Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLIX-L Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 17 июня 2015 г.)

Наука: Философия

Секция: Социальная философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Плотников А.А. ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XLIX-L междунар. науч.-практ. конф. № 5-6(46). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

 

 

ФИЛОСОФСКОЕ  ОСМЫСЛЕНИЕ  СОЦИАЛЬНОГО  КОНФЛИКТА

Плотников  Андрей  Андреевич

аспирант  кафедры  методологии,  истории  и  философии  науки 
Нижегородского  государственного  технического  университета  им.  Р.Е.  Алексеева, 
РФ,  г.  Нижний  Новгород

E-mailstyleperson@mail.ru

 

PHILOSOPHYCAL  COMPREHENSION  OF  THE  SOCIAL  CONFLICT

Plotnikov  Andrey

graduate  student  of  department  of  methodology,  history  and  philosophy  of  science, 
Nizhny  Novgorod  State  Technical  University  n.a.  R
.EAlekseev
RussiaNizhny  Novgorod

 

АННОТАЦИЯ

Цель  данной  статьи  состоит  в  проведении  философского  анализа  категории  конфликта  в  рамках  его  сущностной  природы.  Методами  системного  и  структурно-функционального  подхода  были  установлены  общие  закономерности  и  логика  процессов,  основанных  на  внутренних  противоречиях  вещей,  показан  их  созидательный  аспект.  Обнаружена  потребность  анализа  смысла  феномена  конфликта  с  ростом  уровня  полипредметности  и  эклектичности  научного  знания.

ABSTRACT

The  purpose  of  this  article  is  the  conflict  category  philosophical  analysis  in  the  framework  of  its  essential  nature.  Using  the  systems  method  and  structural-functional  approach  we  established  the  general  laws  and  processes  logic  based  on  the  internal  contradictions  of  things,  there  was  shown  their  creative  aspect.  There  was  found  a  need  of  sense  analysis  of  the  conflict  phenomenon  due  to  increase  of  levels  of  scientific  knowledge  eclectics.

 

Ключевые  слова:  конфликт;  противоречия;  философский  анализ.

Keywords:  conflict;  contradictions;  philosophical  analysis.

 

Феномен  социального  конфликта  всегда  был  неотъемлемой  частью  человеческого  общества  и  изменялся  вместе  с  ним.  Из  примитивного  явления  первобытных  народов  конфликт  социальный  вырос  в  мощнейший  высокотехнологичный,  сотканный  из  огромного  количества  причинно-следственных  связей,  социумформирующий  механизм.  При  этом  философское  осмысление,  как  и  сущностный  анализ  социального  конфликта,  имеет  глубокие  истоки  и  определенную  эволюцию,  на  которой  мы,  прежде  всего  и  остановимся.

Еще  до  появления  самого  понятия  конфликта  как  такового,  представления  о  противоречиях  существовали  еще  в  глубокой  древности.  Противоречивость  процессов  происходящих  в  мире  природы  и  человеческом  обществе  воспринималась  как  нечто  вездесущее,  данное  изначально.  Отдельные  мыслители,  в  частности  древнего  Китая  VII—VI  вв.,  доводили  эту  мысль  до  предельного  уровня,  полагая,  что  противоречия  в  природе,  выраженные  в  вечной  борьбе  противоположных  сущностей,  собственно,  и  являются  основой  всего  сущего,  процессов  формирования  жизни  и  мироздания  [3,  c.  46—69;  4].  Похожая  интерпретация  конфликта,  как  некоего  созидательного  абсолюта  возникла  в  древней  Греции.  Это  и  «апейрон»  Анаксимандра,  и  диалектика  Гераклита,  с  его  непрестанно  сменяющими  друг  друга  процессами  восхождения  и  захождения.  Позже  конфликт  стал  рассматриваться  греческими  мыслителями  в  рамках  общественной  системы,  в  частности,  фигурировал  в  вопросах  войны  и  мира,  социальной  жизни  и  светской  этики  [1;  5;  6].  Именно  с  этого  момента  категориальный  аппарат  конфликта  стал  постепенно  переходить  из  плоскости  вездесущего  в  плоскость  социальных  отношений.  Потерялась  глубина  философского  смысла  этого  явления,  закономерности  конфликта  обрели  прагматичные  черты  и  стали  исследоваться  на  прикладном,  повседневном  уровне,  некогда  величественный,  стихийный  и  основополагающий  феномен  был  заперт  в  рамки  практичной  формальности  и  поверхностности. 

Дальнейшее  развитие  общественных  наук  лишь  усугубило  этот  процесс,  конфликт  стал  проникать  в  отдельные  сферы  научного  знания,  где  уже  имел  собственные,  зачастую  ситуативные  атрибуты  и  свойства.  Возникает  необходимость  возвращения  первоначального,  истинного  смысла  этому  явлению,  былой  значимости  в  процессах,  происходящих  как  в  социуме,  так  и  независимо  от  него.  Конечно,  такое  мистическое,  пропитанное  мифологическими  картинами  и  предрассудками,  представление  конфликта,  присущее  первым  цивилизациям,  не  может  соответствовать  современной  действительности,  ведь  мы  находимся  в  позиции,  когда  уже  пройден  путь  грандиозных  открытий  в  области  естественных  наук,  что  позволяет  нам  избежать  многих  ошибок,  совершаемых  в  древности.  Более  того,  мы  обладаем  уникальной  возможностью  «встроить»  результаты  полученных  открытий  в  общую  картину  конфликта.

В  философском  представлении  конфликт  является  частной,  крайней  формой  общефилософского  понятия  противоречия.  Хотя  существует  множество  определений  этого  явления,  в  данном  случае  нас  интересует  его  отдельный  диалектический  аспект.  Метафизическое  понимание  противоречия  как  порождающее  все  сущее,  первоначальное  движение,  создающее  «энергию»  для  процессов  развития.  Заметим,  что  представленная  сторона  лишена  каких-либо  сверхъестественных,  религиозных  и  мистических  моментов,  а  лишь  представляет  категорию  в  наиболее  общем,  абстрактом  виде.  Проследить  обозначенную  созидательную  закономерность  противоположностей  нам  помогут  примеры  из  области  современного  научного  знания. 

В  молекулярной  физике  доказано,  что  вся  материя  на  нашей  планете  состоит  из  элементарных  частиц  —  атомов,  в  основе  которых  лежат  противоборствующие  силы:  положительно  заряженное  ядро  и  отрицательно  заряженные  электроны.  Вступая  во  взаимодействие,  субатомные  частицы  образуют  нейтральный  заряд,  который  позволяет  им  держаться  вместе,  обеспечивая  стабильность  атома.  То  есть  можно  сказать,  что  внутреннее  противоречие  порождает  энергию  позволяющую  существовать  материи  на  самом  базовом  уровне.  Далее  мы  можем  найти  похожую  связь  и  в  мире  природы,  где  пример  противоположностей  как  созидательной  основы  также  можно  обнаружить,  наблюдая  круговорот  противостоящих  с  точки  зрения  логики  процессов  жизни  и  смерти.  Погибая,  организмы  предоставляют  возможность  жить  и  развиваться  другим,  являясь  для  них  пищей  или  кровом.  Эти  естественные  процессы  уже  детально  изучены  исследователями  в  области  биохимии  и  не  могут  вызывать  сомнения,  однако,  как  известно,  поиск  смысла  не  относится  к  проблемному  полю  точных  наук.  Мы  можем  привести  еще  множество  подобных  примеров,  где  противоположности  лежат  в  основе  созидания,  что  уже  позволяет  нам  судить  о  достоверности  данного  суждения.  Но  для  окончательного  вывода,  нам  необходимо  убедиться  в  наличии  подобной  логики  также  и  в  мире  социума.

В  истории  науки  достаточно  распространенным  методом  исследования  социальных  процессов  является  проведение  аналогий  между  миром  природы  и  социальной  системой,  перенесение  их  зависимостей  и  закономерностей.  Наиболее  известны  в  этом  направлении  труды  социал-дарвинистов,  которые,  к  слову,  весьма  буквально  интерпретировали  эту  мысль  [2].  Спроецировав  противоречивые  законы  природы  на  координатную  сетку  социальных  процессов,  мы  сможем  пронаблюдать  определенное  сходство,  однако  с  существенными  поправками.  Как  известно,  социум  —  это  порождение  человеческой  культуры,  которая  имеет  свою  отличную  от  мира  природы  логику.  В  случае  с  конфликтом,  основным  отличием  социального  конфликта  от  природного  является  его  характер.  Если  в  природе  распространены  конфликты  радикального  характера,  как  в  случае  с  круговоротом  жизни  и  смерти,  с  полным  разрушением  и  формированием  новых  материй,  то  в  социальной  среде  конфликты  призваны  стабилизировать  отношения  между  субъектами,  вернуть  былое  согласие  или  выйти  на  принципиально  новый  уровень  социального  партнерства.  То  есть,  с  онтологической  точки  зрения  понятие  социальный  конфликт  немыслимо  без  понятия  социального  согласия  (консенсуса),  эти  два  термина  взаимоопределяются  друг  через  друга  и  в  реалистичном  обществе  не  могут  существовать  по  отдельности.  Начиная  с  античных  времен  такое  мнение,  сохранилось  и  в  современных  исследованиях  феномена  конфликта.  Как  раз  из  этого  положения  и  был  сделан  вывод  о  неизбежности  конфликта,  его  неоспоримой  включенности  в  любую  систему  социальных  отношений.

 

Список  литературы:

  1. Богомолов  А.С.  Античная  философия  /  А.С.  Богомолов.  2-е  изд.  М.:  Высшая  школа,  2006.  —  390  с.
  2. Кон  И.С.  Социологическая  концепция  Герберта  Спенсера  /  И.С.  Кон.  История  буржуазной  социологии  XIX  —  начала  XX  века.  М.:  Наука,  1979.
  3. Конфуций.  Китайская  философия  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  www.url:  http://www.confucianism.ru/  (дата  обращения  27.05.2015).
  4. Мартыненко  Н.П.  Предпосылки  возникновения  концепции  «инь-ян»  в  китайской  культуре  /  Н.П.  Мартыненко  //  Arbormundi.  Мировое  дерево.  Международный  журнал  по  теории  и  истории  мировой  культуры.  М.,  —  2006.  —  №  12.  —  C.  46—68. 
  5. Мотрошилова  Н.В.  Беспредельное  ["апейрон"]  в  философии  Анаксимандра  /  Н.В.  Мотрошилова.  История  философии.  Запад-Россия-Восток.  Книга  первая.  Философия  древности  и  средневековья.  М.:  Греко-латинский  кабинет,  1995.  —  С.  45—49.
  6. Хайдеггер  М.  Гераклит  /  М.  Хайдеггер;  пер.  с  нем.  А.  Шурбелев.  М.:  Владимир  Даль,  2011.  —  504  с.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.