Статья опубликована в рамках: XXXI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 02 декабря 2013 г.)
Наука: Философия
Секция: Философские проблемы образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ДУХОВНЫЕ СКРЕПЫ ОБЩЕСТВА КАК ГЛАВНЫЙ ОРИЕНТИР ГУМАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Агеева Наталия Алексеевна
канд. филос. наук, доцент кафедры истории и философии Ростовского государственного медицинского университета, РФ, г. Ростов-на-Дону
SPIRITUAL BRACES OF SOCIETY AS A PRINCIPAL MARK OF HIGHER EDUCATION HUMANIZATION
Nataliya Ageeva
candidate of philosophical sciences, associate professor of the chair of History and Philosophy, Rostov State Medical University, Russia Rostov-on-Don
АННОТАЦИЯ
Гуманизация высшего образования возможна при активном использовании воспитательного потенциала преподаваемых дисциплин. Это в большей степени будет способствовать формированию мировоззрения студентов, их патриотическому воспитанию и развитию национального самосознания, самоидентификации и самодетерминации личности, что, в конечном счете, приведет к трансформации патриотического сознания в патриотическое отношение, а затем в конкретные дела на благо Родины.
ABSTRACT
Humanization of higher education is possible under the frequent use of an educational potential of teaching subjects. It would promote to a greater extent a mindset formation of students, their patriotic education and development of national identity, self-identity and personality’s self-determination that eventually would lead to the transformation of patriotic identity into patriotic position and later – into certain actions for the good of motherland.
Ключевые слова: гуманизация; духовные скрепы; патриотизм.
Keywords: humanization; spiritual braces; patriotism.
Гуманизация высшего образования осуществляется на концептуальной основе, суть которой заключается в переходе к новой человекоориентированной модели образования. Это возможно при активном использовании воспитательного потенциала преподаваемых дисциплин. Стержнем процесса гуманизации высшего образования является наполнение его духовным содержанием, в основе которого лежат смысложизненные ценности, имеющие общечеловеческую основу.
Президент РФ В.В. Путин 12 декабря 2012 года в ежегодном Послании Федеральному Собранию отметил: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи — дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. <…> Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики. Эти сферы — это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России» [4].
Проблемы экологии души человека и духовного суверенитета личности постоянно находятся в поле зрения ученых, начиная с античных мыслителей и заканчивая современными исследователями философской антропологии, социальной философии, психологии, педагогики и др. Духовная активность задает смысловое направление развитию основных интенций высшего образования: познанию внешнего мира, самопознанию, ценностному осмыслению, мотивации продуктивной и созидательной деятельности на благо общества. Вектор духовности задает направление развития не к частным, узким социальным образцам профессионализма, а к уникальному и целостному формированию будущего специалиста, способного к диверсификации своей профессиональной деятельности.
В начале XX века И.А. Ильин отмечал, что современный мир переживает глубокий кризис — религиозный, духовный и национальный. В деле возрождения духовности философ большую роль отводил воспитанию будущего гражданина в семье и социуме. Люди вольно или невольно постоянно воспитывают друг друга всяким своим проявлением: ответом и интонацией, улыбкой и ее отсутствием, приходом и уходом, просьбой и требованием, общением и бойкотом, деланием и неделанием. «Человек с детства воспринимает в душу поток чужого воспитывающего волеизъявления; уже тогда, когда сила очевидности еще не пробудилась в его душе и сила любви еще не одухотворилась в нем для самовоспитания, в душу его как бы вливалась воля других людей, направленная на определение, оформление и укрепление его воли; еще не будучи в состоянии строить себя самостоятельно, он строил себя авторитетным, налагавшимся на него изволением других, — родителей, церкви, учителей, государственной власти, — научаясь верному, твердому воленаправлению» [3; с. 407].
В 1990 году газета «Комсомольская правда» опубликовала брошюру А.И. Солженицына «Как нам обустроить Россию?», в которой автор подчеркнул, что семья — основное звено спасения нашего будущего, но учебно-воспитательному процессу в школе также необходимо уделять пристальное внимание. По его мнению, начинать процесс улучшения качества образования нужно не с детей, а с педагогов, «начинать менять, спасать истинные знания — надо с программ институтских» [5; с. 20].
В условиях духовного кризиса общества вновь актуализируется проблема подготовки кадров для системы образования. Педагогос — в пер. с греч. означает «ведущий детей». Вести за собой может только лидер, человек с яркой индивидуальностью, богатым духовным миром и творческими способностями. Человек со скупым сердцем, спящим разумом и ведомой душой ничему хорошему не может научить подрастающее поколение.
