Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 25 марта 2013 г.)

Наука: История

Секция: Всемирная история

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
ВКЛАД ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ В АРХИТЕКТУРУ ГОРОДОВ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСПАНИИ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XXII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ВКЛАД  ИСЛАМСКОЙ  КУЛЬТУРЫ  В  АРХИТЕКТУРУ  ГОРОДОВ  СРЕДНЕВЕКОВОЙ  ИСПАНИИ

Беседин  Константин  Викторович

преподаватель  истории  СККИ,  г.  Саратов

E-mail: 

 

Сегодня  во  всем  мире,  огромный  интерес  вызывает  мусульмано-испанская  архитектура  XI—XII  веков,  являющаяся  частью  общеевропейской  культуры.  Которая  впоследствии,  в  годы  проведения  реконкисты  на  Пиренейском  полуострове,  не  только  органично  влилась  в  архитектурные  европейские  течения  —  романский  и  готический,  но  и  составила  новый  стиль  Мудехар  с  арабскими  украшениями  и  дизайном.  Примером  чего,  может  служить  Церковь  Сахагун  в  Леоне.

Арабское  завоевание  VII  века  привело  к  изменению  политической  и  этнической  карты  Пиренейского  полуострова.  Испания  с  середины  VIII  века  стала  прибежищем  разгромленных  в  Халифате  Омейядов,  резко  враждебных  новым  халифам  —  Аббасидам  [1,  с.  111—112].

На  это  время  приходится  расцвет  творческой  и  философской  мысли  Испании,  представленной  такими  выдающимися  учеными,  как  ибн  Туфейль  и  Ибн  Рошид.  Внесшими,  высокий  вклад  в  поэзию  и  архитектуру  страны.

До  нас  дошло  немного  ранних  культовых  и  светских  сооружений  Испании.  Например,  одна  из  ранних  испанских  мечетей  —  Большая  мечеть  в  Кордове  —  была  заложена  в  786  году,  но  расширялась  вплоть  до  конца  XX  века.  В  ней  существует  целый  ряд  особенностей  при  сохранении  основных  архитектурных  принципов  мечетей.  Так,  в  кордовской  мечети  под  двор  отведена  малая  часть  площади.  Основное  место  занимает  17-нефный  молитвенный  зал  с  рядами  аркад.  Полуциркульные  арки  верхнего  ряда  опираются  прямо  на  колонны  подковообразных  арок  нижнего  ряда.  Бесконечные  ряды  аркад  создают  поразительный  пространственный  эффект  глубины,  перемещения  центральной  точки  перспективы.  По  мере  приближения  к  михрабу  и  месту  правителя  —  максуре  меняется  архитектурная  декорация:  бело-вишневые  подковообразные  арки  сменяются  многолопастными  изысканными  арками,  покрытыми  тончайшей  мраморной  резьбой  и  позолотой.  Арочные  проемы  украшены  многоцветной  византийской  мозаикой,  над  самым  михрабом  парит  купол  в  форме  раковины.  Снаружи  мечеть  не  столь  нарядна  —  мощные  каменные  стены  укреплены  контрфорсами  и  увенчаны  зубцами,  что  придает  ей  сходство  с  крепостью  [4,  с.  77—81].

В  XII—XIV  веках  испано-магрибская  архитектура  вырабатывает  новые  принципы,  впитавшие  традиции  обоих  регионов,  памятники  которых  приобретают  близость  архитектурного  облика  и  декора.  Принципы  эти  сохраняются  в  архитектуре  Магриба  вплоть  до  XVII—XVIII  веков.

Выдающимися  произведениями  испано-магрибской  архитектуры  позднего  средневековья  является  дворцовый  комплекс  Альгамбра  —  резиденция  эмиров  Гранады  (XIII—XIV  вв.)  [5,  с.  119].

Цитадель  Альгамбра  снаружи  выглядит  довольно  скромно.  Суровость  массивных  крепостных  стен  и  башен  лишь  слегка  скрадывается  коричневато  розовой  штукатуркой,  и  только  роскошная  декорировка  портала  намекает  на  характер  внутреннего  убранства.  Внутри  цитадели  основная  часть  площади  занята  под  сады.  Дворцовые  постройки,  примыкающие  к  крепостной  стене,  группируются  вокруг  внутренних  дворов  —  Миртового  и  Львиного,  что  типично  для  мусульманской  дворцовой  архитектуры.  Но  для  Альгамбры  характерны  не  подчеркнутая  регулярность,  а  прихотливая  ассиметрия,  строго  продуманная  и  вычисленная.  Архитектурные  объемы  и  пространственные  построения  постоянно  контрастируют  между  собой.  Торжественная  строгость  Миртового  двора,  где  в  вытянутом  прямоугольном  пруду  отражаются  геометрически  ровно  подстриженные  ряды  кустов,  оттеняется  изяществом  легких  форм  Львиного  дворика,  оживленного  игрой  светотени  среди  целой  рощи  несущих  аркады  тонких  колонн  и  на  струях  фонтана,  бьющего  из  поддерживаемой  мраморными  львами  двойной  чаши.  В  интерьерах  огромные  объемы  зала  Посланников  и  арочной  анфилады  зала

Суда  контрастируют  с  уютными  уголками  женских  покоев.  Но  все  контрасты  смягчаются  благодаря  обилию  проемов  и  декорировки.  Бесконечные  арочные  проемы,  окна  верхнего  света  соединяют  помещения  друг  с  другом  и  с  дворами,  куда  выходят  стройные,  такие  же,  как  в  интерьере,  колонны.

Благодаря  потокам  света,  льющегося  из  проемов,  мерцание  орнамента  как  бы  растворяет  плоскость  стен,  создавая  впечатление  зыбкости,  иллюзорности  их  массива.

Сама  же  столица  халифата  Кордова  по  своему  богатству,  пышности,  красоте  своих  строений,  мечетей,  дворцов,  фонтанов,  по  стилю  своей  повседневной  жизни  представляла  собой  мировое  чудо,  с  которым  тогда  можно  было  сравнить  только  Багдад.  Население  ее  равнялось  по  сообщениям  писателей  того  времени,  500  тысяч  человек.  В  Кордове  находилось  13  тысяч  домов,  сотни  мечетей  и  дворцов,  общественных  бань,  28  предместий.

Но  особенной  славой  пользовался  кордовский  университет,  в  котором  учились  десятки  тысяч  студентов,  в  том  числе  и  многие  видные  представители  западноевропейского  феодального  мира.  Второй  по  значимости  город  —  Толедо.  Как  и  все  средневековые  города,  Толедо  делился  на  кварталы,  внутри  которых  жители  группировались  согласно  социальному  положению,  ремеслу  или  религиозной  принадлежности.  Эти  сообщества  позволяли  одновременно  иметь  благоприятное  окружение  с  точки  зрения  образа  жизни,  профессии  или  исповедуемой  религии,  а  также  обеспечивали  членам  сообщества  необходимую  защиту.  Некоторые  кварталы  отличались  от  других  юридическим  статутом,  накладывавшимся  на  всех  ее  обитателей  или  на  большую  их  часть  [2,  С.  246—270].

В  верхней  части  города,  на  северо-востоке,  рядом  с  алькасаром  простиралась  хорошо  укрепленная  «административная»  зона  и  зона  резиденций,  которая  оберегала  крепость  Абд  аль  Рахмана,  дворец  Бану  Дил-Нури  и  вельмож  мусульманского  Толедо  XI  века.

Центральная  часть  города,  между  крепостью  и  Большой  Мечетью  или  собором,  предназначалась  для  торговли.  В  квартале  располагались  многочисленные  уличные  лавки,  в  которых  выставляли  свою  продукцию  ремесленники.  Между  административной  и  торговой  зонами  и  стеной  находились  жилые  кварталы,  кварталы  резиденций  были  не  севере,  а  бедные  кварталы  на  —  юге,  на  склоне.  С  VIII  века  мусульмане  и  христиане  жили  вместе,  деля  сферы  влияния  в  торговле,  искусстве  и  архитектуре  [6,  С.  132—133].

За  пределами  городских  стен  располагались  пригороды,  известные  еще  в  эпоху  вестготов,  например,  на  западе  от  города  одно  поселение  появилось  вокруг  храма  Святой  Леокадии,  а  на  севере  от  города  пригород  аль-Рабад,  он  раскинулся  вдоль  старинной  римской  дороги,  ведущей  в  Сарагосу.  Нельзя  не  отметить  развитие  улиц,  как  особого  шедевра  средневековых  городов.

Документы  свидетельствуют,  что,  несмотря  на  неровное  очертание  местности,  в  VII  веке  некоторые  улицы  позволяли  проводить  процессии  и  триумфальные  шествия.  Века  мусульманского  присутствия  с  их  четкой  дифференциацией  между  «общественными»  (вокруг  мечети  и  рынка)  и  частными  кварталами,  отведенными  под  жилье,  придали  городу  «  восточный  »  облик,  усиливший  неровности  Толедо  и  пригородов.  Северо-восточный  жилой  квартал  отличался  урбанизмом,  а  центр  города,  улицы  которого  были  усеяны  мелкими  лавочками,  образовывал  огромный  рынок.

Нельзя  также  не  отметить  значение  садов  в  жизни  Толедо.  Дворец,  который  Бану  Ди-л-Ну  построил  себе  на  севере  города,  конечно  же,  имел  сады.  Жилища  высокопоставленных  чиновников  —  мусульман  города,  окружавшие  административный  квартал,  также  должны  были  иметь  сады.  В  последствии  они  были  присоединены  к  территориям  монастырей,  основанных  на  их  месте  через  сто-сто  пятьдесят  лет  после  прихода  христиан.  Сады  стали  разбиваться  и  за  стенами  городов,  поскольку  площадь  внутри  городов  не  позволяла  разбить  сады.  Недалеко  от  каменного  моста,  пересекавшего  реку  в  направлении  Кордовы,  эмир  аль-Мамун  и  прочие  почетные  граждане  Толедо  из  числа  мусульман  имели  свои  места  отдыха  с  маленькими  дворцами,  окруженными  садами.  Естественно  возникает  вопрос  о  наличии  домов,  какими  они  выглядели  в  период  властвования  мусульман  на  территории  Испании.  Средний  городской  дом  не  занимал  большой  площади,  он  был  многоэтажным,  выходил  на  улицу  одной-единственной  дверью,  которая  вела,  как  правило,  в  кладовую  или  в  широкий  портал,  через  него  можно  было  попасть  во  внутреннюю  часть  жилища  [3,  С.  24].

Когда  площадь  позволяла,  конюшня  была  отделена  от  входа  и  имела  свои  собственные  ворота,  выходящие  на  улицу.  В  образцовом  Толедском  доме  за  порталом  располагался  внутренний  двор.  Двор  был  вымощен  квадратной  плиткой,  часто  имел  колодец,  соединенный  с  накопительным  резервуаром,  на  него  выходили  окна  жилых  комнат.  На  втором  этаже  находились  комнаты,  часто  соединенные  друг  с  другом  длинным  коридором,  выходившим  на  внутренний  двор.  На  последнем  этаже,  когда  размеры  дома  позволяли,  находилось  несколько  комнат  и  лоджия.  Кухня  была  на  первом  этаже,  во  многих  домах  существовали  также  отхожие  места,  соединенные  системами  канализации.  В  подвале  могли  находиться  погреб  и  склады,  а  на  верхних  этажах,  куда  от  главного  внутреннего  двора  вела  лестница,  располагались  многочисленные  комнаты.  Другие  постройки,  составлявшие  несколько  дворов,  связанных  между  собой,  имели  многочисленные  помещения,  где  хранилось  зерно,  вино  и  содержались  домашние  животные,  а  также  жилые  комнаты  и  террасу,  и  все  это  могло  быть  в  четырех  уровнях.

В  заключение,  хотелось  сказать,  что  архитектурная  культура  средневековой  мавританской  Испании  не  только  не  исчезла  со  страниц  истории  и  не  растворилась  в  летописях,  а  плавно  перешла  в  архитектурную  среду  современности,  проявляясь  в  новых  зданиях  причудливыми  линиями  новых  сюжетов.  Проходя  красной  линией,  среди  легенд  и  сказок,  оставляя  навеки  неизгладимое  впечатление  у  поколений  людей,  населяющих  современную  Испанию.

 

Список  литературы:

  1. Абдол  Хосейн  Зарринкуб.  Исламская  цивилизация.  —  М.:  Андалус,  2004.  —  С.  111—112.
  2. Абу-Хаму.  Жемчужина  на  пути  или  политика  владык.  Алжир,  1988.  —  С.  246—270.
  3. Кенигсбергер  Гельмут.  Средневековая  Европа  400—1500  гг.  —  М.:  Весь  мир,  2001.  —  С.  24.
  4. Крачковский  И.Ю.  Арабская  поэзия  в  Испании.  —  М.:  Академия  наук  СССР,  1937.  —  С.  77—81.
  5. Самир  Али  Саид  Салам.  Общепедагогические  и  гуманистические  идеи  Абу-Наср  Аль  Фараби:  дис.  канд.  пед.  наук.  Казань,  1996.  —  С.  119.
  6. Черниловский  З.М.  Хрестоматия  по  всеобщей  истории  государства  и  права.  —  М.:  Фирма  Гардарика,  1996.  —  С.  132—133.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.