Статья опубликована в рамках: XXIII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 22 апреля 2013 г.)
Наука: Философия
Секция: Философские проблемы образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
РОЛЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Емельяненко Владимир Дмитриевич
Кандидат философских наук, доцент, Брянский государственный университет, г. Брянск
E-mail: emelyanenko_152@mail.ru
Значение информационно-коммуникационных технологий в сфере образования постоянно увеличивается. Многие образовательные институты и процессы без них сейчас невозможны (ЕГЭ, дистанционное обучение, самостоятельная работа). В этой связи актуальным является определение степени влияния информационно-коммуникационных технологий на успешность выполнения образовательных задач. Рассмотрим, каким образом возникающая ценностно-мировоззренческая сфера ребенка или подростка определяет пути и результаты дальнейшего воздействия информационно-коммуникационных технологий на духовный мир формирующейся личности.
Мировоззрение представляет собой более или менее организованную систему самых важных убеждений, идеалов, знаний, принципов человека, определяющих его отношение к миру и самому себе и дающих ответы на наиболее существенные жизненные вопросы. Оно включает в себя объяснительный, ценностный и деятельностный аспекты, являясь ядром духовного мира личности и формируясь в процессе социализации индивида. Именно мировоззрение непосредственно определяет бытие человека как общественного и духовного субъекта, противостоящего окружающему миру. Оно связывает прошлое, настоящее и будущее человека, позволяя ему оценивать себя как ретроспективно, так и в перспективе собственного бытия. Именно по мере формирования мировоззрения сначала ребенок, а затем подросток постепенно берет на себя все большую ответственность за свои поступки, приобретает самостоятельность, становится дееспособной личностью, уходя из-под опеки и контроля ранее определявших его поведение взрослых. В интересах общества, чтобы становление мировоззрения ребенка, формирование собственных убеждений, идеалов и принципов привели к возникновению у него внутренних потребностей в получении образования.
Главная цель образования — подготовка человека к жизни, и успешность его противостояния объективным условиям бытия определяется степенью свободы, представляющей способность личности к активной деятельности по реализации поставленных целей в соответствии с собственными намерениями, интересами и желаниями. Свобода осуществляется путём выбора плана действий (а выбор более адекватен у развитой личности). Для выбора цели нужна достаточно развитая мировоззренческая рефлексия, а степень осознания возможности использования средств, в связи с определённой целью, обусловлена, прежде всего, интеллектуально-личностным развитием индивида.
На первых этапах формирования личности ребёнок верит в сказку, волшебство, фактически понимая свободу как произвол. По мере взросления дети все больше осознают, что в жизни нужно учитывать потребности общества, благодаря чему останется определённый выбор личного поведения (например, получив хорошее образование, можно найти высокооплачиваемую работу и иметь свободное время для комфортной личной жизни). Развитая личность понимает свободу как «осознанную возможность», предполагающую ответственность перед самим собой и обществом.
Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей, что возможно только на основе соответствующих мировоззренческих принципов. Именно в этом случае с развитием человеческой свободы возрастает и ответственность. При этом каждый последующий более совершенный тип осознания и осуществления молодым человеком свободы предполагает всё большее использование им мировоззрения как регулятора отношений с объективной реальностью, повышение значения его убеждений, идеалов и принципов поведения. Только личность с развитым и гармоничным мировоззрением может в полной мере осознать и реализовать свою свободу, принимая ответственность. Как отмечал Н.А. Бердяев, свобода — это «тяжкое бремя, которое несёт человек» [1, с. 23]. Молодежь с неразвитым мировоззрением гораздо легче отдает свою свободу в обмен на освобождение от ответственности за социально значимые поступки, что чревато серьезными неудачами в становлении в России гражданского общества и правового государства.
Известно, что новые информационные технологии влияют на духовное развитие неоднозначно: растёт IQ среднего человека, им быстрее принимаются решения, увеличивается скорость обработки данных и реакции; однако при этом уменьшается концентрация внимания, становится более поверхностной память, страдают способность к общению вне Сети и абстрактное мышление. Однако каким является результат воздействия информационных технологий на конкретного школьника? На наш взгляд, это зависит от развития его личности, что, в свою очередь, определяется мировоззренческими основаниями. Именно поэтому часть учащихся с успехом используют новые информационные технологии, а другая часть применяет их для пустого проведения времени.
Интернет и другие современные технологии дают огромное количество информации, но в ней легко запутаться. Психологи заметили, что избыток информации лишь замедляет формирование личности ребёнка. На наш взгляд, это происходит потому, что он просто не успевает её осмыслить в условиях пока ещё неразвитого мировоззрения. Избыток информации вызывает психологическую усталость, нарушается способность мировоззрения выполнять системную функцию, упорядочивать информацию (особенно у молодёжи с неустойчивой структурой духовного мира, легче подверженного различным внешним влияниям). Падает и способность осмысления знаний. Проблемой современных ИКТ стала насаждаемая ими поверхностность: нам некогда «притормозить» и постараться заглянуть в суть вещей, глубоко осмыслить мировоззренческие проблемы. Поверхностности способствует также огромная скорость распространения информации.
Давление информационной среды заставляет человека с неустойчивыми убеждениями, идеалами и принципами принимать некоторые стереотипы в качестве готовых принципов мировоззрения. В этом случае не требуются собственные интеллектуальные усилия, духовные искания. На наш взгляд, ценностно-мировоззренческую сферу человека необходимо формировать более естественным образом, при воспитании и образовании в семье и школе. Человек, полностью полагающийся на Интернет, может стать жертвой манипуляций (если не сможет критически оценить информацию, что требует ее осмысления в рамках системы убеждений, идеалов, принципов).
Только достаточно развитый и развивающийся в личностном плане учащийся может более или менее успешно отделить истину от заблуждения или лжи, правильно интерпретировать знания. В перспективе в результате получения образования у него должна быть достаточная общая эрудиция на основе собственной памяти, способностей и умений, а не внешних по отношению к индивиду информационных средств, иначе он не сможет в будущем самостоятельно мыслить и тем более создавать что-то новое. Именно человек с развитым мировоззрением извлечёт из общего информационного потока то основное, что необходимо для дальнейшего интеллектуального, духовного и культурного развития личности, сможет обобщить в собственных интересах получаемую информацию, соотнести и применить её на практике.
Считается, что современные информационные технологии экономят много времени, позволяя «занимать голову другими вещами» [4], «сосредоточиться на более возвышенных предметах, вроде науки и искусства» [2, с. 26]. Однако лишь более развитый в ценностно-мировоззренческом отношении, прошедший естественные этапы формирования мировоззрения учащийся или студент будет и дальше развивать свой духовный мир в условиях сложной информационной среды, поскольку именно к этому он сознательно стремится. Неразвитый в мировоззренческом отношении учащийся использует их возможности для пустого проведения времени, упрощения своего бытия, удовлетворения пропагандируемых в современном обществе гедонистических ценностей.
Обратим внимание на то, что рыночно организованная информационная среда навязывает визуализацию и «клиповое» мышление. Побеждает тот вариант преподнесения информации, который проще для восприятия («дешевле»), имеет удобную и простую форму (в виде клипа). Действительно, визуальные образы проще понятий. Поэтому неразвитый человек выбирает именно этот вариант, его можно сопроводить рекламой и т. д.
Распространение визуализации — одна из причин того, что современные школьники и студенты заметно меньше читают. Читать труднее, так как приходится не пассивно воспринимать визуальные образы, а стараться представить, как, скажем, выглядят те или иные герои, то есть прилагать усилия. Представление содержит в себе больше элементов абстрагирования, чем восприятие. Если перейти некоторую грань в применении визуализации в обучении, определяемую степенью развития у учащихся абстрактного мышления, то будет нанесен ущерб его дальнейшему формированию (вплоть до осмысления информации на уровне комиксов). Конечно, человеку с достаточно развитым духовным миром никакая визуализация не повредит, напротив, позволит усвоить больше информации и сделать это быстрее.
Информационно-коммуникационные технологии навязывают человеку многозадачность, что заметно снижает эффективность работы и вредит мировоззренческой рефлексии. Г. Смолл и Г. Ворган надеются на формирование у человека «эффективной многозадачности» [2, с. 118—122, гл. 7]. Однако следует согласиться с М. Хоростом [3, с. 237] и М. Джексоном [6, p. 79—80], считающими, что вдумчивый и сосредоточившийся на одной проблеме человек может достичь гораздо лучшего результата. Учащийся просто не может быть «вдумчивым и сосредоточившимся» без мировоззренческих оснований.
Неразвитость мировоззрения определяет чрезмерное увлечение многих молодых людей виртуальным миром. Им кажется, что в нем они абсолютно свободны и не несут никакой ответственности, там можно удовлетворить свои гедонистические устремления и потребности. Он не требует регулярного, часто неблагодарного труда. Напротив, в реальном мире это сделать трудно. Многие особенности активности в виртуальном мире переносятся на реальный мир. В нём люди хуже общаются, меняется их отношение к дружбе, социальным связям, другим людям. Однако все это касается, прежде всего, учащихся с неразвитой ценностно-мировоззренческой сферой. Именно с ними труднее добиться успеха в учебно-воспитательной работе.
Например, подросток с уже развитыми мировоззренческими качествами воспримет компьютерные игры как форму отдыха после учебного труда, а виртуальную реальность лишь как дополнение к реальности объективной. Рано или поздно он найдет в Интернете порнографию для того, чтобы понять и оценить, что это такое. Однако вряд ли это вызовет болезненную зависимость, поскольку у него есть нравственные идеалы и принципы, определяющие его устремления в реальном, а не иллюзорном мире. Он быстро поймет, что глупо тратить время на порнографию, в искаженной форме удовлетворяя свои физиологические побуждения. Развитый в ценностно-мировоззренческом плане школьник поиграет в меру и в компьютерные игры, используя их для отдыха. Подросток же с не развитыми вовремя ценностно-мировоззренческими качествами, усвоивший лишь принципы гедонизма и индивидуализма, станет интернет-зависимым, используя компьютерные игры не как средство отдыха, а как способ все большего получения удовольствия. Способность человека соблюдать меру обеспечивается благодаря наличию у него мировоззрения.
При чрезмерном увлечении играми и социальными сетями теряется большое количество времени, которое можно использовать для учебы и духовного развития. Пользователи обычно формулируют свои мысли кратко, не обращают внимания на орфографию, что, на первый взгляд, также способствует упрощению мировоззрения и мышления. Однако это негативно сказывается на уровне грамотности при обучении и на общем уровне интеллектуального развития лишь при условии неразвитости учащегося в ценностно-мировоззренческом плане. Если контактирующий в социальных сетях школьник уже имеет достаточный общий культурный уровень, то необходимость формулировать свои мысли кратко вряд ли принесет ему какой-либо вред, скорее научит лаконичности, умению четко излагать свои мысли.
В образовании чрезвычайно важным является непосредственное личностное взаимодействие педагога и учащегося, так как только так можно сформировать многие компетенции, предусмотренные в современных образовательных стандартах. Особенно это относится к выработке различных мировоззренческих установок, а также самостоятельности мышления. Исторически обучение и воспитание были обычно тесно связаны. Однако при общении с помощью ИКТ происходит отрыв обучения от воспитания, и на первое место выходит обучение. При этом если для подростка на первом плане в жизни все же остается непосредственное межличностное общение, если он в основном сформировался как личность, то ИКТ, возможно, даже активизируют его дальнейшие коммуникационные связи.
Информатизация общества влияет на характер мышления и мировоззрения людей. Для принятия определенных социальных решений, например, контроля за той или иной деятельностью (например, учебной или управленческой) применяются некие четко формализованные, поддающиеся, как считается, точной оценке процедуры (в частности, тесты). Все это обосновывается стремлением избежать субъективного подхода. Однако, вместе с тем, это формирует алгоритмизированное, стереотипическое мышление. Даже при написании эссе на ЕГЭ происходит алгоритмизация сознания — даётся определённая схема, мысль загоняется в достаточно жёсткие рамки. Бороться с этой негативной тенденцией можно совершенствуя мировоззрение.
С развитием общества тенденция к усилению самостоятельности и ответственности человека, в том числе в области образования, увеличивается. По крайней мере, потенциально, он становится всё более свободным. Однако при этом не учитываются особенности российской ментальности. Многие учащиеся и студенты могут нормально работать лишь под постоянным контролем со стороны учителя или преподавателя. Самостоятельной работой может успешно заниматься лишь тот, кто свободно и ответственно выбрал путь реального овладения знаниями и навыками. Учить надо так, чтобы довести развитие личности человека до возможности совершенствоваться дальше относительно самостоятельно в условиях необозримого количества знаний. Применение дистанционной формы обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий эффективно тогда, когда у обучающегося уже сформированы достаточно устойчивые убеждения, идеалы и принципы. Эти принципы должны определять правильную (ту, которая необходима для осуществления поставленных обществом перед образованием целей) направленность дальнейшего развития обучающегося под воздействием ИКТ.
Ценностно-мировоззренческий уровень личности складывается у человека с детства под влиянием социальных условий. Именно в это время детям необходимо давать мировоззренческие ориентиры с тем, чтобы определить вектор их дальнейшего развития, независимо от того, делается ли это в традиционных формах или с помощью информационно-коммуникационных технологий. К сожалению, мировоззренческие ориентиры часто путают с идеологическими догматами, относятся к ним настороженно. Однако обществу необходимы ценностные образцы, скажем, образы героев [5]. Не стоит забывать и о том, что высокие технологии способствуют ухудшению здоровья.
Таким образом, многие считающиеся опасными негативные влияния информационно-коммуникационных технологий на самом деле вредны лишь для неразвитого в ценностно-мировоззренческом отношении человека. С одной стороны, личностно развитый человек использует возможности ИКТ во благо себе и обществу, в качестве средства. С другой стороны, из-за примитивности ценностно-мировоззренческих структур, многие люди в условиях развития информационно-коммуникационных технологий сами превратились в средство (для производителей игр, информации, товаров, стали интернет-зависимыми).
Информационно-коммуникационные технологии — это всего лишь один из важных факторов образования и воспитания, и он может быть использован как правильно, так и неправильно. Интернет — это только новая информационная среда и гораздо более сложная, чем раньше, социально-техническая реальность. Он используется как средство образования и воспитания детей, имеющих принципы поведения и оценки, сформированные на предыдущих этапах социализации. Поэтому успешность учебно-воспитательного процесса зависит, прежде всего, от качеств человека, находящегося в определённых социальных условиях, свободное поведение которого определяют мировоззренческие убеждения, идеалы и принципы. Намного легче духовно развивать человека, уже имеющего систему нравственно-мировоззренческих ценностей, заложенных в детстве в процессе непосредственного общения и воспитания родителями, школой в более или менее нормальных социальных условиях.
Информационные технологии ускоряют все происходящие в духовном мире индивида процессы; позволяют быстрее проявиться всему заложенному в процессе образования и воспитания в детстве, подростковом возрасте и юности. Свободному человеку с гармоничным и развитым мировоззрением информационно-коммуникационные технологии приносят пользу в духовно-интеллектуальном аспекте, дают шанс для дальнейшего совершенствования личности. При неразвитости мировоззрения их возможности используются для дальнейшего обучения и воспитания менее эффективно. В этом случае усиливаются отрицательные качества личности, и при увеличении суммы знаний падает способность их осмысления, возникает разрыв между воспитанием и образованием, угроза нравственности.
Нежелательно бесконтрольное включение детей с несформированными личностно-мировоззренческими качествами в информационные структуры. Молодёжи нужны ценностные ориентиры для правильного использования информации. Необходимо усиление внимания к гуманитарному воспитанию и образованию, в наибольшей мере формирующему мировоззрение. Требуется и разработка теории мировоззрения в информационном обществе. Невнимание к мировоззренческим вопросам делает из выпускника школы недостаточно развитую, однобокую личность, а из выпускника вуза — узкого специалиста.
Чем больше школьник сформирован как личность, чем устойчивее его убеждения и принципы, тем успешнее, свободно и ответственно, он применит информационно-коммуникационные технологии как средство, оставаясь при этом целью для самого себя. Неразвитый в ценностно-мировоззренческом отношении молодой человек, скорее всего, неправильно использует их возможности. Применяемые в учебном процессе информационно-коммуникационные технологии сами по себе не могут быть ни хорошими, ни плохими вне оценки характера и степени развития мировоззрения учащегося, в конечном итоге тех социальных условий, в которых он находится. Таким образом, лишь направленность личности ученика на развитие, определяемая его ценностно-мировоззренческой сферой с устойчивыми убеждениями, идеалами и принципами, на фоне благоприятных социальных условий, обеспечивает высокую эффективность применения информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Список литературы:
- Бердяев Н.А. Спасение и творчество: Два понимания христианства // Путь. 1926. № 2. М.: «Информ-Прогресс», 1992. — С. 19—28.
- Смолл Г., Ворган Г. Мозг онлайн. Человек в эпоху Интернета. М.: Колибри, Азбука-Аттикус, 2011. — 352 с.
- Хорост М. Всемирный разум. М.: Эксмо, 2011. — 288 с.
- Щербатых Ю. Фейсбук делает нас тупыми? // Российская газета. 6.10.2011. № 213. (5612). — С. 25.
- Яковлева Е. Неизвестные герои. // Российская газета. 14.03. 2013. № 55. (6031). — С. 22—23.
- Jackson M. Distracted. Prometheus Books, 2009. — p. 79—80.
дипломов
Оставить комментарий