Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLIX-L Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 17 июня 2015 г.)

Наука: Философия

Секция: Социальная философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ивенкова О.А. ГОРОД В ПОВСЕДНЕВНОМ СОЗНАНИИ: ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XLIX-L междунар. науч.-практ. конф. № 5-6(46). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

 

ГОРОД  В  ПОВСЕДНЕВНОМ  СОЗНАНИИ:  ФАКТОРЫ  ФОРМИРОВАНИЯ  ИДЕНТИЧНОСТИ

Ивенкова  Ольга  Александровна

канд.  филос.  наук,  доцент  кафедры  философии 
Смоленского  государственного  университета, 
РФ,  г.  Смоленск
.

E-mail: 

 

THE  CITY  IN  DAILY  CONSCIOUSNESS:  IDENTITY  FORMATION  FACTORS

Ivenckova  Olga

candidate  of  Science,  associate  professor  of  philosophy 
of  Smolensk  state  university, 
Russia,  Smolensk

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  рассматривается  важность  повседневности  как  необходимого  слагаемого  факторов  формирования  городской  идентичности.  Рассматриваются  стабильные,  изменчивые  и  символические  факторы,  их  взаимосвязь  с  повседневными  представлениями  людей  об  окружающей  реальности.  Показано,  каким  образом  быстрые  темпы  социокультурных  преобразований,  изменение  ключевых  механизмов  коммуникации  между  индивидами  влияют  на  повседневное  сознание.  Обозначена  роль  городской  идентичности  в  поддержании  его  стабильности.

ABSTRACT

In  article  importance  of  daily  occurrence  as  the  necessary  formation  of  city  identity  composed  factors  is  considered.  Stable,  changeable  and  symbolical  factors,  their  interrelation  with  daily  ideas  of  people  of  surrounding  reality  are  considered.  It  is  shown  how  fast  rates  of  sociocultural  transformations,  change  of  key  mechanisms  of  communication  between  individuals  influence  daily  consciousness.  The  role  of  city  identity  in  maintenance  of  its  stability  is  designated.

 

Ключевые  слова:  повседневность;  повседневное  сознание;  городская  идентичность.

Keywords:  daily  occurrence;  daily  consciousness;  city  identity.

 

Трансформационные  процессы  за  истекший  век  глубоко  проникают  в  общественные  уклад  и  мировоззрение  людей.  Стремительно  сменившие  друг  друга  традиционное,  индустриальное  и  постиндустриальное  общество  видоизменяют  важнейшие  социальные  институты,  научные  парадигмы,  и,  без  сомнения,  заставляют  пересмотреть  отношение  к  положению  и  роли  личности  в  обществе.  Урбанизация  и  глобализация,  дополняя  и  усложняя  этот  процесс,  делают  проблемным  отношение  ко  многим  устоявшимся  категориям.  Повседневность  же,  являясь  неотъемлемой  и  во  многом  системообразующей  частью  жизни  человека,  формирует  поле  взаимодействия  индивида  и  социума  как  условие  воспроизводства  жизненно  важных  отношений.  Соответственно,  в  периоды  нестабильности,  перелома  или  коренного  изменения  вектора  социального  развития  резко  обостряется  проблема  адекватной  ориентации  человека  в  окружающей  действительности. 

Наиболее  быстрые  темпы  социокультурных  преобразований,  изменение  ключевых  механизмов  коммуникации  между  индивидами  отмечаются  внутри  городского  пространства.  Город  по  своей  сути  является  центром  генерации  идей  социально  образующего  и  преобразующего,  культурного  и  идеологического  характера.  Социокультурное  пространство  города  максимально  ярко  отражает  трансформацию  общественного  сознания,  происходившую  под  влиянием  различных  факторов  окружающей  человека  среды,  а  также  взаимодополняющих  друг  друга  социальных,  экономических  и  культурных  факторов.  Это  даёт  толчок  к  развитию  представлений  о  городской  идентичности.

К  современному  пониманию  феномена  идентичности  наука  приходит  во  второй  половине  1960-х  гг.,  обращая  особое  внимание  на  образовавшуюся  многослойность  социальной  структуры  и  новые  основания  социальной  дифференциации.  Формируется  соответствующая  научная  интерпретация,  выражающаяся  в  понимании  критериев  и  механизмов  функционирования  социальных  идентичностей.  Урбанизация  и  неоднозначность  роли  современного  города  способствовали  выделению  такой  дефиниции,  как  «городская  идентичность».  Можно  выделить  несколько  групп  факторов,  влияющих  на  городскую  идентичность:  стабильные  (местоположение,  климат,  история  города),  изменчивые  (размер  и  население,  внешний  облик  города,  культурные  традиции)  и  символические  (городская  символика,  политический  климат,  культурные  коды  поведения  жителей,  знаковые  события  и  личности,  характер  внутренних  коммуникаций  и  пр.)  [1,  с.  56]. 

Базовым,  стабильным  фактором  является  проживание  в  конкретном  городском  пространстве.  Пространственные  характеристики  выражаются  не  только  в  конкретных  географических  условиях,  в  которых  развивается  местное  сообщество,  но  и  в  определенных  образах  пространства,  порождаемых  повседневным  сознанием.  Посредством  географических  образов  повседневное  историческое  сознание  позволяет  членам  социокультурных  общностей  обживать  окружающий  мир,  занимаемые  ими  территории  не  только  в  плане  физической  адаптации,  но  и  в  феноменологическом  аспекте.  Городская,  или  региональная  идентичность  в  целом  проявляется  в  существовании  устойчивых  образно-географических  композиций,  а  освоенное  пространство  идентифицируется  как  система  региональных  и  оригинальных  образов  [2,  с.  36—37].  Повседневная  практика  жизнедеятельности  также  содержит  в  себе  и  механизмы  формулирования,  согласования,  реализации  и  постоянной  корректировки  этих  представлений. 

Социальные  отношения,  сложившиеся  на  определенной  территории  и  имеющие,  соответственно,  своеобразную  узкорегиональную  специфику,  определяют  вторую  группу  факторов  формирования  городской  идентичности.  Включенность  в  долговременные  стабильные  социальные  группы  определяет  отношение  индивида  к  группе  и  групповой  принадлежности  («свой»-«чужой»),  групповые  ценности,  стереотипы,  нормы  и  пр.  Формируясь  в  результате  социализации  и  адаптации  в  определённом  территориальном  поселении,  городская  идентичность  представляет  собой  социокультурное  образование,  основанное  на  усвоении  и  воспроизводстве  культурных  символов,  традиций,  образа  жизни  жителей  конкретного  города.  Субъект  повседневности  складывается  и  существует  только  на  базе  конкретного  социального  целого,  причем  связь  индивида  и  сообщества  носит  исторический  характер,  обусловленный  особенностями  социальных  отношений.  Воспитание,  трансляция  правил  и  ценностей,  социализация  в  целом  обеспечивается  в  первую  очередь  повседневным  межличностным  общением.  Т.  о.  повседневное  сознание  есть  отражение  особенностей  условий  жизни  любой  социальной  общности,  её  интересов  и  стремления  к  самобытности.  В  процессе  повседневной  коммуникации  человек  раскрывает  себя,  самореализуется  и  становится  объектом  для  привлечения  опыта  других  людей  и  восприятия  основных  составляющих  городской  идентичности.

Непосредственная  связь  человека  и  города,  выражающаяся  в  проживании  на  его  территории,  постоянных  контактах  с  местным  сообществом,  восприятии  и  трансляции  принятых  норм  и  ценностей  дает  прямую  возможность  самоидентифицировать  себя  как  элемент  определенной  системы.  Но  очень  часто  можно  увидеть  примеры  сохранения  черт  городской  идентичности  даже  у  тех  индивидов,  которые  в  течение  некоторого  времени  находились  за  пределами  города.  Данный  аспект  заставляет  особое  внимание  обратить  на  символические  факторы  городской  идентичности.  Её  основами,  отражающимися  в  повседневном  сознании,  можно  назвать  городские  мифы  и  мифологемы.  В  них  выражаются  представления  жителей  о  прошлом,  настоящем  и  будущем  города  с  обязательным  включением  идеальных  представлений  о  нем.  Повседневное  сознание  наделяет  «свой»  город,  его  культурные  традиции  и  историю,  сугубо  положительной  оценкой,  в  то  время  как  «чужие»  зачастую  оцениваются  отрицательно.  Эта  же  тенденция  прослеживается  в  противопоставлении  «коренные  жители»  —  «пришлые»,  «понаехавшие»,  поскольку  через  принадлежность  индивида  к  городу  определяется  степень  принадлежности  к  общности. 

К.  Хюбнер  в  книге  «Истина  мифа»  пишет:  «Нация  определяется  согласно  своей  истории  и  пространству,  в  котором  эта  история  отображалась»  [4,  c.  325].  Соответственно,  городская  топонимика  тоже  воспринимается  через  призму  мифологии.  Интересны  в  данном  контексте  топонимы,  отражающие  этническое  прошлое  региона.  Примером  служит  село  Русское  (Шумячский  район  Смоленской  области).  Свое  название  оно  получило  потому,  что  вокруг  него  в  недалеком  прошлом  располагались  нерусские  (белорусские)  селения,  что  отражает  повышенное  стремление  к  самоидентификации  и  отграничении  от  соседнего  этноса.  Следует  отметить,  что  название  может  качественно  изменить  отношение  к  пространству,  что  осуществляется  через  переименования  улиц  и  ключевых  пунктов  города,  сносе  старых  и  возведении  новых  памятников. 

Огромное  значение  для  формирования  городской  идентичности  имеют  знаковые  места  —  участки  пространства,  имеющие  определенные  семиотические  характеристики,  т.  е.  осмысляемые  «с  помощью  историко-культурного,  социального,  политического,  географического  воображения  на  основе  реальных  или  вымышленных  событий»  [1,  с.  58].  Значение  «знакового»  место  приобретает  только  в  сознании  людей,  ассоциирующих  себя  с  внутренними  смыслами  данного  пространства.  Способность  воспринимать  либо  воспроизводить  конкретные  знания  о  месте,  его  образе  необходима  для  поддержания  собственной  идентичности. 

Знаковые  места  находятся  в  тесной  связи  с  локальными  мифами  и  историями,  так  как  помогают  воспроизводить  и  транслировать  их  в  повседневном  сознании,  давая  опору  в  виде  регулярных  и  семиотически  насыщенных  топографических  событий.  Малоизвестные,  на  первый  взгляд  незначительные  образы,  заключающиеся  в  истории  улицы,  дома,  человека,  детали  ландшафта,  играют  огромную  роль  в  концентрации  и  интерпретации  локальных  событий  в  создании  образа  города,  отражающегося  в  повседневном  сознании. 

Особую  актуальность  символическим  факторам  придают  именно  современные  реалии,  обусловленные  глобализацией  и  распространением  капиталистической  экономики.  Для  повседневности  же  характерно  напряженно  бодрствующее  состояние  сознания,  целостность  личного  участия  в  мире,  представляющем  собой  совокупность  самоочевидных,  не  вызывающих  сомнения  в  объективности  своего  существования  форм  пространства,  времени  и  социальных  взаимодействий.  Концепты  нации,  этноса,  государства  размываются,  растет  интенсивность  горизонтальной  социальной  мобильности,  что  зачастую  негативно  сказывается  на  повседневной  жизни  общества.  Городская  идентичность  позволит  добиться  стабилизации  повседневности,  возвращая  ей  основное  качество  —  быть  опорой  человеческого  бытия  в  меняющемся  мире.

 

Список  литературы:

  1. Дягилева  Н.С.  Теоретические  аспекты  городской  идентичности  /  Н.С.  Дягилева  //  Брендинг  малых  и  средних  городов  России:  опыт,  проблемы,  перспективы.  Екатеринбург:  УрФУ,  2013.  —  С.  54—59.
  2. Замятин  Д.Н.  Культура  и  пространство:  Моделирование  географических  образов.  М.:  Знак,  2006.  —  488  с.
  3. Замятин  Д.Н.  Локальные  истории  и  методика  моделирования  гуманитарно-географического  образа  города  //  Гуманитарная  география:  научный  и  культурно-просветительный  альманах.  Вып.  2.  М.:  Институт  наследия,  2005.  —  с.  276—323.
  4. Хюбнер  К.  Истина  мифа:  Пер.  с  нем.  М.:  Республика,  1996.  —  448  с.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.