Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XIV Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 18 июля 2012 г.)

Наука: Философия

Секция: Социальная философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Аксютина З.А. ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ОПИСАНИЕ ЦЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ КАТЕГОРИАЛЬНОЙ МОДЕЛИ «КОНЕЧНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТОК» // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XIV междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ОПИСАНИЕ ЦЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ КАТЕГОРИАЛЬНОЙ МОДЕЛИ «КОНЕЧНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТОК»

Аксютина Зульфия Абдулловна

канд. пед. наук, доцент ОмГПУ, г. Омск

Е-mail: aksutina_zulfia@mail.ru


 

В основе методологии социального воспитания лежит общефилософское направление научного познания, указывающее пути исследования функционирования всего общества, его групп и развития отдельной личности, индивида в конкретных историко-культурных условиях общества, а также пути исследования воздействия отдельных групп на социальное формирование личности.

В современной ситуации модернизации общества просматриваются проблемы обостренного внимания к человеку, повышения роли человеческого фактора, трудностей решения этой проблемы в переходный период. Актуальность и востребованность характеристики воспитания как социального явления и научной категории определяются двумя обстоятельствами. Во-первых, настоятельной теоретической и практической потребностью в научно-педагогических рекомендациях для решения сложных, многоуровневых задач воспитания, развития личности в условиях педагогизации среды и модернизации образования, в том числе потребностью в научно-методическом обобщении опыта (массового и передового) для комплексного решения широкого круга воспитательных задач. И, во-вторых, известным расширением сферы педагогического регулирования, имея в виду под этим следующее: школа не организующий, а педагогический центр, призванный быть в авангарде социального воспитания [3].

Начиная с первой половины XIX в. усиливается социологический подход к предмету педагогики, происходит ее обогащение социальными идеями, пересматриваются взаимоотношения с социальными интересами, социальной практикой, усиливается социальное видение воспитания, возрастает интерес к проблемам социализации личности (О. Вильман, П. Барт, Д. Дьюи, Ф. Паульсен и др.) [1; 2]. И с конца XIX в. с появлением работ по социальной педагогике, впервые социальное воспитание стало рассматриваться как научная категория. Как отдельное понятие оно не выделено до сих пор, не рассмотрены его исторические корни: возникновение и аспекты его существования как основного механизма эволюции человека и общества, основы межцивилизационных взаимосвязей.

Мы определяем социальное воспитание как процесс деятельности социума по воспроизводству человека готового к жизни в новых условиях — условиях глобального общества, с учетом социально-образовательных потребностей личности, общества и государства.

Социальное воспитание направлено на преобразование окружающей среды, создание гуманных отношений в социуме, поиск педагогически компетентных решений в различных, в том числе личностно-кризисных ситуациях. Целью социального воспитания является формирование способности человека к активному функционированию в конкретной социальной ситуации при обеспечении развития личности как неповторимой человеческой индивидуальности.

Проведем идентификацию целей социального воспитания на базе категориальной модели «Конечный информационный поток»

Изложим кратко суть категориальной модели «Конечный информационный поток» (КИП).

Каждым исследователем в процессе познания инициируется возникновение и развитие особого информационного пространства (среды) между собой и объектом, называемого «конечный информацион­ный поток». Он представляет собой специально организованный информационный образ объекта исследования, характеризующий его в совокупности с самим процессом познания [4, с. 97].

Основной единицей представления информации в КИП является информационный критерий (ИК), фиксирующий любую новую познавательную информацию об объекте. Информационные критерии имеют определённую последовательность, которая отражает, с одной стороны, процесс познания объекта, развитие представления о нём во всей качественной определённости, с другой стороны, процесс развития самого объекта, порядок обретения им новых качественных характеристик. Цели социального воспитания в модели КИП репрезентируются как системные объекты, развивающиеся в строго заданных направлениях.

