Статья опубликована в рамках: XXVIII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 09 сентября 2013 г.)
Наука: История
Секция: Всемирная история
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ПРОЦЕСС СТРОИТЕЛЬСТВА ЕДИНОЙ ЕВРОПЫ: СОЦИАЛЬНЫЙ ВЕКТОР ИНТЕГРАЦИИ
Шахов Андрей Евгеньевич
аспирант ННГУ им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород
PROCESS OF CONSTRUCTION OF A UNITED EUROPE: SOCIAL VECTOR OF INTEGRATION
Andrey Shahov
postgraduate of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Nizhni Novgorod
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена вопросам развития механизмов социального участия в процессах государственного и корпоративного управления в Европейском Союзе. Проанализарован комплекс документов, составляющих нормативную базу ЕС в этой области. Выявлены факторы, оказывающие влияние на формирование управленческой модели. На основе проведенного исследования автор дает оценку эффективности существующих механизмов и предпринимает попытку прогноза их дальнейшего развития.
ABSTRACT
The article is devoted to the questions of development of mechanisms of social participation in the processes of public and corporate management in the European Union. A set of documents that constitutes the regulatory system of the European Union in this field has been examined. Factors influencing on the managerial model formation have been elicited. On the basis of the undertaken study the author gives an estimate of current mechanisms’ effectiveness and takes a shot to predict its further development.
Ключевые слова: Европа; Европейский Союз; интеграция.
Keywords: Europe; European Union; integration.
Процессы интернационализации и глобализации, обусловленные прогрессом науки, техники, технологий, постоянно требуют совершенствования моделей управления, адекватных возникающим новым транснациональным, межгосударственным и наднациональным структурам. Изначально, при разработке проекта первого интеграционного объединения на территории послевоенной Европы, архитекторы ЕС, в числе коих были Жан Монне, Пьер Юри, Этьен Ирш, Поль Рейтер, а также взявший на себя инициативу по оглашению проекта на правительственном, уровне министр иностранных дел Франции Робер Шуман, руководствовались принципами федерализма, который представлялся им, как форма политического устройства, объединяющая различные государственные образования, регионы и народы в единую государственную общность. Подобная государственная общность суверенна, однако при этом субъекты обладают своего рода «остаточным» суверенитетом (т.е. полномочиями и правами по сохранению своей самобытности) и могут в соответствии с ними принимать свои конституции и законы.
Принцип федерализма, провозглашенный в Декларации Шумана [6], нашел отражение также и в преамбуле учредительного договора Европейского объединения угля и стали [9], подписанного 18 апреля 1951 г. делегатами правительств Франции, ФРГ, Италии и стран Бенилюкса. Спустя шесть лет представители тех же шести государств уже не были так ориентированы на строительство федерации. Познав уроки провала проектов оборонительного и политического сообществ они продолжили отраслевой путь интеграции созданием Европейского сообщества по атомной энергии [8] и вместе с ним учреждая Европейское экономическое сообщество [10]. В преамбуле Договора говорилось лишь «об основах для все более тесного союза европейских народов». Таким образом, во второй половине 1950-х гг. произошло переосмысление практического подхода к процессам европейской интеграции в сторону принципа межгосударственной организации отношений в рамках Сообществ на основе сотрудничества в сфере обеспечения общей конкурентоспособности европейской экономики. В то же время, вопрос о социальной ответственности не поднимался на фоне положительного экономического эффекта от объединения. К примеру, 22 апреля 1954 г. между американским правительством и Верховным органом ЕОУС был заключен контракт, по которому США предоставили ЕОУС займ в 100 млн. долларов под весьма низкий процент 3,7 % — ни одно европейское правительство на тот момент не могло бы добиться более выгодных условий.
Для Евратома бюджет формировался за счет соответствующих налогов, взимаемых с государств-членов, что во многом ограничивало независимость Комиссий, однако, вместе с тем, учредительный договор предусматривал возможность создания собственных ресурсов. Но на фоне положительного эффекта от достижений общего рынка угля и стали в Европе функционирование Евратома, наталкивалось на препятствия, подводные камни, заложенные в самом учредительном договоре и открывшиеся на волне европейского национализма. Будучи разработчиком естественного урана, Франция выбрала собственный канал поставки материалов для строительства реакторов и, в своем стремлении к лидерству и могуществу, старалась навязать его всему Сообществу. Однако остальные страны «шестерки» предпочитали развивать уже отлаженный канал поставки обогащенного урана американцами, которые продавали его по демпинговой цене, делая французские материалы неконкурентоспособными. В конце концов, 8 ноября 1958 г. было подписано соглашение о сотрудничестве между Евратомом и США, которое предполагало строительство в Сообществе шести атомных станций американского типа (обогащенный уран — естественная вода) с технической и финансовой помощью США, а также их гарантией снабжения ресурсами. Таким образом, ввиду доминирующей ориентации на получение прибыли в ущерб общеевропейскому социально-экономическому интересу в рамках Евратома началась своебразная «война каналов». В результате общий рынок реакторов реально не сформировался, и, кроме того, каждая страна обеспечивала свои электроцентрали с помощью своей же собственной индустрии. И с этой точки зрения, технический успех общего исследовательского центра — реактор Orgel — стал экономическим провалом, поскольку не нашлось желающих его покупать.
Модель Европейского экономического сообщества, поглотившая институты ЕОУС и Евратома после вступления в силу Брюссельского договора [7] 1967 г., тем самым наглядно продемонстрировала наибольшую эффективность управления в системе трех Сообществ. Заложив основы конкурентоспособности общей экономики можно было обращать внимание на внутренние социальные программы. Римским договором [10] 1957 года о создании ЕЭС определялись рамки правотворческой деятельности в сфере трудовых отношений и установлены нормы, ставшие фундаментом европейского трудового права. Государства-члены соглашались принимать меры по улучшению условий жизни и труда работников, гармонизации соответствующего законодательства, а также выделяли социальные вопросы, имеющие первоочередное значение для европейской интеграции. Кроме того согласно учредительному договору Сообщество было обязано «поддерживать и дополнять» деятельность стран ЕС в отношении «информации и консультации работников».
Единый европейский акт [2], вступивший в силу 1 июля 1987 г. расширил компетенцию Сообщества в области трудового права, а с учреждением Европейского Союза согласно Маастрихтскому договору [1] 1992 г. социальный прогресс в государствах-членах сообщества их социальное сближение начинает рассматриваться в качестве приоритета. Договором о Евросоюзе учреждался институт гражданства ЕС. Вместе с тем, с целью укрепления социальной солидарности, а также обеспечения более справедливого распределения общественного дохода между разными социальными слоями населения, повышения заинтересованности работников в делах предприятия, большинство стран ЕС в последние десятилетия приняли законодательные акты, предусматривающие создание так называемых советов предприятий или иных форм участия трудящихся в управлении предприятием и доходами от его деятельности
Нормы, зафиксированные в учредительных документах ЕС, составляют так называемое первичное право, представляя собой закон, обязательный для государств-членов, который непосредственно регулирует трудовые отношения. Он имеет приоритет относительно национального права стран-участниц ЕС. Вторичное право ЕС — это документы, издаваемые органами Евросоюза в рамках своих правотворческих полномочий на основе первичного права. В частности, Европейская комиссия и Совет принимают директивы и регламенты, устанавливающие принцип участия сотрудников в управлении предприятием и процессе принятия решений. Например, под правовое регулирование непосредственно на уровне ЕС подпадает «информация и консультация работников» в компаниях «европейского масштаба», которой посвящена принятая Советом 22 сентября 1994 г. Директива 94/45/ЕС [5] «Об учреждении в организациях и группах организаций, действующих в масштабе ЕС, европейского комитета предприятия или процедуры в целях информирования работников и проведения с ними консультаций».
В соответствии с ней компаниями европейского масштаба признаются компании, насчитывающие не менее тысячи человек и имеющие подразделения на территории двух или более стран-участниц ЕС, в каждом из которых занято не менее 150 сотрудников. В каждой из данных компаний должен быть создан специальный консультативный орган, инициатором создания которого может стать руководство предприятия или группа сотрудников не менее ста человек. Принципы, заложенные в Директиве 1994 г. [5], в дальнейшем использовались при разработке аналогичных правил в отношении «европейских юридических лиц», учреждаемых на базе непосредственно действующих законодательных актов ЕС и способных перемещать свой юридический адрес по всей территории ЕС: «О статусе европейского акционерного общества» от 8 октября 2001 г. [3] и «О статусе европейского кооперативного общества» от 22 июля 2003 г. [4].
Таким образом, ввиду отсутствия единого нормативного поля и четкого регулирования участия сотрудников в управлении предприятием в ЕС имеет место двухуровневая система правовой регламентации: на общеевропейском и национальном уровнях. В то же время, Лиссабонский договор [11], вступивший в силу с 1 декабря 2009 г., относит разрешение подобных вопросов к сфере совместной компетенции, где государства-члены осуществляют свою компетенцию в той мере, в какой Союз не воспользовался своей. Положительным моментом можно считать то, что наряду с социальными целями в числе основополагающих задач ЕС в Договоре называются полная занятость, социальный прогресс, социальная справедливость и т. д.
Подводя итог, стоит отметить, что в процессе поиска, построения эффективной модели управления в ЕС продолжается борьба наднационального и межгосударственного подходов. Последний при проектировании европейских структур и механизмов оказывается более эффективным для преодоления противоречий, возникающих в процессе согласования создаваемой нормативной базы, однако на практике при имплементации законодательства наднациональный принцип является наиболее действенным. В этом процессе особую роль играет развитие такого элемента управления, как социальная ответственность, а ее место и роль становятся все более значимыми с формированием определенной идеологии управления на уровне компании, региона, местного самоуправления.
Немаловажен тот факт, что при строительстве модели европейского управления наряду с государственно-ориентированной интеграцией «сверху» прослеживается и тенденция гражданской ее ориентации. Появляется концепция «корпоративного гражданства». А согласно изменениям, внесенным Лиссабонским договором [11], граждане ЕС получают право выступать с инициативой Европарламенту или Совету по изменению законодательства. Все это, на наш взгляд, определенно играет положительную роль в процессе гармонизации национальных моделей управления и расширении поля общеевропейского правового и социального регулирования.
Список литературы:
1.Договор об учреждении Европейского Союза / Под ред. Ю.А. Борко, М.В. Каргаловой, Ю.М. Юмашева // Малая библиотека Европейского Союза на русском языке. Документы Европейского Союза, т. II. М., 1994.
2.Единый европейский акт / Под ред. Ю.А. Борко, М.В. Каргаловой, Ю.М. Юмашева // Малая библиотека Европейского Союза на русском языке. Документы Европейского Союза, т. II. М.: Международная издательская группа «Право», 1994. — 246 с.
3.Council Directive 2001/86/EC of 8 October 2001 supplementing the Statute for a European company with regard to the involvement of employees / Official Journal of the European Union. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:32001L0086:EN:HTML (дата обращения: 8.09.2013).
4.Council Directive 2003/72/EC of 22 July 2003 supplementing the Statute for a European Cooperative Society with regard to the involvement of employees / Official Journal of the European Union. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:32003L0072:EN:NOT (дата обращения: 8.09.2013).
5.Council Directive 94/45/EC of 22 September 1994 on the establishment of a European Works Council or a procedure in Community-scale undertakings and Community-scale groups of undertakings for the purposes of informing and consulting employees / Official Journal of the European Union. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:31994L0045:EN:HTML (дата обращения: 8.09.2013).
6.The Schuman Plan and Franco-British relations / Centre Virtuel de la Connaissance sur l'Europe (CVCE). [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.cvce.eu/recherche/object-content/-/object/5cc6b004-33b7-4e44-b6db-f5f9e6c01023/f8af1224-2c7e-4113-a0da-a4c7113e8031/b6864066-9e1a-47d3-ab29-f7aabe8f88fe/en (дата обращения: 8.09.2013).
7.Treaty establishing a single Council and a single Commission of the European Communities. — Official Journal of the European Communities (OJEC). 13.07.1967, — № 152.
8.Treaty establishing the European Atomic Energy Community (Rome, 25 March 1957) / Centre Virtuel de la Connaissance sur l'Europe (CVCE). [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.cvce.eu/recherche/object-content/-/object/3cb9e142-6ac4-4184-8794-fc3cf619cf33/97bd0837-3132-4a30-ac52-ef9176e4a235/cca6ba28-0bf3-4ce6-8a76-6b0b3252696e/en (дата обращения: 8.09.2013).
9.Treaty establishing the European Coal and Steel Community (Paris, 18 April 1951) / Centre Virtuel de la Connaissance sur l'Europe (CVCE). [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.cvce.eu/recherche/object-content/-/object/5cc6b004-33b7-4e44-b6db-f5f9e6c01023/6158e5b2-0053-4724-9e41-78f3abb71aa2/11a21305-941e-49d7-a171-ed5be548cd58/en (дата обращения: 8.09.2013).
10.Treaty establishing the European Economic Community (Rome, 25 March 1957) / Centre Virtuel de la Connaissance sur l'Europe (CVCE). [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.cvce.eu/recherche/object-content/-/object/3cb9e142-6ac4-4184-8794-fc3cf619cf33/97bd0837-3132-4a30-ac52-ef9176e4a235/cca6ba28-0bf3-4ce6-8a76-6b0b3252696e/en (дата обращения: 8.09.2013).
11.Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community, signed at Lisbon. 13 December 2007 / Official Journal of the European Union. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://eur-lex.europa.eu/JOHtml.do?uri=OJ:C:2007:306:SOM:EN:HTML (дата обращения: 8.09.2013).
дипломов
Оставить комментарий