Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 27 декабря 2013 г.)

Наука: История

Секция: История России

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Подмарицын А.Г. РУССКИЙ ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ АРХИЕРЕЙ ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ ХХ ВЕКА (АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ АРХИЕПИСКОПА КУЙБЫШЕВСКОГО АЛЕКСИЯ (ПАЛИЦЫНА)) // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XXXII междунар. науч.-практ. конф. № 32. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

РУССКИЙ  ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ  АРХИЕРЕЙ  ВТОРОЙ  ЧЕТВЕРТИ  ХХ  ВЕКА  (АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ  ПОРТРЕТ  АРХИЕПИСКОПА  КУЙБЫШЕВСКОГО  АЛЕКСИЯ  (ПАЛИЦЫНА))

Подмарицын  Алексей  Геннадьевич

канд.  ист.  наук,  Самарский  государственный  университет,  РФ,  г.  Самара

E-mail: 

 

RUSSIAN  PROVINCIAL  HIERARCH  OF  THE  SECOND  QUARTER  THE  XX  CENTURY  (AUTOBIOGRAPHICAL  PORTRAIT  OF  ARCHBISHOP  KUIBYSHEV  ALEKSII  (PALITSYN)’S)

Podmaritsyn  Aleksei  Gennad’evich

Ph.  D.  in  History,  Samara  State  University,  Russia  Samara

 

АННОТАЦИЯ

Публикуемые  автобиографические  материалы  1944  г.  архиепископа  Куйбышевского  Алексия  (Палицына,  18811952)  позволяют  выявить  типические  черты  русского  архиерея  20-х—40-х  гг.  ХХ  столетия.  Вновь  открытые  данные  могут  быть  интересны  историкам  советского  периода,  занимающимся  просопографией  православных  архиереев  второй  четверти  ХХ  века.

ABSTRACT

Autobiographical  materials  published  in  1944  the  Archbishop  Aleksii  of  Kuibyshev  (PALITSYN,  18811952)  allow  revealing  typical  traits  Russian  hierarch  20s—the  40s  of  the  twentieth  century.  The  newly  opened  data  may  be  of  interest  to  historians  of  the  Soviet  period  engaged  in  the  prosopography  of  the  Orthodox  bishops  of  the  second  quarter  of  the  twentieth  century.

 

Ключевые  слова:  Русская  Православная  Церковь  (РПЦ);  просопография  иерархов  РПЦ;  региональная  церковная  история;  уполномоченные  Совета  по  делам  РПЦ  при  СНК  СССР;  советское  делопроизводство.

Keywords:  Russian  Orthodox  Church;  the  prosopography  hierarchs  of  the  Russian  Orthodox  Church;  regional  church  history;  authorized  by  the  Council  for  the  Russian  Orthodox  Church  at  CM  the  USSR;  the  Soviet  paperwork.

 

Начавшаяся  в  1990-х  гг.  бесцензурная  и  открытая  работа  в  области  просопографии  архиереев  Русской  Православной  Церкви  (РПЦ)  советского  периода  продолжается.  Значимыми  вехами  стало  издание  сборника  документов  «Акты  Святейшего  Тихона,  Патриарха  Московского  и  всея  России,  позднейшие  документы  и  переписка  о  каноническом  преемстве  Высшей  Церковной  Власти  (1917—1943)»,  включившего  в  себя  до  700  важных  документов  по  истории  РПЦ,  в  том  числе  и  биографических  сведений  об  иерархах  [1];  просопографических  материалов  игумена  Дамаскина  (Орловского)  [2];  справочника  протодиакона  Александра  Киреева  «Епархии  и  архиереи  РПЦ  в  1943—2002  гг.»  [3].

Издание  «Православной  энциклопедии»  в  качестве  постоянного  блока  материалов  также  включает  в  себя  просопографию  иерархов  РПЦ  [6].  Очевидной  и  необходимой  задачей  становится  сбор  и  уточнение  информации  о  региональных  предстоятелях  Русской  Церкви.

Данное  исследование  посвящено  уточнению  биографических  данных  архиепископа  Куйбышевского  и  Сызранского  Алексия  (Палицына),  занимавшего  кафедру  в  1942—1952  гг.  Доступные  биографические  данные  архиепископа  Алексия  содержатся  в  «Православной  энциклопедии»  [6,  с.  670—671]  и  «Энциклопедии  Самарской  области»  [8,  с.  48].

