Статья опубликована в рамках: XXII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 25 марта 2013 г.)
Наука: Философия
Секция: Онтология и теория познания
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ ЛЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кодола Валерий Григорьевич
д-р пед. наук, науч. сотр. ВУНЦ ВВС «ВВА», п. Монино
E-mail: vkodola@mail.ru
Проблема философии познания летной деятельности. Исследуя путь, пройденный цивилизацией с момента начала осознанной познавательной деятельности к существующей в настоящее время сверх переполненной информационной емкости знаний об объектах и явлениях реальности, целесообразно обратить внимание на то, что наступает период кризиса предметно-познавательной способности цивилизации в рамках среды обитания в области поверхностного слоя планеты. Данное положение может восприниматься как подтверждение вывода о том, что для сохранения своего восходящего направления развития, цивилизация должна переключить большую долю своего внимания на наблюдение явлений и объектов лежащих за границей поверхности планеты как на внутрепланетное, так и на внешнепланетное пространство. Предмет исследования данной области знаний — это явления и объекты бытия, с которыми взаимодействует субъект познания, существуя и проявляя активность в пространстве атмосферы планеты и космоса, а в мышлении которого формулируется система знаний об основных условиях, особенностях и правилах летной деятельности. «Нет ничего очевидного в авиации, все неожиданно и парадоксально. Если вы читаете в какой-нибудь работе слово «несомненно», то будьте осторожны, исследуйте, не говорит ли автор какую-нибудь глупость» [10].
Предмет философии познания летной деятельности. Реализация стремления сознания к расширению поля восприятия реальности воплощалось в различных формах познавательной деятельности субъектов. К одной из форм познавательной деятельности относится стремление субъекта для расширения сферы познаваемых явлений к пространственным перемещениям в различных средах материального мира. Данная форма познавательной деятельности длительный период развития цивилизации осуществлялась в пределах поверхности суши планеты, затем ее водной поверхности, однако длительное время две стихии были доступны познанию только в форме воображения. В сознании субъектов формировались всевозможные абстрактные представления о явлениях, ощущаемых в пространстве атмосферы планеты и космоса. На основе этих представлений возникали многочисленные теории воздействия на организм и сознание человека явлений нахождения и перемещения субъектов в данных пространствах, однако длительный период они не могли быть подтверждены или опровергнуты через ощущения этих явлений непосредственно на уровне эмпирического уровня познания.
В соответствии с законом перехода количества в качество, осуществив познавательную потребность в большинстве сфер жизнедеятельности на поверхности суши и воды планеты, произошло переключение сознания на поиск путей к изобретению и реализации способов преодоления сил гравитации и перемещению в пространстве атмосферы планеты и космоса. Интуиция подсказывала субъектам, что только таким путем можно воспринять сознанием ощущения новых явлений, доступных ему только поднявшись над поверхностью планеты и осуществив пространственное перемещение в ее атмосфере. Историческая наука предоставляет возможность проследить многие стороны генезиса проблемы эмпирического познания явлений реальности с высоты перемещения субъекта над поверхностью планеты. Однако историческая наука оперирует свершившимися и документально зафиксированными фактами, что усложняет процесс исследования живой реакции сознания на выявленные им не доступные ранее новые формы познавательной деятельности, а также восприятие новых ощущений явлений, связанных с нахождением и перемещением в пространстве атмосферы планеты, которые были не доступны при взаимодействии с ощущениями реальности на поверхности планеты. В настоящее время складываются условия для упорядочения взглядов на такую сторону человеческой деятельности как летная деятельность. Обобщение многосторонних исследований в сфере жизнедеятельности человека в условиях отрыва от поверхности планеты позволяет сформулировать понятие структуры летной деятельности как сверхсложной человеческой деятельности, включающей систему разновидностей фундаментальных видов социальной активности индивидов. В контексте теории деятельности, приняв за единое основание структурно-функционального анализа системы деятельности особенности взаимосвязи двух основополагающих свойств деятельности — предметности и рефлективности, представим структуру летной деятельности. Структура летной деятельности представляет собой сверхсложную систему компонентов родовых видов деятельности материально-практического, духовно-теоретического социально-технологического свойства, к основным из которых относятся следующие: экологический; технический; познавательный; мировоззренческий; ценностный; коммуникативный; информационный; управленческий.
Предмет философии познания летной деятельности будут составлять новые формы познавательной деятельности, связанной с жизнедеятельностью субъекта при нахождении и перемещении в пространстве атмосферы планеты в условиях отсутствия физического контакта с ее поверхностью; необходимостью осуществлять контроль функционирования и перемещения объекта, обеспечивающего пребывание и перемещение субъекта в пространстве; не изученностью реакций сознания на воспринятые новые ощущения новых явлений. «Летчики не любят рассказывать о своих ощущениях, потому что многие из них имеют негативный оттенок: испуг, нерешительность, стресс... Если в качестве наивысшей похвалы говорят про летчика, что он не ведает страха, этому не следует придавать буквальный смысл... Не ведает страха, это значит, не проявляет его внешне, не поддается ему, хотя и испытывает, ...» (И.Б. Качоровский) [5].
Объект философии летного познания целесообразно представить как совокупность явлений реальности, воспринимаемых сознанием субъекта познания в форме закономерностей различных отраслей знаний: физических, технических, биологических, медицинских, психофизиологических, психологических, наблюдаемых в ходе познавательной деятельности при нахождении на борту средства, обеспечивающего его перемещение в пространстве атмосферы планеты и космоса — летательного аппарата. К одной из важных совокупностей новых явлений целесообразно отнести такие, которые сопровождают контроль субъектом функционирование и пространственное перемещение средства, обеспечивающего нахождение субъекта в пространстве атмосферы планеты и космоса, а также обеспечивающего выполнение субъектом определенных полетных заданий. Философское обобщение некоторых естественнонаучных знаний теоретического и эмпирического уровня позволяет изложить представление модели восприятия сознанием таких явления реальности, которые сопровождают преодоление сил тяготения объектами, их отрыв от поверхности планеты, перемещение в пространстве атмосферы планеты и космоса. В качестве метода познания и преобразования реальности в условиях движения в пространстве и во времени вне поверхности планеты выступает диалектика. На основе диалектики разрабатываются системы требований к мыслящему и действующему субъекту в условиях отсутствия физического контакта с поверхностью планеты. В связи с этим, перевод законов движения и развития в данной материальной субстанции в принципы метода ее познания и преобразования, а также в систему правил, предписывающих определенную форму мыслительной и предметно-практической деятельности людей, являются задачами философии познания летной деятельности. «... Это и есть вылет: с этого момента он принадлежит другому миру… Летчик, утонув в небе, видит над собой землю, которая сначала вытягивается, а потом, повернувшись, стремительно обрушивается на него всем своим весом. Виражи прижимают тело к сиденью, горки делают его легким, как пузырь, поток уносит горизонт, потом опять возвращает, послушный мотор ревет, затихает, опять ревет... Сухой треск: левое крыло! Летчик застигнут врасплох, будто получил подножку: воздух из-под крыльев ушел. Самолет, как сверло, ныряет в штопор... Навстречу гибнущему летчику, как море к ныряльщику, приближается Земля». (Антуан де Сент-Экзюпери) [1].
Субъект философии летного познания является личность человека, в сознании которого сформировалась потребность осуществлять познавательную и предметно-преобразующую деятельность в пространстве атмосферы планеты и (или) космоса. Жизнедеятельность человека осуществляется в пространстве и времени, что предполагает адекватное воспроизведение в его сознании явлений реальности, которое составляет суть познавательного отношения к самой реальности. Познавательное отношение человека к реальности зависит от его отношения к ней — адекватно ли в сознании воспроизводится реальность? Гносеология дает положительное решение вопроса о возможности адекватного воспроизведения реальности в познавательной деятельности человека, обоснованием которого является практическая деятельность человека. Всякое реальное преобразование обязательно предполагает работу сознания, наличие идеальных планов деятельности, а практика всегда опосредована сознанием, находится с ним в органическом единстве. Знание является не продуктом пассивного созерцания действительности, а возникает, функционирует и совершенствуется в процессе активной практической деятельности человека. Гносеология тесно связана с когнитивной психологией, логикой, методологией научного познания, историей, науковедением и социологией знаний. Обобщая методы и приемы наук, гносеология выступает в качестве философско-методологической основы познания сущности летной деятельности.
Субъективно летная деятельность характеризуется авантюризмом, ошибочностью, несостоятельностью, фантастичностью, утопичностью. Сознанию субъекта деятельности недоступна полная и исчерпывающая информация об объекте, его онтогенезе, целях, средствах достижения целей, о планируемых результатах деятельности. Противоречием жизнедеятельности субъекта летного познания является то, что обладая конечным и ограниченным объемом знаний о летной реальности, он совершает ошибочную, неадекватную деятельность, используя недостаточные ресурсы и средства, идет к ошибочным целям и приходит к результатам, не соответствующим запланированным. Летная деятельность является диалектическим единством познания и управления летной действительностью. В личности летчика, как субъекта летной деятельности, основной произвольной регуляции целенаправленной деятельности, основанной на реализации сложной осознанной цели, чувстве долга и ответственности, является воля. Эта сторона воли, связанная с преодолением препятствий в летной деятельности, мобилизацией его психики на трансформацию сущего в должное. Для летчика его тело представляется не только как объект среди других объектов, но и как воля, он может познать отражение явлений полета в ощущениях себя, а через себя и весь полет.
У личности летчика волевое отношение может определяться индивидуальными представлениями и универсальными понятиями как общими и постоянными правилами и принципами действия. В летной деятельности особенно четко проявляется свойство свободы воли личности. Внутренняя сущность личности летчика отражается в его поведении при пилотировании летательного аппарата в пространстве атмосферы планеты или космоса. Осуществляя свою профессиональную деятельность, летчик подвергается непосредственному воздействию всех явлений, сопровождающих его нахождение в этом пространстве и перемещение, управляемого им летательного аппарата. Летчик встречает всю совокупность как позитивных, так и негативных воздействий один на один, открытый для обозрения со всех сторон, и от его воли зависит достижение поставленной цели полета. «... Меня не приводили в восторг полеты, которые приходилось видеть, так как я считал их до крайности несовершенными. В них не чувствовалось победы гордого духа человека над природой. Наоборот, мне делалась ясной рабская зависимость пилота от капризов стихии. Я поставил себе задачу построить такой аппарат, на который меньше всего влияли бы окружающие условия, и чтобы он почти всецело подчинялся воле пилота. Для осуществления этих идей мне было необходимо стать летчиком...». (П.Н. Нестеров) [9].
Основные категории философии летной деятельности. В сознании летчика в основе анализа и обобщения информации чувственных восприятий и представлений лежат философские категории, логическое значение которых проявляется как особые формы мышления. Методологическое значение категорий проявляется в разрешении научных проблем авиационных наук, использующих категории как организующий принцип мышления летчика. Мировоззренчески философские категории ориентируют и обеспечивают сознание, осмысление знания о реальности и о себе, для формирования оптимального отношения летчика к реальности. Категории определенности, как ступени познания, следуя друг за другом, ориентируют на последовательность в познании летной деятельности — ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение и умозаключение. Ощущение связано с установлением определенности, поиском ответа на вопрос, что представляют собой объекты или явления летной реальности. Восприятие предполагает установление обусловленности, почему объекты летной реальности являются таковыми. Представление связано с установлением выбора информации, необходимости обоснования оптимального отношения к объекту или явлению. Основополагающими категориями, наиболее обобщенно характеризующими философию летного познания, являются материя, пространство и время. Сущность этих категорий в летной деятельности проявляются в понятиях таких явлений как скорость и перегрузка, которые выступают и как особенное частное в сравнении с обычной жизнедеятельности людей на поверхности планеты, и как общее ко всякой активной жизнедеятельности в пространстве атмосферы планеты и космоса. Содержание явлений скорости и перегрузки служат в качестве динамического показателя летной деятельности и обусловлены силой тяготения планеты. В качестве формы проявления содержания явлений материальной, пространственной и временной сущности летной деятельности выступает понятие системы «летчик — летательный аппарат — внешняя среда», которая отражает объективную сторону взаимосвязи структурных компонентов, и системы «сознание летчика — информационно-управляющее поле летательного аппарата — пространство и время нахождения в отрыве от поверхности планеты», отражающую субъективную сторону взаимосвязи компонентов. Категория единичного в летной деятельности проявляется как частные восприятия ощущений явлений летной деятельности сознанием летчика в процессе его предметно-познавательной деятельности. Категория целого проявляется в воздействии результатов летной деятельности на объекты и явления реальности, а также на сознание других субъектов, не участвующих в летной деятельности. Категории пространства и времени играют особенную роль в сущности летной деятельности. Существенными характеристиками пространства и времени являются понятия высоты над поверхностью планеты, скорости перемещения в вертикальной плоскости, угловые скорости, показатели которых отражают сущность явлений в сознании и организме летчика, воспринимаемых в процессе летной деятельности. «Утверждаю, что даже теперь, при современной технике и тончайших и многочисленных приборах, чуткость, чутье летчика остается важнейшим фактором в авиации. Некоторые ученые и сейчас утверждают, что никакого чутья нет, все дело в приборах. Но как объяснят они мне, каким образом множество раз я летал без всяких приборов, делал высший пилотаж над землей на большой и малой высоте и не убился» (М.М. Громов) [2].
Метод философии летной деятельности. Исходя из положения о том, что метод это не система законов и категорий диалектики, а разработанная на ее основе система требований к познающему и действующему субъекту, разрабатывается система принципов, ориентирующих людей в познавательной и предметно-преобразующей летной деятельности. Метод показывает, как и в каких формах следует осуществлять познание реальности в пространстве атмосферы планеты и космоса, какие требования, правила необходимо соблюдать, чтобы проникнуть в сущность исследуемого объекта, получить истинное знание о нем. Метод и теория выступают как относительно самостоятельные формы освоения человеком реальности. Теория как система идеальных образов (понятий), отражающих сущность исследуемого объекта, его внутренние необходимые связи, законы его функционирования и развития, а метод как совокупность взаимосвязанных принципов, требований, ориентирующих субъекта в познавательной и предметно-преобразующей деятельности. Теория выполняет объяснительную функцию, показывая необходимые свойства и связи объекта, законы, которым он подчиняется при функционировании и развитии. Метод выполняя регулятивную функцию, указывая место и роль субъекта в отношениях с познаваемым и преобразуемым объектом, познавательные и практические операции для достижения поставленной цели. Теория предъявляет субъекту форму и содержание объекта в настоящем времени. Метод предписывает субъекту осуществление определенных действий в отношении объекта, нацеливая субъекта на результат.
Теория обеспечивает более точное и полное воспроизведение явлений летной деятельности в их необходимых свойствах и связях. Метод определяет деятельность летчика в отношении объекта, способствует осуществлению поставленной цели на основе знаний о необходимых свойствах и связях объекта. Теория не может выполнять методологические функции, так как для этого она должна превратиться в систему требований к мыслящему и действующему летчику, в систему регулятивных принципов, правил, которые являются функцией метода. Данное положение является основополагающим принципом летной деятельности, в которой не может быть такого события, что бы теория одновременно выполняла методологические функции. В летной деятельности выявлено противоречие между уровнем развития теории и практики, которое выражается в отсутствии законченной, органически цельной теории пилотирования. Отдельные положения летной науки, которая разрабатывается как теоретическая система знаний в ХХ столетии, — методологические, системно-структурные, психологические, математические, — способны выполнять лишь функциональные задачи теории управления летательными аппаратами и только в пределах инженерных предметно-научных областей. Единого методологического поля теории пилотирования до настоящего времени не выявлено. Отдельные предметно-научные области деятельности летчика не имеют единого методологического объяснения как органически целого предметно-научного поля теории управления человеком функционированием и перемещением летательного аппарата в отрыве от поверхности планеты.
Особенностью летной деятельности является невозможность априори на теоретическом уровне сформулировать какие-либо правила поведения субъекта в процессе предметно-познавательной летной деятельности. Так попытки сформулировать ощущения от восприятия сущности явлений, которые должен наблюдать субъект, поднимающийся на высоту, отрываясь от поверхности планеты, теоретически в лабораторных условиях привели к катастрофическим последствиям в ходе реализации их положений при подъеме в пространство атмосферы планеты. Сущность явлений оказывающих воздействие среды обитания в пространстве атмосферы планеты и космоса можно познать только из результатов непосредственного опыта нахождения и перемещения субъекта в отсутствии физического контакта с поверхностью планеты. Важным положением метода философии летной деятельности является то, что при нахождении на поверхности планеты сознанию субъекта доступна только форма проявления явлений, наблюдаемых в процессе летной деятельности, а сущность этих явлений можно познать только в процессе практической летной деятельности. Данные положения предоставляют возможность сделать заключение о том, что летная деятельность ввиду того, что летчик, осуществляя комплекс действий по управлению функционированием и перемещением летательного аппарата в пространстве атмосферы планеты, не может быть сведена к операторской деятельности. В летной деятельности человек, воздействуя на органы управления с целью изменения состояния свойств и пространственного положения летательного аппарата, для сравнения результатов управляющих воздействий использует информацию и, предоставляемую средствами индикации, и информацию от ощущения произошедших изменений, воспринимаемых его органами чувств, вызывающих отражение целостного образа этих изменений в пространстве и времени. В операторской деятельности сознанию человека доступна только информация от средств индикации. Сущностью летной деятельности является неразрывная связь сознания и материальной субстанции человека с материальным, пространственным и временным полем жизнедеятельности субъекта в необычной для нее новой реальности, в непосредственном взаимодействии человека через информационно-управляющее поле средства деятельности с явлениями нахождения и перемещения в пространстве атмосферы планеты и космоса. Летчик — это не оператор, контролирующий функционирование летательного аппарата и его перемещение по заданным траекториям пространства во времени, а высокоорганизованная личность, сливающаяся своей материальной субстанцией с летательным аппаратом в процессе достижения с его помощью поставленных перед сознанием летчика целей. В связи с этим, если летчик выполняет функцию по управлению беспилотным летательным аппаратом, находясь на поверхности планеты, то его деятельность становится операторской, лишенной «живых» ощущений от нахождения и перемещения в пространстве атмосферы планеты и космоса, и от этого ограничивающей, как его пилотажные возможности, так и возможности летательного аппарата по отработке запрограммированных функций. «...Основой восприятия пространства можно считать ориентацию человека относительно вертикального направления, совпадающего с действием силы гравитации в обычных условиях ориентировка в пространстве не требует специальных целенаправленных сознательно контролируемых действий в тех случаях, когда между сигналами от разных анализаторов возникают рассогласования относительно сложившегося стереотипа, это неизбежно приводит к искажению образа» (Н.Д. Завалова) [4].
Философия познания летной деятельности. Основной вид деятельности в системе летной деятельности является материально-практический, к одному из компонентов которого относится познавательный, содержание, которого отражают чувственная и мыслительная ступени познания. Познавательный образ чувственного познания отражает форма познания, связанная с осмыслением чувственных данных от живого созерцания к ощущениям, восприятиям, представлениям. В мышлении как активном процессе деятельности сознания, действующем без непосредственного контакта с объективной реальностью, выделяют два типа: мыслительная деятельность, направленная на расчленение, регистрацию и описание результатов чувственного опыта, называемую рассудком, и на раскрытие сущности объектов, внутренних законов их развития, называемую разумом. Цель познания в летной деятельности является осмысление сущности явлений, наблюдаемых и воспринимаемых сознанием во время материально-практической деятельности человека, находящегося в отрыве от поверхности планеты в средстве перемещения в пространстве атмосферы планеты или космоса, и осознать природу этой сущности. Летная деятельность заключается в материально-предметной деятельности по управлению летательным аппаратом. На поверхности планеты сознанию летчика доступна только форма проявления сущности явлений, наблюдаемых в процессе ленной деятельности. В связи с этим для познавательного процесса в условиях поверхности доступен только теоретический уровень знаний, который основывается на прошлом опыте и доступен сознанию летчика как модель реальной деятельности в форме наглядных пособий и абстрагированных теорий. При этом конкретное содержание сущности явлений летной деятельности в познавательном процессе на поверхности планеты сознанию не доступно. В условиях поверхности целесообразно предоставлять знания, отражающие форму сущности явлений летной деятельности, а любые попытки сформировать априори представления о содержании сущности явлений дадут основания для искажения представлений о предстоящих ощущениях. Таким образом, познание сущности явлений летной деятельности доступно только на эмпирическом уровне предметно-познавательной деятельности в ходе выполнения полетов и на теоретическом уровне при разборе полетов и подготовке к выполнению полетов. В процессе протяженной во времени цикличной предметно-познавательной летной деятельности, когда количество циклов достигает некоторого критического значения, ее субъект приобретает новое качество, свойства которого отражаются в понятии летчик, и которые обеспечивают субъекту устойчивые способности к развитию в его дальнейшей материально-практической летной деятельности в пространстве атмосферы планеты и космоса [6].
Мировоззренческая концепция Н.Е. Жуковского: «Но я думаю, что он полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума» [3], отражает логику теоретического мышления, а эмпирика летной практики предъявляет неопровержимые доказательства того, что летание человека разумного осуществимо только при наличии у него мировоззрения, при котором активность духа познания летания преобладает над активностью инстинкта самосохранения. При этом для преодоления смертельно-опасных явлений нахождения и деятельности в отрыве от поверхности планеты возможно только при наличии у человека достаточно крепкого организма и натренированных мускулов. Для того чтобы полететь человеку недостаточно создать «блестящий» летательный аппарат, способный легко оторваться от поверхности планеты и совершать маневрирование в пространстве атмосферы планеты и космоса. Надо еще найти такого человека, который будет способен управлять функционированием и перемещением этого аппарата, при этом сохраняя способность воспринимать все происходящее, мыслить и просто жить [7, 8].
Список литературы:
- Антуан де Сент-Экзюпери. Летчик. (Париж, 1926 г.). // Перевод с французского М. Беленького. Журнал «Вокруг света» № 4. — М.: Молодая гвардия, 1963. — С. 40—43.
- Громов М.М. Через всю жизнь. — М. Молодая гвардия, 1986. — 190 с.
- Жуковский Н.Е. О воздухоплавании (речь 1898 г.). // Полное собрание сочинений. Том IX. — М-Л.: Гл. ред. Авиалит, 1937. — С. 188—202.
- Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. — М.: Наука, 1986. — 176 с.
- Качоровский И.Б. Профессия — летчик. Взгляд из кабины. — М.: МОРКНИГА, 2008. — 154 с.
- Кодола В.Г., Дудко В.М. Философия летной деятельности: Антология. — Монино: ВУНЦ ВВС, 2011. — 175 с.
- Кодола В.Г. Авиационно-космическая отрасль педагогической науки. // Мир образования — образование в мире, № 4 (24). — М.: РАО, 2006. — С. 28—35.
- Кодола В.Г. Философия летной деятельности. // Инновационные технологии в образовательном процессе: XIII НПК. — Краснодар:, 2011. — С. 5—16.
- Федоров В. Капитан П.Н. Нестеров (Из личных воспоминаний). Вестник воздушного флота № 11—12. — М.: Воениздат, 1944. — С. 33—48.
- Louis Lelasseux et René Marque. Аэроплан для всех. / Перевод с французского С.А. Вроблевского. — Киев: Изд. И.И. Самоненко, 1909. — 187 с.
дипломов
Оставить комментарий