Телефон: +7 (383)-312-14-32

Статья опубликована в рамках: XXIV Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 20 мая 2013 г.)

Наука: Философия

Секция: Динамика современной культуры

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Сергеева Н.И. ДИНАМИКА ТЕХНИКИ КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРНОГО МИРА // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XXIV междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ДИНАМИКА  ТЕХНИКИ  КАК  ЧАСТЬ  КУЛЬТУРНОГО  МИРА

Сергеева  Надежда  Ивановна

канд.  филос.  наук,  доцент  БТИ  АлтГТУ,  г.  Бийск

E-mail: 

 

Значимым  для  понимания  настоящего,  проектирования  будущего  является  рассмотрение  современного  культурного  процесса,  в  котором  взаимодействуют  различные  его  уровни,  возникает  технический  мир.  Представление  о  культурных  изменениях  в  XX  веке,  отражающих  аспекты  культурной  динамики  основывается  на  трех  подходах  —  историческом,  эволюционном,  структурно-функциональном.  Каждый  из  данных  подходов  воспроизводит  лишь  один  из  уровней  культурного  процесса.  Знание  о  динамике  культурного  процесса,  неотъемлемой  составляющей  которого  является  техника,  постепенно  изменяется,  и  в  последние  десятилетия  философы  приходят  к  выводу  о  необходимости  исследования  на  всех  уровнях  культурных  изменений  как  едином  потоке  —  от  отдельных  культурных  черт  до  развития  культуры  в  целом.  Американский  исследователь,  основатель  современной  антропологии  Франц  Боас  (1858—1942),  признает  необходимость  изучения  не  только  эволюции  человечества  в  целом,  но  и  отдельных  культур,  ее  элементов,  понимаемых  как  функциональные,  самодостаточные  единства.  Не  отрицая  философских  аспектов  цивилизации,  характерной  чертой  которой  является  технизация,  он  отмечает,  что  «время  синтеза,  еще  не  настало»  [2]. 

Актуализация  проблем  культуры  связана  с  освоением  мира  с  помощью  техники,  продукта  цивилизации,  с  новыми  поисками  способов,  методов  ценностного  освоения  действительности  и  воплощается  в  практической  деятельности  людей,  в  культуре.  Таким  образом,  взаимосвязь  техники  и  культуры  очевидна:  с  техникой  связывается  возникновение  самой  культуры.

Нельзя  отрицать  тот  факт,  что  техника  предстает  как  факт  исторического  развития,  кроме  этого  на  характер  культурных  изменений  влияют  случайность  и  необходимость  исторического  детерминизма.  Следует  отметить,  что  изучение  реальных  технических  процессов,  обусловливающих  изменения  исторические,  позволяют  понять  закономерность  развития  человечества.  Технический  процесс  как  явление,  сущностью  которого  является  изменение,  происходящее  во  времени,  определяется  взаимодействием  элементов  системы. 

Технические  изменения  влияют  на  характер  культуры,  что  находит  отражение  в  ее  классификации.  Дэвид  Бидни  (1908—1987),  американский  антрополог,  специалист  в  области  теории  культуры  и  философии,  выделяет  в  классификации  культур  ее  двойственное  деление  на  «техническую»  и  «нетехническую»,  вместо  материальной,  социальной  и  интеллектуальной  [1].  Тем  самым,  он  обращает  внимание  на  изменение  среды  обитания  человека,  создания  искусственного  мира,  инобытия,  создаваемого  человеком,  где  воедино  соединяется  артефакт  и  его  использование,  объект  знания  с  самим  знанием. 

Сегодня  ставится  задача  исследования  смыслового  понятия  «техника»,  поэтому  применяется  его  широкая  трактовка.  Это  позволяет  отнести  к  технике  не  только  материальные  орудия,  но  и  навыки,  умения,  технологии,  т.  е.  любые  объекты,  создаваемые  человеком  для  реализации  своих  целей,  выступающие  как  средства  их  достижения.  Целостный,  теоретический  вклад  в  изучение  техники  возможен  лишь  на  основе  принципов  историзма,  так  как  в  анализе  этого  феномена  выявляется  закономерность  исторического  хода  развития  человечества.  Основной  акцент  в  понимании  техники,  как  части  культурного  мира,  смещается  с  описания  процессов  технологического  развития  на  исторический  анализ  взаимодействия  техники  и  человека,  включающий  собственно  культурные  аспекты  техника  и  творчество,  техника  и  наука,  техника  и  ценности,  механизмы  трансляции  технологических  навыков  и  другие.  Реализация  человеческого  бытия  возможна  в  культуре  и  ее  ценностях,  в  том  числе  и  технике,  ибо  культура  выступает  смыслообразующим  началом  самого  человеческого  существования.

Фундаментальное  научное  исследование  техники  начинается  в  XX  веке  в  США  и  Германии,  когда  первая  мировая  война  продемонстрировала  миру  всю  разрушительную  силу  техники,  и  остро  встал  вопрос  о  технике  и  существующих  ценностях.  В  этот  период,  в  связи  с  проблемой  управления  в  информационном  обществе,  общество  начало  осознавать  свое  развитие  как  движение  по  пути  техногенной  цивилизации.  Созданная  человеком  техника  стала  главным  фактором  изменений  на  Земле. 

Одной  из  фундаментальных  социокультурных  черт  техники  как  составной  части  нашего  жизненного  мира  является  понимание  ее  как  средство  преобразования  среды,  природы  и  самого  человека.  Общепризнано,  что  техника  не  только  обогащает  человеческое  существование,  но  она  есть  средство,  с  помощью  которого  человек  приспосабливает  среду  к  себе,  сберегает  свои  усилия,  изменяет  обстоятельства,  облегчает  жизнь.  Техника  выступает  и  как  средство,  изменяющее  человека.  Возрастающая  роль  техники  в  жизни  общества,  а  также  неоднозначность  оценки  такой  роли  техника  становится  важным  объектом  осмысления,  философской  рефлексии. 

Усилия  исследователей  феномена  техники  сосредоточены  на  понимании  значимости  в  жизни  общества  существующих  ценностей;  на  поисках  критериев  техники,  ее  оценки;  выявление  роли  техники  в  жизни  человека  и  человечества,  ее  воздействия  на  социокультурную  динамику;  выяснение  отношения  человека  к  миру  техники,  формируемого  под  воздействием  и  на  основе  техники. 

Развитие  техники  детерминировано  как  внутренними,  так  и  внешними  факторами.  Между  тем  не  все  исследователи  признают  этот  подход,  развивая  модель  технологического  детерминизма.  Сторонники  модели  технологического  детерминизма  отрицают  в  эволюции  техники  зависимость  социокультурных  оснований,  включающих  социальные,  политические  системы.  Тем  самым,  приходят  к  узкому  пониманию  техники  как  совокупности  инструментальных  средств.  Вторая  модель  динамики  техники  —  «ценностного  детерминизма»  включает  широкое  ее  понимание  как  социокультурного  феномена,  связанного  с  системой  ценностей.  Согласно  данной  модели  определяющим  в  процессах  технического  развития  является  выбор  ценностей,  зависимый  от  внешних  социокультурных  условий.  Расхождения  этих  позиций  обусловлены  абсолютизацией  одних  факторов  и  игнорированием  других.  Философский  анализ  развития  техники  основывается  на  признании  как  внутренних  детерминант  технологических  оснований,  так  и  внешних,  зависимых  от  культурного  процесса.

С  точки  зрения  Литвинцевой  А.В.,  можно  выделить  пять  важнейших  аспектов  исследования  техники:

1.  Инструментально-технологическое  измерение,  рассматривается  техническими  науками.

2.  Естественное  (природное)  измерение  является  предметом  изучения  естествознания  и  инженерной  экологии,  основано  на  исследовании  взаимоотношения  «техника-природа».

3.  Индивидуальное  человеческое  измерение  становится  предметом  изучения  философской  антропологии,  психологии,  эстетики,  экономики  и  сосредоточивается  на  рассмотрении  области  «техника-человек».

