Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 23 апреля 2012 г.)
Наука: История
Секция: Этнология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ХАРАКТЕР ОТРАЖЕНИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРЕССОЙ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ «КУЗБАСС»)
Новиков Дмитрий Валерьевич
кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории народной художественной культуры ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств», г. Кемерово
E-mail:
Этническое возрождение народов России началось после распада СССР. В течение всего времени его существования к нему проявляется интерес со стороны отечественных средств массовой информации. Так, на страницах периодической печати Кемеровской области сложилась устойчивая тенденция освещения различных аспектов развития национальной культуры этносов, проживающих на территории региона. При этом деятельность каждого из них отражается с неодинаковой полнотой. Для анализа нами были привлечены материалы газеты «Кузбасс» за сентябрь 2004 г. Это массовое издание, фиксирующее события областного, городского и районного значения.
Наибольшее количество сюжетов посвящено коренному населению области. В основном на страницах «Кузбасса» фигурируют шорцы. Газетные материалы освещают мероприятия в области экологии и социально-экономического развития территорий их компактного проживания. Пример — публикация главного специалиста ГУ «Областной комитет природных ресурсов» Рябухиной И. в рубрике «Итоги конкурса». Здесь подчеркивается актуальность проведения дней защиты от экологической опасности. В числе наиболее активных участников упоминаются гг. Междуреченск, Новокузнецк и Новокузнецкий район. В указанных городах функционируют шорские общественные объединения и культурные центры. Однако их роль в данных мероприятиях не освещена [20].
Развитие автобусных перевозок Кемеровской области освещает статья начальника отдела по организации работы автовокзала и автостанции ГУ «Кемеровопассажиравтотранс». Уделено внимание автобусному сообщению Горной Шории. Так, отмечен действующий маршрут г. Новокузнецк — пос. Мундыбаш. Планировался запуск рейсов — г. Новокузнецк — пос. Каз — пос. Темиртау. Кроме того, перечислены маршруты, связывающие гг. Новокузнецк и Междуреченск, Таштагол, Горную Шорию с областным центром и центрами соседних областей. Это рейсы г. Таштагол — г. Томск и г. Новосибирск. Планировался рейс и на г. Барнаул. Из г. Кемерово автобусы отправляются в гг. Мыски и Осинники [7]. Аналогичной проблематике посвящено информационное сообщение о поступлении в Мысковский ПАТП нового автобуса. Он был предназначен для работы на маршруте г. Мыски — пос. Чуазас [32]. Развитию торговой инфраструктуры в местах компактного проживания шорцев посвящено краткое сообщение об открытии в пос. Калтан второй очереди губернского магазина [2]. Информационное сообщение о большом количестве мокрого снега, выпавшего на юге Кемеровской области, также затрагивает вопросы состояния инфраструктуры отдаленных поселков. Стихийное явление послужило причиной падения деревьев, повредивших линии электропередач. В результате ряд населенных пунктов Таштагольского района оказался обесточенным. Отмечены действия главы гг. Таштагола Макуты В. Н. по восстановлению электроснабжения, которое носит стационарный характер [23].
В одной из статей рассматриваются вопросы реализации в Кемеровской области закона № 122 ФЗ, касающегося замены льгот денежными компенсациями. Автор приводит мнения специалистов. К примеру, управляющий отделением ПФ РФ по Кемеровской области Стариков В. А. рассказал о составлении базы данных по льготникам. Данная категория населения, по его информации, учтена, в частности, среди жителей труднодоступных поселков Таштагольского района. Исходя из этого, действие закона распространяется на все национальные группы региона [24].
Авторы двух публикаций, вышедших в указанный период, уделяют внимание социальным и экономическим проблемам отдаленных поселков Горной Шории. В каждой из них это делается на примере отдельного населенного пункта Междуреченского района. Так, в качестве основных проблем жителей пос. Теба корреспондент называет отключения электроэнергии, большую задолженность по ней, отсутствие дорог, ведущих к поселку. Указаны трудности, испытываемые поселковой администрацией в деле его благоустройства. Здесь же отмечены и такие явления, как воровство электроэнергии селянами, безработица и алкоголизм, отсутствие перспектив для молодежи. Автор статьи констатирует, что жители не стремятся самостоятельно менять положение. Ориентируются на ожидание поддержки со стороны органов власти. В тексте фигурирует начальник отдела по работе с территориями городской администрации Междуреченска Камзычакова Ю. М. Она входит в число представителей шорского народа, занимающих различные, в том числе руководящие должности в сфере государственного управления. Однако в целом национальный аспект рассмотренной проблемы не выделен [30]. В конце сентября 2004 г. в пос. Ортон было подписано двустороннее соглашение между администрацией г. Междуреченска и ГУИН Минюста по Кемеровской области «О совместном сотрудничестве по развитию территорий отдаленных поселков Ортон и Майзас». Оно направлено на повышение жизненного уровня населения Междуреченского района. Это также попало в поле зрения журналистов. Информация о данном соглашении опубликована в виде заметки в рубрике «Факт». Упоминается о стремлении администрации города и управления колоний ГУИН, находящихся в данных поселках к координации усилий по развитию местной инфраструктуры, созданию рабочих мест [31].
Также две статьи освещают проблемы занятости коренного населения Горной Шории, за счет реализации таежных даров. Характеризуются состояние и перспективы развития промышленной переработки недревесных ресурсов леса (НРЛ) в Междуреченском районе Кемеровской области. В числе инициаторов указаны Ассоциация шорского народа, общественная экологическая организация «Инициатива», фонд развития городов мыски и Междуреченск. Здесь прослеживается факт совместной работы Ассоциации с другими общественными и государственными организациями. При этом переработка природных ресурсов и решение проблем занятости фигурируют еще в Уставе шорского объединения, в перечне основных задач. Автором статьи отмечена поддержка со стороны Всемирного союза охраны природы. Подчеркнуто, что развитие данной отрасли решит главную (по мнению корреспондента) проблему горно-шорских поселков — отсутствия рабочих мест и трудностей в реализации собранной в тайге продукции. Приведены слова Тунекова М., являвшегося тогда президентом Ассоциации шорского народа. Последний упомянул о прошедшем в г. Осинники в 2001 г. VI съезде коренных народов. По сведениям журналиста, Тунеков М. также руководил, на тот момент, базовой перерабатывающей факторией. Здесь же указан руководитель еще одной фактории («Батын») В. Кадымаев [29]. Освещается и деятельность Новокузнецкого райпотребсоюза по переработке и сбыту даров леса. Отмечена деятельность заготовительных пунктов в с. Кузедеево. Проблематика статьи не увязывается напрямую автором с вопросами состояния уровня жизни коренных жителей Горной Шории. Вместе с тем, рассматриваемые здесь процессы обусловливают возможность обеспечения занятости представителей шорского народа [33].
Тематика возрождения и развития традиционной шорской культуры также отражена в материалах «Кузбасса». В основном, они посвящены совместному проведению национальными обществами праздничных мероприятий, и деятельности музеев на юге Кемеровской области. Представители общественного движения «Шория» (г. Мыски) упомянуты в числе посетителей обрядовой украинской свадьбы, прошедшей в Тяжинском районе [14]. Шорцы (и татары), проживающие в г. Осинники участвуют в проведении Рождества и Пасхи. Организатором является местный центр немецкой культуры «Содружество» [22].
Два информационных сообщения рассказывают о деятельности Таштагольского музея этнографии и природы Горной Шории (в связи с его 15-летием). Отмечены экспозиции, некоторые уникальные экспонаты. В цифрах отражены показатели приема посетителей, проведения экскурсий и лекций, сотрудничества с музеями других регионов. Кратко охарактеризовав исследовательскую и культурно-просветительскую деятельность музея, новаторство в организации экспозиций корреспонденты подчеркивают, что здесь полностью отражена культура шорцев [8; 11]. Также два сообщения информируют читателей об открытии в г. Междуреченске городского краеведческого музея. Авторы упоминают этнографический зал. В числе новых экспонатов отмечают шорскую утварь [5; 28]. Упомянутый этнографический зал представляет культуру коренных жителей, поскольку г. Междуреченск расположен на территории исконного проживания шорского народа. В городе действуют его национальные общественно-политические организации, центры культуры. Характер и направления их взаимодействия с указанным музеем автором затронуты не были. В 2004 г. был издан шорский букварь «Шор-Пичик» профессора Курпешко-Таннагашевой Н. Н. Его презентация, прошедшая в сентябре в г. Таштаголе попала в поле зрения журналистов [19]. Автором сообщения подчеркивается, что в букваре фигурируют мрасский и кондомский диалекты шорского языка.
