Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 27 января 2014 г.)
Наука: Философия
Секция: Социальная философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ ПОЗДНЕЙ СОВРЕМЕННОСТИ
Бессарабов-Гончаров Михаил Владимирович
аспирант, кафедры философия Волгоградского государственного технического университета, РФ, г. Волгоград
E-mail:
THE IMPACT OF SOCIAL ENVIRONMENT ON THE FORMATION OF PERSONAL CREATIVE POTENTIAL IN THE SOCIETY OF LATE MODERNITY
Bessarabov-Goncharov Mikhail Vladimirovich
post graduate student, the chair of philosophy of Volgograd State Technical University, Russia Volgograd
АННОАТЦИЯ
Целью статьи является исследование основных направлений влияния социальной среды на формирование творческой личности в обществе поздней современности. Определена диалектическая взаимозависимость между социальной средой и личностью-творцом. Сделан вывод о возможности рассмотрения социальной среды в качестве системы обучения членов общества творческим способностям.
ABSTRACT
The article explores main directions of influence of social environment on formation of creative personality in late modern society. Dialectical relationship between social environment and personality-creator was determined. The author comes to the conclusion about the possibility of considering the social environment as a training system of creativity for members of community.
Ключевые слова: творческая личность; социальная среда; общество современности; информация; творческие способности.
Keywords: creative personality; social environment; modern society; information; creativity.
Проблема формирования творческой личности всегда была актуальна для человеческого сообщества. Цивилизация на всех ее этапах развивалась благодаря творцам, которые выходили за рамки повседневности и открывали новые горизонты познания, науки, искусства. Особенную актуальность приобретает вопрос формирования творческого потенциала личности в условиях общества поздней современности.
Концепцию общества «поздней современности» предложил Э. Гидденс, согласно которому сегодняшнее состояние общества можно характеризовать как «период высшей или поздней современности» [9, с. 42]. Он предлагает рассматривать данный период развития общества не только как проявление новой культуры, но в большей мере, как новационный институциональный уровень, реализацию который может получить в будущем. Следует отметить, что общество поздней современности характеризуется следующими чертами: высоким уровнем информатизации и технитизации; широкой доступностью информации и возможностью ее множественной интерпретации; преобладанием материального производства над духовным; глобализацией основных сфер (экономики, политики, культуры) жизнедеятельности общества; всеобщей унификацией; преобладанием массовой культуры над элитарной и т. п. Эти и многие другие черты современного общества накладывают определенные особенности на формирование творческого потенциала личности.
Вопросами исследования основных факторов и ресурсов развития общества поздней современности занимались такие учёные как Э. Тоффлер, Д. Белл, И.Ю. Алексеева, Г.В. Скорик, М. Кастельс и другие. Переход от массового производства к серийному производству, затем к производству информации, как основному ресурсу, появление индивидуального подхода в оказании услуг, культурный и социально-экономический плюрализм, вариативность и ситуативность общественной жизни нуждаются в «человеке изобретающем», который создаёт новое и уникальное, конструирует реальность [2, с. 29]. Возрастание роли интеллектуальных технологий и творческого подхода в трудовой деятельности актуализирует наличие творческих способностей у личности. По нашему мнению, творческие способности становятся решающим качеством для достижения человеком духовного и материального благополучия в современном обществе. Однако остается вопрос: социальная среда создает условия для развития творческого потенциала личности или личность силой своего интеллекта создает среду, способную воспринимать творческие новации?
Подобный вопрос не раз ставился социально-философской мыслью, различные философские направления имеют различные подходы к его решению и нередко существенно отличаются друг от друга. На сегодняшний момент можно констатировать, что, с некоторыми допущениями, все подходы делятся на два. В частности, идея двойственного решения вопроса о соотношении социальной среды и личности-творца рассматривалась С.Л. Франком, который справедливо считал, что в социальной философии есть два подхода к проблеме индивида и общества – сингуляризм («социальный атомизм») и универсализм. При сингуляризме за основу берется человек, его творческое начало и из него выводятся все характеристики и установки общества. Этого направления, в той или иной мере придерживались Т. Гоббс, Эпикур, Г. Зиммель, Г. Тард и другие. В универсализме, характерном для Аристотеля, Г.В.Ф. Гегеля, И. Канта, Э. Дюркгейма и других определяющим началом является общество и социальная среда, им создаваемая и поддерживаемая, личность творца в этом случае оказывается детерминируема общественным окружением. Характерно, что С.Л. Франк полагал, что оба подхода имеют неточности и предлагал собственное видение влияния среды на личность: «Общество есть... подлинная целостная реальность, а не производное объединение отдельных индивидов, более того, она есть единственная реальность, в которой нам конкретно дан человек» [7, с. 38].
В современной социально-философской мысли на этот счет существует множество различных мнений, в частности к вопросу взаимоотношений социальной среды и личности-творца обращались Г.С. Батищев, В.Ф. Берков, В.Д. Губин, А.Л. Никифоров и другие. Например, Г.С. Батищев, говорит о творчестве как о «креативном деяние», которое возможно только в кооперации с социальной средой. «Креативное отношение есть отношение субъекта к миру как к миру проблем-загадок, а главное — такое отношение, в которое он вступает не только своими допороговыми содержаниями и достояниями, но также и запороговыми. А это возможно только благодаря тому, что креативность отнюдь не «монологична», не моносубъектна, как бы социально и исторически ни был опосредован сам субъект, но по сути своей междусубъектна» [5, с. 29].
