения церкви от государства; составление руководящих указаний РИКам; оформление поступающих материалов о закрытии зданий культов и составление проектов постановлений Президиума крайисполкома и докладов во ВЦИК; прием жалоб от представителей верующих и дача по ним заключений; выдача разрешений на краевые съезды религиозных объединений; учет действующих и ликвидированных зданий культа по СВК; учет религиозных обществ и групп, не имеющих молитвенных зданий; руководство местами по использованию лиц, освобожденных от военной службы по религиозным убеждениям; инспектирование и инструктирование нижестоящих органов по вопросу отделения церкви от государства [3, c. 61].
Постановлением ВЦИК от 8 апреля 1929 г. надзор за объединениями, учетом имущества был передан в районные АО, а за окружными АО оставлено лишь наблюдение за их работой по этому вопросу. С образованием Средне-Волжской области округа были упразднены, и районные административные отделы стали подчиняться непосредственно Краевому административному управлению.
С входом в свет постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» 8 апреля 1929 г. областной АО разработал секретную «Инструкцию о порядке осуществления надзора за религиозными объединениями», которая представляла собою текст постановления 8 апреля с постатейными комментариями. При разрешении вопроса о возможности и целесообразности постройки новых молитвенных зданий необходимо было заключение местного отдела ОГПУ [2, c. 28]. Для дачи разрешения религиозному объединению на проведение какого-либо совещания или съезда, также требовалась предварительная консультация адмотдела с отделом ОГПУ о желательности данного мероприятия [2, c. 18].
19 апреля 1930 г. постановлением ВЦИК РСФСР была образована постоянная комиссия при президиуме ВЦИК по вопросам культа [7, c. 31/8]. Аналогичный орган в 1930 г. был образован при президиуме Средне-Волжского краевого исполкома. В него входили представители аппарата крайисполкома, краевой прокуратуры и ОГПУ [7, c. 9—20]. Существование краевой комиссии прослеживается документально до 1943 г., уже как комиссии по делам религиозных культов Куйбышевского облисполкома [8, c. 7].
Постановлением Совнаркома СССР от 23 октября 1943 г. за № 1095 был создан Совет по делам русской православной церкви при СНК СССР, с середины марта 1946 г. — при Совете Министров СССР (СДРПЦ). Совет, согласно положению, являлся общегосударственным органом, осуществлявшим контроль над правильным применением советских законов о культах центральными и местными советскими органами, за выполнением советского законодательства о религиозных культах РПЦ.
Постановлением СНК СССР от 18 декабря 1943 г. № 1392 на местах были утверждены при облисполкомах уполномоченные Совета. Решением исполкома от 28 февраля 1944 г. за № 12/5 в штате Куйбышевского облисполкома был утвержден уполномоченный СДРПЦ [13, с. 111]. Основные задачи уполномоченного СДРПЦ по Куйбышевской области состояли в осуществлении контроля за выполнением советского законодательства о культах, приходами и духовенством, а также и за правильным применением местными органами советских законов, относящихся к религии и церкви; предоставлении в местные органы власти информации о положении и деятельности РПЦ в регионе.
В 1963—1964 гг., в период разделения на промышленный и сельский областные исполкомы, структура исполкомов была различна. Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви входил в штаты промышленного облисполкома, а уполномоченный Совета по делам религиозных культов — в сельский облисполком.
В соответствии с письмом председателя Совета по делам религий при СМ СССР (СДР) от 12 января 1966 г. за № 65, на основании распоряжения Куйбышевского облисполкома должности обоих уполномоченных были упразднены, а вместо них создано новое учреждение — аппарат уполномоченного по делам религий при СМ СССР по Куйбышевской области. В 1966—1990 гг. аппарат уполномоченного состоял из 2-х человек — собственно уполномоченного и его помощника. Функции и задачи аппарата уполномоченного включали в себя: осуществление контроля за выполнением советского законодательства о культах; контроль за деятельностью религиозных обществ и духовенства; контроль за правильным применением органами власти советских законов, касающихся религии и церкви; изучение деятельности религиозных организаций в области и информации об этом партийных и советских органов. Аппарат уполномоченного был подчинен СДР, находившемуся в Москве. Местным обкому КПСС и облисполкому уполномоченным предоставлялись информационные отчеты и справки о состоянии и деятельности религиозных организаций в области, в том числе и о православных.
Постановлением Верховного совета СССР «О введении в действие Закона СССР «О свободе совести и религиозных организаций» от 1 октября 1990 г. Совет по делам религий при СМ СССР был упразднен, а вместе с ним и институт уполномоченных СДР на местах с 1 января 1991 г.
Можно сделать вывод о том, что на протяжении всего советского периода истории государства существовали специальные органы контроля за институтами РПЦ. Иногда это были органы надзора только над Православной церковью (Совет по делам РПЦ при СМ СССР), в некоторые периоды — общеконфессиональные (Совет по делам религий; комиссариаты по вероисповедным делам, ликвидационные отделы и церковные столы — на местах).
Список литературы:
1.Государственный архив Самарской области (ГАСО). Ф. Р-81. Оп. 1. Д. 145.
2.ГАСО. Ф. Р-828. Оп. 3. Д. 43.
3.ГАСО. Ф. Р-828. Оп. 3. Д. 45.
4.ГАСО. Ф. Р-857.Оп. 1. Д. 40.
5.ГАСО. Ф. Р-857. Оп. 1. Д. 64.
6.ГАСО. Ф. Р-857. Оп. 5. Д. 22.
7.ГАСО. Ф. Р-1061. Оп. 1. Д. 24.
8.ГАСО. Ф. Р-2558. Оп. 3. Д. 101а.
9.Советское строительство. 1919. № 6—7.
10.Коммуна. 1919. 12 января.
11.Коммуна. 1919. 6 апреля.
12.Подмарицын А., диакон. Очерки истории Самарской епархии. Самара: Книга, 2008. — 152 с.
13.Подмарицын А.Г. Уполномоченные Совета по делам Русской Православной церкви при СНК/СМ СССР по Куйбышевской области в 1943—1965 годах//Социум и власть. — 2013. — № 3. — С. 111—115.
дипломов
Оставить комментарий