Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XIX Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 17 декабря 2012 г.)

Наука: Философия

Секция: Социальная философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Аллахвердиев Г.В. ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ВЗАИМОСВЯЗИ СВОБОДЫ С СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТЬЮ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XIX междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

 

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ВЗАИМОСВЯЗИ СВОБОДЫ С СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТЬЮ

Аллахвердиев Гариб Вели оглы

канд. филос. наук, доцент, Н ГУ, город Нахчыван, Азербайджанская Республика

E-mailg.allahverdiyev@yandex.ru

 

Взаимосвязь свободы с социальной справедливостью, прежде всего, проявляет себя в том, что они обе являются высшими ценностями человечества, идеалами, на которые направлено материальное и духовное развитие мира. Однако свобода и социальная справедливость являются не только идеалами, но и выступают как припципы реальной деятельности конкретного индивида социального объединения и в целом всего общества. Последний момент отражает органическую связь общих и конкретных, устойчивых и изменяемых сторон в содержании этих понятий. Поэтому не ошибемся, если скажем, что обе они являются основной целью, выражающей главные принципы нормального общества и социальную сущность человечества. В понимании социальной справедливости как обеспечении связи, согласованного, сбалансированного положения в отношениях и интересах между людьми, следует подчеркнуть, что ее конкретное содержание носит не абсолютный, а относительный характер. Это объясняется нижеследующими причинами: во-первых, уровень развития современного общества, степень созерцаемости социальных отношений и субъективные показатели, которыми владеют люди, недостаточны для реализации справедливости в абсолютном значении. В этом отношении, как и настоящая свобода, справедливость остается тем желанием и идеалом, принуждающим людей стремиться к вечному творчеству и прогрессу.

Социальная справедливость, будучи очень важным интегральным качеством существования общества, его нормальной деятельности и развития в целом, является основным показателем приобретенного уровня согласованных интересов общественной жизни, системы социальных и нравственных отношений отдельных индивидов и социальных объединений. Она является также очень важным критерием осуществления социальными субъектами своих способностей и сил, материально-духовных потенциалов, существующих возможностей.

Эти основные качества социальной справедливости составляют фундамент ее единства и связей со свободой. Так, данные свойства также составляют очень важный уровень свободы (естественно, в несколько в другом аспекте). Вообще, в содержании социальной справедливости и свободы настолько много общих черт, что трудно представить их в разрыве друг от друга. Выступая с этой позиции, нельзя не согласиться с нижеследующим мнением В.Давыдовича, отметившего, что «Справедливость и свобода составляют гармонию. Существование и справедливости, и свободы важно для общества как воздух. Жить без них, причем жить достойно, невозможно» [2, с. 26].

При этом следует отметить, что в укреплении единства справедливости и свободы очень важное место занимает равенство, с которым обе они тесно связаны. Обеспеченный уровень социального равенства играет роль критерия, отражающего развитие в обществе справедливости и свободы. Точно также нельзя говорить о существовании справедливости и свободы в общественной среде, где господствует социальное неравенство, потому что все выше отмеченные три понятия тесно связаны между собою. Нам думается, что совершенно правы авторы, подчеркивающие этот момент их связей: «Справедливость — это соответствие равенства и свободы. Справедливость, свобода и равенство возможны именно там, где царит правда» [1, с. 98].

Сказанное доказывает, что свобода, равенство и справедливость, будучи в неразрывных связях, являются главными критериями, определяющими социальный облик общества. Понятию социальной справедливости характерны и ряд других аспектов, что открывает благоприятные возможности для ее единства со свободой. Во-первых, социальная справедливость является и желаемым идеалом, и повседневным принципом деятельности, т. е. к претворению в жизнь справедливости люди не относятся как к доброму желанию и будущей цели, а стараются в повседневной практической материальной и духовной деятельности реализовать ее определенные аспекты и критерии. С другой стороны, в основе претворения в жизнь справедливости стоит необходимость взаимосвязи, соответствия и согласования интересов индивида с интересами других людей и, в целом, с интересами общества. А это означает, что социальная необходимость, выступающая как фундамент поведения и деятельности людей, с одной стороны создает возможности для ее эффективной реализации, а с другой, превращая эти возможности в реальность, требует выполнения определенных обязательств, обязанностей, долговых обязательств во взаимном влиянии и отношениях людей. Взаимосвязь свободы и справедливости проявляет себя в нижеследующих трех направлениях, охватывающих их основное содержание:

a.         определение и оценка цели деятельности;

b.         осмысление и оценка средств ее претворения в жизнь;

c.         анализ и оценка результатов деятельности с личной и общественной точки зрения.

Первое направление находит свое выражение главным образом в том, что свобода и справедливость носят реальный характер, т. е. они адекватно отражают назревшие потребности общества. В противном случае цель свободы и справедливости приобретает ненормальное и преувеличенное содержание, изолируется от реальности. Такая справедливость сталкивается с опасностью превратиться в несправедливость, а свобода — в эйфорию. При этом следует подчеркнуть, что соблюдение этого требования не носит формальный характер. Таким образом, вся будущая судьба деятельности во многом зависит именно от определения реальной цели.

Очень важно и второе направление единства свободы и справедливости. Речь идет о нахождении и претворении в жизнь эффективных средств и путей реализации определенной цели. В связи с этим отметим, что иногда в теоретической мысли и на практике имеет место девиз «цель оправдывает всякие средства». На самом деле такая позиция не может считаться верной. Так, с одной стороны, если цель обладает несправедливым и не имеющим свободу содержанием, то выбранные в соответствии с ней средства и пути непременно будут носить такой же характер. С другой стороны, в тех случаях, когда цель справедлива и выражает реальную свободу, выбор средств представляет собой важный этап, приобретающий независимое значение. Поэтому при неиспользовании адекватных средств для претворения в жизнь цели, правильно отражающей справедливый и свободный выбор, значение названных качеств становится ненужным. Отсюда становится очевидным, что выбранные для достижения цели конкретные средства и пути в обязательном порядке должны быть оправданными с моральной стороны, не препятствующими свободе других, считающимися справедливыми с точки зрения общего развития общества. Наконец, общность и единство справедливости и свободы проявляют себя в анализе результатов деятельности, в направлении оценивания их с точки зрения личных и общественных интересов.

Этот аспект находит свое полное выражение в различных видах ответственности и уровне их соответствия свободе и справедливости. Упомянутое направление играет исключительную роль в общих связях свободы и справедливости. Это обуславливается тем, что именно данный этап и аспект определяет сущность деятельности, степень ее значимости с личной и общественной позиции. В отмеченном смысле он выступает не только простым итогом прежних этапов, но и как основной критерий, выражающий их эффективность и эффективность деятельности в целом. Неслучайно, что ответственность, выражающая долг субъекта перед своей совестью и обществом за последствие выполненных работ, более полно проявляет себя именно на этом уровне. Конкретное содержание ответственности находит отражение в определенных для ее правовой и духовной ценности награждении и одобрении или порицании и наказании.

Вышеуказанное доказывает, что главные качества, характеризующие содержание свободы и справедливости (ценности, обосновывающие их, порядки их реализации и реальная деятельность, т. е. приобретенные результаты) в основном являются общими и идентичными.

Очень важная линия соприкосновения свободы и справедливости выражается в праве. Так, и свобода, и справедливость самое полное свое проявление находят в правовой сфере. Это вполне естественно, потому что свобода, будучи неотделимой от законов, фиксируется именно в них. Возможные, допустимые и в тоже время запрещенные стороны свободы в законах государства показываются как категорические, ясные и общие нормативы. Было бы правильным представить их как своеобразные свободы. В этом смысле в законодательстве свобода и справедливость выступают в объединенном виде. По этому поводу А. Спиркин совершенно справедливо пишет: «Право — мера реализации свободы, одновременно норма политической справедливости» [4, с. 664]. С другой стороны, справедливость также является фундаментальным понятием современного права. Поэтому широкомасштабные правовые реформы, проводимые в Азербайджанской Республике, одновременно служат укреплению справедливости в этой сфере. Бесповоротное соблюдение законности является важнейшим условием охраны справедливости. Неслучайно, что в Конституции Азербайджанской Республики и других законодательных актах часто подчеркиваются моменты справедливого подхода. С этой точки зрения можно считать справедливой следующую мысль: «По своей социальной природе право является не только формально равным масштабом свободы, но и масштабом справедливости» [5, с. 37].

Подход к праву как к масштабу свободы основывается на том, что очень трудно поверить в то, что все законы и правовая деятельность, не опирающаяся на справедливость, будут одобрены и восприняты как свобода со стороны общественности. Отсюда становится очевидным, что справедливость и свобода, проникая в составные части права, играют роль его необходимых качественных показателей. Фиксирование справедливости в правовых нормах имеет очень важное значение, потому что она выступает гарантом защиты свободы личности от всевозможных нападок на нее со стороны других лиц, разных органов и организаций.

Поскольку справедливость носит не абсолютный, а относительный характер, она играет роль идеала, к которому вечно стремятся люди. И по этой причине она постоянно выступает как требование, нуждающееся в вечном совершенствовании. Юридическая ценность и нравственный императив, имеющиеся в конкретном содержании справедливости, реализуются в обществе только при существовании условий политических свобод. Тем не менее, было бы неверным претендовать на то, что справедливость и свобода являются совершенно одними и теми же понятиями. На самом деле их единство в определенном смысле носит в отношении друг к другу относительный характер. Выдвинутый нами данный тезис находит свое подтверждение в аналогичных мыслях Л. Скворцова: «Полная свобода порождает социальную несправедливость; последовательная реализация принципа социальной справедливости требует определенного ограничения свободы» [3, с. 137].

В ходе усовершенствования общества создаются реальные условия для сближения объективных законов общественного развития с общечеловеческим содержанием принципа справедливости. В этом отношении характерен переходный период от закрытой системы, в которой проживало наше общество, к открытому, демократическому общественному строю. В Азербайджане достигнутые успехи на пути реализации стратегической цели, направленной на создание правового государства и гражданского общества, наряду с увеличением свобод людей, требуют беспрекословного осуществления принципа социальной справедливости. В настоящее время в корне меняются экономические, социальные, политические и культурные отношения, унаследованные от тоталитарного режима, формируется свободная рыночная экономика, всесторонне и последовательно осуществляются процессы демократизации общества, функционируют органы власти, сформированные на основе свободных выборов, расширяются права и свободы граждан, воцарились плюрализм мнений, свобода слова, печати и совести. Все это доказывает последовательное и целенаправленное приближение нашего независимого и сувереннего государства к идеалам свободы и справедливости.

 

Список литературы:

1.   Бербешкина В.Е. Справедливость как социально-философская категория. М.: Политиздат, 1983, 179 с.

2.   Давидович В.Е. Социальная справедливость: идеал и принцип деятельности. М.: Политиздат, 1989, 254 с.

3. Скворцов Л.В. Информационная культура в контексте глобализации// Глобализация и столкновение идентичностей. Под ред. А. Журавского и К. Костюка. М.: 2003, с. 133—140

4.   Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М.: Гардарики, 2000, 810 с.

5.   Явич Л.С. Сущность права. Л.: Наука, 1985, 213 с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.