Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XVIII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 14 ноября 2012 г.)

Наука: История

Секция: Всемирная история

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Киселева О.А. ПЛАНЫ АННЕКСИИ КАНАДЫ СОЕДИНЕННЫМИ ШТАТАМИ АМЕРИКИ ПОСЛЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ 1861—1865 г. // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XVIII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:
 

 

ПЛАНЫ АННЕКСИИ КАНАДЫ СОЕДИНЕННЫМИ ШТАТАМИ АМЕРИКИ ПОСЛЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ 1861—1865 г.

Киселева Ольга Анатольевна

канд. ист. наук, доцент ВГПУ,

 г. Вологда

E-mail: olgakiseleva03@mail.ru

 

Гражданская война 1861—1865 г. стала переломным событием как во внутреннем развитии Североамериканской республики, так и в ее внешней политике. В предвоенный период в деятельности американского государства доминировали интересы плантаторов-рабовладельцев, в значительной мере определявших основное направление экспансии — на Юг. С победой северян и восстанов­лением единства страны в 1865 году консолидация внешнеполити­ческих интересов происходила на основе целей и устремлений предпринимательских элит Севера, сосредоточивших в своих руках государственную власть, опиравшихся на созданные во время войны вооруженные силы и сумевших обеспечить высокие темпы роста национальной экономики. Международные интересы вашингтонской администрации были провозглашены и обоснованы государственными секретарями США У.Г. Сьюардом (1861—1869) и г. Фишем (1869—1877). У.Г. Сьюард, явившийся предтечей целого ряда более поздних внешнеполитических доктрин, в 1867 году заявил: «Дайте мне уверенность, что никогда не будет незаконного сопротивления вооруженной силой президенту, несущему власть Соединенных Штатов, и дайте мне еще … тридцать лет жизни, и я обещаю Вам во владение весь американский континент и контроль над всем миром» [3, c. 47]. Исходя из идеи предопределения судьбы («manifestdestiny») и нагнетая существовавшие в Канаде настроения в пользу присоединения к США, Вашингтон использовал различные экономические и политические меры для достижения своей цели — аннексии Канады. Чрезмерное преувеличение Вашингтоном проамериканских локальных движений в провинциях Британской Северной Америки привело его к заключению о том, что вопрос о вхождении Канады в состав Союза превратился в практическую проблему. Сторонниками этой политической стратегии были радикальные республиканцы З. Чендлер, Н. Бэнкс, Ч. Самнер, Э. Стэнтон, Б. Батлер [4, c. 192]. Главным методом экономического давления стало аннулирование Соединенными Штатами режима наибольшего благоприятствования для Канады в торговле. В 1866 году американское правительство расторгло знаменитый «Договор о взаимности» с Канадой (1854), предусматривавший беспошлинную торговлю сельскохозяйственной продукцией и некоторыми видами сырья, регулировавший взаимное использование рыболовных угодий, водных путей и каналов, преследуя тем самым цель дестабилизировать канадскую экономику и заставить своих северных соседей интегри­роваться с Соединенными Штатами. Довольно влиятельная «Чикаго Трибьюн» писала: « Канадцы несколько лет будут находиться на холоде …, но потом будут вынуждены постучаться, чтобы их приняли в состав Великой республики» [1, c. 293].

Следует признать, что этот шаг неоднозначно был принят в среде американских бизнесменов. Так, штаты Новой Англии, напротив, стремились к беспрепятственному ввозу дешевого канадского угля и соли, предприниматели целого ряда обрабатывающих отраслей были заинтересованы в емком канадском рынке для сбыта своей продукции и считали напрасными иллюзиями надежды на присоединение Канады путем «своего рода экономической блокады».

Тем не менее, перед Британской Северной Америкой открылись две макроэкономические перспективы: предложить Соединенным Штатам новые условия для возобновления договора, которые в будущем могли привести к формированию фактически единого экономического, а в перспективе — и политического пространства, либо создать альтернативный рынок путем стимулирования процесса национально-политического объединения канадских провинций. В значительной мере выбор оказался предопределен линией пове­дения, избранной в данной ситуации Великобританией. В результате дипломатической и политической борьбы возобладала тактическая линия той части английской правящей элиты, которая была склонна скорее согласиться с расширением самостоятельности Канады при сохранении ею тесных уз с метрополией, чем утратить их совсем в результате антиколониального восстания или же аннексии со стороны Соединенных Штатов.

Согласно Акту о Британской Северной Америке, принятому английским парламентом 29 марта 1867 года, была создана конфеде­рация — Канада, получившая статус доминиона. Предусматривалось формирование единого парламента конфедерации, исполнительная власть сосредотачивалась в кабинете министров. Провинции получили довольно широкие прерогативы. При этом за Англией сохранялся внешнеполитический суверенитет, право решать вопросы войны и мира. В состав конфедерации вошли четыре провинции — Онтарио, Квебек, Нью Брансуик и Новая Шотландия. За пределами доминиона остались Ньюфаундленд, остров принца Эдуарда и Британская Колумбия. Не вошла в состав единого образования и огромная территория, находившаяся во владении Компании Гудзонова залива [4, c. 208].

Еще до подписания Акта в Конгресс США стали поступать резолюции, требовавшие от президента Североамериканской республики выступить с протестом против консолидации канадских провинций в единую конфедерацию под управлением британской короны. 29 марта 1867 года, в день принятия документа английским парламентом, специальная сессия Конгресса одобрила резолюцию Н. Бэнкса, предупреждавшую о том, что данный шаг Великобритании усилит и без того крайне напряженную ситуацию в Северной Америке [7, c. 392].

Как известно, 30 марта 1867 года государственный секретарь США У.Г. Сьюард подписал с Россией договор о покупке Аляски. Это усилило позиции Соединенных Штатов на Тихом океане, в ущерб Англии. Сенатор Ч. Самнер, пользовавшийся исключительным влиянием во внешнеполитических делах, по поводу этого документа заявил: «Настоящий договор — очевидный шаг к оккупации всей Северной Америки» [2, с. 308]. Эта уверенность проистекала из выдвинутой Ч. Самнером концепции «естественных границ», согласно которой Канаде «предначертано оказаться в орбите своего великого соседа» [5, c. 223]. Полностью разделял эти взгляды и госсекретарь У.Г. Сьюард, считавший приобретение Аляски первым этапом «окружения» всей Британской Северной Америки, которое должно завершиться превращением канадских провинций в штаты Американского союза. Таким образом, заключение соглашения об Аляске предоставило сторонникам экспансионистской политики удобный повод для активной трансляции в общество традиционной доктрины о «континентальной судьбе США».

Создание доминиона на территории Канады не положило конца аннексионистским намерениям части политической и бизнес-элиты США. Этому, безусловно, способствовало и то, что значительная территория Британской Северной Америки оставалась вне юрис­дикции канадского правительства. Но при этом изменились тактичес­кие приемы, при помощи которых представители влиятельных кругов Вашингтона пытались реализовать свои устремления. Наиболее важными из них стали: подогревание в своих прагматических интересах аннексионистских настроений в ряде канадских провинций; попытка вмешаться в ход восстания на реке Красной (территория Компании Гудзонова залива) и план «обмена» Канады на отказ США от материальной компенсации ущерба, нанесенного Великобританией во время Гражданской войны (так называемых «алабамских претензий»).

Движения в пользу сближения с США существовали в большин­стве канадских провинций. Исследователь их истории Д. Уорнер пришел к выводу, что их социальную основу составляла «экономи­ческая элита провинций» — торговцы, предприниматели, судовладельцы, сумевшие заручиться поддержкой части рабочих угольной, лесодобывающей, рыбной и других отраслей производства, ориентированных на экспорт продукции в США и в наибольшей степени пострадавших от аннулирования Вашингтоном договора 1854 года. По его данным, в них участвовало до трети населения в Новой Шотландии, Британской Колумбии и ряде других регионов [6, c. 82].

Канадский аннексионизм во второй половине 60-х годов Х1Х века периодически достигал значительного напряжения. Президенту США поступали петиции от жителей Британской Колумбии с просьбой о принятии территории в состав Североамери­канской республики. В Новой Шотландии была создана Аннексио­нистская лига, которая в своем «Манифесте» (1870) убеждала жителей провинции в необходимости выхода из конфедерации и заключения политического союза с США как средства достижения свободы экономических отношений с ними.

Несмотря на поддержку подобных организаций со стороны Вашингтона, их влияние в 1870-е годы постепенно сошло на нет. Это было обусловлено несколькими причинами. Во-первых, формирование достаточно емкого национального рынка позволило Канаде преодолеть экономическую депрессию, связанную с последствиями отмены «Договора о взаимности» (1854). Более того, уже в 1870 году экспорт канадской продукции в США превысил объемы 1865 года. Во-вторых, все сильнее стали проявляться слабости самого аннексионистского движения в Британской Северной Америке. Будучи в некоторые моменты национальным по размаху, организа­ционно оно оставалось локальным, не имевшим межпровинциальных каналов связи и, как правило, представляло собой серию не зависимых друг от друга действий. Наконец, имперское правительство Великобритании заявило о готовности пойти на самые решительные меры в случае массовых угрожающих призывов к выходу из состава доминиона, что «отрезвило» многих участников подобных движений и организаций.

На рубеже 1860—1870х годов американцы предприняли попытку и непосредственного вмешательства в события на Северо-западе Британской Америки и в Земле Руперта, не вошедших в состав доминиона и долгое время являвшихся собственностью британской Компании Гудзонова залива. В 1869 году, после сложных переговоров с конфедерацией, Компания отказалась от притязаний на канадский Запад за громадный выкуп. Но при этом вопрос о передаче земель был решен как простая смена владельцев недвижимости, без учета прав проживающего на этой территории населения. Это стало главной причиной восстания в районе слияния рек Ассинибойн и Красная (ныне здесь стоит Виннипег, являющийся «воротами» на канадский Запад). Восставшие под руководством Л. Риля приняли «Декларацию Земли Руперта и Северо-Запада», создали Временное правительство, выступившее против присоединения территории к доминиону без гарантии ей прав на самоуправление.

Стремление Вашингтона к территориальной и экономической экспансии на северо-запад континента привело к тому, что в район Ред-Ривер государственным департаментом были направлены секретные миссии, звучали предложения об оказании материальной помощи Л. Рилю и его сторонникам, в Сенат США вносились резолюции о посредничестве между доминионом и восставшими. Сенатор З. Чендлер даже потребовал начать переговоры «…с народом Виннипега о вхождении этого района в состав США в качестве территории или штата» [7, с. 931]. Другими словами, сторонники активного присоединения новых территорий стремились превратить враждебность к Канаде в дружественное отношение к США. Эти попытки провалились — влияние американского консула в Виннипеге генерала О. Мальмроса на восставших стало постепенно не только ослабевать, но и превратилось в открытую неприязнь к американским агентам.

С другой стороны, экспансионистские намерения и усилия американцев стали побудительным мотивом к ряду финансовых и политических уступок территориям Северо-запада со стороны британского и канадского правительств, перешедших от тактики прямого давления к политике лавирования и компромиссов. В результате восставшие и сочувствовавшие им жители приняли решение войти в состав конфедерации на правах провинции в соответствии с Актом о Манитобе, удовлетворившим многие их требования. С вхождением в состав доминиона Британской Колумбии (1871) в основном завершился процесс объединения провинций, хотя им еще предстояло решить не менее сложную задачу — добиться реальной интеграции в единое государственное образование.

Таким образом, как это ни парадоксально, но в значительной мере американские экспансионистские устремления имели результат, противоположный предполагаемому, — способствовали образованию доминиона и сплочению канадских провинций в единый политический организм. После подписания Вашингтонского договора между США и Великобританией (1871), когда потерпел фиаско разработанный американцами план передачи им Канады в качестве компенсации за ущерб, нанесенный Англией Северу в годы Гражданской войны (1861—1865), «канадская проблема» в отношениях между двумя странами приобрела иное, сугубо «практическое» содержание. Она вобрала в себя вопросы о взаимном использовании пограничных между США и Канадой рек и каналов, о рыболовстве в Северной Атлантике, о территориальной принадлежности острова Сан-Хуан и др. Но это — тема уже другой статьи.

 

Список литературы:

  1. Райерсон С.Б. Неравный Союз. История Канады, 1815—1873 / пер. с англ. М.: Прогресс, 1970. —398 с.
  2. Callahan J.M. American Foreign Policy in Canadian Relations. N.Y.: Holt, 1967. —370 c.
  3. Dennet T. Seward’s Far Eastern Policy. // The American Historical Review. — Vol. 28. — October 1922. — P. 45—62.
  4. Shippee L.B. Canadian-American Relations 1849—1874. N.Y.: Russell and Russell, 1970. — 514 p.
  5. Sumner Ch. Works of Charles Sumner. 15 vols. Boston: Lee & Shepard, 1870—1883. Vol. 11. — 673 p.
  6. Warner D.F. The Idea of Continental Union: Agitation for the Annexation of Canada to the U.S. 1849—1893. Lexington: Univ. of Kentucky Press, 1960. — 276 р.
  7. U.S. Congress. Congressional Globe, 1865—1873. 16 vols. Wash., Government Printing Office, 1865—1873. — Vol. 7. — 1073 p.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий