Телефон: +7 (383)-312-14-32

Статья опубликована в рамках: XIV Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 18 июля 2012 г.)

Наука: История

Секция: История России

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
ЦИКЛЫ ФИБОНАЧЧИ В ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XIV междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЦИКЛЫ ФИБОНАЧЧИ В ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ

Львов Евгений Владимирович


канд. тех. наук, г. Москва


Е-mailvovlvov@yandex.ru


 


Введение

Ранее в [8] уже было предложено использовать числа ряда Фибоначчи для периодизации истории России. В исследованиях [6, c. 99], [7; 4], [3, c. 286] подробно рассмотрены многочисленные примеры подобия исторических процессов на смежных спиралях Фибоначчи с глубиной ~~300 лет на основе двух подходов: по длительности эпох и по ключевым датам.

Однако, последние работы не касались более древних событий. Поэтому продолжение исследований и поиск исторических закономерностей древней истории России с глубиной вплоть до Крещения Руси и даже далее является актуальным. Именно этому и посвящена данная работа.

 


Общий вид спирали Фибоначчи для больших эпох

 

Все упомянутые выше исторические исследования основаны на том, что общая схема исторических событий, развиваясь по сходящейся спирали, устремляется к фокусу. Этот фокус и является целью исторического процесса, а поиск глубинных исторических закономерностей основан на исследовании сходящейся спирали Фибоначчи, устремленной к этому фокусу. Такой подход может быть правомерен для исторически коротких периодов времени. Однако, для больших исторических эпох, сопоставимых с эрой (~2000 лет) такой подход уже не совсем правомерен, а схема должна иметь две точки (рис.1): 1) начало эпохи, 2) окончание эпохи.

Начало эпохи является источником для расходящейся, раскручивающейся спирали (представителем процесса дивергенции), а окончание эпохи — фокусом для сходящейся, скручивающейся спирали (представителем процесса конвергенции). Другой интересной точкой является точка перегиба, являющаяся серединой и соединяющая две ветви спирали: раскручивающуюся и скручивающуюся.


Описание: Рис

Рисунок 1. Общий вид эпохи согласно спиралям Фибоначчи (а) и ее упрощенное изображение (б)


 

Глубинный смысл этой точки заключается, вероятно, в переходе (и даже некотором конфликте) от тенденции роста (расходящаяся спираль) к тенденции переосмысления (сходящаяся спираль). Она знаменует переход от процесса дивергенции к конвергенции. Понятно, что эта точка должна также будет сопровождаться важным историческим событием. Например, для заканчивающейся 2000-летней христианской эпохи, соответствующей эре Рыб, такая точка перегиба приходится на 1000 год и сопровождалась даже двумя значимыми историческими событиями:

  1. Крещение Руси в 988 году,
  2. Великий раскол Церкви 1054 года на Римско-Католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную на Востоке с центром в Константинополе.

Другой пример основан на том, что период длительностью 12 эр (по ~2000 лет каждая), названный Платоновым годом, составляет около 26 тысяч лет. Как известно, нынешние времена также совпадает и с окончанием текущего Платонова года, а историческое событие, соответствующее ей произошло ~13 тысяч лет назад. Именно это время, судя по мифам многих народов мира и современным археологическим исследованиям, совпадает с планетарным катаклизмом, вероятно, ставшим причиной или сопровождавший гибель древнейшие мифологические острова Атлантиды и Гипербореи.

Дальнейшее историческое исследование основано на периодизации истории России сходящейся спиралью Фибоначчи фокусом как для Платонова года.


 


Циклы Фибоначчи в истории христианской России


 

В наши дни Крещение Руси в 988 году воспринимается почти как мифологическое событие, несмотря на то, что известны почти все подробности этого исторического события. Однако, этому эпохальному событию предшествовал предварительный период знакомства с христианством. Согласно легенде еще Андрей Первозванный (апостол Андрей) доходил северных краев, до Карелии и нес весть народам древней Руси об Иисусе Христе.

Официальное признание христианства и обретение статуса государственной религии в Римской империи произошло при римском императоре Константине в IV веке. Именно этот период и совпадает с жизнью древнего славянского духовидца и вождя Буса Белояра. При его рождении 20 апреля 295 году, как упоминает древнеславянская рукопись IV века «Боянов гимн», появилась Чигирь-звезда (комета Галлея), по которой волхвы и предсказали, пришествие пророка на Русь. А по различным знамениям, бывшим при его рождении волхвы предсказали, что Бус Белояр закончит Сварожий Круг.

В марте 368 года он был распят захватчиками при затмении, совпавшем с чудовищным землетрясением, которые были зафиксированы в разных странах. Согласно преданию позже воскрес. Есть версия о том, что часть биографии Буса Белояра вошла в библейские Евангелия как описание жизни Иисуса Христа.

Известно, что Бус Белояр бывал в Византии, был в курсе многих событий, связанных с государственным становлением христианства. Именно он стремился совместить некоторые принципы зарождающегося христианства и древней ведической традиции и в расширенном и дополненном виде принести как обновленное духовное учение на Русь.

В «Слове о полку Игореве» упоминается «время бусово»: «И вот красные готские девы воспели на берегу синего моря, — звеня русским золотом, воспевают время бусово». А в Киеве ведь есть Бусова гора, Бусово поле.

Поэтому, историю христианской России следует начинать с эпохи Буса Белояра (рис.2), первым пытавшимся осмыслить зарождающее христианство и связать его с судьбой России [6].


Описание: Бус Белояр_кн

Рисунок 2. Фотография памятника Буса работы Раева. 1849 г. Реставрация А. Асова, 1998 года [6].


 

Определим исторические циклы кратные числам ряда Фибоначчи на основе длительности эпох, начиная с минус пятой эпохи:

·            минус пятая эпоха 1991/93 г.— 1998 г. (длительность 5 лет),

·            минус шестая эпоха 1985 г. — 1991/93 г. (длительность 8 лет),

·            минус седьмая эпоха 1972 г.— 1985 г. (длительность 13 лет),

·            минус восьмая эпоха 1951/53 г.— 1972 г. (длительность 21 года),

·            минус девятая эпоха 1917 г.— 1951/53 гг. (длительность 34 года),

·            минус десятая эпоха 1862 г. — 1917 г. (длительность 55 лет),

·            минус одиннадцатая эпоха 1773 г. — 1862 г. (длительность 89 лет),

·            минус двенадцатая эпоха 1629 г. — 1773 г. (длительность 144 года),

·            минус тринадцатая эпоха 1396 г. — 1629 г. (длительность 233 года),

·            минус четырнадцатая эпоха 1019 г. — 1396 г. (длительность 377 года),

·            минус пятнадцатая эпоха 409 г. — 1019 г. (длительность 610 года),

Совмещая полученные периоды истории с реальными правителями России получим диаграмму скручивающейся спирали Фибоначчи (рис.3) для древней истории Руси. Итак, рассмотрим подобные события разных ветвей спирали.


 


Крещение Руси — реформы Александра II — реформы Горбачева М.С.


 

На диаграмме (рис.3) крещение Руси (988 г.) занимает место подобное реформам Александра II (1862 г.) на меньшем витке спирали. На следующем уменьшенном витке спирали это историческое место занимают, реформы СССР Горбачева М.С. (1985 г.)

Ни для кого не секрет, что радикальные реформы Александра II и реформаторский политический курс Горбачева М.С. были вынужденными мерами, практически выстраданными всем обществом. Первый был вынужден реформировать страну после долгих лет застоя второй половины правления своего дяди Александра I и своего отца Николая I.

У Горбачева М.С. также практически не было альтернативы перестройке, т. к. по многим показателям страна устойчиво сползала к кризису. И это чувствовали почти все.

 

Описание: Рис

Рисунок 3. Циклы Фибоначчи в России, начиная с эпохи Буса Белояра

Используя свойство подобия участков разных ветвей спирали Фибоначчи и проецируя эти обобщения на период правления князя Владимира Красное Солнышко (конец X века) можно утверждать, что и крещение Руси было вынужденным духовным и политическим шагом. Однако, представляется, что это событие еще ждет своих объективных и бесстрастных исследователей.


 


Внешние и внутренние войны в России


 

В истории России имеются два подобных периода, в которых внешняя война (война с иноземными захватчиками) пересекалась, соединялась и даже «перехлестывалась» внутренней (междоусобица, борьба с Ордой, гражданская война). Суть внешней войны заключается в отражении захвата, нападения иноземцев.

Под внутренней войной упрощенно следует понимать войну между разными княжествами, племенами, народами, проживающими на территории древней России. Ее проявлениями можно считать междоусобицу (междоусобную войну) между славянскими князьями, борьбу с половцами, кыпчаками, ногайцами и др., а позднее и с Ордой при еще не сложившейся государственности. Безусловно, такие упрощения условны, т. к. сравниваются термины, описывающие историю государства с разницей около 1000 лет, но необходимость сравнения неизбежна, т.к. при всех своих издержках помогает постигнуть единые черты тех или иных эпох и их генезис, развитие. В современное время, в условиях единого государства внутренняя война воспринимается как гражданская война между представителями разных политических (религиозных или других) взглядов, как например, периода 1917—1920 гг.

За счет использования диаграммы (рис.3) выделены внешние и внутренние войны для соседних ветвей спирали Фибоначчи (периода древней истории России и истории начала ХХ века) и сведены в табл.1.


 

Таблица 1.

Внешние и внутренние войны в России для периода древней истории России и истории начала ХХ века

Тип войны

Древняя история России

История России начала ХХ века

Внешняя война

Ледовое побоище (1242 г.)

Германская война (восточный фронт I мировой войны), 1914—1918 гг.

Внутренняя война

Междоусобица и борьба с Ордой

Гражданская война (1917—1920 гг.)

Дальнейшее описание позволяет раскрыть общее между этими историческими событиями периода древней истории России и истории начала ХХ века.

Ледовое побоище (1242 г.) и германская война (восточный фронт I мировой войны, 1914—1918 гг.). Ледовое побоище (рис. 4) вошло в пантеон воинской славы как одно из самых светлых его событий. 5 апреля 1242 года состоялась битва между новгородским войском во главе с князем Александром Невским и иноземными рыцарями—монахами Ливонского ордена, в который незадолго до этого вошли рыцари—монахи Тевтонского ордена и Меченосцев. На завоевание коренных русских земель было получено благословение римского папы Григория IX. Итогом ледового побоища стал полный разгром немцев, значительно отсрочивший доктрину Drang nach Osten.


Описание: Рис

Рисунок 4. Ледовое побоище и сбитый немецкий самолет в первой мировой войне

 

Во времена более близкие к современным на аналогичном участке другого витка спирали Фибоначчи была германская война (восточный фронт I мировой войны). К концу 1916 года многим уже было понятно, что в ближайшее время Россия одержит верх над Германией. Однако, в историю России вмешались революции, в начале февральская, свергнувшая царя, а потом и большевистская, установившая диктатуру пролетариата и подписавшая невыгодный Брестский мир. Некоторое время спустя все территориальные уступки были устранены.

На этом примере мы опять видим четкое соответствие внешних войн на разных витках спирали Фибоначчи.

Междоусобица и борьба с Ордой — Гражданская война. Куликовская битва является, пожалуй, самым важным и почти мифологизированным событием древней Руси, которое к нашим дням исследовано «вдоль и поперек». Тем не менее, победа в Куликовской битве не принесла окончательного освобождения от татаро-монгольского ига. Понадобилось еще почти 100 лет, чтобы через стояние на Угре (1480 г.) положить ему конец и сделать Московское государство независимым.

Бесстрастные циклы Фибоначчи показывают, что знаменитая Куликовская битва (1380 г.), стояние на Угре (1480 г.), другие предшествующие события, связанные с татаро-монгольским игом занимают то положение на спирали Фибоначчи, которое почти через 500 лет будет занимать гражданская война (1917—1920 гг.). Это позволяет серьезней относиться не только к пониманию сути татаро-монгольского ига, но агрессивности и разрушительности междоусобной войны между славянскими князьями.

Известно, что на Руси в период 1237—1242 гг. отдельные княжества вели постоянные междоусобные войны — набеги на более слабых соседей, в ходе которых происходило массовое уничтожение мирных жителей и угон в рабство женщин и детей, разрушение населенных пунктов [5]. К концу XII в., например, «мать городов русских», город Киев, «был опустошен и разорен» в ходе междоусобных войн неоднократно, часть населения города была перебита, а оставшаяся уведена в плен [5]. В 1235 г. Киев был взят в очередной раз северским князем Изяславом и опять разорен и разграблен основательно [2].

Основной добычей совершавших междоусобные набеги русских князей были, пленные для продажи в рабство, и как следствие этого, важнейшей статьей экспорта Руси в ХII — к началу ХIII в. стала работорговля — вывоз рабов-соотечественников за рубеж…..Продавали и перепродавали ремесленников …..и как наиболее ценный «экспортный товар» уходили массами мастера-ремесленники из Русской земли [5].

Приведенные выдержки не отрицают тяжести татаро-монгольского ига, но, вероятно, приближают общее понимание этого периода к действительно борьбе «всех со всеми», внутренней войны, больше соответствующей гражданской войне в современном понимании сути вещей (рис. 5).

