Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXIV Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 20 мая 2013 г.)

Наука: Философия

Секция: Социальная философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ставцев К.Ю. ФЕНОМЕН «МАССЫ» В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XXIV междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ФЕНОМЕН  «МАССЫ»  В  УСЛОВИЯХ  ИНФОРМАЦИОННОГО  ОБЩЕСТВА

Ставцев  Константин  Юрьевич

студент  3  курса,  кафедра  Электроника,  вычислительная  техника  и  информационная  безопасность  ФГБОУ  ВПО  «Госуниверситет  —  УНПК»,  г.  Орёл

E-mail: 

Гревцева  Анна  Анатольевна

научный  руководитель,  канд.  филос.  наук,  доц.  кафедры  «Философия  и  история»  ФГБОУ  ВПО  «Госуниверситет  —  УНПК»,  г.  Орёл

 

Я  боюсь,  что  обязательно  наступит  день,  когда  технологии  превзойдут  простое  человеческое  общение… 

Альберт  Эйнштейн 

 

В  настоящее  время,  в  эпоху  становления  информационного  общества,  взаимоотношения  между  людьми  претерпевают  значительные  изменения.  Это  связано  с  трансформацией  условий  жизни,  культурных  ценностей  и  идеалов.  Основной  отличительной  чертой  информационного  общества  является  создание  глобального  информационного  пространства,  обеспечивающее  эффективное  взаимодействие  людей  и  удовлетворение  их  потребностей  в  доступе  к  мировым  информационным  ресурсам.  В  результате  наблюдается  тесная  взаимосвязь  человека  и  компьютера,  по  средствам  которого  первый  пытается  производить,  хранить  и  обрабатывать  главное  богатство  и  основной  ресурс  информационного  общества  —  информацию,  а  компьютерные  технологии  помогают  поддержанию  коммуникационной  связи  с  остальными  людьми.  Новые  технологии,  несомненно,  облегчают  и  по  многим  аспектам  улучшают  жизнь  современного  человека,  делая  её  более  комфортной,  однако  не  на  все  объекты  социального  они  воздействуют  положительно.  Представления  о  некоторых  из  них,  таких  например  как  масса  (один  из  типов  элементарной  коллективной  группы),  начинают  разрушаться,  отходить  в  прошлое  или  приобретают  новый  способ  функционирования  в  сложившихся  условиях. 

Одной  из  актуальных  тем  в  современной  социологии  и  социальной  философии  является  исследование  феномена  «массы»,  так  как  масса,  в  настоящее  время,  играет  одну  из  главных  ролей  в  формировании  современной  культуры  (стоит  вспомнить  такие  понятия  как  массовое  производство,  массовое  потребление,  масс-медиа  и  многое  другое).  Б.А.  Грушин  в  своей  книге  «Массовое  сознание»  даёт  следующее  определение  массы:  «…—  ситуативно  возникающие  (существующие)  социальные  общности,  вероятностные  по  своей  природе,  гетерогенные  по  составу  и  статистические  по  формам  выражения.  Массы  могут  появляться  случайно,  но  могут  быть  и  заранее  организованы  в  связи  с  тем  или  иным  событием,  что  позволяет  манипулировать  массами  для  проведения  тех  или  иных  мероприятий  (митингов,  демонстраций  и  т.  д.)  [1,  С.  234—235].  В  эпоху  становления  информационного  общества,  мы  можем  наблюдать  трещину,  подрыв  в  понятии  «масса».  В  своей  книге  «Восстание  масс»  Хосе  Ортега-и-Гассет  подчеркивает  особенности,  на  наш  взгляд,  наиболее  точно  характеризующие  человека  «массы».  Он  пишет,  что  «человек  масс  —  это  тот,  кто  не  ощущает  в  себе  никакого  особого  дара  или  отличия  от  всех,  хорошего  или  дурного,  кто  чувствует,  что  он  —  «точь-в-точь»  как  все  остальные  и  при  том  нисколько  этим  не  огорчен,  наоборот  счастлив  чувствовать  себя  таким  же  как  все»  [2,  С.  12].  Сейчас  можно  наблюдать,  как  массу  пытаются  свести  к  псевдоиндивидуальности  посредством  помещения  сознания  индивидуума,  по  сути  составляющего  этой  массы,  в  виртуальную  реальность.  В  качестве  инструмента,  способствующего  этому,  используют  всемирную  сеть  —  интернет,  в  частности  различные  социальные  сети,  виртуальные,  так  называемые  он-лайн,  игры,  симуляторы  реальной  жизни  в  виртуальном  пространстве.  В  такой  среде  человек  быстрее  и  без  особых  усилий  делает  себя  «непохожим»  на  всех  остальных.  Он  сам  создаёт  вою  индивидуальность,  точнее  он  становится  таким,  каким  бы  хотел  быть  в  реальной  жизни.  Таким  образом,  этот  признак  является  одним  из  существенных  отличий  между  массой  реальной  и  массой  виртуального  пространства.  Если  рассматривать  массу  со  стороны  составляющих  её  элементов,  так  сказать  исходя  из  объёма,  то  можно  сказать,  что  масса  информационного  общества  редеет,  по  сравнению  с  массами  предыдущих  эпох.  Неверным  будет  утверждение,  что  масса  теряет  свою  суть,  свой  смысл,  это  уменьшение  скорее  сказывается  в  реальной  жизни,  в  местах,  где  раньше  она  занимала  весь  объём  пространства,  предоставленный  ей.  Масса  начинает  занимать  не  квадратные  метры,  как  это  было  раньше,  а  килобайты  и  мегабайты  виртуального  пространства. 

Элиас  Канетти  в  своей  книге  «Масса  и  власть»  утверждает,  что  все  барьеры,  которые  люди  вокруг  себя  возводят,  порождены  страхом  прикосновения,  вмешательства  в  личное  пространство:  «человеку  страшнее  всего  прикосновение  неизвестного.  Он  должен  видеть,  что  его  коснулось,  знать  или,  по  крайней  мере,  представлять,  что  это  такое.  И  только  в  массе  человек  может  освободиться  от  страха  перед  прикосновением.  Для  этого  нужна  плотная  масса,  где  тело  прижато  к  телу,  которая  плотна  так  же  в  своей  душевной  конституции,  то  есть  такая,  где  человеку  безразлично,  кто  на  него  «давит»»  [3,  С.  23—24].  Находясь  дома,  окруженный  четырьмя  стенами  и  погруженный  в  информационное  пространство,  которое  создает  только  лишь  иллюзию  защищенности,  человек  не  способен  избавиться  от  своего  страха  пред  прикосновением,  он  лишь  на  какое-то  время  забывает  о  нём.  Однако,  виртуальная  реальность  не  в  силах  решить  эту  проблему.  С  этой  точки  зрения  масса  реальная  приобретает  некую  востребованность.  Но  стоит  отметить,  что  люди,  как  и  прежде  образуют  на  просторах  всемирной  сети  массы,  которые  формируются,  исходя  из  определенных  целей  и  интересов,  но  в  данном  случае  есть  одно  существенное  отличие,  которое  дает  преимущество  виртуальной  массы  перед  массой  реальной.  Масса  в  виртуальном  пространстве  не  обладает  в  полной  мере  своей  силой,  той  стихийной  мощью,  которой  обладает  масса  реальная.  Масса  реальная  громит  витрины  и  улицы,  разрушает  города  под  действием  определённых  настроений,  которые  создаются  внутри  массы  из  вне.  Из  этого  мы  можем  сделать  следующий  вывод:  огромный  плюс  массы  виртуального  пространства,  состоит  в  том,  что  она  не  сможет  быть  разрушающим  орудием  в  руках  манипуляторов. 

Эпоха  информационного  общества  —  это,  безусловно,  эпоха  прогресса  во  всех  сферах  деятельности,  это  повышение  уровня  жизни  людей.  Но,  как  известно,  цивилизация  это  не  только  высокий  уровень  жизни  людей  и  материальные  блага,  это,  прежде  всего,  высокий  уровень  духовности  и  культуры  людей.  Люди  информационного  общества  находятся  в  добровольном  заключении  или  точнее  сказать  изоляции.  Ежедневно  окружая  себя  стенами  домов  и  квартир,  барьерами  из  знаков  и  символов  виртуальных  пространств,  пытаясь  забыть  о  своих  страхах,  они  обманывают  себя  тем,  что  живут  полноценной  жизнью.  Реальный  окружающий  мир  теряет  для  них  свой  смысл.  Свободный  доступ  к,  практически,  любого  вида  информации  и  возможность  её  изменения  и  корректировки  приводит  к  «появлению  в  социальной  среде,  так  называемых  псевдоинтеллектуалов»,  о  которых  упоминает  еще  Х.  Ортега-и-Гассет  [2,  С.  16].  Если  бы  мы  спросили  человека  информационного  общества  о  Микеланджело,  то  он,  при  желании,  смог  бы  рассказать  о  нём  многое:  название  работ,  политические  взгляды,  основные  периоды  творчества  и  т.  д.  Такие  возможности  современному  человеку  в  условиях  информационного  общества  дает  доступ  к  многочисленным  ресурсам:  книги,  статьи,  видео,  фото,  различные  документальные  фильмы.  Тем  не  менее,  с  уверенностью  можно  сказать,  что  человек,  довольствующийся  виртуальной  реальностью,  никогда  не  сможет  узнать,  как  пахнет  в  Сикстинской  капелле,  рассмотреть  оригинал  удивительной  росписи  на  её  сводах.  Человек  информационного  общества  вынужден  полностью  доверять  тем  материалам,  которые  предоставляет  ему  всемирное  информационное  пространство.  Но  огромное  количество  информации,  с  которым  человек  не  всегда  в  силах  справится,  это  ещё  не  есть  знания.  Творения,  созданные  когда-то  для  людей  (тех,  кто  в  настоящее  время  предпочел  картинки  на  экране  своего  компьютера  посещениям  музеев),  здания,  архитектурные  сооружения,  площади,  храмы,  парки  и  т.  д.  заполняются  пустотой,  тогда  как  должны  быть  заполнены  массой.  Но  масса  теряет  свой  прежний  объём  и  облик  как  было  сказано  выше.  Меняется  отношение  людей,  которые  практически  полностью  доверяют  свою  жизни  оцифрованной  виртуальноности,  окружающей  их.  Масса  является  неотъемлемой  частью,  элементом  огромного  социального  организма.  И  если  изменения  происходят  в  каком-либо,  пусть  даже  совсем  незначительном  его  «органе»,  —  это  в  определенной  мере  отражается  на  всём  организме. 

 

Список  литературы:

  1. Грушин  Б.А.  «Массовое  сознание:  Опыт  определения  и  проблемы  исследования».  М.:  Политиздат,  1987.  —  369  с.
  2. Ортега-и-Гассет  «Восстание  масс».  М.:  АСТ,  2003.  —  357  с. 
  3. Элиас  Канетти  «Масса  и  власть».  Пер  с  нем.  М.:  Астрель,  2012.  —  574  с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.