При  разборе  дел,  поступивших  в  Самарский  епархиальный  архив  в  2004  г.,  было  обнаружено  регистрационное  дело  преосвященного  Алексия,  содержащее  его  автобиографию,  датированную  5  сентября  1944  г.  [7,  c.  2—3об.].  Регистрационное  дело,  по  тогдашнему  распорядку,  было  заведено  уполномоченным  Совета  по  делам  РПЦ  при  СНК  СССР  по  Куйбышевской  области.  Институт  областных  уполномоченных  по  делам  РПЦ  формально  существовал  с  18  декабря  1943  г.,  а  при  Куйбышевском  облисполкоме  стал  действовать  с  28  февраля  1944  г.  [5,  с.  111].  Уполномоченный  С.В.  Гасилин  занялся  регистрацией  православного  духовенства,  начав  с  архиепископа.  В  отличие  от  общей  для  священников  и  диаконов  регистрационной  анкеты,  в  Москве  был  составлен  вопросник  для  епископов,  использовавшийся  для  написания  автобиографии.

Как  всякий  документ,  автобиография  Высокопреосвященнейшего  Алексия,  отмечена  печатью  своего  времени.  Его  рост  на  духовной  ниве  от  сына  сельского  священника  до  настоятеля  столичного  монастыря  —  явление  типичное  для  дореволюционного  времени,  когда  продвижение  монашествующих  во  многом  зависело  от  образования.

Известно,  что  родившийся  1  августа  1881  года  в  Рязанской  губернии,  в  семье  потомственного  священника  Василий  Михайлович  Палицын  происходил  из  того  же  рода,  что  и  известный  келарь  Троице-Сергиевой  обители  начала  XVII  столетия  Авраамий.  После  получения  стандартного  духовного  образования  (духовное  училище,  духовная  семинария)  и  службы  на  поприще  духовного  образования  (учитель  школы  и  сотрудник  семинарии)  последовал  краткий  период  обучения  в  высшем  светском  учебном  заведении  и  монашеский  постриг.  Затем  последовала  служба  в  Миссионерском  совете  при  Святейшем  Синоде  в  Петрограде,  а  с  1917  по  1926  гг.  —  пребывание  настоятелем  московского  Донского  монастыря.  Самый  конец  1910-х  и  первая  половина  1920-х  гг.  не  менее  показательны:  настоятель-архимандрит  физически  трудился  могильщиком  (характерное  явление  для  1918—1920  гг.);  одновременно  являлся  председателем  домкома  (монастыри  стали  уплотнять  разношерстной  публикой  сразу  же  после  публикации  декрета  об  отделении  Церкви  от  государства  от  23  января  1918  г.);  состоял  заведующим  кладбищем  и  монастырским  музеем  (понятные  предлоги  для  сохранения  старинного  монастыря  и  его  братии  в  качестве  социально-полезных  элементов  при  новом  строе)  [7,  c.  2—2об.].

Настоятель-архимандрит  чутко  относился  к  помещенному  в  Донской  монастырь  соввластями  под  негласный  арест  Св.  Патриарху  Тихону.  Кстати,  у  них  много  общего  в  биографиях  до  призвания  на  архиерейскую  кафедру  —  оба  прошли  путь  от  сына  деревенского  клирика  до  столичного  церковного  деятеля.

В  сентябре  1923  г.  Св.  Патриарх  Тихон,  колебавшийся  в  вопросе  принятия  нового  стиля  в  Церкви,  под  давлением  гражданской  власти  выразил  на  то  одобрение  [1,  с.  299—300].  Когда  Святейший,  проживавший  в  монастыре,  пришел  на  богослужение,  то  был  остановлен  настоятелем  архимандритом  о.  Алексием  в  дверях  храма.  Архимандрит  заявил,  что  пока  Его  Святейшество  одобряет  новый  стиль,  монахи  Донского  монастыря  не  будут  иметь  с  ним  молитвенного  общения.  Через  некоторое  время  Патриарх  Тихон  отменил  свое  распоряжение  о  переходе  на  новый  стиль  [1,  с.  300].

Время  призвания  архимандрита  Алексия  к  архиерейскому  служению  (1926  г.)  было  нелегким  —  Патриарший  Местоблюститель  митрополит  Крутицкий  Петр  находился  в  ссылке,  производились  массовые  аресты  епископата  с  целью  заставить  оставшихся  примкнуть  к  какой-либо  из  лояльных  к  советам  группировкам  —  выдыхающемуся  обновленчеству,  либо  псевдоконсервативному  григорианству.  Позиция  нового  епископа  Можайского  Алексия,  верного  последователя  покойного  Св.  Патриарха  Тихона,  была  ясна  и  совдепы  не  устраивала.