Некоторые материалы затрагивают определенные аспекты культуры алтайцев, содержат упоминания о данном народе. По классификации профессора Потапова Л. П., шорцы относятся к северной группе алтайцев [17, с. 7—9]. На этом основании мы сочли возможным привлечь эти материалы к анализу, хотя они и выходят за рамки Кемеровской области. Так, одна из кратких заметок описывает историко-этнографическую экспедицию в урочище Кок-Су, проводившуюся в 2004 г. Автором отмечен перевод этого названия с алтайского языка — «Синяя река». Упомянуто, что одна из скал являлась в прошлом культовым местом [18]. Следует отметить, что поклонение природным объектам и их духам-хозяевам являлось широко распространенной практикой в шаманизме. Сегодня в ряде районов проживания шорцев прослеживается стремление восстановить сакральное значение таких объектов. Указание на этническую принадлежность охотника-алтайца содержится в статье корреспондента, принявшего участие в туристическом путешествии по Алтаю [13].
Следующая, по количеству, группа сюжетов отражает этнокультурные процессы в среде славянского населения Кемеровской области. В указанный период на страницах «Кузбасса» освещались русские и украинские праздники, в том числе церковные. Затрагивалась деятельность некоторых фольклорных коллективов. Ряд статей и кратких сообщений содержит упоминания соответствующих национальностей. Это касается и публикаций, не посвященных напрямую этнической тематике (отражающих социально-экономическое положение деревень Мариинского района, а также состояние лесничества, лесного хозяйства Кемеровской области). Ввод авторами отдельных слов придает материалам национальную окраску («русская» печь, «русское» лесничество) [12; 16]. В рубрике «Календарь» рассматриваются памятные даты отечественной и зарубежной истории. Одна из них связана с полковником Алкснисом В. Автором отмечено, что его мать — из староверов Горной Шории [10]. Однако здесь же указано на принадлежность полковника к латышскому народу.
Не всегда указания на национальную принадлежность, встречающиеся в прессе, делаются посредством этнонимов. Это может быть связано с недостаточной осведомленностью журналистов в соответствующих разделах этнологии. Либо со стремлением придать своему материалу определенную окраску, посредством ввода в текст элементов просторечного лексикона. Вероятно, этим объясняется наличие слова «хохлушка» в одной из статей. Последняя освещает жизнь семьи, занимающейся коневодством [25].
В следующих сюжетах зафиксированы мероприятия, которые в различных формах, на разных уровнях способствуют развитию традиционной культуры славянского населения региона. Так, одна из статей посвящена обрядовой украинской свадьбе, прошедшей недалеко от с. Преображенка Тяжинского района. Среди участников названы представители украинского общества «Явир», немецкой, еврейской, белорусской общественных организаций, армянской общины «Урарту», ассоциации телеутов, казачьего общества г. Анжеро-Судженска, общественного движения «Шория» г. Мыски, Центра татарской культуры «Дуслык», центра славянской культуры Кемеровского района «Добродея». Это соответствует задаче, фигурирующей во всех уставах национальных общественных организаций Кемеровской области. Она сводится к изучению культур проживающих по соседству народов с целью укрепления взаимопонимания и уважения. В частности, с момента первых шагов деятельности данных обществ налаживалась практика взаимного посещения мероприятий.
В статье упомянуты такие персонажи, как кучер-казак и казачата. Кратко описывается история возникновения с. Преображенка. Оно было основано в 1894 г. крестьянами, переселившимися из Украины. Отмечено сокращение сегодня численности украинского населения села, а также смешение русских, украинцев, белорусов и татар. Автор уделяет внимание деятельности центра славянской культуры «Ярославна» по сохранению украинских обычаев. Он действует в Тяжинском районе с 2003 г. Основные направления работы — сбор старинных предметов, проведение песенных фестивалей, фольклорных праздников (в том числе данной свадьбы). Корреспондент упоминает венчание рушником, другие традиционные элементы свадьбы. Это песни, пляски, выкуп места возле невесты, торг пампушек, свечи-обереги, домовые, ритуальное снятие с невесты девичьего венка. Сюда же относятся породнение семей, чаша-братина, молотьба жита. Подчеркивается переплетение русских, украинских и белорусских обычаев на данном празднике. Кроме того, в статье нашли отражение национальные костюмы гостей и участников, исполнение шорских, телеутских, татарских и еврейских песен. Здесь же зафиксированы игра на армянском музыкальном инструменте «дудук», исполнение украинского гопака, немецких пожеланий.
Отмечено присутствие представителей власти. Это губернатор Тулеев А. Г., его заместитель Свиридова И. А. (сегодня она является ректором Кемеровского государственного университета), главы областных департаментов, городских и районных администраций. В том числе глава Тяжинского района Косинский Д. П. Среди гостей находились и представители Союза женщин Кузбасса, консульства Украины г. Тюмень. Руководитель общества «Явир» А. Марченко фигурирует в статье как инициатор свадьбы. При этом не указано, каким образом взаимодействуют «Явир» и «Ярославна». Автор делает вывод о степени важности интернационального сближения в Кемеровской области. Приводит аналогичные мнения одного из деканов Кемеровского государственного университета культуры — Рудич Л. (упомянувшей шорцев, телеутов, татар), и председателя Союза женщин Кузбасса Леоновой Л. [14].
Почти одновременно вышло краткое сообщение о работе выставки «В гостях у «Параскевы пятницы» в Новокузнецком художественном музее. Здесь были представлены, по сведениям корреспондента, произведения сотрудников новокузнецкого Центра традиционной русской культуры «Параскева пятница», и студии традиционной росписи «Лепесток» того же города. В сообщении дана информация об указанном Центре: 6-летний (на тот момент) период работы, реализация задач по сохранению, возрождению и развитию русской культуры. Награды от администраций области и города. Руководителем являлась Павловская Е., выпускник Алтайского государственного университета культуры и искусств [15]. Отметим здесь же опубликованное интервью журналиста с главой Кемеровского района Глебовым А. К. В основном, речь велась о проблемах социально-экономического развития. Говоря о культурной жизни, глава упомянул о 15-летнем юбилее «Хора русской песни», о проведении областного конкурса русской песни [21].
К данной группе сюжетов нами отнесены и материалы, освещающие деятельность Православной церкви. Основанием является длительное развитие культуры восточнославянских народов в ее рамках. Мы предполагаем, что наличие такой информации в прессе может ориентировать читателя, прежде всего на процессы в сфере самосознания русских. В рассматриваемый период опубликовано краткое сообщение о посещении г. Новокузнецка главой Русской старообрядческой церкви [1]. Появилась также статья, содержащая детские воспоминания автора о праздновании Успенья [9].
Функционирование немецких обществ отражено в сообщении о 5-летнем юбилее осинниковского центра «Содружество». Отмечены следующие направления его работы: курсы по возрождению традиций, обычаев, изучению языка для взрослых; деятельность клуба «Югендвельт» для детей и молодежи (занятия немецким языком, теннисом); проведение праздников. Указано, что организация Рождества и Пасхи проходит при участии шорского и татарского населения (автор не называет конкретных объединений данных народов, действующих в городе, и форм их участия в праздниках) [22]. Выше упомянуто также об участии представителей немцев в обрядовой украинской свадьбе.
В качестве отдельного сюжета нами выделено сообщение о международной кулинарной олимпиаде. Она проходила в г. Томске. Участвовали представители различных городов Сибири, в том числе Кемерово. Здесь интерес представляет упоминание о номинации «Этническая кухня» [4]. В задачи корреспондента, видимо, не входило указание конкретных национальных блюд. На основании только данного сообщения нельзя составить представление о том, кухня каких народов, проживающих в Кемеровской области, была представлена на олимпиаде.
Не остались вне поля зрения журналистов и некоторые аспекты функционирования региональных органов государственной власти, имеющих отношение к этнокультурным процессам на территории области. Так, в рубрике «Курьер» опубликовано краткое информационное сообщение об учреждении звания «Почетный работник культуры Кузбасса». Среди кандидатов на присуждение фигурируют сотрудники департамента культуры и национальной политики Администрации Кемеровской области [3]. В материалах газеты «Кузбасс» отражены изменения в структуре указанных органов. Примером, в частности, является интервью автора одной из статей с начальником департамента культуры областной Администрации Зауэрвайн Л. Т.. На тот момент она возглавляла департамент в течение месяца. Среди обсуждавшихся вопросов было слияние департаментов культуры и национальной политики, осуществленное в 2004 г. Обосновывая логику такого шага, Зауэрвайн кратко объяснила основное содержание национальной политики в Кемеровской области. По ее мнению, оно полностью входит в сферу культуры. Отмечено появление, в рамках нового департамента, управлений культуры и национальной политики. Первое возглавила Зауэрвайн Л. Т., второе — Гвоздкова Л. И. [34].
События в г. Беслане сентября 2004 г. нашли отклик в среде интеллигенции области. В том числе общественных, национальных организаций. И это получило отражение в печати. На страницах «Кузбасса» данная тема подробно не освещена. Она представлена только несколькими краткими сюжетами. Однако и они дают читателю представление о характере национальных обществ Кемеровской области, задачах их деятельности. Речь идет об опубликованных отзывах со стороны Кемеровского областного представительства Международного союза общественных организаций «Союзная общественная палата «Россия — Беларусь», Президиума Координационного совета национальных общественных объединений Кемеровской области, Консультативного совета общественных объединений области. В данных текстах указывается на разжигание межнациональной вражды, как одну из целей террористов. Выражается негативное отношение к захвату ими школы, от имени всех народов, проживающих в Кемеровской области. У читателя формируется представление о единодушной позиции представителей данных этносов. Поднимается вопрос об угрозе межконфессиональных столкновений, мусульман и христиан. Боевики названы «людьми без национальности и веры» [6; 26; 27].
Таким образом, авторство газетных материалов принадлежит не только профессиональным журналистам, но и сотрудникам государственных учреждений. Это способствует компетентному рассмотрению проблем, в частности, развития инфраструктуры шорских поселков, решения вопросов экологии. «Этническая» информация представлена достаточно разрозненными сюжетами. Вместе с тем, при условной группировке они дают представление о некоторых аспектах возрождения традиций и региональной национальной политики Кемеровской области. Относительно подробно освещается развитие лишь некоторых из проживающих в области народов. Это, в частности, коренные жители и русские. Деятельность большинства остальных этносов либо фигурирует в виде кратких упоминаний, либо практически не отражена. Сюда, к примеру, можно отнести армян. Авторы не всегда увязывают описываемые ими мероприятия с работой национальных общественных объединений региона. Это может быть связано с недостаточной осведомленностью корреспондентов относительно данной работы. В свою очередь, недостаточная осведомленность журналистов, возможно, обусловлена отсутствием стремления самих национальных обществ сотрудничать со средствами массовой информации. Следует также отметить тенденцию формирования у читателей представления о мирном характере межнациональных отношений на территории Кемеровской области. Так, газетные материалы, опубликованные в течение рассмотренного периода, не содержат данных относительно напряженности русско-шорских отношений в ряде районов Горной Шории, о проявлениях бытового национализма и его социально-экономических причинах. Помимо культурно-просветительных, социальных и экологических мероприятий, материалы прессы отражают изменения в структуре государственных органов управления, связанных с национальной политикой на областном уровне.
Список литературы:
- Визит владыки // Кузбасс. — 2004. — 3 сентября. — С. 2.
- В Калтане // Кузбасс. — 2004. — 14 сентября. — С. 1.
- В Кемеровской области // Кузбасс. — 2004. — 25 сентября. — С. 3.
- Вкусно готовим, с удовольствием! // Кузбасс. — 2004. — 3 сентября. — С. 2.
- В Междуреченске // Кузбасс. — 2004. — 11 сентября. — С. 3.
- Жители многонационального Кузбасса // Кузбасс. — 2004. — 3 сентября. — С. 1.
- Зотов И. За границу на автобусе / Зотов И. // Кузбасс. — 2004. — 2 сентября. — С. 3.
- История одного народа // Кузбасс. — 2004. — 7 сентября. — С. 2.
- Карев Н. Успениев день / Карев Н. // Кузбасс. — 2004. — 4 сентября. — С. 11.
- Кладчихин В. О чем молчите, сентябри? /Кладчихин В. // Кузбасс. — 2004. — 2 сентября. — С. 16.
- Культура шорского народа // Кузбасс. — 2004. —25 сентября. — С. 3.
- Лебединская Н. Времянка / Лебединская Н. // Кузбасс. — 2004. — 16 сентября. — С. 14.
- Макеева В. Дорогу осилит идущий / Макеева В. // Кузбасс. — 2004. — 25 сентября. — С. 8 —9.
- Мжельская В. Крылья эту свадьбу вдаль несли / Мжельская В. // Кузбасс. — 2004. — 2 сентября. — С. 4.
- Назаренко Н. Посиделки у Параскевы / Назаренко Н. // Кузбасс. — 2004. — 4 сентября. — С. 14.
- Нужен ли обществу труд лесников? // Кузбасс. — 2004. — 16 сентября. — С. 12.
- Потапов Л. П. Очерки по истории алтайцев / Потапов Л. П.. — М. — Л.: Изд-во АН СССР, 1953. — 443 с.
- Про «церковь» на горе // Кузбасс. — 2004. — 3 сентября. — С. 4.
- Родная речь // Кузбасс. — 2004. — 22 сентября. — С. 2.
- Рябухина И. Экология — безопасность — жизнь / Рябухина И // Кузбасс. — 2004. —1 сентября. — С. 3.
- Смотрим в будущее с оптимизмом // Кузбасс. — 2004. — 17 сентября. — С. 2.
- «Содружеству» — пять лет // Кузбасс. — 2004. — 3 сентября. — С. 2.
- Сюрпризы осенней непогоды // Кузбасс. — 2004. — 29 сентября. — С. 2.
- Теперь бы льготников учесть // Кузбасс. — 2004. — 3 сентября. — С. 2.
- Тимощук А. «Подкованное» счастье / Тимощук А. // Кузбасс. — 2004. — 4 сентября. — С. 8.
- Уважаемые кузбассовцы! // Кузбасс. — 2004. — 3 сентября. — С. 1.
- Участники палаты // Кузбасс. — 2004. — 3 сентября. — С. 1.
- Худик Л. Без культуры нет истоков / Худик Л. // Кузбасс. — 2004. — 21 сентября. — С. 4.
- Худик Л. В тайгу, за прибылью! / Худик Л. // Кузбасс («Опора»). — 2004. — 17 сентября. — С. ІІI.
- Худик Л. Иждивенчество бывает заразным / Худик Л. // Кузбасс. — 2004. — 8 сентября. — С. 3.
- Худик Л. Ортонское соглашение / Худик Л. // Кузбасс. — 2004. — 22 сентября. — С. 2.
- Чуазас — не богом забытое место // Кузбасс. — 2004. — 10 сентября. — С. 2.
- Шипилова Т. Фирма веники вяжет! / Шипилова Т. // Кузбасс («Опора»). — 2004. — 17 сентября. — С. IІІ.
- Штраус О. «Учусь быть чиновником» / Штраус О // Кузбасс. — 2004. — 28 сентября. — С. 4.
дипломов
Оставить комментарий