4. Социальное  измерение  включает  изучение  отношения  «техника-социальное  бытие».  Этот  аспект  изучается  социологией,  политологическими,  науками,  культурологией.

5.  Культурное  измерение  в  рамках  отношения  «техника-социокультурный  мир»  данное  понимание  изучается  культурологией  [3,  c.  116].

Почему  в  современном  мире  становится  важным  для  каждого  человека  понимание  сущности  техники?  Прежде  всего,  потому,  что  понимание  смыслов  деятельности  в  культуре  указывает  на  изменения,  происходящие  в  технике,  открывающие  горизонты  самореализации.  Насколько  успешно  человек  декодирует  смыслы  техники,  зависит  его  духовное  и  материальное  состояние.

Игнорировать  изменения,  связанные  с  техникой,  как  полагает  французский  философ  Жак  Эллюль  (1912—1994),  невозможно.  Неоспоримо  образное  утверждение  философа,  что  техника,  окружающая  нас,  «как  сплошной  кокон,  без  просветов»  [4].  Техника,  созданная  человеком,  как  средство  подчинения  природной  среды  становится  сплошной  средой,  делающей  природу  вторичной,  бесполезной,  менее  значимой.  Природа  оказалась  «демонтирована»  науками  и  техникой  как  «данностью»  [4].  Вследствие  чего  техника,  как  демоническая  сила,  превращается  в  некий  Абсолют,  поражающий  человека.

В  научной  литературе  чаще  встречаются  следующие  значения  техники: 

·техника  —  это  инструментальные  средства,  артефакты,  т.  е.  искусственно  созданное  человеком  (орудия  труда,  машины,  аппараты);

·техника  —  это  совокупность  навыков  и  приемов,  способов  деятельности  (техника  письма,  техника  чтения,  техника  музыканта,  техника  ваяния  скульптора)  для  достижения  цели;

·техника  «как  совокупность  технических  знаний  —  от  специализированных,  рецептурно-технических  до  теоретических,  научно-технических  и  системотехнических  знаний»  [5,  c.  293]. 

В  центре  внимания  дефиниции  техники  осуществление  деятельности  человека.  Техника  —  это  совокупность  созданных  человеком  инструментальных  средств,  артефактов  и  способов,  механизмов  осуществления  любой  деятельности,  обогащающих  и  совершенствующих  содержание  человеческой  жизни,  расширяющих  взаимоотношения  человека  с  окружающей  средой.

В  чем  специфика  современного  исследования  динамики  техники?  Многочисленные  определения  техники  в  литературе  говорят  о  многогранности,  многоаспектности  явления.  При  изучении  техники  значимо  выявление  диалектики  взаимосвязи  техники  и  общества,  что  позволяет  людям  осознанно  в  какой-то  степени  ставить  под  контроль  и  даже  управлять  этим  процессом.  Развитие  общества  определяется  во  многом  уровнем  развития  техники,  оказывающей  воздействие  на  него  различными  путями.  Очевидно,  влияние  техники  на  общество  происходит  не  только  через  экономическую  сферу  общества.  Огромное  значение  имеет  вопрос  о  роли  техники  в  бытии  человека  и  человечества,  ее  воздействия  на  социокультурную  динамику.

Современный  человек  не  может  представить  себя  вне  техносферы,  области  действительности,  для  которой  характерно  применение  техники  и  ее  влияния  на  другие  сферы  общества.  Например,  военная  техника  влияет  на  мировую  политику,  так  как  с  изобретением  средств  массового  уничтожения  людей  возникает  глобальная  проблема  сохранения  мира,  жизни  всего  человечества.  Система  образования  немыслима  сегодня  без  использования  компьютеров,  Интернета;  искусство  —  без  использования  музыкальных  инструментов,  световых  эффектов.  Сотовый  телефон,  смартфон,  планшетный  компьютер  для  современного  человека  —  неотъемлемая  часть  его  жизни. 

Под  воздействием  техники  в  значительной  мере  преобразуется  быт,  жилище,  это  связано  с  появлением  программируемой  бытовой  техники,  например,  электрического  чайника,  микроволновой  печи,  мгновенно  разогреваемой  индукционной  плиты  для  приготовления  пищи,  мультиварки,  кофеварки,  аэрогриля,  посудомоечной  и  стиральной  машины,  беспроводного,  полностью  автоматического  робота-пылесоса  и  т.  д. 

В  то  же  время  за  жилищный  комфорт  мы  расплачиваемся  разобщенностью  людей,  за  достижением  мобильности  —  возрастанием  шумовой  нагрузки  от  машин,  самолетов.  Медицинская  техника,  существенно  увеличивая  продолжительность  жизни,  ставит  развивающиеся  страны  перед  проблемой  демографического  взрыва  и  увеличением  числа  людей  нетрудоспособного  возраста.  В  основе  удивительных  изобретений  нашего  времени  —  знания,  ценности,  идеалы,  философские  идеи,  определяющие  прогресс  человечества.  Лучшие  достижения  в  технике,  культуре  сохраняются,  а  примером  результата  преемственности  в  культурно-историческом  развитии  человечества  является  автоматическая  дверь  в  современный  универсам.  Приоритет  изобретения  этой  конструкции  принадлежит  величайшему  древнегреческому  инженеру  Герону.  Среди  бесчисленных  его  изобретений  —  автоматический  театр  кукол,  а  также  работающий  в  храме  автомат  при  опускании  денег,  паровая  турбина  и  другие. 

Вместе  с  тем  техника  как  явление  культуры  оказывает  влияние  на  мировоззрение  человека,  его  психологию,  мышление.  Связанная  со  всеми  сферами  жизнедеятельности  человека  техника  как  искусственное  освоение  природного  и  культурного  пространства  предстает  как  продукт  человеческой  цивилизации.  Назначение  техники  не  только  облегчение  физического,  интеллектуального  труда,  но  и  выполнение  культурно-коммуникативных  функций  в  обществе.  Техника  возникает  в  процессе  познания,  знания,  понимания  природы.  Ее  цель  —  приспособление  к  природе,  улучшение  условий  человеческого  существования.  Эта  проблематичность  побуждает  ученых,  философов  обратиться  сегодня  к  осмыслению  положения  человека  в  мире,  крайне  изменчивого,  нестабильного  феномена  техники.  При  этом  необходимо  иметь  в  виду,  что  культура  оказывается  важнейшей  составляющей  научно-технического  прогресса.  Вопрос  о  роли  техники,  ее  воздействии  на  социокультурную  динамику  —  это  и  вопрос  об  отношении  человека  к  миру  (природе),  которое  формируется  под  воздействием  и  на  основе  техники.

 

Список  литературы:

  1. Бидни  Д.  Концепция  культуры  и  некоторые  ошибки  в  ее  изучении  //  Антология  исследований  культуры:  в  2  т.  Т.  1  Интерпретации  культуры.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://lib.uni-dubna.ru/search/  files/phil_ant_  cult1/  ~phil_ant_cult1.htm  (дата  обращения  09.05.2013). 
  2. Бидни  Д.  Культурная  динамика  и  поиски  истоков  //  Антология  исследований  культуры:  в  2  т.  Т.  1  Интерпретации  культуры.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://lib.uni-dubna.ru/search/files/phil_ant_cult1/phil_ant_cult2.htm  (дата  обращения  09.05.2013). 
  3. Культурология:  учеб.  /  под  ред.  Н.Г.  Багдасарьян.  —  М.:  Высш.шк.,  2001.  —  511  с. 
  4. Новая  технократическая  волна  на  Западе.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://lib.uni-dubna.ru/search/files/kult_tex_voln/~kult_tex_voln.htm  (дата  обращения  15.04.2013). 
  5. Степин  В.С.,  Горохов  В.Г.,  Розов  М.А.  Философия  науки  и  техники:  учеб.  пособие.  М.:  Контакт-Альфа,  1995.  —  384  с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом