Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLVI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 18 февраля 2015 г.)

Наука: Социология

Секция: Социология личности

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Окладникова Е.А. СИМВОЛИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА И ЕГО ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ГЛАЗАМИ ЖИТЕЛЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XLVI междунар. науч.-практ. конф. № 2(43). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

 

СИМВОЛИКА  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ТРУДА  И  ЕГО  ОБЩЕСТВЕННОЕ  ЗНАЧЕНИЕ  ГЛАЗАМИ  ЖИТЕЛЕЙ  САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Окладникова  Елена  Алексеевна

профессор,  Российский  государственный  педагогический  университет,  РФ,  г.  Санкт-Петербург

E-mail: 

 

PEDAGOGICAL  WORK,  IT’S  SYMBOLS  AND  ITS  SOCIAL  VALUE  IN  THE  EYES  OF  RESIDENTS  OF  ST.  PETERSBURG

Okladnikova  Elena

professorHerzen  universityRussiaStPetersburg

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  анализ  представлений  жителей  российского  мегалополиса  (Санкт-Петербурга)  о  символике  и  социальной  значимости  труда  преподавателей  современных  российских  ВУЗов,  собранных  методом  нарративного  интервью.  С  помощью  методов  социальной  герменевтики  удалось  выяснить,  что  уровень  герменевтического  знания  о  символике  педагогического  труда  наших  респондентов,  который       поддерживается  символическими  формами,  крайне  низок,  а  связь  между  современным  социокультурным  миром  и  традицией  у  них  крайне  мала. 

ABSTRACT

In  the  article  examines  the  ideas  about  the  symbolic  and  social  significance  of  the  pedagogical  work  by  the  citizens  of  St.  Petersburg,  collected  by  the  method  of  narrative  interviews.  We  found  out  that  the  level  of  hermeneutic  knowledge  about  pedagogical  symbols  is  extremely  low,  and  the  relationship  between  the  modern  socio-cultural  world  and  tradition  among  our  respondents  is  very  small  using  methods  of  social  hermeneutics  analysis.

 

Ключевые  слова:  символика;  педагогический  труд;  социальная  герменевтика.

Keywords:  symbolic;  pedagogical  work;  social  hermeneutics 

 

 

Труд  —  это  универсальное  общественное  явление.  Универсальное  потому,  что  с  его  помощью  можно  в  категориях  категорического  императива  определить  общественную  полезность  человека;  понять  причины  и  силы  позитивного  развития  общества,  а  также  его  богатства;  объяснить  прогресс  общественного  развития;  раскрыть  противоречия  и  конфликты  общества;  доказать  взаимоопределеность  социальной,  экономической,  политической,  культурной  и  религиозной  жизни  социума  [1].  Сегодня  тема  труда,  в  том  числе,  педагогического,  не  рассматривается  социологами  в  качестве  определяющий  бытие  человека  [2].  Фокус  исследований  направлен  на  изучение  таких  явлений  как  потребление,  мобильность,  сети,  информация,  разнообразные  формы  девиаций.  Мода  на  исследование  человеческой  деятельности,  а  именно,  трудовой,  прошла.  В  обществе  потребления  труд  мыслится  как  вынужденная  активность,  необходимая  для  достижения  целей  культуры  потребления. 

В  2014  году  нами  было  проведено  исследование  символики  педагогического  труда,  принятой  в  современном  российском  обществе.  Анализ  230  интернет-сайтов  позволил  выявить  9-ть  наиболее  распространенных  символов  педагогического  труда:  а  именно,  7-мь  базовых  (сова,  пеликан,  книга,  указка,  докторская  шапочка  (конфедератка),  дубовые/лавровые  ветви,  перо)  и  два  сложносоставных  (конфедертка+книга  и  книга+флаг  РФ).  Исследование  осуществлялось  методом  нарративного  интервью  [3],  в  котором  приняло  участие  67  человек:  (респонденты  как  молодого  (N=42),  трудоспособного  возрастов  (N=17)  и  пожилого  возраста  (N=8).  Примененная  в  полевом  исследовании  методика  нарративного  интервью  предполагала  побудить  респондентов  обратиться  к  событиям  личной  истории,  заставить  их  осмысливать  символику  педагогического  труда,  опираясь  на  ценностно-нормативный  опыт  своего  поколения. 

Целью  исследования  была  реконструкция  общественного  значения  смысловых  структур,  связываемых  нашими  респондентами  с  трудом  преподавателей  ВУЗов.  Программа  исследования  была  ориентирована  на  следующие  задачи:  1)  реконструкцию  паттернов  социальных  практик,  которые  понимаются  как  способ  решения  проблем,  связанных  с  вопросами  гендерного  неравенства,  которое  просматривается  в  разном  отношении  к  труду  преподавателей  разного  пола;  2)  изучение  восприятия  респондентами  групповых  возрастных  различий  (ППС  молодого  и  пожилого  возрастов)  в  контекстах  символических  структур,  а  именно:  образов-символов  педагогического  труда;  3)  выявление  общих  практик  прагматики  (повседневности),  которые  определяют  оценку  респондентами  педагогического  труда,  и,  соответственно,  статуса  преподавателей  ВУЗа  в  современной  России  через  интерпретацию  ими  этой  символики.

Результаты  исследования.  Пеликан  как  символ  педагогического  труда  для  респондентов  обеих  полов  оказался  ассоциирован  с  понятием,  жертвенность.  Мужская  интерпретация  этого  образа  включала  «техничность»  в  передаче  информации  (педагог  всего  лишь  транслятор  информации,  но  не  генератор  её),  «стойкость»  перед  лицом  перемен  (учитель  будет  исполнять  свою  благородную  функцию  при  любых  обстоятельствах).  Женская  интерпретация  была  связана  со  следующими  нравственными  и  психологическими  коннотациями:  «альтруизм»,  «жертвенность»,  «готовность  работать  за  гроши».  «Педагог-пеликан»,  представитель  старшего  поколения,  не  зависимо  от  того,  и  мужчинами,  и  женщинами-респондентам  как  строгий,  но  заботливый  педагог,  готовый  отдать  все,  лишь  бы  выучить  детей.  При  этом  респонденты  указывали,  что  пожилые  педагоги,  как  правило,  «идеализируют  советское  прошлое»,  «более  требовательны  к  студентам,  чем  молодые».  Молодые  педагоги  «более  прогрессивны»,  «менее  строги  к  студентам»,  с  ними  «проще  договориться»,  «они  понимают,  что  прогресс  не  стоит  на  месте». 

Образ  «совы»  как  символ  труда  ППС  мужчины-респонденты  по  большей  части  связывали  с  понятиями  «мудрость»,  «знание»,  «накопленный  жизненный  опыт»,  а  также  с  «юмором»  как  технологией  успешной  подачи  материала  учащимся.  Для  женщин-респондентов  «сова»  олицетворяла  понятие  «высшее  образование»,  «наставничество»,  а  также  некий  временной  фактор:  «выполнение  заданий  учениками  в  срок».

Символ  «книга»  рассматривалась  респондентами-мужчинами  как  «источник  знаний»,  а  женщинами-респондентами  как  знак  «инновационности»  в  педагогическом  труде.  Респонденты  полагали,  что  для  старшего  поколения  педагогов  книга  служит  олицетворением  их  опыта  и  знаний,  для  молодых  педагогов  книга  —  это  знак  их  устремленности  в  будущее.

«Указка»  как  символ  педагогического  труда  осмыслялась  респондентами  мужчинами  как  знак  авторитарности  и  бескомпромиссности  ППС  старшего  поколения,  которые  «не  хотят  что-то  менять»,  «тупо  следуют  предписаниям  учебников»,  «несут  на  себе  идеологический  груз».  И  мужчины,  и  женщины-респонденты  ассоциируют  указку  с  широким  спектром  негативных  ассоциаций:  от  авторитарности  до  телесных  наказаний. 

С  символом  «перо»  мужчины-респонденты  связывали  такие  понятия  как  «консервативность»,  «твердость»,  «интеллигентность»,  «воспитанность»,  а  также  красивое  письмо  (каллиграфию).  Женщины  воспринимали  «перо»  более  романтично,  как  «вечный  поиск»,  «стремление  ППС  к  совершенству  в  профессии»,  «талант»,  «высокий  уровень  мастерства  педагога»,  а  также  «педагогику,  как  древнюю  профессию»,  ведь  перо  уже  вышло  из  повседневного  употребления.  Кнопочная  культура  и  гаджеты  вытесним  ручной  труд,  соответственно,  сделав  этот  символ  не  актуальным.

Конфедератка  как  символ  педагогического  труда  для  респондентов-мужчин  означала  «профессионализм»,  «авторитет»,  «высокий  социальный  статус,  должность,  научное  звание».  Для  женщин-респондентов  конфедератка  была  символом»  американизации  образования»,  «показушности»,  «самопиара»,  а  также  «искрометность  ума»,  но  только  ППС-мужчин.  В  основном,  конфедератка  связывалась  респондентами  обеих  полов  с  образом  ППС  молодого  возраста.

Лавровые  и  дубовые  ветви  ассоциировались  в  сознания  респондентов-мужчин  с  понятиями  «амбициозности  ППС  старшего  поколения»,  «их  целеустремленность»,  «твёрдой  жизненной  позицией»,  «профессионализм»,  а  также  «победа».  Женская  интерпретация  этого  образа  сводилась  к  понятиям:  «альтруизм»,  «благородство»,  «верность». 

Сложносоставные  символы,  в  частности  конфератка+книга  рассматривались  респондентами-мужчинами  знаки,  указывающие  на  «стремлением  ППС  к  самосовершенствованию»,  а  женщины  видели  в  нём  «любовь  к  детям»,  «установку  ППС  на  необычное  преподнесение  материала»,  а  также  знак  «полной  отдачи  любимому  делу».

Символ  «книга+флаг»  мужчинами-респондентами  интерпретировался  как  знак  старшего  поколения  ППС,  существенной  чертой  этих  людей  они  называли  «ответственность»,  «строгость»,  «силу  воли»,  «верность  Закону»,  а  также  «навязывание  патриотического  воспитания»,  «стремление  в  возрождению  РФ  как  национальной  империи».  Женщины  видели  в  этом  символе  выражение  идеи  «веры»,  «Закона»,  «мудрости»,  «гуманизма»,  «гражданской  позиции»,  «демократии».

Выводы.  Реконструкция  общественного  значения  символики  педагогического  труда,  осуществленная  методами  герменевтической  социологии  [4],  позволяет  сделать  следующие  выводы:

Респонденты  (за  очень  редким  исключением)  не  могли  насладиться  глубиной  архаических  идей,  которые  поддерживают  символику,  связанную  с  педагогическим  трудом  в  силу  редукции  исторической  памяти,  погруженности  в  «злобу  дня»,  погоней  за  сиюминутными  ценностями  потребительской  культуры.  Тем  не  менее,  за  такими  символами,  как  сова,  пеликан,  книга,  перо,  указка,  перо,  которое  традиционно  используются  для  обозначения  сущности  педагогического  труда,  раскрывается  широкая  палитра  мифологический,  философских  и  сакральных  смыслов.  Эти  смыслы,  раскрывающие  ценность  и  значимость  труда  педагогов,  оказались  за  гранью  сознания  респондентов. 

Интерпретация  некоторых  символов,  как-то  «пеликан»  и  «конфедератка»  выявили  гендерный  режим,  при  котором  женщины  в  профессии  должны  быть  изначально  ориентированы  на  более  низкий  социальный  статус,  чем  мужчины,  что  не  может  не  отразиться  на  их  зарплате.  Так,  респонденты,  интерпретируя  образ  пеликана,  указывали,  что  именно  женщины  ППС  могут  «работать  за  гроши».  Для  мужчин  ППС,  как  полагают  наши  респонденты,  большое  значение  имеют  личные  победы,  а  не  победы  их  учеников.

Для  мужчин-респондентов  были  характерны  более  прагматические  и  критические  интерпретации  символов  педагогического  труда,  чем  для  женщин,  стремившихся  романтизировать  и  одухотворять  эти  символы.  Глубина  герменевтического  знания  позволят  на  социально-групповом  уровне  преодолевать  культурно-ценностные  разрывы  по  вертикали  (т.  е.  утрату  связи  между  индивидами  и  группами  с  традицией)  и  горизонтали  (между  различными  традициями).  Уровень  герменевтического  знания,  которое  поддерживается  символическими  формами,  показывает,  что  связь  между  современным  социокультурным  миром  и  традицией  у  наших  респондентов  крайне  мала. 

 

Список  литературы:

  1. Карапетян  Р.В.  Наемный  труд:  уроки  капиталистических  преобразований  в  России./Капитализм  в  России:  в  поисках  новых  институциональных  оснований.  Под.  ред.  М.В.  Синютина.  СПб.:  Реноме,  2013. 
  2. Конт  О.  Общий  обзор  позитивизма.  /  Под  ред.  Э.  Л.  Радлова.  Изд.  2-е.  М.:  Книжный  дом  «ЛИБРОКОМ»,  2011.
  3. Стросс  А.,  Корбин  Дж.  Основы  качественного  исследования:  обоснованная  теория,  процедуры  и  техники.  М.:  Эдиториал  УРСС,  2001.
  4. Hans-Georg  Soeffner.  Symboltheorie  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://kowiki.mykowi.net/index.php/Hans-Georg_Soeffner

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.