Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 16 мая 2012 г.)

Наука: История

Секция: Всемирная история

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Митюков Н.В., Порцева Л.П. ДЕЙСТВИЯ АМЕРИКАНСКИХ ВООРУЖЕННЫХ ПАРОХОДОВ И ЯХТ ПО ОПЫТУ ИСПАНО-АМЕРИКАНСКОЙ ВОЙНЫ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ДЕЙСТВИЯ АМЕРИКАНСКИХ ВООРУЖЕННЫХ ПАРОХОДОВ И ЯХТ ПО ОПЫТУ ИСПАНО-АМЕРИКАНСКОЙ ВОЙНЫ

Митюков Николай Витальевич

Д-р техн. наук, проф. ИжГТУ, Ижевск

E-mailnico02@mail.ru

Порцева Людмила Павловна

Канд. истор. наук, доц. ЧФ ПНИПУ, Чайковский

E-mailpan197@mail.ru

 

В САСШ впервые задумались о возможности вооружения пароходов в 1893 году, когда началась гражданская война в Бразилии. Не без помощи САСШ, Бразилия приобрела в Америке восемь неплохих пароходов, превра­щенных во вспомогательные крейсера. Подобное пополнение проявило себя далеко не с лучшей стороны. В наспех набранных командах находилось немало людей, которые легко вербовались противником и при каждом удобном случае пытались навредить: поломки на крейсерах, особенно в машинах, следовали одна за другой. Лишь очень немногие из экипажа могли обращаться с оружием, а хотя на нескольких крейсерах стояли минные аппараты, на них не было ни одного человека, способного из них стрелять [1, стр. 45]. Эти недочеты и промахи стали известны в САСШ, и кое-какие выводы были сделаны – в 1895 году, уже для своего флота, правительство САСШ разместило заказы на артиллерию для ряда пароходов, которые в случае военных действий предполагалось быстро вооружить. Возможность мобилизации части яхт планами не предусматривалось, о чем с началом войны Соединенным Штатам пришлось пожалеть.

Сразу же после начала войны, уже в апреле, в соответствии с разработанными планами, правительство приступило к закупке ряда пароходов и превращению их во вспомогательные крейсера. Подготовка, проведенная в предвоенное время, дала о себе знать и уже в апреле - первых числах мая 10 первых пароходов поступили в распоряжение флота.

Поспешные работы на четырех быстроходных лайнерах отодвинули на второй план все прочие работы и переоборудование еще шести крейсеров удалось завершить лишь в первой половине мая. Эти крейсера в основном использовались для блокадной и сторожевой службы.

«Badger» в мае - июне патрулировал у восточного побережья САСШ, а с 1 июля до конца войны использовался для блокады Кубы.

«Dixie» с 19 июня участвовал в блокаде Сантьяго, а позднее в эскортировании транспортов с войсками для Кубы. 21 июня он перебрасывал войска на Пуэрто Рико, после чего до конца войны находился в дозоре у Гуантанамо.

«Panther» в мае - апреле патрулировал у берегов Кубы. 11 июня участвовал в высадке моряков у Гуантанамо, где до конца войны нес блокадную службу.

«Prairie» с 30 апреля до середины мая находилась в разведке в Западной Атлантике, для обнаружения эскадры Серверы, а в июне - июле использовалась для ближней блокады Кубы.

«Yankee» в мае для поиска Серверы находился у северо-восточного побережья САСШ, но 2 июня присоединился к блокаде Кубы: сначала у Гаваны, а затем у Сантьяго. В конце июня участвовал в бомбардировке Сьенфуэгоса, но с 21 июля снова использовался для блокады. В самом начале августа он захватил норвежский угольщик «Marie»  с контрабандой.

«Yoshemite» в мае участвовал в блокаде Сан Хуана. 25 июня снова  подошел к Сан Хуану,  сменив на дежурстве «St Paul'я» [14, p. 440-441].

Таким образом, американские вспомогательные крейсера доволь­но активно использовались в военных действиях, а некоторым даже удалось принять участвовать в битвах. Так 28 июня у Сан Хуана вспомогательный крейсер «Yoshemite» потопил «Antonio Lopez», пытавшегося прорвать блокаду.

Но наверное самую большую помощь своему флоту оказали крейсера «Yankee», «Dixie» и «Yoshemite». Они вошли в состав «Восточной эскадры» коммондора Ватсона и послужили тем козырем, который в конечном итоге заставил испанцев отвести эскадру Камара и заключить мир [13, p. 111].

Учитывая помощь, которую оказывали флоту вооруженные парохо­ды, в июне 1898 года американцы приспособили для военных целей и два парома «East Boston» (1892 год, 630 тонн, 9 узлов, 1 х 152, 2 х 76 и 4 х 57 мм орудия) и «Governor Russell» (1898 год, 630 тонн, 9 узлов, 1 х 152, 1 х 76 и 4 х 57 мм орудия). Еще 22 лайнера, на которых проводились работы, до конца войны в строй войти на успели (Табл. 3) [14, p. 440].

4 мая из Рио де Жанейро вышел броненосец «Oregon» и крейсер «Marietta», переводившиеся из Тихоокеанского флота на Атлантический. Вслед за ними отправился только что купленный в Бразилии вспомогательный крейсер «Nictheroy», имевший на вооружении дина­митное орудие системы Зелинского. А 9 мая, догнав броненосец и крейсер, «Nictheroy» вошел в Бахию [5, стр. 16].

Динамитные орудия появились на флоте в начале 1890-х годов. В начале войны 1898 года полагали, что они могут быть весьма по­лезны при стрельбе по береговым укреплениям. Во время гражданской войны в Бразилии опробовать их действие на противнике не удалось. (Хотя 18 февраля «Nictheroy» подошел к Рио-де-Жанейро и командир отдал приказ открыть огонь, выяснилось, что исчез наводчик, из-за чего орудие так и не смогло выстрелить; ему, по-видимому, не смогли найти достойную замену, так как динамитное орудие промолчало практически всю войну. Справедливости ради следует отметить, что в распоряжении бразильцев находилось всего 5 снарядов, из которых полностью динамитом был начинен лишь один [1, стр. 45].)

Собрат «Nictheroy», крейсер «Vezuvius», на котором стояли подобные орудия тоже так и не смог подавить ни одной батареи. Динамитные снаряды ложились плохо и  вред,  который  они  причиняли противнику, был ничтожен [3, стр. 122]. Из-за чего ин­терес к «Nictheroy» и его 375-мм орудию пропал, а по прибытию в Америку его вообще вооружили "нормальной" артиллерией (5 х 127 и 4 х 102 мм ор.). Перевооружение закончилось лишь в сентяб­ре, и крейсер участия в военных действиях не принимал [10, p. 168].

В войне 1898 года Соединенные штаты находились в очень бла­гоприятном положении относительно обеспечения своих границ, из-за удаленности берегов от Испании и слабости ее флота. Но сильно по­догреваемые общественным мнением, САСШ были вынуждены провести ряд мер по укреплению своего побережья [7, стр. 14].

В случае активных действий противника у американцев было два слабых места: слишком большая береговая линия и чрезвычайно уязвимая каботажная торговля. Большой океанский торговый флот был сравнительно менее уязвим ввиду того, что почти все стратегические товары могли производится в самих Штатах и война на морских коммуникациях была для них менее страшна, чем скажем для той же Англии или Японии. И наоборот, уничтожение каботажной торговли было чувствительным не только для судовладельцев, так как про­пускная способность американских дорог не смогла бы компенсиро­вать выросший грузооборот [6, стр. 17‑18]. Исходя из создавшегося положения, правительство уже в марте создало для решения задач по охране побережья и каботажной торговли морскую милицию и стороже­вую флотилию. Для нужд последней было решено приобрести несколько мелких судов у частных владельцев, а также использовать для этого таможенные и буксирные пароходы. Всего за войну на эти цели было ассигновано около 4 млн. долларов, на которые закупили 41 судно. Личный состав сторожевого отряда насчитывал в своих рядах 263 офицера и 3832 матроса.

Сторожевой флот распределялся по восьми секторам обороны, штаб-квартиры которых помещались в следующих городах: Портленде, Бостоне, Нью Йорке, Балтиморе, Форте Монро, Чарльстоне, Ки Уэсте и Галвестоне. Эти восемь секторов подразделялись на 36 почто­во-телеграфных участка, протяженностью от 60 до 100 миль. Все участки  посредством телефона и телеграфа соединялись между собой и с центральной станцией в Вашингтоне.  Кроме того,  участки были оснащены семафором, чтобы каждое сторожевое судно могло, не подхо­дя к берегу, вести переговоры [7, стр. 223].

Для охраны портов было выставлено около 1500 мин [7, стр. 222], охрана заграждений и рейдовая служба также возлагалась на сторожевой флот. Например, минные заграждения у Нью-Йорка охранялись тремя линиями судов: в первой и во второй линиях, удаленных от города соответственно на 10 и 4 мили находились вспомогательные крейсера, а третья, удаленная на 2 мили, состояла в основном из яхт и буксирных пароходов. На последние ложилась обязанность досмотра всех входящих в порт судов дружественных держав и указа­ния им проходов в минном заграждении [7, стр. 14].

Третий род службы яхт и малых пароходов заключался в блокадной службе у берегов Кубы. Все побережье испанской колонии было разделено на районы, которые охранялись тремя линиями кораблей: в первой находились броненосцы, во второй - крейсера и в третьей - мелкосидящие вооруженные пароходы и яхты [7, стр. 167].

Несмотря на то, что до войны вооруженные яхты «шли на экспорт» (в ту же Испанию и Бразилию), переоборудывая, заводы столкнулись с множеством трудностей. Некоторые суда для военной службы совершенно не подходили. На яхтах почти не было запаса водоизмещения для размещения вооружения, боеприпасов и экипажа. Корпуса иногда не выдерживали сотрясений от выстрелов, на некоторых даже «настоятельно не рекомендовалось производить стрельбу». И, что было самым неприятным, что многие недостатки становились заметны лишь когда работы на корабле уже шли полным ходом. Всего для во­енных целей было приобретено почти три десятка самых различных яхт, от 81-тонной «Huntress» до «Mayflower» в 2690 тонн. И из них только десять могли нести вооружение, а из этих десяти только на трех можно было поставить хоть какую-нибудь примитивную броневую защиту [2, стр. 835].

Несмотря на малую пригодность к военной службе, они все-таки принесли кое-какую пользу.

Еще 29 апреля яхта «Eagle», вместе с крейсером «Marblehead» и канонеркой «Neshvillе» захватили у Сьенфуэгоса пароход «Argonauta». На нем были взяты в плен офицеры кавалерийского полка, во главе с полковником, спешивших в Батабано. На помощь пароходу из Сьенфуэгоса вышли четыре испанские канонерки, которые удалось отогнать дружным артиллерийским огнем [4, стр. 162‑164; 5, стр. 11]. Эта же яхта, как уже сообщалось, 12 июля, после преследова­ния, заставила выброситься на мель вспомогательный крейсер «San Domingo».

В неудачном для испанцев бою у Сантьяго де Куба на стороне американцев участвовали яхты «Vixen» и «Glouchester» [10, p. 168]. Огонь последней оказался роковым для двух испанских эсминцев: «Furror» затонул, а его систершип «Pluton» поспешил выброситься на мель.

18 июля яхты «Hornet», «Hist», «Scorpion» и вооруженные буксиры «Osceola» и «Wampatuck», в составе эскадры из девяти вымпе­лов, участвовали в операциях по уничтожению базировавшегося на Мансанильо испанского отряда (в него входили 4 канонерки и вооруженные яхты «Delgado Parejo», «Centinella» и «Guardian») [11].

21 июля в бухте Уне при содействии яхт «Wаsp» и «Leyden» был уничтожен стоявший на якоре и лишенный хода крейсер «Jorge Juan» [9, p. 27].

Но чаще, до решительных действий не доходило: выпустив пару снарядов или испанцы, или американцы спешили выйти из боя. Вот пара характерных эпизодов, которые в изобилии были на войне.

19 июля, около 7 часов утра, яхта «Mayflower» подошла на расстояние 6400 метров к одной из гаванских батарей. По ней незамедлительно открыли огонь. После трех залпов, яхта повернулась и вышла из сферы огня [4, стр. 146].

14 мая яхты «Mayflower» и «Wasp», вместе с двумя канонерками и вооруженными буксирами «Osceola» и «Tecumseh» открыли огонь по вышедшим из Гаваны около 6 часов вечера крейсеру «Conte del Venadito» и трем канонеркам. Не ответив ни единым выстрелом, те через два часа вернулись обратно. Опасаясь попасть под огонь береговых батарей, американцы их не преследовали [5, стр. 20].

В отличие от бразильских, на американских кораблях примеров умышленного вредительства не наблюдалось, но частенько по квалификации северные американцы были ничуть не лучше своих южноамериканских коллег. В войне далеко не лучшим образом зарекомендовал себя как офицерский, так и рядовой состав.

Больше всего отличилась яхта «Eagle». Утром 8 июня из Тампы предполагалось отправить на Кубу экспедиционный корпус генерала Шафтера. Но по личному распоряжению Президента выход отложили из-за того, что находившийся в дозоре «Eagle» обнаружил в шести часах хода к югу от Тампы в проливе Николас... неприятельский броненосный крейсер в сопровождении трех судов. Эскадра Серверы в это время была плотно заблокирована в Сантьяго, а других "броненосных крейсеров" у испанцев на Кубе не имелось. В итоге транс­порты отправились лишь 14-г  [3, стр. 54].

Еще один любопытный эпизод произошел в июле - августе. 26 июля из порта Нуэвитас, окруженного с суши инсургентами, в Гавану, имея на своем борту около 400 раненых и больных, под флагом Красного Креста отбыли пароходы «San Fernando», «Safo» и буксир «Humberto Rodriguez» [4, стр. 149]. Примерно в два часа того же дня они были захвачены находившимся в дежурстве вспомогательным крейсером «Badger» [14, p. 440].

Простое чувство человеколюбия, казалось, должно было бы подсказать командиру «Badger» два возможных пути: захватив суда, раненых и больных или отправить в свои госпиталя, или передать администрации Гаваны. Вместо этого транспорты отконвоировались сперва в Карденас, затем к блокирующей Гавану эскадре, где находился коммондор. Но даже после этого, по его приказу, транспорты сначала отправляются к берегам Флориды, где простояв три дня, снова возвратились в Гавану. В итоге лишь 4 августа (на девятый (!) день) в 3-30 дня больных, совершенно измученных, сдали ис­панским властям [4, стр. 150].

Но не только квалификация офицеров была низка, выучка и боевая подготовка личного состава, наспех набранного на вспомогательные крейсера, также оставляла желать лучшего. Даже по признанию испанцев, стрельба со вспомогательных крейсеров «была чрезвычайно тороплива и беспорядочна». Так, например, 27 апреля при обстреле Матансаса из 70 снарядов, выпущенных по береговой батареи, в цель попало лишь два, не причинив ей почти никакого вреда [4, стр. 152]. Но даже и те снаряды, которые попадали, как правило не взрывались. Исследуя большое количество неразорвавшихся снарядов пришли к выводу, что ударник, слабо ударяя по капсулю, не воспламенял его: удара снаряда было недостаточно для воспламенения заряда. Это происходило если или:

а) снаряд находился на излете, то есть стреляли по целям более удаленным, чем рекомендовалось стрелять при использовании данного типа снарядов, или

б) американцы стреляли без разбора дорогими бронебойными снаря­дами как по фортам, так и по легким постройкам (деревянным здани­ям, земляным укреплениям и т.д.) [4, стр. 153].

Часть неразорвавшихся снарядов (особенно 37 и 57 мм) находи­ли на берегу вообще без запальной трубки, которую, по-видимому, просто «забывали» прикручивать в суматохе боя. Данные факты хорошо говорят за себя.

Для вооружения пароходов и яхт, как правило, поставляли не ка­чественную артиллерию и боеприпасы, которую забраковывали для ре­гулярного флота. Например, часть запальных трубок, из-за грубейше­го нарушения технологии, попросту откручивалось в полете [4, стр. 165].

Таким образом, опыт ведения боевых действий вооруженными па­роходами и яхтами в испано-американскую войну подсказывал:

1. Необходимо постоянно и методически обучать как личный, так и командный состав ведению боевых действий в случае войны;

2. Уже в мирное время следует разработать план возможной мо­билизации пароходов и яхт в случае военных действий, и надлежащим образом следить за их состоянием, там где того требуется поощряя владельцев субсидиями [2, стр. 835];

3. Своевременно позаботиться о вооружении возможных вспомо­гательных крейсеров;

4. В грядущей войне потребуется большое количество мобилизо­ванных судов для решения множества вспомогательных задач (большое для того времени количество кораблей, находившихся в дозорах для обнаружения эскадры Серверы, на деле оказалось недостаточным);

 

Список литературы:

1. Вильсон Х. У. Броненосцы в бою. Очерк военно-морских действий / Пер. с англ. - СПб.: Типография Морского министерства при Главном Адмиралтействе, 1897. - Т. 2. – 386 с.

2. Военные флоты и морская справочная книжка на 1899 год / Под ред. Е.И.В. Вел. Кн. Александра Михайловича. - СПб.: Типография Э. Гоппе, 1899. – 1154 с.

3. Ермолов Н. С. Испано-американская война. Отчет командированного по Высочайшему повелению к американским войскам... - СПб.: Экономическая типо-литография, 1899. – 176 с.

4. Жилинский Я. Г.  Испано-американская война. Отчет команди­рованного по Высочайшему повелению к испанским войскам... - СПб.: Экономическая типо-литография, 1899. – 260 с.

5. Испано-американская война. Дневник войны. // Морской сборник. ‑ 1898.

6. Мехен А. Т. Испано-американская война: стратегический разбор действий на море: пер. с англ. - СПб.: Типография Морского Министерства в Главном Адмиралтействе, 1899. – 107 с.

7. Обручев Н. А. Смешанные морские экспедиции. - СПб.: Типография Морского Министерства в Главном Адмиралтействе, 1900. – 225 с.

8. Операции по перерезке кабелей, произведенные американцами во время войны с Испанией. // Морской сборник. - 1900. ‑ № 12.

9. Aguilera A.  Buques de la Armada Espanola. Cronicas y Datos del 1885 al Presente. ‑Madrid, 1968. ‑242 p.

10. Conwey All the World's Fighting Ships 1860-1905.  ‑ London : Conwey Maritime Press Ltd, 1979. ‑ 422 p.

11. Some Details of the Battle and Ships Involved at Mazanillo, Cuba in the Spanish-American War of 1898. // Warship International. ‑1977. ‑№ 3. ‑Р. 264‑265.

12. Spanish Auxilary Cruisers of 1898 // Warship International. ‑1970. ‑№ 1. ‑Р. 88.

13. The Spanish Navy of 1898. Part 2. // Warship International. ‑1980. ‑№ 2. ‑Р. 110‑120.

14. US Torpedo-Boats and Auxilary Cruisers of 1898. // Warship International. ‑1972. ‑№ 4. ‑Р. 439‑442.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.