Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XXVI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 15 июля 2013 г.)

Наука: Политология

Секция: Политика в России

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Филина Н.В. ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XXVI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ  ОТНОШЕНИЯ  КАК  ПРЕДМЕТ  ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОГО  ИССЛЕДОВАНИЯ

Филина  Нина  Владимировна

аспирант  негосударственного  образовательного  учреждения  высшего  профессионального  образования  «Омской  гуманитарной  академии»,  г.  Омск

E-mail: 

 

CHURCH-STATE  RELATIONS  AS  A  SUBJECT  POLITICAL  STUDIES

Filina  Nina

graduate  student  of  private  educational  institutions  of  higher  education  "Omsk  Academy  of  the  Humanities",  Omsk

 

АННОТАЦИЯ

Статья  раскрывает  содержание  понятия  «церковно-государственные  отношения».  Основное  внимание  автор  акцентирует  на  критическом  анализе  статистических  данных  по  внедрению  религии  в  образовательную  среду.  Затрагивает  вопросы  светскости  государства.  В  ходе  анализа  автором  были  выявлены  проблемы  тормозящие  развитие  церковно-государственных  отношений,  а  также  предложен  новый  вектор  сотрудничества. 

ABSTRACT

The  article  reveals  the  concept  of  "church-state  relations."  The  focus  of  the  author  focuses  on  a  critical  analysis  of  statistical  data  on  the  introduction  of  religion  into  the  educational  environment.  Raises  questions  of  the  secular  state.  During  the  analysis  the  author  has  identified  problems  hindering  the  development  of  church-state  relations,  but  also  provides  a  new  vector  of  cooperation.

 

Ключевые  слова:  церковно-государственные  отношения;  органы  государственной  власти;  формы  взаимоотношений;  религиозное  образование.

Keywords:  church-state  relations,  public  authorities;  forms  of  relationships,  religious  education.

 

В  России,  как  и  в  любом  цивилизованном  государстве,  вопросы  взаимоотношения  между  государством  и  религиозными  организациями  становятся  актуальными  и  злободневными.  Однако  при  более  полном  анализе  вопросов  о  сотрудничестве  религиозных  организаций  с  органами  государственной  власти  понимаем,  что  правовое  поле  этого  взаимодействия  недостаточно  сформировано.  С  2010  по  2013  год  можно  наблюдать  что,  религия  мощно  двинулась  в  политику,  не  смотря  на  светский  характер  церковно-государственных  отношений.  Подобные  процессы  сращивания  религии,  политики,  общества,  происходят  не  только  в  России,  но  и  в  таких  государствах  как  Иран,  Грузия,  Турция,  Саудовская  Аравия.  В  этих  государствах  исторически  существуют  конфессиональные  предпочтения.  Что  же  касается  России,  то  лидирующие  позиции  занимает  Русская  православная  церковь,  мы  являемся  свидетелями  того  что  иерархи  церкви  стремятся  оказать  прямое  или  косвенное  воздействие  на  решение  происходящих  в  стране  социально-политических  изменений. 

Однозначную  оценку  этим  фактам  сложно  дать.  Что  это?  Попытка  навязать  государственную  религию  или  под  лозунгом  православия  объединить  мировые  религии?  Конституция  Российской  Федерации  закрепила  светский  характер  государства,  но,  не  смотря  на  это,  сотрудничество  между  религиозными  организациями  и  государством  носит  политический,  императивный  характер.  Церковь  пытается  взять  под  свой  контроль  систему  образования,  так  с  2002  года  фактически  во  всех  субъектах  федерации  был  введен  предмет  «Основы  православной  культуры».  Этот  вопрос  бурно  обсуждался  в  средствах  массовой  информации  [5].  По  данным  фонда  общественного  мнения  на  вопрос,  о  введении  в  государственных  учебных  заведениях  преподавания  религии,  смотри  таблицу  1  [15].

Таблица  1.