Гуманистический тип образования обеспечивает всестороннее развитие личности, поддержку ее индивидуальности, полноценное удовлетворение ее образовательных, духовных, культурных, жизненных потребностей и запросов, предоставляет свободу выбора содержания и путей получения образования, а также способов самореализации личности в культурно-образовательном пространстве. На наш взгляд, гуманизация системы образования и «свобода творчества человеком своей судьбы через поиск им смысла жизни и составление жизненных планов и программ» является эффективным механизмом перехода от мифологического мышления к рациональному и действенным способом выхода общества из духовного кризиса [1; с. 187].
Человек, культура, патриотизм и творчество — главные ценности гуманистического образования. Основополагающим свойством человека традиционной культуры является его способность к культурной идентификации. Для студента российского вуза полем культурной самоидентификации и самодетерминации является русская национальная культура — от ее истоков до наших дней. Ценностные основания и целевые установки гуманитарного образования связываются с воспитанием гражданина России, человека культуры и нравственности, ориентированного на национальные ценности.
Для современной духовной жизни российского общества весьма актуально обоснование идеи, способной сплотить нацию. Многие ученые и государственные деятели выдвигают в этом качестве патриотизм, хотя понимают его суть и содержание по-разному. На наш взгляд, патриотизм в структурном отношении представляет собой диалектическое единство связанных между собой элементов: патриотическое сознание, патриотическое отношение, патриотическая деятельность и патриотические организации. В патриотизме, как комплексном духовно-практическом образовании, определяющей является его деятельная сторона, так как именно в ней происходит трансформация сознания в отношение, а затем в конкретные дела. Истинный патриотизм — это любовь к Родине не на словах, а в поступках.
В современных условиях возникла острая потребность в принятии всесторонних мер со стороны государственных, военных и других общественных организаций по преодолению негативных последствий, вызванных разнузданной кампанией последних лет прошлого века по депатриотизации общественного сознания, поэтому значение воспитательной деятельности разнообразных общественных организаций в формировании патриотизма граждан очень высоко. На наш взгляд, ведущую роль в этом процессе должны играть гуманитарные науки, а духовные скрепы общества станут одними из главных ориентиров в нравственно-патриотическом воспитании молодежи, основанием для их приобщения к истокам русской культуры.
Патриотизм — это исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной философии, отражающая положительное отношение людей к своему Отечеству, выраженная в чувствах любви к нему, проявляющаяся в деятельности на его благо. В формировании патриотизма участвуют государственные, общественные организации и другие субъекты. В основе патриотизма лежит духовное самоопределение, именно поэтому в человеке можно пробудить чувство любви к Родине, но не навязать. «Социокультурные образцы обычно рождаются в повседневной жизни. Сначала они появляются у отдельных индивидов или какой-либо группы людей, используются в практике, затем сфера их применения расширяется, и, наконец, они могут стать общепризнанными ценностями и нормами. Иными словами, общество может и должно создавать такие социокультурные образцы, которые, помимо привлекательности, будут нести в массы высокий смысл и нравственные ценности» [2; с. 63].
В российских вузах необходимо развивать не только теоретическое мышление, но и формировать мировоззрение личности студента, ее базисных компонентов, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества, обеспечивающий его выживание и развитие. Современные гуманитарные науки призваны решать не только разного рода гносеологические проблемы, но и формировать ценностные ориентации личности, доминанты, модусы, установки, а это особенно актуально в тех вузах, студенты которых в своей профессиональной деятельности будут работать в модели «человек-человек».
Огромное значение для формирования менталитета граждан новой России имеет изучение курсов «История Отечества», «Культурология», «Психология», «Педагогика», «Философия», «Социология», «Политология», «Биоэтика» и др. Знакомство студентов с русской культурой, историей, философией позволит им лучше понять своеобразие менталитета русского народа, раскроет истинно духовные ценности в культурном наследии России. Все это в большей степени будет способствовать формированию мировоззрения студентов, их патриотическому воспитанию и развитию национального самосознания, самоидентификации и самодетерминации личности, что, в конечном счете, приведет к трансформации патриотического сознания в патриотическое отношение, а затем в конкретные дела на благо Родины.
Список литературы:
1.Агеева Н.А. Возвращение к проблеме судьбы в мифомышлении XX века // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2006. — № 2. — с. 186—187.
2.Агеева Н.А. Социокультурные образцы как эффективное средство духовного возрождения семьи и общества // Гуманитарные и социальные науки, — 2012. — № 3. — с. 63.
3.Ильин И.А. Почему мы верим в Россию: Сочинения / И.А. Ильин. М.: Эксмо, 2008. — 912 с.
4.Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/17118 (дата обращения 12.11.2013).
5.Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию? М., 1990. — 48 с.
дипломов
Оставить комментарий