Статья опубликована в рамках: XX Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 28 января 2013 г.)
Наука: История
Секция: Всемирная история
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ОБ ОДНОЙ ИЗ ПРИЧИН КРАХА ИМПЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ ПОЛЬСКИХ ЭЛИТ XVI — СЕРЕДИНЫ XVIIВВ.
Мельничук Игорь Анатольевич
канд. ист. наук, доцент ЖНАЭУ,
г. Житомир
E-mail: melnichuk65@inbox.ru
Размышляя о судьбе имперского проекта и путях его реализации политическими элитами Польши, невозможно, на наш взгляд, обойти один из ключевых эпизодов общей истории — решение в средине ХVII столетия жизненно важного для судеб как Польши, так и России так называемого «Украинского вопроса». Польская историческая наука долгое время рассматривала экспансию своей державы на восток как вполне естественный процесс, акцентируя внимание на мирном ее характере, на заслугах её элит и особом призвании Польши в распространении основ западной цивилизации и подъему запустелых, культурно отсталых и деградирующих после монголо-татарского нашествия украинских земель. Такая позиция вызвала естественное неприятие украинских и российских историков, которые справедливо указывают на далеко не мирный и эволюционный, а напротив, безапелляционно-агрессивный характер процесса ополячивания и окатоличивания «русских» (украинских) земель, сопровождавшийся растущим экономическим давлением на крестьянские массы через поэтапное и неуклонное увеличение крепостной зависимости. В этом нам видится ошибочность польской имперской программы в части реализации на украинском направлении. Украинские земли, потерявшие свою государственность, с остатками разобщенных и склонных к компромиссам княжеско-боярских элит, видимо, представлялись польскому истеблишменту легкой и законной добычей. Совсем не так действовали польские элиты, строя свои взаимоотношения с мощной и амбициозной средневековой Литвой. Программа построения великой державы под польской эгидой сохранялась и в литовском направлении, однако, пройдя через ряд взаимно истощающих ресурсы военных конфликтов, польские и литовские элиты, как известно, через ряд объединительных актов (Кревская 1385 г., Городельская 1413 г. и другие унии) решились на образование конфедеративного государства. Отметим, что уже после Кревской унии для польских властных элит остро встал вопрос о так называемых «Кресах» — приграничных территориях Подляшья, Подолья и Волыни, которые еще с Владимировых времен Польша считала своими потерянными землями. Украинские политические элиты находились лишь в начале пути по формированию национального самосознания и еще не имели государственных устремлений, что облегчало этнополитическую задачу для польских элит. Споры с Литвой о разграничении пограничных земель продолжались более двух столетий — вплоть до момента концентрации власти в обоих государствах в руках Ягеллонов. Люблинская уния 1569 г. зафиксировала рождение Речи Посполитой как военно-политического союза Польши и Литвы в борьбе с внешней агрессией — крестоносцами, турками и татарами, а также Москвой (тактическая задача) и резкого усиления великодержавных претензий (стратегическая задача). «Речь Посполитая Двух Народов», как традиционно определяют Польшу ее историки, с этого момента брала на себя обязанности по защите объединенного государства и автоматически унаследовала нерешенные конфликты и спорные территориальные вопросы Литвы, в частности с Россией. Приграничные земли, особенно юго-восточные рубежи, резко усиливают свое значение как бастиона, защищающего государственное устройство, культуру, веру, а соответственно, всю европейскую цивилизацию от ориентальной угрозы. Именно через Кресы пролегали «греческий», «черный» и Кучманский шляхи, которые выбирали для агрессии турки, татары, волохи, принося с собой опустошение и уничтожение. Кресовые города превращаются в крепости, защищающие нечёткие рубежи вновь созданной протоимперии. Заметим, что противостояние поляков и украинского казачества вместе с крестьянством, которое, главным образом, имело социальную подоплеку, усиливало тенденцию предоставления юго-восточным рубежам национально-патриотической окраски [2]. Выборные (элекционные) польские короли, в значительной степени зависящие от сената и сейма, с целью получения сторонников и укрепления власти, а также в оборонительных целях, передавали влиятельным представителям шляхты, рыцарству, в пожизненное пользование именно малоосвоенные земли юго-восточного пограничья, которое в представлении многих граждан Речи Посполитой были «страной, переполненной молоком и медом» [2]. На Украине, имевшей огромный природный потенциал и перспективы для хозяйствования, можно было быстро обогатиться, и так же быстро распрощаться с жизнью или имением. Однако недостатка в желающих рискнуть не было. Господствующей силой на приграничье становятся польские и лояльные короне украинские князья и бояре. Украинские земли рассматривались польскими элитами именно с колонизаторских позиций, настроения и интересы местных мелких землевладельцев, крестьян и мещанства не учитывались, поэтому явлением вполне закономерным является перенос украинской-польского конфликта из плоскости социально-религиозной в межнациональную. Польша и на литовских землях, в том числе этнических, проводила линию на усиление своего влияния и насаждение католицизма. Однако действовала здесь намного более гибко и толерантно, а главное — в правовом поле, оказывая юридическую помощь литовским элитам в постепенной модификации литовского законодательства под западноевропейские стандарты (показывая их экономические выгоды), а также и через уравнивание в правах польской и литовской шляхты. Немалую роль сыграли и перекрестные браки, связывавшие элиты обоих субъектов Речи Посполитой, жалованные и дарственные для феодальной знати, которые широко предоставлялись на всей территории государства как способ поощрения и диффузии элитной среды, продуманное и постепенное выравнивание политических позиций княжеской, боярской и служилой знати и формирования из них класса шляхты как электоральной и военно-экономической основы парламентско-королевской империи. В Украине же Польша, а затем и Речь Посполитая вследствие явных просчетов при планировании и реализации политики инкорпорации, получила около 80 крестьянских и казацко-крестьянских восстаний, закончившихся Освободительной войной Б. Хмельницкого. Катализатором волнений, как правило, выступало религиозный (острый и болезненный для православных) вопрос, после чего неизменно возникали экономические требования и проблемы сохранения/расширения прав и вольностей украинской шляхты и казачества. Сослужив немалую службу для Польши на фронте борьбы с турецко-татарской экспансией, украинское казачество на начальных этапах своей истории относилось довольно индифферентно к вспышкам народного гнева, позиционируя себя, прежде всего, как военная каста, призванная защищать православие от «басурман». Однако со временем казачья масса политизировалась и активно включилась в крестьянскую борьбу, а в ряде наиболее масштабных выступлений, и возглавила ее. Эта тенденция имеет целый комплекс причин, анализ которых не является задачей этой статьи, однако результат её указать необходимо: и казачество, и крестьянство вследствие недальновидной и неповоротливой политики властных элит Польши получило квалифицированную военно-административную верхушку в лице части украинской шляхты, перешедшей к казакам («покозачившейся») — вплоть до целой плеяды прекрасно образованных, имеющих дипломатический и военный опыт представителей княжеских и шляхетских родов. Участие патриотически настроенной части украинской элиты в народных волнениях придало им сакральный, освободительное смысл, идущий корнями к славной истории княжеского периода. Вопрос процентного отношении шляхты в общей массе казацкой старшины, долгое время остававшийся нерешенным украинской историографией, не так давно был выяснен благодаря детальным исследованием украинских профессоров Н. Яковенко (она приводит цифру в 12,6 %) [2] и В. Кривошеи: «… по состоянию на 1649 г. — 12,6 %» [1]. Отметим, что к казакам шли не только шляхтичи-украинцы, но и этнические поляки [3].
И дело здесь не только в рыцарской романтике Средневековья или стремлении быстрого обогащения с помощью войны (хотя и этого было достаточно), но и в совершенно обыденных объективных причинах: в плотно заселенном политико-экономическом поле нарождающейся империи младшим потомкам многочисленных и многолюдных княжеско-шляхетских родов просто негде было реализовать себя. Удачный брак, воинский подвиг, случай или покровитель — вот те пути к карьере и состоянию, которые открывались единицам, остальные скатывались в маргинес: Польша позднего Средневековья полна была рыцарей, которые продавали свою саблю и военный талант за миску похлебки от нанимателя, — как правило, князя или магната-латифундиста, которые содержали в эти столетия личные армии под собственными штандартами. Множество мелкой и обедневшей шляхты поглощал раздутый многоуровневый чиновничий аппарат государства. Но самые смелые и амбициозные нередко отдавали предпочтение варианту поиска удачи в Степи.
Именно выходцы из шляхты составили интеллектуальное и организационное ядро казацкой старшины, которая возглавила серию казацко-крестьянских восстаний. Война под руководством Б. Хмельницкого окончательно расшатала устои Польско-Литовского государства и истощила его ресурсы, а вхождение в этот конфликт России привело к его гибели и последующим разделам Польши. Так ряд просчётов польских элит по планированию и реализации имперской программы, одним из которых было украинское направление, не позволили этой империи состояться: в истории Польша XVI — середины XVII вв. так и осталась квазиимперией.
Список литературы:
- Кривошея В. Актуальные вопросы истории казачьей старшины Гетьманщины. [Текст] / В. Кривошея. Украинские генеалогические чтения, 27—29 мая 2011 г. — Киев, [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://forum.vgd.ru/file.php?fid=87406&key.
- Яковенко Н. Шляхта в козацькій революції середини ХVІІ ст. (полемічні зауваги до схеми В’ячеслава Липинського) // Козацькі війни ХVІІ століття в історичній свідомості польського та українського народів. Матеріали другої польсько-української наукової зустрічі (Львів, 12—13 жовтня 1995 р.). — Львів — Люблін, 1996.
- Tomkiewicz W. O składie społecznym i etnicznym kozaczyzny ukrainnej na przełomie XVI i XVII wieku / / Przegląd Historyczny, 1948. — T. 37, — S. 254.
дипломов
Оставить комментарий