Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXIII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 22 апреля 2013 г.)

Наука: Философия

Секция: Философские проблемы образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
ЭФФЕКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ: РЕНЕССАНСНАЯ «STUDIA HUMANITATIS» И СОВРЕМЕННОСТЬ» // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XXIII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ЭФФЕКТИВНЫЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ  ПРОЕКТЫ:  РЕНЕССАНСНАЯ  «STUDIA  HUMANITATIS»  И  СОВРЕМЕННОСТЬ»

Петрык  Янина  Юрьевна

канд.  филос.  наук,  доцент  КубГУ,  г.  Краснодар

E-mailp_yanina@mail.ru

 

Каждая  эпоха  выдвигает  свои  требования  к  системе  образования,  поэтому  новые  веяния  в  экономике  и  культуре  не  остаются  без  внимания  и  неизбежно  ведут  к  изменениям  в  сфере  «учительства».  Однако  опыт  показывает,  что  наряду  с  созданием  педагогических  инноваций,  движением  в  сторону  обновления  и  усовершенствования  методики  образовательного  процесса,  в  связи  с  возникновением  более  совершенных  технических  средств  сохранения  и  передачи  информации,  необходимо  обращаться  и  к  истории,  предшествующему  опыту,  содержащему  немало  программ  и  духовных  практик  самореализации  личности,  «проектов»  осуществления  творческого  потенциала  человека,  так  как  мир  духовной  культуры  являет  собой  континуитет  и  филиацию  идей.  В  этой  связи,  наиболее  интересной,  как  в  академическом,  так  и  в  мировоззренческом  смысле  является  программа  «studia  humanitatis»  [1,  c.  33],  выдвинутая  первыми  гуманистами  эпохи  Возрождения.

В  мировоззренческом  смысле  «studia  humanitatis»  интересна  ввиду  того,  что  современный  мир  столкнулся  с  фактом  девальвации  гуманистических  ценностей,  дегуманизацией,  с  потерей  духовно-нравственных  ориентиров.  Актуальны  слова  Н.А.  Бердяева,  сказанные  в  начале  прошлого  века  о  «машинной,  технической  цивилизации»,  разрушающей  и  искажающей  эмоциональную  природу  человека,  делающего  его  «орудием  нечеловеческих  процессов»  [2,  c.  48].,  действующей  губительно  для  его  внутренней  жизни.

В  академическом  смысле  программа  возрожденческих  гуманистов  может  быть  востребована,  как  важнейший  источник  не  только  воспитательно-педагогических  идей,  но  и  как  основание  для  возрождения  целого  комплекса  гуманистических  ценностей  забытых  современным  обществом  «кризиса  человека»  и  весьма  значимых  с  позиции  исканий  неогуманизма.

«Studia  humanitatis»  —  это  универсальная  программа  гуманистического  мировидения,  в  рамках  которой  происходит  пробуждение  свободного  творчества  человека,  обнаружение  его  огромного  духовно-творческого  потенциала,  утверждение  созидательного  начала,  восхождения  человека  к  самому  себе,  признание  высшей  устремленности  к  надындивидуальным  целям.  «Studia  humanitatis»  это  не  просто  узкая  образовательная  программа,  где  целью  является  изучение  риторики  и  филологии,  а  в  качестве  образца  выступает  античная  элоквенция,  но  это  широкая  система  мышления  с  глубочайшим  проникновением  в  древнегреческую  и  древнеримскую  культуру,  программа  «обновления  мысли»  и  сочувствия  человеку.

Несомненным  является  тот  факт,  что  с  внешней  формальной  стороны  образовательная  программа  «studia  humanitatis»,  изложенная  ренессансными  гуманистами,  с  традициями  обязательного  изучения  древнегреческого  и  латыни,  устарела,  однако  во  внутренней  содержательной  её  части  с  позиции  внутреннего  духовного  стержня  этот  образовательный  проект  заключает  в  себе  немало  интересных  и  весьма  продуктивных  для  современной  культуры  идей.  Возникшая  как  идейная  программа  нового  духовного  и  умственного  движения  в  Европе  эпохи  Ренессанса  «studia  humanitatis»  и  сегодня  в  состоянии  предложить  несколько  существенных,  субстанциональных  положений,  общие  интенции  которых  могут  быть  заимствованы  и  востребованы  современной  системой  образования.

Во-первых,  следует  упомянуть  о  филологическом  аспекте  ренессансного  гуманизма.  Помимо  сугубо  личного  страстного  интереса  к  классической  латыни,  филология  как  таковая,  в  деятельности  возрожденческих  философов,  становилась  мощным  исследовательским  методом,  заключавшимся  в  критической  семантической  реконструкции  текста.  Гуманисты  в  эпоху  Возрождения  ставили  перед  собой  цель  не  только  и  не  столько  искоренения  «варварской»  схоластической  латыни,  сколько  утверждение  «классических  основ  языка».  В  этой  связи  основным  требованием  было  не  только  приобщение  к  «древним  языкам»  (латыни  и  греческому),  не  просто  техническое  овладение  ими,  что  помогало  осваивать  античные  ценности,  расширяло  кругозор,  ориентировало  на  проникновение  в  иную  культурную  онтологию,  но  и  особенное  трепетное  отношение  к  речи.  Для  возрожденческих  гуманистов  неприемлема  была  ситуация  «graecum  est  non  legitur»  (лат.  «это  написано  по  гречески,  потому  перевести  невозможно»),  так  как  освоение  классических  основ  требовало  не  только  погружения  в  аутентичный  текст  на  языке  оригинала,  но  и  бережного,  корректного  отношения  к  языку  как  таковому.  Подобная  позиция  предполагала  научное,  эстетическое  и  стилистическое  внимание  к  языку.  В  современном  мире,  ввиду  активного  использования  молодёжью  сленговых  выражений,  «албанского»  языка,  «обеднения»  языковых  конструкций,  а  также  всеобщей  тенденцией  тотальной  безграмотности,  возвращение  к  «классическим  основам»,  как  приобщение  к  высокой  языковой  культуре  было  бы  интересным  и  результативным.

Во-вторых,  идея  универсального  образования,  которая  предполагала  обширные  знания  во  многих  областях,  утверждала  принцип  «чем  шире  поприще  в  котором  ты  себя  проявишь,  тем  лучше»,  способствовала  разностороннему  развитию  личности.  В  этой  связи,  последовавшие  в  среде  критиков  обвинения  возрожденческих  гуманистов  в  дилетантизме  беспочвенны.  Несомненно,  ренессансная  культура  не  была  культурой  специфических  и  очень  тонких  дистинкций,  напротив,  возрожденческий  гуманист  выступал  как  просветитель,  способствовавший  тому,  что  бы  его  идеи  были  доступны  наиболее  широкому  кругу  светских  лиц,  а  не  профессиональных  богословов.  Ренессансный  гуманист  не  был  ученым  узкой  специализации,  он  стремился  к  универсальной  полноте.  Цель  образования  возрожденческий  философ  видел  в  приобретении  разнообразных  знаний,  формирующих  свободный  ум,  высокую  нравственность,  помогающих  в  повседневных  жизненных  вопросах.  Подобная  утилитарность  и  практичность  научного  знания  вовсе  не  противоречила  утверждению  его  почти  сакральной  роли  в  новоевропейской  культурной  онтологии.  И  сегодня,  в  современной  культурной  ситуации  возникновения  междисциплинарных  наук,  создания  технических  инноваций,  требующих  зачастую  обширных  знаний  во  многих  смежных  областях,  идеалом  становится  не  ученый  узкой  специализации,  а  ученый  универсал.  Таким  образом,  возрожденческий  опыт  универсального  обучения,  несомненно,  актуален  и  может  быть  востребован  современным  образованием.

В-третьих,  провозглашенный  Ренессансной  культурой  гуманизм  предполагал  не  просто  пристальное  внимание  к  человеку,  его  природе  и  экзистенциальным  проблемам,  но  усвоение  определенной  системы  духовных  ценностей,  что  немаловажно  в  наш  век  потребления,  культуры  «берущей  руки»,  в  эпоху  прагматично-утилитарных  правил  поведения,  в  мире  тотальной  коммерциализации  и  приоритета  материальных  ценностей.  Гуманизм  —  это  призыв  не  только  к  религиозной  и  расовой  толерантности,  но  и  к  нравственной  «терпимости»,  к  освобождению  от  ксенофобии.  В  дисциплинах  «studia  humanitatis»  гуманисты  видели  прочную  основу  для  формирования  совершенного  человека  [3,  c.  169],  способного  раскрыть  свои  достоинства,  свой  духовный  потенциал,  как  в  повседневной  деятельности,  так  и  в  гражданской  жизни.

И  что  еще  более  ценно,  при  разнообразии  оттенков  духовно-нравственных  рекомендаций,  все  гуманисты  были  единодушны  в  главном  —  светской  ориентации  всей  системы  образования  и  воспитания,  нацеленной  на  формирование  свободного  и  всесторонне  развитого  человека,  широко  эрудированного,  высоко  нравственного  и  граждански  активного.  Возрожденческие  гуманисты  были  глубоко  убеждены  в  существовании  автономной  нерелигиозной  (светской)  этики.  Светская  этика  вовсе  не  синоним  бездуховности.  Рационально-практические  принципы  поведения,  усвоенные  в  рамках  светских  нерелигиозных  нормативных  программ  вовсе  не  наносят  ущерба  «неокрепшим»  детским  душам.  Напротив,  современное,  зачастую  насильственное  «приобщение»  к  религии  приводит  к  печальным  последствиям.

Если  человек  испытывает  глубокую  внутреннюю  экзистенциальную  потребность  в  вере,  несомненно,  в  течение  жизни,  к  вере  и  к  религии  он  приходит  (примером  может  явиться  Августин),  а  вот  восполнить  недочеты  естественнонаучного  знания,  получается  не  у  всех.  Поэтому  естественнонаучное  мировидение,  которое  вовсе  не  является  антитезой  высокой  духовности,  необходимо  усваивать  в  ходе  начального  и  среднего  образования,  во  избежание  нелепостей  суеверия.  Несомненно,  современная  наука  еще  не  открыла  всех  тайн  и  не  является  панацеей  от  духовно-травмирующей  ситуации  современного  мира,  но  губителен  не  только  однобокий  сциентизм,  но  и  полное  отрицание  азов  естественнонаучного  знания.  Кроме  того,  давно  известно,  что  всякая  последовательно  развитая  светская  этика,  содержит  в  себе  совокупность  значимых  общественных  ценностей,  помогает  интегрироваться  в  социум,  и  сообщает  индивиду  универсальную  концепцию  самосовершенствования  —  перфекционизм,  востребованный  современной  культурой.

Таким  образом,  «studia  humanitatis»  имеет  мощное  креативное  ядро  —  предполагает  воспитание  –  мыслящего,  знающего  интеллигента  с  широким  кругозором  и  устойчивой  системой  ценностей  (моральными  убеждениями),  а  также  с  активной  гражданской  позицией.  «Studia  humanitatis»  это  особый  способ  мышления,  где  присутствует  многогранное  раскрытие  проблемы,  которое  даже  в  собственной  стилистике  импонирует  современной  постмодернистской  модели  мышления:  строгая  система  логических  дефиниций  не  отрицается,  но  дополняется  образным,  пластическим,  художественным  мышлением.  Логическая  дедукция  переплетается  с  интуитивным  постижением  гармонии  мира.  Доказывая  допустимость  и  законность  занятия  поэзией,  возрожденческие  гуманисты  выступают  предтечами  постмодернистского  поэтического  мышления,  как  максимально  синтетического  способа  постижения  мира  значимого  в  любой  когнитивной  ситуации.  В  подобных  синтетических  художественных  образах  гуманисты  стремились  представить  мир  нравственных  ценностей,  новое  учение  о  мире,  боге  и  человеке.  Подобная  образовательно-воспитательная  программа  помогает  определить  мировоззренческие  и  поведенческие  приоритеты,  а  подобный  образ  человека  просто  необходим  современной  культуре.

 

Список  литературы:

  1. Антология  философии  средних  веков  и  эпохи  Возрождения.  М.  ОЛМА  ПРЕСС,  2001.  —  448  с.
  2. Бибихин  В.В.  Новый  ренессанс.  М.:  Прогресс,  1998.  —  496  с.
  3. Сочинения  великих  итальянцев  ХVI  века.  Под  ред.  Брагиной  Л.М.  СПб.  Алетейя,  2002.  —  377  с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.