Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XV Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 22 августа 2012 г.)

Наука: Философия

Секция: Социальная философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Тухбатова А.Ю. СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ СУБЪЕКТОВ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XV междунар. науч.-практ. конф. № 15. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Статья опубликована в рамках:
Международной заочной научно-практической конференции «Актуальные вопросы социологии, политологии, философии и истории» (Россия, г. Новосибирск, 22 августа 2012 г.)

Выходные данные сборника:
«Актуальные вопросы социологии, политологии, философии и истории»: материалы международной заочной научно-практической конференции. (22 августа 2012 г.)

 

 

СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ СУБЪЕКТОВ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ

Тухбатова Аделия Юрисовна

аспирант БашГУ, г. Уфа

E-mail: adelya-solnce89@mail.ru

 

Реформирование российской экономики заложило фундамент развития предпринимательства. Его функционирование происходит в нестабильной внешней среде, в условиях изменений законодательства и соответствующих нормативных актов, отсутствия последовательной политики поддержки бизнеса, с сохранением элементов монополизма, что вынуждает предпринимателей искать новые подходы для осуществления своей деятельности, выживать и развиваться, используя возможности, заложенные в самих организациях.

Бизнес неразрывно связан с коммуникациями. Деловые отношения реализуются посредством постоянного взаимодействия с реальными и потенциальными потребителями, партнерами, конкурентами, общественностью, в ходе которого выявляются различные мотивы, интересы, противоречия, особенности участников, информация о которых позволяет бизнесу совершенствоваться и иметь перспективы роста.

Основа успеха в бизнесе, как известно, — длительные и постоянные деловые связи. Такие деловые отношения формируются в процессе коммуникации, где закладывается их основа и получает дальнейшее развитие сотрудничество и партнерство. Рассматривая бизнес-коммуникации на мезоуровне социального взаимодействия в сфере предпринимательства, отметим, что именно от того, насколько доверительны и надежны отношения партнеров (особенно, в условиях дефицита информации и нестабильности экономической ситуации в стране), зависит успешность бизнес-деятельности.

Важным вопросом для понимания сущности современных бизнес-коммуникаций становится вопрос об агентах, осуществляющих активные действия в коммуникационном поле. Уже общим местом стало понимание того, что не властные или иерархические позиции являются ресурсом для успешных действий в поле коммуникаций. Очень точно имя «люди воздуха», данное А. Неклессой [3] новому типу людей, людей, живущих в коммуникационной и семиотической среде, чьей компетенцией становится управление смыслами и знаниями. Это люди, которые используют не ресурс власти или денег, но ресурс собственного и коллективного интеллекта.

Как коммуникационные технологии связаны с новым, постиндустриальным общественным укладом, так и агенты коммуникации входят в элиту постиндустриального общества. Эта элита иначе организована, чем прежняя, индустриальная элита. Постиндустриальная элита создает и обустраивает собственную социальную инфраструктуру.

На современном этапе развития российского бизнеса и формирования делового сообщества к бизнес-коммуникациям предъявляются особые требования, актуализирующие не просто их прагматичность, что приветствуется в бизнесе, но и социальный прагматизм, который указывает на меру готовности субъекта к партнерству и к социальной ответственности.

Изучение бизнес-коммуникаций дало основание для вывода, что ряд характеристик деятельности предпринимателя, а именно: поведение субъекта деловых отношений в условиях поля формальных и поля неформальных бизнес-коммуникаций, соблюдение им норм морали, принятие соответствующих социальных ролей дает основания для выделения типов социальной идентичности, проявляющихся в бизнес-коммуникациях.

Проблема идентичности является предметом пристального внимания, становится востребованной и быстро развивающейся отраслью знания. З. Бауман пишет, что «идентичность» является призмой, через которую рассматриваются, оцениваются и изучаются многие важные черты современной жизни [1]. Чаще всего изучаются такие виды идентичности, как социально-статусная, национальная, этническая, гендерная.

Своеобразным парадоксом российского бизнеса является неоднозначность социальной оценки действий бизнесменов. В первую очередь, эта проблема проявляется в бизнес-коммуникациях, когда, с одной стороны, коммуникативные практики бизнесменов в контексте культуры нашего общества могут оцениваться негативно, но с другой — в рамках бизнес-деятельности считаться вполне легитимными.

Разделение бизнес-коммуникаций на поле формальных и поле неформальных отношений является фактором формирования особых типов социальной идентичности в бизнесе, которые основаны на ролевом поведении бизнесменов в процессе делового общения.

Индивид относит себя к определенному социальному классу, осознает свой статус, место и роль в деловом окружении. Однако, в процессе бизнес-коммуникаций его действия зачастую идентифицируются с точки зрения некоего совокупного образа, объединяющего в себе и поведенческий аспект, и культуру личности в целом, и уровень коммуникативной и социальной компетентности.

К факторам формирования социальной идентичности в бизнес-коммуникациях относятся: отношение бизнесменов к неформальным коммуникативным практикам, цель и формы участия в неформальных коммуникациях, уровень коммуникативной компетентности бизнесмена, профессионализм. Как показывает практика участники бизнес-коммуникаций стараются сохранять идентичность во всех коммуникативных ситуациях в деловых отношениях, независимо от того, положительную или негативную социальную оценку получает их поведение. Это стремление отражается в коммуникативной стратегии, которая в каждой конкретной ситуации должна быть направлена на поддержание выгодной формы отношений.

Социально-прагматичные бизнес-коммуникации способствуют поддержанию существующего порядка и существенно снижают неопределенность в деловых отношениях. На этом основании можно полагать, что коммуникативная стратегия актора, которым является бизнесмен, предполагает обращение к социально значимым факторам, которые оказывают позитивное воздействие на процесс коммуникации и формирует благоприятные перспективы бизнеса. Таким образом, в коммуникативной стратегии проявляется социальная идентичность бизнесмена в деловых коммуникациях.

В российских бизнес-коммуникациях основой для выделения типов социальной идентичности является отношение бизнесмена к формальным и неформальным коммуникативным практикам. Отметим, что сущностной характеристикой неформальных коммуникативных практик является социальный прагматизм. Это означает, что коммуникация в целом ориентирована на достижение тех благ и получение выгод, которые положительно оценены социальными группами, обществом; а это возможно в том случае, когда предмет и цель коммуникации несут в себе социальные ценности и блага, например, сохранение порядка, обеспечение безопасности, дополнительные возможности для развития и воспитания детей и т. д.

В социально прагматических коммуникативных практиках действия субъекта бизнес-коммуникаций ориентированы на совместное достижение цели и носят характер взаимовыгодного сотрудничества, содействия. Понятие «совместное достижение цели» в рассматриваемых вида коммуникативных практик предполагает, что цель данных действий направлена на решение социально значимых проблем, но исключительно путем договоренностей, взаимных уступок и других способов, легитимных в деловом сообществе. Следовательно, в сознании индивидов существуют устойчивые представления о целедостижении, о логике постановки деловых целей и возможностях их реализации. Важно обратить внимание на то, что способы достижения целей могут осуждаться с точки зрения общественной морали, однако, в рамках конкретного сообщества они вполне приемлемы и соответствующим образом идентифицируются в рамках постсоветских бизнес-коммуникаций.

Итак, на основе распределения по целям социально прагматических коммуникативных практик, отношения к формальным / неформальным коммуникациям в бизнесе, мы можем выделить типы социальных идентичностей в бизнес-коммуникациях:

  • «кооператоры» — бизнесмены, ориентирующиеся на сотрудничество и организацию совместных мероприятий;
  • «мошенники» — бизнесмены, которые для решения текущих вопросов отдают предпочтение неформальным коммуникациям; основа коммуникации — предложение взятки;
  • «продвигающие» — коммуникативная практика активно сопровождается рекламой собственного бизнеса или мероприятия;
  • «компанейские» — бизнесмены, отдающие предпочтение неформальным коммуникациям, т. к. коммуникативные практики сопровождаются застольем, посредством которого достигаются коммуникативные цели;
  • «стратеги» — бизнесмены, для которых коммуникативные практики связаны с возможностью выгодных знакомств и перспективами бизнеса;
  • «дарители» — бизнесмены, отдающие предпочтение неформальным коммуникациям с целью дарения и получения выгоды;
  • «тактики» — бизнесмены, использующие ситуации неформальных коммуникативных практик для оказания услуг, которые в дальнейшем создают предпосылки для социального обмена.

Выделенные типы социальных идентичностей в бизнес-коммуникациях указывают на предпочитаемые субъектами бизнес-коммуникаций способы достижения коммуникативной цели, а также на эффективные модели поведения в бизнес-коммуникациях. Отметим, что последние преимущественно относятся к сфере неформальных бизнес-коммуникаций и показывают возможность накопления социального капитала. Выбор способа решения проблем зависит от внешних факторов влияния (например, правовая и юридическая основа предпринимательской деятельности) и от ряда субъективных факторов (навыки общения, уровень социальной, профессиональной и коммуникативной компетентности). Это дает основания согласиться с российским социологом Г. Дилигенским, что в этих условиях социальная идентичность индивида теряет былые свойства «внешней» объективной данности, выступающей в виде социального происхождения, формальной профессии и т. д., и становится чем-то приобретаемымили заново подтверждаемым (в результате собственных усилий или счастливого совпадения обстоятельств). «Эта идентичность является показателем меры, в какой постсоветский человек решает главную свою проблему — адаптации к социально-экономическим условиям «дикого капитализма» при отсутствии каких-либо институциональных гарантий материального положения и даже простого выживания» [2].

В заключение отметим, что феномен социальной идентичности в бизнес-коммуникациях является характеристикой предпочитаемого субъектом бизнеса способа достижения коммуникативной цели и отражает модель поведения в бизнес-коммуникациях, а также косвенно указывает на уровень коммуникативной и профессиональной компетентности и дает основания для качественного анализа структуры современного делового сообщества.

 

Список литературы:

  1. Бауман З. Индивидуализированное общество / пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. — М., «Логос», 2002. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/baum/index.php(дата обращения 19.06.2012 г).
  2. Дилигенский Г.Г. Люди среднего класса. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение». — 2002. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://bd.fom.ru/report/cat/pow_pec/di0011061(дата обращения 19.06.2012 г).
  3. Неклесса А. Ordo Quadro: четвертый порядок. Пришествие постсовременного мира.[электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.archipelag.ru/agenda/povestka/povestka%202004/ordo-quadro/(дата обращения 19.06.2012 г)
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий