Статья опубликована в рамках: XLIII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 24 ноября 2014 г.)
Наука: Философия
Секция: Социальная философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
РЕФЛЕКСИВНОСТЬ КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ ИДЕНТИФИКАЦИОННОГО КРИЗИСА ЛИЧНОСТИ
Лакизо Екатерина Александровна
аспирант кафедры философии Волгоградского государственного университета, РФ, г. Волгоград
E-mail:
REFLEXIVITY AS A WAY OF OVERCOMING OFIDENTITY CRISIS OF PERSONALITY
Ekaterina Lakizo
post graduate student of department of philosophy In Volgograd state university, Russia, Volgograd
АННОТАЦИЯ
Проблема кризиса и страх утраты социальной идентичности в наши дни является предметом исследования ряда гуманитарных наук. Современный человек вынужден выстраивать свою жизненную стратегию в неустойчивом и динамично развивающемся социуме. В связи с этим, столкновение с кризисом идентичности становится для личности неизбежностью, закономерным процессом, который необходимо преодолевать. Адекватным ответом может стать развитие рефлексивности как нового типа жизненной политики человека, а также способа преодоления идентификационного кризиса.
ABSTRACT
The problem of crisis and fear of loss of social identity in our time is the subject of a variety of human sciences. Modern man is forced to build his life strategy in unstable and dynamically developing society. As a result, collision with an identity crisis for the personality becomes inevitability, natural process that needs to be overcome. The development of reflexivity as a new type of human life policies as well as ways to overcome the crisis of identification may be an adequate response to the challenge of modernity
Ключевые слова: социальная идентичность; социум; рефлексивность; современное общество.
Keywords: social identity; society; reflexivity; modern society .
Процесс мировой интеграции и новейшие технологические разработки сформировали принципиально новую социальную реальность, в которой находит себя современный человек. В создаваемых информационно-сетевыми структурами «вневременном времени» и «пространстве потоков» социальные процессы протекают значительно быстрее, а структура общества непрерывно обновляется. Современный человек вынужден выстраивать свою жизненную стратегию в постоянно изменяющейся, неустойчивой и динамичной социальной реальности. Находясь под неустанным давлением ускоряющихся социальные преобразований, личность не успевает адаптироваться к ним. Как следствие, у современного человека возникает кризис его идентификации с обществом, культурой, окружающей средой.
В последние десятилетия проблема социального самоопределения, а также преодоления идентификационного кризиса приобрела особую актуальность. Если в традиционном обществе место человека в социуме определялось его происхождением, а в обществе модерна это место давал наработанный человеком статус, функционально-ролевая структура его жизнедеятельности, то с наступлением эпохи постсовременности, или позднего модерна, идентичность представляет собой результат осознанного личностного выбора, осуществляемого через отождествление человека с какой-либо культурной или социальной позицией, смыслом и образом жизни. Под социальным тождеством стоит понимать особую включенность людей в социум: это «не свойство (т. е. нечто присущее индивиду изначально), ноотношение. Идентичность формируется, закрепляется (или, напротив, переопределяется, трансформируется) только в ходе социального взаимодействия» [1, с. 78]. Тождество дает человеку чувство защищенности и стабильности, а принадлежность к социальной общности — осознание себя частью значимого целого. В динамично изменяющемся обществе личность выстраивает свою идентичность, опираясь на историческую память и социальную преемственность, личный опыт, приобретенный в процессе социального взаимодействия, и его осмысление, а также через обращение к ценностям и нравственным идеалам.
Социальная реальность ставит человека перед множественным выбором себя и своей социальной принадлежности. Крайний динамизм и неустойчивость современного общества отрицают возможность линейной жизненной стратегии, осуществлении единичного процесса социальной идентификации. Кризис идентичности, с которым сталкивается современный человек, обусловлен интенсивностью социальных изменений, в которых ранее выбранное тождество утрачивает свою актуальность. Таким образом, в этих условиях личность вынуждена в течение жизни преодолевать ряд идентификационных кризисов, сохраняя выбранное тождество до тех пока оно соответствует социальной реальности.
В наши дни общественные процессы носят недетерминированный характер. Они протекают не линейно, но, напротив, прерываются, а затем возобновляются вновь, уже на другой основе и при иных обстоятельствах. Ориентирование в столь сложных и нестабильных условиях социальной реальности предполагает постоянную проверку актуальности собственных знаний об окружающем мире, их последующий анализ и осмысление. «Постоянная ревизия наличного знания о мире порождает радикальное сомнение, которое становится одним из важнейших экзистенциальных параметров высокой современности. Благодаря рефлексивности знания людей обретают характер динамического фактора, который способствует постоянной трансформации как социальных институтов, так и моделей поведения индивидов» [3, с. 98]. Таким образом, современный человек осуществляет социальное управление, преобразования и личный жизненный выбор в условиях недетерминированного и нелинейного развития современного социума, опираясь на способность к самоанализу и нравственные ценности. Преодоление кризисных социальных ситуаций в этом случае предполагает осознание влияющих на обстоятельства факторов, наблюдение, анализ последствий с целью поиска наиболее рационального решения проблемы. По мнению Энтони Гидденса, рефлексивность — это не просто характерная черта современности, но ее непременное условие [4, с. 37].
Ответом личности на вызов современного социума может стать развитие индивидуальной рефлексивности как самоанализа и «осмысления своих собственных действий, культуры и ее оснований» [2, с. 445]. В данном случае речь идет о познании себя через определение своего места в социуме, понимание своей роли в процессе социального взаимодействия, анализе общественных изменений и их влияния на человека. Рефлексивность осуществляется в рамках мировоззренческих, ценностных и смысловых координат, присущих личности. Равно как социальные процессы, протекающие в обществе, носят нелинейный характер, так и жизненная стратегия современного человека прерывиста. Если в более ранних обществах личность выбирала себя единожды и сохраняла обретенную идентичность в течение всей жизни, то в наши дни реализация подобного сценария встречает множество препятствий. Отрезок современности, в котором человек ощущает себя свободно и стабильно, сжимается. Личность существует под напряжением ускоряющегося социального времени, изменяя и совершенствуя себя, свои навыки и способности в соответствии с новым общественным запросом.
Идентификационный кризис — это закономерный процесс, с которым сталкивается человек в эпоху постмодерна. Его преодоление заключается не в избегании, но в формировании определенного восприятия социальной реальности, способствующего основанию стабильного тождества. Специфика современности такова, что самоопределение осуществляется многократно через преодоление ряда идентификационных кризисов. Способность к анализу, обращение к внутренним ценностным установкам, на основе которых можно создать новый жизненный план, помогают личности преодолевать их. Актуальное социальное тождество существует до тех пор, пока обновляющаяся социальная реальность вновь не заставит человека начать поиск себя.
Внутренний анализ собственного положения в актуальной социальной реальности, а также реализации своего потенциала в общественной деятельности позволяют личности определиться с выбором культурной, гражданской или политической общности, с идеалами и ценностями которой она готова себя идентифицировать. Обращение к устойчивым нравственным принципам и сознательный выбор варианта самоопределения в соответствии с ними, позволяют сформировать полноценное позитивное социальное тождество в условиях динамично изменяющейся социальной реальности. Осознанный поиск самоопределения, ориентированный на моральные ценности, препятствует основанию негативной формы идентичности, которая базируется на протестных радикальных убеждениях, призванных компенсировать лакуны самосознания и ликвидировать несоответствия в восприятии человеком современной картины мира.
Преодоление идентификационного кризиса посредством обращения к рефлексивности позволяет отойти от понимания социального тождества как исключительно навязанного извне конструкта, массового продукта социальных технологий. Самопознание накладывает на личность ответственность за собственное самоопределение, позволяет ей в соответствии с общественными реалиями осознанно выбирать свое место в социуме. Человек, способный к рефлексивности, представляет собой полноценного агента социальных отношений, мыслящего субъекта, способного самостоятельно создать свою идентичность и определять свое место в процессе социального взаимодействия. Иными словами, тождество в современном обществе может быть осознанно выбрано, сконструировано личностью посредством развития рефлексивности.
Через обращение к самопознанию человек преодолевает страх утраты идентичности, потери связи со значимым целым, характерный для современного общества. В связи с социальной общностью обретает преемственность с прошлым, социальный опыт - в настоящем. Пренебрежение самопознанием и осознанным самоопределением оставляет человеку два возможных сценария: нестабильная и постоянно изменяющаяся «протеевская» идентичность, или же тотальный конформизм, как капитуляция перед возможностями социальных технологий манипулирования общественным сознанием.
В заключении можно сделать вывод, что способность получения нового знания о себе и обществе через обращение к самоанализу, становится насущной потребностью человека. Формирование культурной, этнической, гражданской, политической идентичности позволяет личности почувствовать уверенность в завтрашнем дне, обрести опору и стабильность на определенном этапе жизни. В ситуации изменения социальной реальности утратившее актуальность тождество необходимо заменить новым. Преодоление закономерного идентификационного кризиса через понимание актуальных социальных условий и своего места в них позволяет личности выработать принципиально новую жизненную стратегию. Не линейный сценарий реализации себя и своей принадлежности к социальной общности, но сознательное преодоление череды идентификационных кризисов — таков новый жизненный план личности. Рефлексивность как способ преодоления сложных нестабильных ситуаций и переходных периодов может стать эффективным решением. Обращение к себе как новая форма жизненной политики индивида является оптимальным средством для снятия нагрузки, налагаемой на личность современным обществом.
Список литературы:
- Малахов В.С. Идентичность/ Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Новая философская энциклопедия. М.: Институт философии РАН, — 2004. — Т. 2. — 634 с.
- Огурцов А.П. Рефлексия / А.П. Огурцов // Новая философская энциклопедия: В 4-х т. / РАН: Научн.- ред. совет В.С. Степин. М.: Мысль, — 2000. — Т. 3.: Н-С. — 2001. — С. 445—450.
- Якимова Е.В. Гидденс Э. Модерн и самоидентичность// [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://gendocs.ru/docs/3/2507/conv_5/file5.pdf Дата обращения: 26.01.2014.
- Giddens A. The consequences of Modernity/ Cambridge, Polity Press, 1996. — 200 p.
дипломов
Оставить комментарий