На  следующий  1927  г.  последовала  сибирская  ссылка,  в  которой  святитель  пробыл  один  год  из  трех  и  был  освобожден.  Едва  успев  вернуться  в  европейскую  часть  страны,  епископ  Алексий  был  в  1928  г.  осужден  за  контрреволюционную  деятельность  (ст.  58  тогдашнего  УК)  на  три  года  пребывания  в  Соловецком  концлагере.  По  окончании  срока  лагерного  заключения,  около  1931  г.,  святитель  был  направлен  в  ссылку  в  Сибирь,  в  Нарымский  край,  ещё  на  три  года  [7,  c.  2об.—3].

В  1934  г.,  по  освобождении,  епископ  Алексий  избрал  местом  жительства  г.  Орёл,  где  и  находился  в  течение  трех  лет.

В  1937  г.  святитель  переехал  в  г.  Волоколамск  и  оставался  там  до  начала  Великой  Отечественной  войны.  Архиерей  ничего  не  написал  о  служении  в  эти  годы,  как  и  не  указал  источники  своего  существования.  В  самом  начале  войны  (в  июле  1941  г.)  он  оказался  на  священническом  месте  в  селе  Наташино,  Московской  области.  Возможно,  это  как-то  связано  с  округой  Волоколамска,  где  он  жительствовал  в  это  время  —  косвенно  об  этом  свидетельствует  его  формальное  (немцы  уже  были  на  подступах  к  Москве)  назначение  на  Волоколамскую  кафедру  13  октября  1941  г.  За  неделю  до  этого  епископ  Алексий  служил  в  командировке  от  Патриархии  в  Ярославле  и  области  молебны  «о  даровании  победы  нашему  воинству».  Вместе  с  назначением  на  Волоколамскую  кафедру  он  был  возведён  в  сан  архиепископа,  и  ему  было  поручено  на  время  отъезда  Патриаршего  Местоблюстителя  митрополита  Сергия  (Страгородского)  и  Патриархии  из  Москвы  в  Ульяновск,  заведовать  церковными  делами  по  г.  Москве  (указ  Патриархии  от  13  октября  1941  г.)  [2,  с.  12].  Когда  военная  опасность  миновала,  архиепископу  Алексию  поручили  окормлять  освободившуюся  Куйбышевскую  епархию.  Известно,  что  в  1944  г.  владыка  с  успехом  выполнил  поручение  Патриарха  Алексия  I  о  приеме  из  обновленчества  приходов  Средней  Азии  [7,  c.  3об.].  Его  здоровье  в  послевоенные  годы  постоянно  ухудшалось,  и  он  скончался  8  апреля  1952  г.  [6,  с.  48].

Автобиография  архиепископа  Алексия  (Палицына)  помогает  уточнить  ряд  автобиографических  данных,  известных  из  печатных  источников:  неизвестные  подробности  его  служения  в  Донском  монастыре  (история  с  Патриархом  Тихоном)  и  его  роль  в  первые  месяцы  Великой  Отечественной  войны,  когда  он  в  октябре  1941  —  начале  1942  г.  фактически  представлял  главу  РПЦ  в  Москве.  Эти  данные  позволяют,  как  конкретизировать  биографию  русского  архиерея  второй  четверти  ХХ  века,  так  и  подчеркнуть  наиболее  общие  моменты  судеб  иерархов  того  времени.

 

Список  литературы:

1.Акты  Святейшего  Тихона,  Патриарха  Московского  и  всея  России,  позднейшие  документы  и  переписка  о  каноническом  преемстве  Высшей  Церковной  Власти  (1917—1943).  Сборник.  М.,  1994.  —  1064  с.

2.Дамаскин  (Орловский),  игумен.  Мученики,  исповедники  и  подвижники  благочестия  Русской  Православной  Церкви  ХХ  столетия:  Жизнеописания  и  материалы  к  ним.  Кн.  1.  Тверь:  Булат,  Кн.  2.  2001.  —  526  с.

3.Киреев  А.,  протодиакон.  Епархии  и  архиереи  Русской  Православной  Церкви  в  1943—2002  годах.  М.,  2002.  —  480  с.

4.Подмарицын  А.,  диакон.  Очерки  истории  Самарской  епархии.  Самара:  Книга,  2008.  —  152  с.

5.Подмарицын  А.Г.  Уполномоченные  Совета  по  делам  Русской  Православной  церкви  при  СНК/СМ  СССР  по  Куйбышевской  области  в  1943-1965  годах//Социум  и  власть.  —  2013.  —  №  3.  —  С.  111—115.

6.Православная  энциклопедия.  Т.  1.  М.:ЦНЦ  «Православная  энциклопедия»,  2000.  —  752  с.

7.Самарский  епархиальный  архив  (СЕА).  Ф.  1.  Оп.  1.11.  Д.  1.

8.Энциклопедия  Самарской  области.  Т.  1.  Самара,  2010.  —  358  с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.