Относительно взаимовлияния социальной среды и личности классической является теория Дж. Локка, которая утверждает, что от рождения все люди обладают примерно одинаковыми способностями: «Идеи и понятия также мало рождаются вместе с нами, как искусства и науки» [6, с. 149]. Отсутствие врождённых способностей не исключает наличие у человека наследственных предрасположенностей к какому-либо роду деятельности: «Прирожденных способностей не существует. По наследству передаются только задатки...» [1]. Великий изобретатель также отмечает, что врождённые задатки нуждаются в активном развитии для превращения в способности. Таким образом, эффективное формирование творческих способностей человека начинается с этапа рождения. Ряд исследований выявил, что наиболее активная фаза формирования и развития способностей индивида начинается с младенчества и длится до юношеских лет [3, с. 269]. Целостная картина мира формируется у человека на основе воспринимаемой им информации в первые годы жизни. В старшем возрасте личность показывает высокую эффективность в восприятии и обработке данных, которые соответствует форме и содержанию информации, воспринятой им в младенчестве. Именно на начальном этапе жизни человека социальная среда может влиять на создание фундамента его будущих творческих достижений и побед.
Совершенствование творческих способностей нуждается в накоплении опыта. Дж. Локк определяет основой познания и развития человека жизненный опыт, получая который личность совершенствует свои знания, навыки и умения. Идея эмпиризма в деятельности человека поддерживается прагматиком Дж. Дьюи: «Если перед ребенком (или взрослым) даже и стоит проблема, но у него нет прежнего опыта, заключающего подобные же условия, то требовать, чтобы он думал, вполне бесполезно» [4, с. 19]. Таким образом, творческая личность начинает формироваться с младенчества, накапливая опыт в виде знаний, получаемых в результате наблюдений и собственных действий. Необходимые условия для накопления опыта творческой деятельности может предоставлять социальная среда.
Творческий процесс детерминирован интеллектуальной деятельностью, которая характеризуется сбором, анализом и синтезом информации для генерирования интеллектуальных моделей, на основе которых создаётся реальное творческое произведение в науке, технике и искусствах. Таким образом, человек с младенчества должен получать для восприятия информацию, содержащую общий алгоритм творческого процесса. Основы научно-технического творчества подробно представлены в теории решения изобретательских задач Г.С. Альтшуллера. Общие положения теории творческого процесса как механизма описаны в работах И.М. Гераимчука. Формирование социальной средой системы подготовки творческих личностей, начиная с младенчества, имеет высокую ценность с позиции прогрессивного развития общества.
Попытка формирования фундамента творческих способностей членов общества и предоставление условий дальнейшего их развития не может гарантировать появление массы личностей с творческим подходом к решению проблем и достижению целей. Исследователь вопросов творчества В.П. Эфроимсон пришёл к выводу, что главной особенностью личностей-творцов является неимоверная работоспособность и активное стремление к реализации творческих идей [8, с. 26]. Именно влияние на формирование у членов общества сознательного стремления к творческой активности является наиболее трудной задачей, которая может быть решена путём изменений в социальной среде. Осознание необходимости творческого подхода как условия полноценной жизни должно формироваться с раннего детства в рамках социальных институтов семьи, образовательных учреждений, государственных структур и т. д. Таким образом, наиболее важная роль социальной среды состоит в формировании осознанного желания и постоянного стремления личности к результативной творческой деятельности.
В качестве вывода можно сказать, что социальная среда в обществе поздней современности представляет собой информационно детерминируемую среду. Информация становится источником формирования творческого потенциала личности. Личность-творец и социальная среда находятся в состоянии диалектической взаимозависимости: как социальная среда оказывает влияние на личность, так и личность формирует соответствующую социальную среду. В условиях общества поздней современности социальная среда посредством информационного потенциала выступает в роли системы обучения членов общества творческим способностям. Подобные выводы нуждаются в дальнейшей проработке и уточнении, поскольку социальная среда и личность, тем более творческая, в обществе поздней современности крайне вариативны, подвержены изменениям и множественным трансформациям.
Список литературы:
1.Альтшуллер Г.С. Управление процессом творчества, «Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы». Версия 3.0. Электронная книга (официальное издание фонда Г.С. Альтшуллера), 2003 г. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.altshuller.ru/e-books/ (дата обращения 12.01.2014).
2.Гайденко П.П. Хосе Ортега-и-Гассет и его «Восстание масс». // Вопросы философии. — 1989. — № 4. — С. 24—31.
3.Гераимчук И.М. Теория творческого процесса: Структура разума (интеллекта): монография / И.М. Гераимчук К.: Издательское предприятие «Эдельвейс», 2012. — 269 с.
4.Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н.М. Никольской. М.: Совершенство, 1997. — 208 с.
5.Касавин И.Т. Деятельность: теории, методология, проблемы. М., Политиздат, 1990. — 366 с. (Над чем работают, о чём спорят философы).
6.Локк Д. Избранные философские произведения: В 2-х т. Т. 1 / Под ред. И.С. Нарского. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1960. — 736 с.
7.Франк С.Л. Духовные основы общества / С.Л. Франк. М.: Республика, 1992. — 511 с.
8.Эфроимсон В.П. Генетика гениальности. М.: Тайдекс Ко, 2002. — 376 с.
9.Giddens A. The Constitution of Society: Outline of a Theory of Structuration / Anthony Giddens. Cambridge, 1986. — 402 p.
дипломов
Оставить комментарий