Статья опубликована в рамках: XX Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 28 января 2013 г.)
Наука: Философия
Секция: Философия и ее роль в современном обществе
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
СУЩНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ КАТЕГОРИИ БЕСКОНЕЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ
Воробьёв Дмитрий Олегович
аспирант кафедры философии и религиоведения ОГПУ, г Оренбург ассистент кафедры философии ОрГМА,
г. Оренбург
Маслова Елизавета Григорьевна
студент 2 курса стоматологического факультета, 23 группы ОрГМА, г. Оренбург
E-mail: lisa_maslova@mail.ru
Бесконечность одно важнейших и основополагающих понятий в философии. Введённое в философский дискурс греческими мыслителями понятие бесконечности до сих пор не теряет своей актуальности и значимости в различных сферах знания, прежде всего, касаясь философских исследований и точных, математических наук.
Рассматривая философский аспект проблемы бесконечности, мы должны, прежде всего, выделить те проблемы, с которыми сталкивается человеческое сознание, в попытке помыслить, открыть для себя бесконечность, узнать её сущностные основы.
Во-первых, понятие бесконечность связано, по мнению авторов, с рядом характеристик, имманентных ей и определяющих её своеобразие, например, таких как абсолютность, неизменяемость, всеохватность, беспредельность, незавершённости. Эти характеристики, по нашему мнению, являются базисными, онтологическими характеристиками бесконечности, задающие особые свойства бесконечности, такие как парадоксальность, трансцендентальность, метафизичность [3].
Во-вторых, понятие бесконечность познаётся и объективируется как наличная данность мирового бытия, как его необходимая часть, через дихотомичное ей понятие конечность. То есть именно конечность определённых процессов, в том числе и жизни самого человека, задало проблему бесконечного в бытие мира и человека [4]. Смерть как феномен индивидуального субъект-объектного я-бытия изначально задаёт жизни линейность и определённость [5, с. 258—259]. Безусловно, также и то, что самоосуществление субъект-объектной экзистенции в различных событиях и действиях определённо и количество вариаций субъект-объектных действий, как правило, уже известно [4]. Но, тем не менее, несмотря на кажущийся детерминизм жизни субъекта, и объекта, именно наличие бесконечности как величины неопределённой, неузнанной до конца, рождает в бытие одного из членов общества так называемую аномалию — нетипичное поведение, мышление, нетипичную репрезентацию я-бытия вовне. Наличие бесконечности как элемента мирового бытия приводит к нарушению однонаправленного самоосуществления и развития бытия в целом, оно вкладывает в принцип развития относительность и случайность, порождая постоянную гносеологическую неизвестность.
В-третьих, мы можем также выделить другой аспект проблемы бесконечности, её непосредственную связь с вечностью и априорными формами мирового бытия. Обладая такой характеристикой как абсолютность, бесконечность сливается с вечностью, и вечность становится одним из элементов бесконечности. Через взаимодействие с вечностью бесконечность обретает такую важную характеристику как незавершённость то есть постоянную потенциальность мирового бытия в своём развитии во всех своих формах [3]. Рассматривая вопрос о сущностном взаимодействии и взаимопроникновении вечности и бесконечности мы, так или иначе, снова возвращаемся к сознанию познающего субъекта, постигающего окружающее бытие в основном посредством граничных категорий и понятий [1, с. 98—100]. Например, к ним относятся три выделенные философами априорные формы окружающего субъекта бытия: космос, время и пространство. Как мы полагаем, эти понятия, обозначающие основные формы существования материи входят в непосредственный конфликт с понятием бесконечности. Время и пространство, как и космос, есть понятия границы, то есть, они ограничивают и вносят определённые субъективные и объективные закономерности в существование и развитие различных форм материи. Кроме того, пространство и время выступают своеобразными направляющими, субъект и объект осуществляют в них и посредством их своё индивидуальное бытие во всём его многообразии. Обозначая буквенно или с помощью цифр, те или иные свойства окружающего нас бытия, мы выделяем собственную экзистенцию из бесконечности самоосуществления мирового бытия, наделяя, таким образом, своё индивидуальное бытие и его реализацию в объективной реальности смыслом и содержанием. Космос также играет роль ограничителя потенциальной бесконечности.
В-четвёртых, безусловная сложность познания бесконечности. Человеческое сознание с трудом может вместить и постичь то, что не имеет пределов, и что обладает абсолютными свойствами. Поэтому частым выходом для субъекта становится сознательное употребление и использование когнитивных редукций, операций, связанных с когнитивным упрощением знания, для того, чтобы наделив его человеческими смыслами, приблизить к себе и познать хотя бы частные элементы и аспекты. Но, тем не менее, существуют эффективные практики познания, позволяющие наиболее адекватно и эффективно подойти к проблеме изучения и познания бесконечности. С точки зрения авторов, таковыми являются феноменологическая редукция и трансцендирование [1, с. 98—100]. Применение этих методов в практике познания бесконечности требует определённого уровня развития не только мышления субъекта, но и сознания в целом. Познание бесконечного граничит с человеческой точки зрения порой с немыслимым, парадоксальным, абсурдным. И именно в этом одна из составляющих сложности понимания и восприятия бесконечности. Человеческое сознание должно быть развито настолько, что не только примет новое знание, но также с помощью различных когнитивных практик переведёт его в теоретическое и практическое знание, основанное на оригинальных, индивидуальных выводах, подкреплённых соответствующими данными и результатами. Причём субъект должен будет противостоять появлению в процессе познания бесконечности старых шаблонов и стереотипов восприятия данной категории, как своих собственных, так и сторонних, приходящих извне.
Поэтому именно феноменологическая редукция, находящаяся в активном взаимодействии с трансценденцией могут приблизить субъекта к искомым аспектам бесконечности. Феноменологическая редукция, опирающаяся на исследование аспектов мирового бытия в качестве феноменов, отсекающая путём волевого решения всё привнесённое знание, обращающаяся к истокам исследуемого объекта и трансценденция, которая позволяет избежать влияния собственного Я на процесс познания, по мнению авторов, есть наиболее эффективные методы познания бесконечности [1, с. 98—100]. Кроме того, эти методы позволяют избежать тенденции к упрощению полученного знания, вульгаризации гносеологического результата.
Также важным элементом в понимании бесконечности является её связь с экзистенцией. В экзистенциальном ключе бесконечность мы полагаем как нечто, что вмещает в себя все формы окружающего бытия [2, с. 344]. Очень часто бесконечность становится синонимом пустоты, забвения, одиночества. Бесконечность по сравнению с экзистенцией человека вечна, она окружает нас и навязывает свои законы, субъект и объект стремятся избежать соприкосновения с бесконечностью, которая манит своей беспредельностью и бессмертием, словно бездна. Она внушает страх, ужас, отвращение, потому что она независима, неумолима, неподвластна нам, её присутствие в мире выдаёт его смертность и ветхость. Ощущение бесконечного приближения к краю, которое не закончится никогда, рождает ситуацию абсурда. Субъект и объект, хотят её избежать и упорядочить, основываясь на определённом ряде закономерностей, но мировое бытие настолько многолико, в том числе и в этой ипостаси — бесконечности, что субъект-объектное познание самоосуществления бытия далеко от своего завершения и вряд ли когда-либо к нему приблизиться полностью.
Список литературы:
- Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. М.: Аграф (серия: путь к очевидности), 2001. — 312 с.
- Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С. 319—344.
- Спирин В.Г. Финитная философия себя изжила. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://metafilosof.narod.ru/finit.htm (дата обращения 23.12.12).
- Суворова О.С. Телесность человека как основа его жизни и единства с природой. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://elib.org.ua/philosophy. (дата обращения 23.12.12).
- Хайдеггер М. Бытие и время/ Пер. [с нем. и примеч.] В.В. Бибихина. — М.: Ad Marginem, 1997. — 451 с.
дипломов
Оставить комментарий