Категориальная модель КИП позволяет получить новые данные о сущности и качественных характеристиках целей социального воспитания, а также об особенностях их функционирования. Все эти аспекты отражаются тремя параметрами модели — ЛУ, ЛП и Т (рис. 1), — которые обеспечивают адекватность процедуры идентификации и описания целей социального воспитания.

Логический уровень (ЛУ) обозначает глубину информационного взаимодействия исследователя с объектом, степень его проникновения в источник информации. Это показатель поиска принципиально нового в предмете. Открытие новой качественной характеристики в объекте означает возникновение нового ИК и, соответственно, повышение ЛУ, что отражает следующую ступень в эволюции объекта исследования (на рис. 1 ЛУ — высота одной секции фигуры КИП).

Эволюция целей социального воспитания приводит к их трансформации от более простой к более развитой и, соответственно, более сложной социально-воспитательной системе.

Данный принцип, очевидно, будет действовать и для целей социального воспитания, формируемых в рамках государственной (региональной) воспитательной политики. Отличие в данном случае будет лишь в разнице исходной платформы для дальнейшей эволюции. Сегодня в качестве ядра, вокруг которого формируются цели социального воспитания, часто выступают исследовательские организации, образовательные учреждения и другие структуры, способствующие созданию таких специфических факторов социального воспитания как микро-, мезо-, макро-, мегафакторы воспитания.

Итак, ЛУ обозначает каждое новое качество целей социального воспитания (его конечный результат), которое задает ему новую качественную определённость. Это позволяет идентифицировать цели социального воспитания, начиная с любого ЛУ, опознанного исследователем, двигаясь в процессе идентификации через сопряжённые уровни к минимальному из существующих в идентифицируемой цели и максимальному. Ниже приведён комплекс параметров ЛУ для КИП целей социального воспитания, на основе которого формализуется процедура идентификации и первичного описания социального воспитания. Заметим, что перечень выделенных автором целей социального воспитания и их последовательность отражают его представление о логике прогрессивного развития данного системного объекта, которое основано на примерах реального общественного развития, описанных исследователями в специальной литературе. Отметим также, что речь идёт о целях социального воспитания, возникших и развивающихся в процессе общественно-исторического развития. В зависимости от того, какова последовательность появления новых качеств у целей социального воспитания, его эволюция может иметь разную траекторию, отражающуюся в разной последовательности параметров ЛУ.

Итак, комплекс параметров ЛУ для КИП целей социального воспитания за рубежом может принимать следующий вид.

ЛУ1 Воспитание человека в интересах государства. Данный параметр указывает на наличие в целях социального воспитания интересов конкретного государства. Так, напр. В Древнем Риме была жестко выраженная цель формирования воина, готового к жизни в суровых условиях завоеваний на чужбине. На этом уровне происходило зарождение системы социального воспитания.

ЛУ2 Воспитание автономной личности, «частного» человека. Параметр показывает вовлечение в цель социального воспитания появление нового ресурса «личности». Личность начинает прогрессивно развиваться, что проявляется в снижении влияния государства и появление большого количества творческих изысканий. Эта цель хорошо прослеживается в эпоху Возрождения, однако отметим, что прежде всего у господствующих классов. Человеку из народа трудно было овладеть системой научных знаний, либо освоить основы искусств. Это были приоритеты власть имущих.

Рисунок 1. Конечный информационный поток целей социального воспитания за рубежом

ЛУ3 Воспитание автономной личности, индивидуальности, гражданина. Цель социального воспитания данного уровня вовлекает в свой процесс индивидуализацию, ориентацию на формирование личности способной жить автономно. Цель социального воспитания становится более развитой.

ЛУ4 Воспитание человека готового жить общественными интересами, содействовать благу общества. Очевидно, что данной цели социального воспитания способствовали исторические события, коснувшиеся всего человечества. Прежде всего, история второй мировой войны дала понять, что человек, живущий лишь своими личными интересами, выпавший из социальной жизни, отказавшийся от критического отношения к происходящим социальным событиям стимулирует патологическое развитие социума, содействуют негативным проявлениям человеческого существования.

ЛУ5 Воспитание умения ориентироваться в изменяющемся мире. На данном уровне цели социального воспитания обогащаются за счёт динамично развивающихся технологий, обеспечивающих разработки новаций в социальном воспитании. Социальное воспитание становится исследовательским. Это современный уровень развития социального воспитания.

Для наглядного сравнения целей социального воспитания за рубежом и в России рассмотрим комплекс параметров ЛУ для КИП целей социального воспитания в нашей стране.

ЛУ1 Воспитание человека способного к коллективному существованию. Данный параметр указывает на наличие в целях социального воспитания интересов коллектива. Принцип совместной организации жизни особо ярко просматривается на примере сельских поселений. До сих пор в деревнях сохранились традиции, связанные с оказанием помощи. Напр.: на строительство дома собирается все взрослое население. На этом уровне происходило зарождение системы социального воспитания на Руси.

ЛУ2 Воспитание человека способного преобразовывать общественную жизнь. Данная цель социального воспитания активно прорабатывалась начиная примерно с середины XIX в. до Октябрьской революции. Стране нужны были социальные преобразования, которые мог бы осуществлять человек.

ЛУ3 Воспитание коммуниста. Данная цель была характерна для Советского Союза. Эта цель всячески декларировалась. Напр.: в учебных аудиториях вывешивался красный стяг, на котором был золотыми буквами написан кодекс строителя коммунизма. Цель социального воспитания становится более узкой не терпящей плюрализма и инакомыслия.

ЛУ4 Воспитание различных социально значимых качеств социального субъекта. Очевидно, что данной цели социального воспитания способствовали события, связанные с перестройкой социалистического уклада жизни на рыночный. В условиях рынка человек должен стать активным, т.е. субъектом прежде всего своей жизни и жизни общественной.

ЛУ5 Воспитание в зависимости от типов социума и социального заказа. На данном уровне цели социального воспитания обогащаются за счёт динамично развивающихся социальных процессов и процессов связанных с расслоением населения по принципу наличия финансовых ресурсов. Данный подход неизбежно может привести к трансформации всей социальной системы общественной жизни.

 

Рисунок 2. Конечный информационный поток целей социального воспитания в России

 

Итак, идентификация и описание целей социального воспитания могут выполняться с помощью не вполне традиционного пока для исследований инструмента — категориальной модели «Конечный информационный поток». Данный подход позволяет идентификацию целей социального воспитания реализовать, опираясь на понимание их качественных характеристик, выраженных определенными категориальными параметрами. Идентификационная процедура обретает вид целенаправленного поиска качественных характеристик, выраженных комплексом ЛУ, носителями которых в структурах социального воспитания являются цели. Весомым достоинством описанного подхода является необязательность выявления ядра целей социального воспитания на первых этапах идентификации, которая на базе модели КИП выполняется, начиная с любого выявленного ЛУ.

Таким образом, идентификация и описание структуры целей социального воспитания может осуществляться, как видно из представленного материала, с применением категориальных методов, что повышает полноту и точность данных процедур, позволяет учитывать динамику происходящих в социальном воспитании процессов и более продуктивно применять количественные методы анализа с учётом результатов качественного моделирования.

Кроме того, проведенный анализ целей социального воспитания позволяют утверждать, что развитие социального воспитания в России в отличие от других стран шло своим индивидуальным путем, обусловленным историческими преобразованиями, происходящими в стране.

 

Список литературы:

  1. Дьюи Д. Введение в философию воспитания — М.: Работник просвещения, 1921. — 62 с.
  2. Дьюи Д. Школа и общество; Школа и ребенок // История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчедлидзе и др. — М., 1986.  — С. 338 — 345.
  3. Мудрик А.В., Плоткин М. М. Социальное воспитание и социальная педагогика / Социальная педагогика: Монография / Под ред. В.Г. Бочаровой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — С. 110-145.
  4. Разумов В.И. Категориально-системная методология в подготовке ученых: Учеб. пособие. — Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2004. — 277 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.