Статья опубликована в рамках: XII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 16 мая 2012 г.)
Наука: Социология
Секция: Социология коммуникаций
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ИНТЕРНЕТ КАК МЕДИЙНЫЙ КАНАЛ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Вяткина Татьяна Юрьевна
аспирантка кафедры теоретической и прикладной социологии
УрГПУ, г. Екатеринбург
e-mail: viatkina@list.ru
В современном информационном обществе роль основного производителя смыслов и образов играют электронные средства массовой информации и коммуникации.
Интернету, как коммуникационному каналу, присущ общинный характер; его мир отражает общество – противоречивое и многообразное [3, с. 73].
Для человека, живущего в эпоху постмодерна, характерна размытость между реальным и виртуальным, ориентация на виртуальную деятельность, деятельность посредством знаков и символов, которая только потенциально направлена на изменения в физическом мире [2].
Интересно, что процесс возрождения религиозной жизни в России активизировался именно в те временные рамки, что и процесс становления Интернета как новой информационно-коммуникационной среды. Данное совпадение можно объяснить формированием информационного общества в нашей стране, одним из характеристик которого в плане религии является увеличение влияния религиозной идентичности на социальные и политические процессы.
Развитие информационных технологий не приводит к упадку религиозности, а, наоборот, благодаря новым способам коммуникации, которые предлагает Интернет, видоизменяет как религиозные практики, так и институт религии, побуждая к открытости, возможности обратной связи и личного выбора.
По мнению исследователя религии в пространстве интернета Дэвида Е. Городона, характерный для интернета открытый доступ к информации позволяет развиваться недогматическим религиям, мистицизму ‑ т. е. тем религиозным движениям, в основе которых лежит личное отношение к божественному. И, напротив, религиозные коммуникации в основе своей не способствуют утверждению церковности. Широкая представленность в интернете различных религий может иметь различные последствия – от формирования толерантного отношения к различным проявлениям религиозности, до ослабления религиозного чувства, превращения отношения к религии в игру, симуляцию (как пример можно привести появление «кибологии», церкви эвтаназии, распространение в социальных сетях культа Ктулху и т д.) [1].
Необходимо разделять официальную информацию, которая освещает позицию религиозной организации в целом, и неофициальную, которая продуцируется как людьми, принадлежащими той или иной религиозной общине, так и «околорелигиозными» людьми.
Виртуальные сообщества («комьюнити») по Кастельсу – такие сообщества, которые объединяют людей на основании общих интересов и является продолжением процесса урбанизации. [3, с. 153].
По мнению Кастельса, Интернет органично вписывается в специфику современной информационной эпохи, соответствуют сложившемуся типу общественных отношений.
Интернет, с одной стороны, содействует глобализации, а с другой ‑ служит сохранению культурной идентичности, социальной автономии – в том числе это касается и религии [3, с. 167].
В Интернете религия присутствует в различных ипостасях: с одной стороны, это простое информирование о сущности, вероучении той или иной религии, событиях, которые происходят в религиозной сфере (предназначенное как для приверженцев данной религии, так и для просто интересующихся религиозной проблематикой), с другой стороны – миссионерские практики, направленные на убеждение человека принять то или иное вероучение; с третьей стороны – это непосредственно реализация религиозных практик (например, функционирование интернет-церквей). Примечательно, что, в отличие от, к примеру, США, в России последние практики еще не имеют достаточно большого распространения.
Для религиозного интернета, как и для других средств массовой информации и коммуникации, характерна асимметрия репрезентации, непропорционального представления в информационном пространстве той или иной религиозной организации, той роли, которую они играют в обществе.
Интернет, по сравнению с другими средствами коммуникации, - наиболее удобная среда для религиозных организаций – прежде всего с экономической точки зрения; причем именно по этой причине она менее зависима от каких-либо тематических рамок, в неизбежной мере возникающих (из-за ограниченного времени и финансирования) при использовании других средств коммуникации.
Интернет, по сути, на данный момент является основным информационным каналом, освещающим события религиозной жизни в нашей стране. Данный факт связан с несколькими обстоятельствами: во-первых, это относительно недорогой вид СМИ (что подтверждается объемом информации о религиозной жизни, в несколько раз превышающем подобную информацию в «традиционных» СМИ: зачастую религиозные организации, в силу ограниченности материальных ресурсов, не имеют достаточно ресурсов для выхода в публичную сферу, и, практически, единственным доступным средством для этой цели служит Интернет); во–вторых, по мнению А. Верховского (директора информационно-аналитического центра «Сова»), религиозная тематика в общем пространстве дискуссий на сегодняшний день является маргинальной, малоинтересной для большой части населения [5].
Среди сайтов религиозной тематики можно выделить сайты СМИ, сайты религиозных объединений, отдельных церквей, тематические сайты, сайты отдельных верующих – членов конкретных религиозных общин; социальные сети. Более широко среди религиозных сайтов представлены сайты СМИ.
Для Интернет-СМИ, имеющих религиозное содержание, характерно опережение по сравнению с печатными СМИ по качеству журналистской работы, по количеству ресурсов и по объему аудитории. В среде Интернета религиозные организации создают электронные СМИ, которые могут дублировать СМИ (в отдельных случаях расширяя и дополняя информацию, включать функции копирования тех или иных материалов), а могут и являться отдельным, самостоятельным СМИ.
В целом можно утверждать, что аудитория религиозных сайтов не велика. Так, по данным портала Rambler(Рамблер (проект «RUметрика»)), за август 2010 г. совокупная аудитория религиозных сайтов рунета составляла лишь 209 949 посетителей (совокупная дневная аудитория) (или около 0.7% от общей аудитории рунета). (37 место по секторам исследований Рамблера). За период с августа 2009 по август 2010 сектор «Религия» занял 36 место, понизившись на 2 пункта по сравнению с предыдущим периодом (на 25,55 %)) и составил 295 176 посетителей за день (совокупная дневная аудитория) – или 1,03 % от всей численности пользователей рунета.
Основываясь на информации, представленной главным редактором интернет-каталога «Православное христианство.ру» И. Мазуренко, можно говорить о преобладании интереса пользователей Интернета к христианству (прежде всего – православию, а также протестантизму) [5].
По данным интернет-каталога «Православное христианство.ру», тематика православных сайтов следующая: 25 % православного рунета – это официальные страницы - храма, епархии, благочиния, иных учреждений РПЦ, или официальные сайты церковно-общественной организации. Сайты, посвященные православному искусству и научным вопросам составляют 24 %. Также в православном сегменте религиозного рунета представлены такие темы, как «Православное вероучение» (9 %), «Семья, жизнь в миру» (7 %), «Образование» (7 %), «СМИ» (6 %), «Интернет-службы» (6 %), «Политика и идеология» (5 %), «Церковь и общество» (5 %), «Личные странички» (3 %) и сайты, посвященные хозяйственной деятельности православных христиан (3 %). 52 % официальных интернет-сайтов составляют сайты храмов, 17 % - страницы церковно-общественных организаций, 15 % - монастырские сайты, 12 % - официальные епархиальные сайты [5].
Однако неправославные религиозные сайты в рунете действуют более активно, чем православные, так как для них характерна большая миссионерская направленность, в то время как православные проекты зачастую носят лишь информационно-справочный характер.
Таким образом, можно констатировать, что Интернет - медийный канал, который является на данное время основным средством массовой коммуникации для религиозных организаций; данный канал не только позволяет религиозным организациям освещать свою деятельность и искать новых адептов, но и влияет непосредственно на религиозные практики, делая институт религии более открытым.
Список литературы:
- Бабаев М. Религия в киберпространстве // Вестник сетевой культуры [Электронный ресурс] - Режим доступа: - http://www.zhurnal.ru/staff/Mirza/rel_cyb.htm
- Ионин Л. Г. Социология культуры. Путь в третье тысячелетние. М.: Логос, 2000. – 280 с.
- Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Пер. с англ. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. С. 73.
- Лученко К. В. Интернет и религиозные коммуникации в России // Медиаскоп. [Электронный ресурс] - Режим доступа: - http://www.mediascope.ru/node/32
- Мазуренко И. Православный интернет сегодня // Портал «Религия и СМИ». [Электронный ресурс] - Режим доступа: - http://www.religare.ru/article14125.htm
дипломов
Оставить комментарий