Статья опубликована в рамках: XLIII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 24 ноября 2014 г.)
Наука: Философия
Секция: Философия и ее роль в современном обществе
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ФИЛОСОФСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСПОВЕДИ
Чемодуров Константин Викторович
аспирант кафедры философии Курганского государственного университета (КГУ), РФ, г. Курган
PHILOSOPHICAL METHODOLOGY OF CONFESSION RESEARCH
Chemodurov Konstantin
postgraduate student of philosophy department of Kurgan state university, Russia, Kurgan
АННОТАЦИЯ
В статье предлагается авторская точка зрения на философскую методологию исследования феномена исповеди. Утверждается, что она включает дух эпохи, понимание, экзистенциальный опыт (самосознание и экзистенция).
ABSTRACT
In this article is offered the author’s point of view on the philosophical methodology of the confession research. It’s argued that it includes time spirit, understanding, existential experience (self-consciousness and existence).
Ключевые слова: исповедь; герменевтика; дух эпохи; экзистенциальный опыт; самосознание; экзистенция.
Keywords: confession; hermeneutics; time spirit; existential experience; self-consciousness; existence.
Литературная исповедь представляет собой текст, бытие которого исследуется с помощью ряда средств: языковой способ создания текста, герменевтическое понимание, интерпретация смыслов текста исследователем, дух эпохи, переживания автора текста. Анализом текста занимается герменевтика и несмотря на то, что такие мыслители как Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, М. Хайдеггер, Г.-Г. Гадамер, П. Рикёр различным образом объясняли герменевтическое прочтение текстов, можно утверждать, что главным является искусство понимания, истолкования, интерпретации, объяснения текста, с учетом социокультурных условий его создания. Например, создатель философской герменевтики Гадамер утверждал, что язык есть «универсальная среда, в которой осуществляется само понимание. Способом этого осуществления является истолкование» [5, с. 452], смыслы которого проясняются в свете культурных традиций.
Любое литературное произведение выражает дух своего времени. Такие словосочетания как дух эпохи, дух времени, дух народа используются как синонимы. Дух эпохи является синтетическим феноменом, в котором сочетаются рациональные и иррациональные составляющие, вследствие чего возникает вопрос о критериях выделения компонентов, конституирующих дух эпохи. Такими компонентами, позволяющими эксплицировать дух эпохи и то, как он находит своё выражение в исповеди, правомерно считать следующие: «обустроенность» эпохи или время «бездомности» человека (М. Бубер); что находится в центре мировоззрения эпохи (Природа, Бог, Разум, Человек); характер мировоззрения эпохи (религиозный или светский); отношение к личности в то или иное время (является личность высшей ценностью или таковыми считаются Бог, Разум, Общество и т. д.); представления о подлинной и неподлинной жизни человека; идеалы эпохи, ценности, нормы, нравственные и эстетические представления, смыслы жизни; характер философии и её роль в обществе. При изучении духа эпохи особое место занимает вопрос о ценностных абсолютах (или абсолютных ценностях). В каждую эпоху доминируют те или иные ценности, однако в ходе истории происходит их смена. Например, если в эпоху средневековья Абсолютом считался Бог, а абсолютными ценностями религиозные, то в Возрождение и Новое Время последние теряют своё господствующее значение.
Дух эпохи представляет объективную сторону исследования, выражаясь в различных формах духовной культуры. Но кроме этого в исповеди есть и субъективный компонент, выражающийся в самосознании и экзистенции. Важное значение имеет вопрос о роли рефлексии в исповеди. Рефлексию определяют в литературе как «деятельность по объективации сознанием самого сознания. Рефлексия «опредмечивает» не только содержание сознания, но и сам процесс сознания» [6, с. 754]. Н.А. Бухарина полагает, что исповедальная рефлексия неразрывно связана с понятием «самости», а самость всегда связана с «Я» человека, с образом этого «Я», который формируется через интенциональность. «Человек объективирует себя, — объясняет она, — как бы выходя за пределы своего бытия; субъективирует — воспроизводя себя как субъекта через эмоции, ценности, способности, задатки и т. д. Субъективность есть неотчуждаемое качество человека. Таким образом, рефлексия развертывается в двух направлениях — вовне и вовнутрь, как самообозначение и как самоидентификация» [4, с. 9]. По мнению Бухариной, в исповеди сочетаются как рациональные (самооценка, самоанализ, самопознание), так и иррациональные компоненты (переживания, смыслы жизни).
Вслед за Бухариной можно утверждать, что в исповеди автор является не просто познающим субъектом, а личностью, Я. «Автор, время, условия и нравственное единство его жизни, — писал М.М. Бахтин, — это общезначимое суждение относится к теоретическому единству соответствующей теоретической области, и место в этом единстве совершенно исчерпывающе определяет его значимость» [1]. Е.О. Труфанова выделяет три главных «слоя» психики личности: Я эпистемологическое (центр познания), Я психологическое (самость), Я социальное (способ презентации) [9, с. 57]. По её мнению, при конструктивистском подходе Я понимается как «жизненная история или набор историй», это нарратив, который представляет собой «жизненную историю, рассказанную самим человеком» [9, с. 61, 63]. При этом тот, кто повествует историю о своём Я, «отчуждает его и конструирует историю его жизни как историю Другого» [9, с. 66]. Сходные идеи высказывает А.Ф. Зотов, утверждая, что «философ обычно выделяет себя, то есть делает исключение для себя из своей собственной концепции. Он пытается как бы стать вне мира и глядеть на него со стороны, как это мог бы делать Бог» [6, с. 236]. При изучении феномена исповеди особое внимание уделяется психологическому Я человека, в котором сочетаются самосознание и экзистенциальные переживания.
Понятием, объединяющим рациональное и иррациональное в исповеди, можно считать «экзистенциальный опыт». Н.А. Касавина определяет экзистенциальный опыт как «способ упорядочения жизненных переживаний на основе совокупности смысложизненных ценностей, познания личностью своего назначения, присутствия в мире, ответственного выбора и принятия решений» [7, с. 68]. В экзистенциальном опыте переживание выступает исходным элементом, но его необходимо распутать, т. е. «структурировать, упорядочить многообразие переживаний эмпирического индивида» [7, с. 65].
Понятие «экзистенциальный опыт» употребляется в двух значениях. В узком смысле под экзистенциальным опытом понимаются переживания индивида, которые невыразимы при помощи рациональных категорий. Например, Н.А. Бердяев, критикуя М. Хайдеггера, утверждал, что он «захотел выразить проблемы экзистенциальных философов в категориях академической рациональной философии. Он налагает рациональные категории на экзистенциальный опыт, к которому они не применимы…» [2, с. 122]. В широком смысле под экзистенциальным опытом понимается сочетание рационального и иррационального во внутреннем мире человека. Исповедальное самосознание выражается в том, что его автор, т. е. субъект осмысливает себя как «Я», личность. Он оценивает свои мысли, поступки, желания, действия, факты своего сознания и своей биографии. В исповеди всегда присутствует интенциональность: самосознание всегда на что-то направлено, на Бога, Другого, самого себя. Экзистенция как методология исследования исповеди ориентирует на то, что ключевым для исповеди является человеческое переживание, так как «четкое постижение этого своеобразного переживания и основанного на нем понятия экзистенциального существования является обязательной предпосылкой для ясного понимания экзистенциальной философии» [3, с. 28].
Наиболее корректным объяснением экзистенции можно считать определение Т.А. Кузьминой. «Экзистенция, — пишет она, — это бытийная основа человека, причем каждого отдельного человека, это его существование в неповторимо индивидуальной, уникальной форме, это потаенная основа его бытия… ; экзистенция — особое измерение человеческой жизни, это несводимость ни к каким объективациям и продуктам жизнедеятельности, это постоянная открытость к любым возможностям, это, наконец, непосредственное переживание себя и в то же время не данность» [8]. На основе представлений экзистенциалистов можно выделить следующие свойства экзистенции: существование, непосредственно открывающееся личности (личностное существование), непостижимость с помощью рациональных средств, трансценденция, конечность, смерть, как способ, «который берёт на себя тут-бытие» (М. Хайдеггер). Экзистенциальные переживания отличаются от переживаний в повседневности связью с ценностями и смыслами жизни.
Таким образом, при исследовании исповеди используется методология, в которой дух исторической эпохи и экзистенциальный опыт, включающий самосознание и экзистенцию, взаимосвязаны и взаимодействуют. Если дух эпохи является объективной стороной исследования и оказывает влияние на мировоззрение субъекта, то экзистенция представляет собой переживания, а самосознание — самооценки, самоанализ, самопознание.
Список литературы:
- Бахтин М.М. К философии поступка [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://philosophy.ru/library/bahtin/post.html (дата обращения: 19.11. 2014).
- Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2013. — 416 с.
- Больнов, Отто Фридрих. Философия экзистенциализма: Философия существования. СПб.: Лань, 1999. — 222 с.
- Бухарина Н.А. Исповедь как форма самосознания философа. Автореф. дис. канд. философ. наук. М., 1997. — 17 с.
- Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философ. герменевтики. М.: Прогресс, 1988. — 704 с.
- Зотов А.Ф. Современная западная философия: Учебн. М.: Высш. шк., 2001. — 784 с.
- Касавина Н.А. Экзистенциальный опыт: переживание пути и становление структуры. // Вопросы философии. — 2013. — № 7. — С. 63—72.
- Кузьмина Т.А. Экзистенциальный опыт и философия. Вопросы философии — 2007 — № 12 — с. 16—27. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://iph.ras.ru/uplfile/philec/kuzmina/existential-experien.pdf (дата обращения: 19.11. 2014).
- Труфанова Е.О. Конструктивистский подход к Я // Философские науки. — 2008. — № 3. — С. 57—70.
дипломов
Оставить комментарий