Помимо всего прочего дополнительно было духовное и религиозное противостояние между христианской и языческой частями древней Руси. Спустя почти 550 лет через 3 цикла Фибоначчи подобное противостояние двух непримиримых идеологий повторится между красными и белыми. При этом важно отметить, что эти была борьба не с иноземными захватчиками, т. к. большая часть тюркоязычных народов, составлявшими Орду (татары, половцы, ногайцы, кыпчаки, найманы и др.), исконно проживавшими на территории Приуралья, Западной и Восточной Сибири, относящимися к тюркоязычной группе.


Описание: Рис

Рисунок 5. а) Куликовская битва (1380 г.), б) Стояние на Угре (1480 г.),в) гражданская война в России 1917 —1920 гг.


 


Иван Грозный — Иосиф Сталин


 

Многие неравнодушные к истории России люди интуитивно догадываются о незримой связи между, вероятно, самыми жестокими правителями России: Иваном Грозным и Иосифом Сталиным (рис.6). Для такого вывода не нужно изучать огромные архивы или быть историком. Это ощущение может возникнуть уже после изучения школьного курса истории России.

Спираль Фибоначчи на рис.3 в явном виде показывает четкое историческое соответствие между этими двумя грозными правителями. Не стоит сомневаться, что найдется немало подтверждающей это исторической конкретики.

Такое сильное сходство личностей и эпох особо ощущается творческими людьми: сценаристами, режиссерами. Да и сам Сталин И.В. чувствовал свою духовную близость к Ивану Грозному. Не зря же С. Эйзенштейном в 1944 году был снят фильм «Иван Грозный».


Описание: Рис Сталин и Грозный

Рисунок 6. Иван Грозный и Иосиф Сталин


 


Польская интервенция в России в смутное время и Великая отечественная война 1941—1945 гг.


 

Польская интервенция в Россию в смутное время и Великая отечественная война 1941—1945 гг. занимают схожее положение на смежных ветвях спирали Фибоначчи (рис.3) и этим подтверждают подобность этих трагических событий.

В смутное время польский отряд сопроводил до Москвы, а потом и поставил на московский трон якобы чудом спасшегося царевича Дмитрия (Лжедмитрий). Чуть позже, в 1607 году во второй раз на Русь из Польши двинулась армия якобы вновь спасшегося царевича Дмитрия (Лжедмитрия II). В 1609 войска польского короля Сигизмунда III приступили к штурму Смоленска, а в 1610 году совет бояр (Семибоярщина) решил пригласить на русский престол польского королевича Владислава, и впустили поляков в Москву. Все это составляет горькие страницы польских интервенций в смутное время.

На другом витке спирали Фибоначчи через почти 330 лет в истории России наблюдается самая страшная и разрушительная война в истории России с иноземными фашистскими захватчиками (1941—1945 гг.).

Эти тяжелейшие войны смог превозмочь лишь только патриотический подъем всего русского народа. В XVII веке польские захватчики были разбиты и отброшены благодаря народному ополчению возглавляемыми купцом Козьмой Мининым и опытным воеводой Пожарским, которые призывали отдать всё ради победы. В середине XX века только лишь полная мобилизация всех сил народа позволила одержать великую победу 9 мая 1945 года. В память о самых трагических днях истории России установлены памятники Минину и Пожарскому (Москва) и Родина-мать зовет (Волгоград), символически связавшие обе войны (рис.7).


Описание: Рис

Рисунок 7. Памятники Минину и Пожарскому, Родина—мать зовет

 


Крымская (1853—1856 гг.) и Афганская (1979—1989 гг.) войны

 

Пожалуй, два горьких урока связаны с тяжелыми последствиями южных войн: Крымской и Афганской. Несмотря на отличия и почти 130 лет, их разделяющих, общий рисунок этих двух южных войн очень близок.

Россия начала войну успешно и это дало повод вмешаться Англии и ее союзникам. Через некоторое время Россия оказалась в тяжелой затяжной войне, в международной изоляции и даже в противостоянии со многими странами. Выход из обеих войн стал, пожалуй, единственным разумным в обоих случаях.

Обе войны совпали со сменой правителей страны: во время Крымской войны на смену Николаю I пришел его сын, реформатор Александр II, а начавшего Афганскую войну Брежнева Л.И. после двух похорон руководителей страны (Андропов Ю.В., Черненко К.У.) сменил реформатор Горбачев М.С.

 


Описание: Рис

Рисунок 8. Крымская (1853—1856 гг.) и Афганская (1979—1989 гг.) войны и руководители России, начавшие и закончившие их: Николай I и Александр II, Брежнев Л.И. и Горбачев М.С.


 

Поражение в Крымской войне и ощущение поражения после вывода советских войск из Афганистана поставило перед обществом множество вопросов о его причинах. Руководство страны в лице Александр II (времен окончания Крымской войны) и Горбачева М.С. (времен окончания Афганской компании) оказалось на исторической развилке дорог, и ему предстояло сделать выбор, в каком направлении пойдет Россия. Обе войны стали катализатором дальнейших реформ и преобразований в России. Как мы уже сейчас знаем, обе они стали одной из предпосылок для радикального реформирования России.

Интересно, что как видно из диаграммы на рис.3 Крымская и Афганская войны должны иметь свою условную подобную предшественницу в древние времена. На это могут претендовать два кандидата. Первым таким вероятным событием является смерть великого князя Киевской Руси Игоря, сына Рюрика, мужа княгини Ольги, отца Святослава от рук древлян в 945 году. Это произошло при попытке увеличения размера дани на древлян, при сборе которой дружинники Игоря творили также насилие над жителями. Это событие описано в «Повести временных лет» в переводе Д.С. Лихачева.

Вторым кандидатом может быть внешне очень похожее событие, произошедшее спустя 140 лет после первого — неудачный поход 1185 года русских князей на половцев, предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославовичем. Именно это событие описано в самом известном памятнике древнерусской литературы «Слове о полку Игореве».

Удивительно, что обе эти истории похожи «как две капли воды» и в обоих центральное место занимает смерть князя Игоря. Трудно не спутать все обстоятельства…...Немаловажное место в обеих историях занимает супруга после смерти мужа. В первом случае жестокая месть княгини Ольги за смерть мужа навсегда осталась в истории, а во втором — плач Ярославны стала одним из самых пронзительных темой для любителей истории.


Описание: Рис

Рисунок 9. а) Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря (Суриков В.И., 1915 г.), б) После побоища Игоря Святославича с половцами. (Васнецов В.М, 1880 г.)

 

Великие русские художники Суриков В.И. и Васнецов В.М. запечатлели эти трагические события в своих полотнах и дополнительно увековечили эти события в памяти потомков (рис.8).

 

Выводы:

1.С помощью спирали Фибоначчи, построенной на глубину более 1500 лет в историю, просматривается четкое соответствие на разных ее витках:

проигрышные войны, военные походы:

поход великого князя Киевской Руси Игоря на древлян (945 г.), поход князя Игоря (1185 г.) на половцев — Крымская война (1853—1856 гг.) — Афганская война (1979 — 1989 гг.);

 

войны с иноземцами:

·Ледовое побоище — германская война (русско-прусский фронт) в I мировой войне;

·польская интервенция в смутное время — Великая Отечественная война;

гражданская война:

·татаро-монгольское иго и особенно 100 — летний период активной борьбы за избавления от него, начиная от Куликовской битвы (1380 г.) до стояния на Угре (1480 г.) и гражданская война после большевистской революции между красными и белыми (1917 — 1920 гг.)

2.Просматривается определенная связь между временем официального признания христианства во времена Буса Белояра и крещением Руси (988 г.)

3.Крещение Руси Владимиром Красное Солнышко было в значительной степени носит характер вынужденного политического и духовного шага.

 

Список литературы:

  1. Асов А.И. Свято-Русские Веды. Книга Велеса. — М: ФАИР—ПРЕСС, 2001.
  2. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: ООО «Издательство АСТ». 2003.
  3. Евгений Львов В поисках древнейших корней русского языка. Политические мистерии в России. М., Профессионал, 2012, 382 с.
  4. Исследование истории России XIX—XXI веков с помощью циклов Фибоначчи, составленных по ключевым датам http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/legal-and-political-science-212/theory -and-history-of -state-and-law -212/13245 -212 -684
  5. История культуры древней Руси. Т. 1 Домонгольский период. Материальная культура. Издательство Академии наук СССР.М. — Л. 1951.
  6. Львов Е.В. Циклы Фибоначчи в истории России. Материалы международной заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы общественных наук: социология, политология, философия и история» (16 мая 2012 г.), Новосибирск: Изд. «Сибирская ассоциация консультантов», 2012, с. 99—121.
  7. Циклы Фибоначчи в истории России. URL:http://sibac.info/index.php/2009 -07 -01 -10 -21 -16/2920 -2012 -05 -27 -16 -15 -52
  8. Щапова Ю.Л. Археологическая эпоха: Хронология, периодизация, теория, модель. Изд. 2-е доп. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010 —192 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом