Статья опубликована в рамках: XVII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 17 октября 2012 г.)
Наука: Философия
Секция: Социальная философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
СЕМЕЙНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПОЗДНЕМ ВОЗРАСТЕ
Бухалова Наталья Александровна
канд. социол. наук, доцент, Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, г. Княгинино
E-mail: nat.buhalova@yandex.ru
Неизбежный для любого из нас процесс старения порождает систему различного рода стрессоров, с которыми сталкивается сегодня практически каждый пожилой человек. Это может быть потеря работы, ухудшение материального уровня жизни. На этом этапе жизни человек теряет определенность собственного бытия, он перестает отождествлять себя с макросоциальной общностью, исчезает сложившееся ценностно-ориентационное единство с ней.Э. Каминз и У. Генри пишут о позднем возрасте, старение есть неизбежное взаимное отдаление или разъединение, приводящее к снижению взаимодействия между стареющей личностью и другими личностями в той же социальной системе. Возникновение сложностей в самоопределении личности обусловлено как глобальными социальными процессами, так и локальными изменениями, затрагивающими существование отдельного человека.
При этом индивид в любом возрасте нуждается в самоидентификации, которая давала бы ему ориентиры социальной жизни. В рамках данной статьи самоидентификация или социальная идентичность трактуется нами как осмысление человеком своей групповой и социальной принадлежности. В условиях старения начинается поиск той социальной общности, которая позволила бы восстановить базовые ценности, защитить от трудностей и превратностей жизни. Сегодня такими общностями могут стать религиозные организации, политические партии, различные творческие объединения. Но в большинстве своем они не могут стать основанием для формирования новой социальной идентичности, поскольку сами по себе не способны создать такую систему норм и ценностей, которая удовлетворила бы большую часть народонаселения России.
Тем не менее, человеку необходимо иметь устойчивые групповые связи, он испытывает острую потребность в отождествлении себя с некоторой стабильной социальной группой. В рамках феноменологического подхода к проблеме идентификации утверждается, что условием формирования идентичности является первичное переживание мы-отношений, присутствия образа Другого [7, с. 10—34]. Такой группой является семья. При этом, если принадлежность к государству, нации, этносу может быть номинальной, то семья является той общностью, к которой непосредственно принадлежит человек, в которой он живет и существует, на которую ориентируется в выборе своих действий. Семья и род, по мнению Э. Фромма, берут на себя те функции, которые первоначально выполняла для своего ребенка сама мать. Они служат опорой человеку, дают ему чувство укорененности [5, с. 52].
В условиях снижения уровня жизни, изменения привычной социальной среды, роста конкуренции в профессиональной сфере потребность пожилого человека в принадлежности к семейной группе значительно возрастает. Именно семья становится общностью, в которой человек получает психологическую поддержку и признание, в которой он может чувствовать себя уверенно и безопасно. Подтверждение этому находим в работах К. Леша, который пишет, что семья стала олицетворять собой единственный источник эмоциональной опоры для ее членов, именно она дает человеку основание для формирования новой идентичности, устойчивых оснований своей социальной жизни [2, с. 95]. Ведь семья это не просто микросреда существования человека, а своего рода «социальный микрокосм, повторяющий в своей структуре наиболее близкую к оригиналу модель структуры общественной» [6, с. 67]. Семья выступает конституирующим началом всей практической сферы бытия человека. В пограничных этапах существования индивида (детство и старость) семья является опорой, своеобразным психологическим компенсатором ограниченности человеческих возможностей.
Семья — безусловное благо и значимый фактор «торжествующей старости».В позднем возрасте брак начинает в большей степени служить источником утешения, поддержки и душевной близости. Супруги чаще оказывают помощь друг другу. Таким образом, в преклонном возрасте люди редко расходятся, понимая, насколько они нуждаются друг в друге. В тоже время старость — период активного разрушения семей в связи со смертью одного из супругов. Смерть супруга воспринимается часто как собственная смерть, без него жизнь теряет смысл. Родственные и дружеские связи не способны восполнить потерю брачного партнера.В иерархии самых значительных горестей, потерь и утрат смерть близкого человека занимает первые места.
Характер супружеских отношений в семье пожилых людей существенно изменяется, смещаясь от интимных переживаний в пользу духовности. Семья пожилых людей отличается особым строем своего бытия. В позднем возрасте супруг, с которым разделяются не только бытовые хлопоты, но и сходные психологические состояния, становится важнейшим фактором эмоционального благополучия. Когда-то И. Кант выразил мысль, что, несмотря на возраст, он еще не утратил способности осознавать свою принадлежность к человечеству. Старикам крайне нужен собеседник, который ежедневно подтверждал бы им эту самую принадлежность, их высокий человеческий статус, через который они узнавали бы в себе человека. Нередко лишь супруг остается не просто помощником, но другом, соратником, единомышленником.
Семья в позднем возрасте приобретает особое значение, которое складывается из целого спектра проявлений. Это и социальная группа, стабилизирующая социальную реальность, и хозяйственная ячейка, и область нравственного совершенствования человека. Семья это «сердце» социального организма. По мнению И.А. Ильина, «семья есть как бы живая лаборатория человеческих судеб — личных и народных, и притом каждого народа в отдельности и каждого народа сообща» [1, с. 184]. Пожилой человек исходно черпает свои силы из семьи, осознает себя как человека, личность. Семейная жизнь — важнейшая часть социальной практики в позднем возрасте, накладывающая отпечаток на все сферы жизнедеятельности индивида.
Но супружеские отношения сложны и противоречивы в старости. Своеобразие семьи пожилых людей заключается, прежде всего, в сущности такого союза, его назначении. В подобных семьях происходит неизбежное сокращение спектра социальных ролей, что влечет за собой переоценку роли супруга. В пожилом возрасте происходит трансформация ценностной системы индивида. Превалирующей ценностью становится само наличие близкого человека, возможность совместного с ним проживания, вовлеченность в общую деятельность. Взаимодействие «муж — жена» или отношения свойства в позднем возрасте существенно видоизменяются: усиливается взаимозависимость супругов, формируются общие механизмы восприятия мира, интерпретации внешних событий, переживаются схожие эмоциональные состояния.
В ракурсе русской философской мысли семья образует первичное лоно человеческого бытия. По мнению В.В. Розанова семья является залогом нравственного оздоровления нации [3]. Н.А. Бердяев отстаивает необходимость семьи, которую по структуре и функциям сравнивает с государством. Отстаивая позицию И.А. Ильина о сущности семьи и ее роли в жизни человека, подчеркнем, что семья это первоначальная исходная ячейка духовности, являющаяся естественным прибежищем души человека [1]. Для этих представителей русской философии семья представляется незаменимым и незыблемым социальным институтом, первоосновой человеческой жизни.Индивид делается полноценной личностью и остается ей только в семье. С возрастом ценность семьи для человека возрастает и приобретает в старости совершенно особое значение. В семье пожилой человек имеет максимальную свободу для самореализации, которая обеспечивается возможностью создания особой, закрытой от постороннего глаза и диктата социальных стереотипов сферы деятельности, где человек «у себя дома» и «сам себе хозяин». Семейный союз пожилого человека представляет собой своеобразный, неповторимый мир, в котором сосредоточено культурное наследие социума. Пожилая семья занимает свою особую нишу, без которой невозможна динамика современного общества.
Таким образом, все выше сказанное позволяет утверждать, что семья в позднем возрасте является связующим звеном всех сторон человеческого бытия, скрепой его внутренней и внешней идентичности. П.А. Сорокин, описывая семью, подчеркивал, что людей объединяют общее дело, высокие цели, разделяемые всеми. В такой социально-нравственной среде люди ощущают себя жизненно важной частью общества. Они не испытывают чувства изоляции, забытости [4, с. 168]. Семья в старости гармонизирует бытие личности и обеспечивает эффективное взаимодействие пожилого человека и социума во всех его проявлениях.
Список литературы:
- Ильин И.А. Путь духовного обновления / И.А. Ильин. — М.: Апостол веры, 2006. — 448 с.
- Леш К. Семья — убежище в бессердечном мире / К. Леш // США: проблемы семьи. — М.: АН СССР, 1990. — С. 93 — 102.
- Розанов В.В. Уединенное / В.В. Розанов. — М.: Современик, 1991.
- Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество/ П.А. Сорокин / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов. — М.: Изд-во политической литературы, 1992. —544 с.
- Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе / Э. Фромм: пер.с нем. — М.: АСТ: Транзиткнга, 2005. — 571 с.
- Харчев А.Г. Семья как фактор социально-культурного развития общества / А.Г. Харчев // Общественные науки. — 1982. — № 4. — С. 60 — 73.
- Щютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / А. Щютц. Сост. А.Я. Алхасов. — М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2003. — 336 с.
дипломов
Оставить комментарий