Мнения  респондентов  по  вопросу  о  введении  в  государственных  учебных  заведениях  преподавания  религии  (в  %)

 

право-славные

мусуль-

мане

католики

протес-

танты

иудеи

буддисты

Преподавание  религии  должно  быть  обязательным

23,8

19

24,5

25,5

5,5

11,1

Преподавание  религии  допустимо  по  желанию  учеников  и  родителей  вне  школьной  программы

38,3

30,8

37,7

30,1

31,8

41,1

Религия  не  должна  преподаваться  в  государственных  учебных  заведениях

13

20,2

6,4

16,1

26,4

13

Целесообразно  преподавание  знаний  об  основных  религиях

20,5

21,9

25,5

17,5

29,1

25

Затруднились  ответить

4,5

8,1

6,4

11,2

7,3

9,3

 

За  обязательное  преподавание  религии  в  государственных  образовательных  учреждениях  выступает  меньшая  часть  респондентов.  Причем  если  проследить  этот  показатель  по  конфессиям,  то  у  иудеев  и  буддистов  этот  показатель  много  ниже.  Это  объясняется  тем,  что  конфессиональные  меньшинства  опасаются  что,  через  государственную  образовательную  систему  произойдет  навязывание  им  религии  большинства.  На  вопрос  о  допустимости  преподавания  религиозных  предметов  на  добровольной  основе  положительно  ответили  примерно  30  %  опрошенных.  Меньшая  часть  опрошенных,  (примерно  15—20  %)  выступает  за  то,  чтобы  религиозные  предметы  не  преподавались  в  государственных  образовательных  учреждениях.  Таким  образом,  за  полностью  безрелигиозный  характер  образования  выступает  меньше  половины  опрошенных,  тогда  как  четверть  допускает  факультативное  изучение  религиозных  предметов,  а  пятая  часть  поддерживает  идею  религиоведческого  учебного  курса.  Следовательно,  половина  неверующих  соглашается  с  тем,  чтобы  учащиеся  государственных  образовательных  учреждений  в  той  или  иной  форме  получали  знания  о  религии,  и,  таким  образом,  признают  значимость  религиозной  культуры  для  современного  человека. 

Какова  же  реакция  россиян  на  взаимодействия  церкви  и  государства?  По  данным  фонда  общественного  мнения  (эти  данные  публикуются  в  интернете,  и  они  открыты  широкому  кругу  читателей)  за  период  2005—2011  годов  на  вопрос:  «имеет  ли  право  религиозная  организация  оказывать  воздействие  на  принятие  важнейших  государственных  решений?»  смотри  рисунок  1.

 

Рисунок  1  Должна  ли  церковь  оказывать  влияние  на  принятие  государственных  решений

 

В  2005  году  больше  половины  51  %  ответили  отрицательно,  42  %  респондента  выступили  в  поддержку  и  лишь  8  %  затруднились  с  ответом.  В  2011  году  ситуация  несколько  изменилась.  По  данным  фонда  общественного  мнения  за  2011  год  [15],  48  %  ответили  положительно,  42  %  респондента  ответило  отрицательно  и  лишь  10  %  затруднились  с  ответом. 

Анализ  статистических  данных  показал  дисбаланс  общественного  сознания.  Причем  сторонников  партнерских  отношений  религиозных  организаций  и  государственных  органов  власти  меньше  чем  противников.

На  вопрос:  «следует  ли  государственным  органам  власти  учитывать  в  своих  действиях  религиозный  фактор?»,  положительно  ответили  43  %  опрошенных,  негативно  высказались  46  %  опрошенных,  и  11  %  респондентов  затруднились  с  ответом.

Таким  образом,  сторонников  тесного  сотрудничества  церкви  и  государства  меньше  чем  его  противников.  Однако  общественное  мнение  идет  в  разрез  с  мнением  чиновников,  которые  выступают  за  сотрудничество  с  церковью.

В  настоящее  время  мы  стоим  на  грани  резкой  и  весьма  противоречивой  политизации  религиозных  отношений,  которые  стали  широко  использоваться  как  церковной,  так  и  политической  властью.  Сращивание  власти  и  религии  не  несет  блага  ни  государству,  ни  обществу,  ни  религиозным  объединениям.  Поиск  оптимальных  церковно-государственных  отношений  и  невмешательства  церкви  в  систему  управления  государством  остаются  важными  на  наш  взгляд  противоречивыми  вопросами.  Не  решив  которые  могут  возникнуть  социальные  разногласия  на  конфессиональной  основе,  которые  могут  привести  к  ксенофобии,  социальному  расслоению  общества,  где  главную  роль  сыграет  религия,  направив  свои  рычаги  власти  против  государства,  толерантности,  взаимопонимания  народа. 

Соотношение  государства  и  церкви  определяло  «лицо»  власти,  образ  правителя,  следовательно,  и  общий  политический  климат  в  стране,  легитимность  государственных  институтов,  устойчивость  развития  всех  сфер  общества.

В  науке  взаимосвязь  государственных  органов  власти  с  религиозными  организациями  изучаются  через  призму  церковно-государственных  взаимодействий.  Церковно-государственные  взаимодействия  в  современном  политологическом  пространстве  представляют  собой  многообразие  моделей,  форм,  статусов  направленных  на  сотрудничество  институтов  государства  с  религиозными  организациями. 

Современные  исследователи  М.Г.  Тирских,  К.Н.  Колесникова,  под  церковно-государственными  отношениями  понимают  отношения  акторов,  созданных  на  мировоззренческих  стереотипах,  которые  выражаются  в  сотрудничестве,  договоренностях,  возникающих  в  различных  сферах  общественной  жизни:  идеологической,  управленческой,  правовой.

С  нашей  точки  зрения,  церковно-государственные  отношения  —  сотрудничество  государственных  органов  власти  и  религиозных  организаций,  направленных  на  достижение  общих  целей  и  реализацию  интересов.  Исходя  из  этого,  церковно-государственные  отношения  можно  представить  в  виде  схемы  «Понятие  церковно-государственных  отношений»  смотри  рисунок  2.

 

Рисунок  2  Понятие  церковно-государственных  отношений

 

Из  схемы  видно,  что  сотрудничество  и  партнерство  являются  наиболее  приоритетными  формами.  Под  сотрудничеством  в  толковом  словаре  С.И.  Ожегова  понимается  —  работать  действовать  вместе,  принимать  участие  в  общем  деле,  быть  сотрудником  [12].  Под  партнерством  понимают  систему  взаимоотношений  между  субъектами.  Партнерство  может  быть  гражданским,  социальным,  государственным,  частным  и  т.  д.  [13].

Таким  образом,  партнерство  и  сотрудничество  характеризуют  доверительными,  милосердными  взаимодействиями. 

В  основе  церковно-государственных  отношений  лежат  нормативно-правовые  акты  закрепившие  место  и  роль  религиозной  организации  в  социально-политическом  процессе,  основные  направления,  компетенции  всех  участников  этих  отношений.  Церковно-государственные  отношения  становятся  не  патриархальным  пережитком,  а  потребностью  общества,  индивида,  государства.  Современная  Россия  стоит  на  пороге  формирования  новой  вероисповедальной  политики,  которая  будет  основой  долгих  плодотворных,  социально  значимых  государственно-конфессиональных  отношений.  Новая  политика  должна  удовлетворять  интересы  общества,  государства  и  религиозных  организаций  на  наш  взгляд  это  способна  сделать  гражданская  религия,  где  должны  соблюдаться  принципы  равенства,  законности,  гласности. 

На  смену  политике  железного  занавеса  во  всех  сферах  гражданского  общества  пришла  демократия,  которая  дала  широкие  возможности  для  граждан  России  и.  В  экономике  —  развитие  предпринимательства,  в  политике  —  гласность  и  плюрализм,  в  праве  —  гражданские  права  и  возможность  конфессионального  самоопределения.  Важным  фактором  в  социально-политической  жизни  стала  религия.

В  настоящее  время,  с  одной  стороны,  декларируется  отделение  религиозных  объединений  от  государства,  с  другой  происходит  активное  сотрудничество  государственных  институтов  с  религиозными  организациями.

Факты  сближения  светской  и  церковной  элиты  [4]  позволяют  говорить  о  том,  что  Церковь  в  лице  его  высшего  руководства  стремится  к  обладанию  политических  прав,  а  власть,  в  свою  очередь,  использует  религиозный  ресурс  для  поддержания  легитимности  своих  действий  [9].

В  связи  с  этим  возникает  вопрос:  светское  ли  российское  государство.  Обращаясь  к  Конституции  Российской  Федерации,  к  статье  14  в  которой,  закреплен  «светский  характер  государства,  который  определяет,  что  в  России  нет,  и  не  может  быть  обязательной  религии.  Вместе  с  тем,  гарантируется  свобода  совести,  вероисповедания,  свобода  религиозных  организаций»  [2,  с.  3].

В  свободной  энциклопедии  википедии  дается  следующее  определение:  «Светское  государство  —  государство,  появившееся  в  результате  отделения  церкви,  которое  регулируется  на  основе  гражданских,  а  не  религиозных  норм;  решения  государственных  органов  не  могут  иметь  религиозного  обоснования»  [1].

По  нашему  мнению,  светское  государство  —  это  правовая  характеристика  государства,  которая  определяет  статус  религиозных  организаций,  закрепляя  права,  обязанности  и  гарантии.  Государственные  органы  власти  должны  быть  отделены  от  церкви.

В  последнее  время  средства  массовой  информации  часто  на  всю  страну  ведут  трансляцию  из  храма,  где  крупным  планом  показывают  представителей  власти,  которые  недавно  вели  активную  антирелигиозную  пропаганду.  Вера  человека  —  это  таинство,  которое  не  рекламируется.  С  трудом  вериться,  что  все  государственные  лица  одновременно  стали  верующими.  Пристальное  внимание  со  стороны  религиозных  организаций  проявляется  в  социальных  учреждениях  и  вооруженных  силах.  Церковь  направляет  свои  действия  на  систему  образования,  здравоохранения,  в  армию,  тюрьмы,  средства  массовых  коммуникаций.  Практика  взаимодействия  зачастую  носит  противоречивый  характер,  происходит  нарушение  характерных  черт  светского  государства.

Священник  Александр  Добродеев,  заведующий  синодальным  отделом  по  взаимодействию  с  вооруженными  силами  и  правоохранительными  органами,  считает,  что  структуры  власти  должны  иметь  углублённое  представление  о  религиях  своей  страны  и  непременно  учитывать  это  знание  в  своей  деятельности.  «Я  бы  хотел  видеть  взаимодействие  между  государством  и  религиозными  организациями  в  сфере  правоохранительной  деятельности.  Все  государственные  структуры,  которые  задействованы  в  наведении  правопорядка  в  стране,  должны  иметь  сущностное  представление  о  религии.  На  данный  момент  они  не  имеют  никаких  представлений  о  религиозных  основах  жизни  людей  своей  страны»  [10,  с.  4],  —  заметил  он. 

«Наша  власть  в  лице  своих  представителей  достаточно  далека  от  религии  и  с  этим  связана  профанация  правовых  взаимоотношений.  Взять  хотя  бы  глубокий  нравственный  упадок  в  среде  сотрудников  правоохранительных  органов:  от  полиции  до  судов  и  прокуратуры.  Во  всем  государственном  аппарате,  в  Вооруженных  силах  и  т.  п.  ситуация  не  лучше.  Религиозное  сознание,  если  бы  оно  у  них  было,  препятствовало  бы  такому  невиданному  разгулу  коррупции,  недобросовестности,  потребительства,  вообще  беспринципности,  этой  жажде  жить,  лишь  для  собственной  корысти»,  [10,  с.  4—5]  —  сказал  отец  Александр.  Священник  Александр  считает  что,  окрестив  всех  сотрудников  аппарата  принуждения,  государство  окончательно  решит  вопрос  с  взяточничеством,  коррупцией,  и  превышением  должностных  полномочий.  Осталось  только  выяснить  какая  религия  сможет  им  в  этом  помочь.  И  не  противоречит  ли  это  действующей  Конституции  Российской  Федерации. 

При  выборах  Президента  Российской  Федерации,  формировании  Правительства  Российской  Федерации,  принятии  государственного  решения,  обсуждении  закона  церковь,  патриарх,  занимает  лидирующие  позиции.  Являясь  негласным  органом  власти,  инструментом  в  руках  государства  при  формировании  общественного  мнения.  Со  стороны  государственных  органов  власти  наблюдается  негласное  навязывание  обществу  православия.  Нормы  Конституции  Российской  Федерации  никто  не  отменял,  и  в  государстве  нет  официальной  религии  и  быть  не  может  т.  к.  Российская  Федерация  многоконфессиональное  и  многонациональное  государство.

Исследуя  природу  светского  государства  необходимо  определить  степень  вмешательства  религиозной  организации  в  политическое  пространство,  формируя  при  этом  модель  взаимодействий  допустимых,  возможных  для  всех  субъектов  церковно-государственных  отношений.

Русская  православная  церковь  в  2000  году  в  своём  документе  «Основы  социальной  концепции  Русской  православной  церкви»  открыто  высказала  свою  позицию  по  вопросу  сотрудничества  с  государственными  органами  власти  направленную  на  отделение  религиозной  организации  от  государства.  Однако  уже  с  2003  года  произошёл  перелом  в  пользу  партнёрства,  а  в  2010  году  Патриарх  и  Президент  обсуждали  стратегию  развития  государственно-конфессиональных  отношений  на  современном  этапе.  С  2012  года  в  российских  школах  вводится  новый  предмет  «основы  православной  культуры».  В  средствах  массовых  информаций  дается  неоднозначная  оценка  происходящих  в  России  в  последнее  десятилетие  событий,  государственно-конфессиональным  отношениям  дают  негативную  оценку.  Источником  этих  недовольств  являются  сами  органы  государственной  власти  и  глава  государства.  Демонстрируя  свою  принадлежность  христианской  вере. 

Таким  образом,  необходимо  чётко  определить  возможность  сотрудничества  религиозных  организаций,  с  государственными  органами  власти  проведя  мониторинг  возможного,  необходимого  сотрудничества  со  стороны  всех  участников  государственно-конфессиональных  отношений.  В  случае  положительного  решения  —  отказываться  от  светского  характера  государства,  определяя  допустимую  модель  сотрудничества.  При  отрицательном  решении,  необходимо  четко  следовать  Конституции  Российской  Федерации  не  вмешиваясь  в  вопросы  религии.

Анализируя  различные  точки  зрения  и  позиции  к  определению  церковно-государственных  отношений  как  предмета  политологического  исследования  можно  сделать  вывод,  что  сущность  этих  процессов  должна  лежать  в  правовом  поле,  главным  признаком  которого  является  невмешательство  в  вопросы  религиозных  организаций  и  недопущение  их  к  решению  социально-политических  вопросов.  В  Российской  Федерации  не  допустима  официальная  или  обязательная  религия.

На  наш  взгляд  характерными  чертами  светского  государства  являются:

·     право  граждан  на  свободное  самоопределение  конфессиональной  принадлежности;

·     недопущение  со  стороны  государства  навязывание  официальной  религии;

·     отделение  государственных  органов  власти  от  церкви;

·     законность;

·     невмешательство  церкви  в  образование,  политику.

Однако  практика  расходится  с  теорией.  Мировая  практика  показывает,  что  процесс  перехода  от  светского  к  несветскому  государству  не  всегда  зависит  от  практики  взаимодействий  и  нормативного  содержания.  Российский  опыт  государственно-конфессиональных  отношений  показывает,  что  светское  государство  может  обладать  определенным  набором  форм  и  методов  сотрудничества  с  религиозными  организациями  при  реализации  основных  функций  государства. 

Таким  образом,  церковно-государственные  отношения  на  современном  этапе  трансформируются,  выходя  на  новую  ступень  развития,  где  государственные  органы  власти  активно  сотрудничают  с  религиозными  организациями  в  вопросах  национальной  безопасности,  культуры,  образования,  социума.  Государство  выступает  активным  субъектом  сотрудничества,  так  как  религиозные  организации  являются  неотъемлемым  институтом  гражданского  общества  в  социально-политических  процессах.  Новая  ступень  развития  во  взаимодействии  государство-общество-церковь  должна  стать  духовно-нравственной  основой  социально-политических  процессов.

Следовательно,  церковно-государственные  отношения  носят  политический  характер.  Вероисповедальная  политика  государства  зависит  от  модели  взаимоотношений  религиозных  организаций  и  государства.  Эти  взаимодействия  строятся  на  принципах  сотоварищества,  взаимопомощи,  одновременно  законодательно  закрепляя  светский  характер  государства.  Церковь  проявляет  относительную  настойчивость  в  вопросах  сотрудничества  с  государственными  органами  власти,  однако  в  силу  несовершенства  нормативно-правовой  базы  тормозит  развитие  партнерских  отношений.  Церковь  была  и  остается  важным  институтом  гражданского  общества,  а  также  влиятельным  субъектом  на  политическую  власть,  которая  реализует  собственные  интересы. 

Сегодня  государство  для  решения  социально-политических  задач  на  первый  план  выдвигает  Русскую  православную  церковь,  как  традиционную  религиозную  организацию  наделяя  её  особым  статусом.  Однако  этот  вопрос  на  сегодняшний  день  остается  актуальным  и  вызывает  дискуссии  в  политологическом  пространстве.  На  наш  взгляд,  необходимо  уровнять  Русскую  православную  церковь  с  религиозными  организациями  в  вопросах  социально-политического  взаимодействия  с  государственными  органами  власти.  В  противном  случае  в  церковно-государственных  отношениях  может  произойти  раскол.

 

Список  литературы:

1.Википедия  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E2%E5%F2%F1%EA%EE%E5_%E3%EE%F1%F3%E4%E0%F0%F1%F2%E2%EE  (дата  обращения:  22.01.2013).

2.Конституция  Российской  Федерации  от  12  декабря  1993  г.  //  Российская  газета.  —  1993.  —  25  декабря.  —  №  237.

3.Митрохин  Н.А.  Русская  православная  церковь:  современное  состояние  и  актуальные  проблемы.  [Текст]  М:  Новое  литературное  обозрение,  2004.  —  648  с. 

4.О  выступлении  Патриарха  Кирилла  на  встрече  с  Владимиром  путинным  [сайт]  новостной  портал  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://newsinten.ru/politika/vybory/o-vystuplenii-patriarxa-kirilla-na-vstreche-s-vladimirom-putinym.html  (дата  обращения:  22.01.2013).

5.Опасения  противников  преподавания  религии  в  школе  не  подтвердились,  утверждают  в  РПЦ  1  сентября  2011  [сайт]  "JesusChrist.ru  —  сервер  христианского  общения".  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://jesuschrist.ru/news/2011/9/1/16130  (дата  обращения:  22.01.2013).

6.Основы  социальной  концепции  Русской  Православной  Церкви.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html  (дата  обращения:  22.01.2013).

7.Основные  богословские  положения  Российского  объединенного  Союза  христиан  веры  Евангельской  Москва  2002  г.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.cef.ru/about/ustavnie/?id=2(дата  обращения:  22.01.2013).

8.Осипова  Л.Н.  Взаимоотношения  государственных  институтов  и  религиозных  объединений,  а  современной  России.  [Текст]:  дис.  …  канд.  полит.  наук:  23.00.02  /  Осипова  Лариса  Николаевна.  —  Уфа,  2004.  —  187  c.  РГБ  ОД,  61:04-23/189

9.Приём  от  имени  Президента  России  в  честь  архиереев  —  участников  Поместного  собора  Русской  православной  церкви  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://kremlin.ru/transcripts/3033  (дата  обращения:  22.01.2013).

10.Священнослужители  о  месте  религии  в  светском  государстве.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.regions.ru/news/2316625/  (дата  обращения:  22.01.2013).

11.Современные  лики  теократии  /  Ж.Т.  Тощенко//  Мир  России.  —  2010.  —  №  2.  —  с.  19—58.  —  (Духовная  жизнь:  власть  и  общество).  —  Библиограф.:  с.  55—58.

12.Толковый  словарь  С.И.  Ожегова,  Н.Ю.  Шведовой  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.jobtoday.com.ua/slovar/slovo_search.php  (дата  обращения:  22.01.2013).

13.Толковый  словарь  С.И.  Ожегова,  Н.Ю.  Шведовой  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.jobtoday.com.ua/slovar/slovo.php?gnm=22320  (дата  обращения:  22.01.2013).

14.Тульский  О.М.  Роль  церкви  в  жизни  российского  общества  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://religion.ng.ru/printed/caesar/2000-08-09/3_role.html  (дата  обращения:  22.01.2013).

15.Фонд  общественного  мнения  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://bd.fom.ru/report/map/dd011431  (дата  обращения:  22.01.2013).

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий