Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XVIII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 14 ноября 2012 г.)

Наука: Философия

Секция: Социальная философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Редкокашина В.В. РЕЛИГИЯ И СОЦИАЛИЗМ: СХОДСТВА И ПРОТИВОРЕЧИЯ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XVIII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:
 

 

РЕЛИГИЯ И СОЦИАЛИЗМ: СХОДСТВА И ПРОТИВОРЕЧИЯ

Редкокашина Валерия Валерьевна

соискатель кафедры Философия Волгу,

 г. Волгоград

E-mail: redkokashinavaleriya@mail.ru

 

В центре внимания настоящего исследования сравнительный анализ таких идеологий, как религия и социализм. В процессе работы производится ссылка на различные социальные доктрины религии. В заключении сделаны выводы, касаемые точек соприкосновения двух рассматриваемых мировоззренческих позиций.

Любое общество, помимо всего прочего, представляет собой совокупность различных идеологий. Если вести речь о социумах демократического толка, то здесь практически все мировоззрения (за исключением, разумеется, откровенно антигуманистических) находятся в равном положении и имеют возможность полноценного взаимодействия, оказывая, таким образом, определенное влияние на общественный прогресс. Однако в случае различных авторитарно-тоталитарных режимов те или иные идеологические позиции нередко находятся в конфронтации, полностью отрицая какую-либо социально-историческую ценность друг друга. Религия во все времена играла значительную роль в политической системе, нередко нахо­дясь в положении единственной государственной идеологии. Так, например, А.С. Хомяков рассуждал следующим образом: «В нашем отечестве общее положение дел, в отношении к вере, по крайней мере, удовлетворительно и было бы еще лучше, если б у нас было поменьше официальной политической религии, если бы правительство могло убедиться в том, что христианская истина не нуждается в постоянном покровительстве, и что чрезмерная о ней заботливость ослабляет, а не усиливает ее. Расширение умственной свободы много бы способствовало к уничтожению бесчисленных расколов самого худшего свойства, которые беспрестанно возникают и распространяют свое вредное влияние в простом народе» [8, с. 319].И, если в Российской Империи религия в лице православия сама являлась идеологией, то в Советском Союзе произошло упомянутое выше «столкновение»данной формы мировоззрения с уже новой государственной идеологией ―социализмом. При формальном праве на свободный выбор вероисповедания религиозная составляющая бытия фактически оказалась вне закона.

Безусловно, подобное положение дел отнюдь не являлось случайным. В.И. Ленин ясно говорил о том, что «Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством» [3, с. 3]. Следовательно, можно констатировать, что при такой разновидности социализма (т. е. атеистического) неизбежно имело место «вытеснение»из полноценной общественной жизни ряда членов социума, являющихся приверженцами религиозного мировоззрения. Неслучайно И.А. Ильин утверждал следующее:«Социализм антисоциален потому, что он убивает творческую инициативу; уравнивает всех в нищете и зависимости, чтобы создать новую привилегированную касту партийных чиновников-угнетателей; проповедует классовую ненависть вместо братства; правит террором, создает рабство и выдает его за справед­ливый строй. Именно поэтому истинную социальность (свободу, справедливость и братство) надо искать в несоциалистическом строе» [2, с. 39].

При этом необходимо понимать, что социализм в целом не может предполагать ни обязательного государственного атеизма, ни ущем­ления прав личности, равно, как и религия. Соответственно, главная общая черта данных идеологий заключается именно в том, что та или иная государственная власть может, условно выражаясь, придать им соответствующую окраску, необходимую для претворения в жизнь определенной политики. Как справедливо замечал Н.А. Бердяев, «Государство по своему происхождению, сущности и цели совсем не дышит и не движется пафосом свободы, ни пафосом добра, ни пафосом человеческой личности. Государство есть прежде всего организатор природного хаоса, оно движется пафосом порядка, силы, мощи, экспансии, образования больших исторических тел» [1, с. 172].

Итак, использование тех или иных (изначально весьма безобидных) идеологий в качестве своего рода механизма для подавления инакомыслия является обычной практикой со стороны тоталитарной системы. Так, в основе политики Советского Союза стоял приоритет определенного класса над интересами индивидуума. В конечном итоге утопичность коммунистической идеи сыграла свою отрицательную роль и привела к распаду государства. Что же касается религии, то здесь необходимо отметить, что данная форма общественного сознания допускает сотрудничество с государственной властью, ни примыкая к этой самой власти. Именно на подобного рода принципе отчасти базируются все современные легитимные социальные доктрины различных вероучений. В. Соловьев в работе «Оправдание добра»писал, что: «С христианской точки зрения государство есть только часть в организации собирательного человека, ―часть, обусловленная другою, высшей частью ―церковью, от которой оно получает свое освящение и окончательное назначение ―служит косвенным образом в своей мирской области и своими средствами той религиозной цели, которую прямо ставит церковь, ―приготовлению человечества и всей земли к Царствию Божию. Отсюда две главные задачи государства ―консервативная и прогрессивная: охранять основы общежития, без которых человечество не могло бы существовать, и затем улучшать условия этого существования, содействуя свободному развитию всех человеческих сил, которые должны стать носительницами будущего совершенного состояния и без которых, следовательно, Царствие Божие не могло бы осуществиться в человечестве» [5, с. 529―530].Так, в«Основах социальной концепции РПЦ»говорится, что«Во взаимоотношениях между Церковью и государством должно учитываться различие их природ. Церковь основана непосредственно Самим Богом―Господом нашим Иисусом Христом; богоустанов­ленность же государственной власти являет себя в историческом процессе опосредованно. Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в их земном благополучии» [5].

Таким образом, можно прийти к выводу, что главной отличительной особенностью рассматриваемых идеологий является отношение, иначе говоря, соприкосновение с государством. Если социализм представляет собой сугубо государственное явление, то религия (о чем свидетельствуют соответствующие социальные доктрины) в принципе не является связанной с определенной государственной системой, поскольку направлена в первую очередь на отражение внутреннего мира индивидуума. Соответственно, малейший выход вероучением за данные рамки, неизбежно приводит к нарушению собственной социальной доктрины, которую вполне можно охарактеризовать, как один из показателей эволюции данной формы общественного сознания.

Следует отметить, что именно суть идеологии определяет отношение последней к личности, ее правам и свободам. Небезосновательно утверждение Ф. Энгельса относительно того, что «В истории первоначального христианства имеются достойные внимания точки соприкосновения с современным рабочим движением. Как и последнее, христианство возникло как движение угнетенных: оно выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов. И христианство, и рабочий социализм проповедуют грядущее избавление от рабства и нищеты; христианство ищет этого избавления в посмертной потусторонней жизни на небе, социализм же ―в этом мире, в переустройстве общества» [4, с. 467].Вот и в совре­менных социальных концепциях религии имеются положения, свидетельствующие о четко выраженной социальной направленности данного института. Так, например, согласно Социальной позиции протестантских церквей России «Христианин должен заботиться не только о собственном благополучии, но непременно и об улучшении качества жизни других людей по принципу: «Возлюби ближнего, как самого себя» (Мк. 12:31). Сознавая ценность каждой человеческой личности, созданной Творцом по Его образу и подобию, мы определяем «ближнего» не по конфессиональной, национальной или родственной принадлежности. Для нас ближний тот, кто нуждается в помощи, которую мы способны оказать" [7].

Итак, религия и социализм представляют собой весьма сложные и неоднозначные идеологии, которые играли и продолжают играть значительную роль в истории. Более того, данная роль подлежит непрерывному изучению со стороны историков, философов, обществоведов и проч.

Религия, будучи специфической формой мировоззрения, отражающего соответствующий многокомпонентный (причем, всегда сугубо индивидуальный) духовный мир человека, не может быть тотально переплетена с тем или иным государством. Последнее, в свою очередь, является сугубо «земным»институтом, в основу которого должен быть положен полноценный диалог различных мировоззрений.

Социализм же в первую очередь следует охарактеризовать, как государственную политику, суть которой также заключается в неукоснительном соблюдении прав граждан вне зависимости от их мировоззренческих позиций. Здесь в принципе не могут иметь места такие факторы, как:популистское провозглашение всеобщего равенства, сводящееся на практике к банальной «уравниловке», провозглашение приоритета интересов определенного класса перед интересами конкретного индивидуума, а равно тотальное неприятие религиозной составляющей бытия.

Однако различные государственные режимы могут по-разному использовать рассматриваемые идеологии, нередко извращая их изначальную суть, заключающуюся прежде всего в защите индивидуума от всяческой несправедливости.

 

Список литературы:

  1. Бердяев Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. ―М.: Республика, 1993. ―383 с. ―(Библиотека этической мысли).
  2. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948―1954 годов. В 2 т. Т. 1 / И.А. Ильин. ―М.: МП «Рарог», 1992. ―344 с.
  3. Ленин В.И. Социализм и религия; Об отношении рабочей партии и религии / В.И. Ленин. ―М.: Политиздат, 1988. ―24 с.
  4. Маркс К. Сочинения; изд-е 2-ое / К. Маркс; Ф. Энгельс. ―М.: Гос. изд-во полит. литер-ры, 1962. ―804 с.
  5. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]/ Архиерейский собор 2000 г. ―Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422― 2012. ― 06 сент. ―Загл. с экрана.
  6. Соловьев В.С. Оправдание добра / В.С. Соловьев. ―М.: Республика, 1996. ―480 с. ―(Б-ка этической мысли).
  7. Социальная позиция протестантских церквей России [Электронный ресурс] /Религия и СМИ. ―Режим доступа: http://www.religare.ru/print7724.htm#14― 2012. ― 06 cент. ―Загл. С экрана.
  8. Хомяков А.С. Сочинения богословские / А.С. Хомяков. ―С.-Петербург: Наука, 1995. ―479 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.