Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 23 апреля 2012 г.)

Наука: История

Секция: Всемирная история

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Рожкова Е.К., Тажиева Д.М. ИСТОРИЯ И РАЗРЕШЕНИЕ ГРУЗИНО-ЮЖНООСЕТИНСКОГО КОНФЛИКТА // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИСТОРИЯ И РАЗРЕШЕНИЕ ГРУЗИНО-ЮЖНООСЕТИНСКОГО КОНФЛИКТА

Рожкова Елена Константиновна

канд. ист. наук, ст. преподаватель кафедры всеобщей истории ОГПУ,

г. Оренбург

E-mail: 

Тажиева Дина Муратовна

студентка исторического факультета V курса ОГПУ

 

Распад Советского Союза как огромного многонационального государства способствовал углублению кризиса в межнациональных отношениях на всей его бывшей территории. Проблемы этнического характера на территории СССР существовали всегда, другое дело, что их замалчивали и о них не говорили вплоть до 90-х годов. Сдерживание многих проблем в сфере межнациональных отношений привело к резкому обострению конфликтов после распада Советского Союза. Во многих регионах это обострение вылилось в межэтнические конфликты в разных формах, в том числе в открытые столкновения людей.

Одним из ярких примеров является грузино-южноосетинский конфликт. История противостояния этих двух бывших территорий Советского Союза уходит в далекоё прошлое. Зачатки конфликта проявились еще в 20-х годах XX века, после того, как Южная Осетия была передана в состав Грузии. В апреле 1922 года декретом ВЦИК и Совета Народных Комиссаров Грузинской ССР по национально-государственному размежеванию Закавказья была создана Югоосетинская автономная область. Однако автономия Южной Осетии носила во многом номинальный характер [8, с. 6].

В конце 1980-х годов в Грузии начался подъем национа­листического движения, которое выступало за ликвидацию автономных образований в составе Грузинской ССР [6, с. 98]. В 1990 году Грузия официально отказалась от признания основных юридических норм, касающихся ее статуса в составе СССР, то есть принятых после 1921 года. Южная Осетия, в свою очередь, воспользовалась ситуацией и объявила о суверенитете, аргументируя свою позицию тем, что до 1922 года ее территория не входила в состав Грузии [6, с. 99].

Такое положение не устраивало Грузию, к власти в которой в том же году пришли представители националистических партий и движе­ний. Председателем Верховного совета ГССР был избран председатель Хельсинкской группы Грузии, глава объединения «Круглый стол — Свободная Грузия» Звиад Гамсахурдия. 10 декабря 1990 года Верхов­ный совет республики Грузии упразднил Югоосетинскую автономную область, включив ее территорию в состав Грузии на общих основа­ниях [8, c. 7].

19 января 1992 года в Южной Осетии прошел референдум о независимости республики. Свыше 98 % от принявших участие в голосовании высказались за независимость. 29 мая 1992 года Верховный Совет Республики Южная Осетия принял Акт о государственной независимости.

24 июня 1992 года в Сочи подписано четырехстороннее российско-грузинско-осетинское (Северная и Южная Осетия) Соглашение о принципах урегулирования грузино-осетинского конф­ликта. 14 июля 1992 года в Южную Осетию вошли смешанные рос­сийско-грузинско-осетинские миротворческие силы, после чего завер­шился период открытого военного противостояния [8, с. 372].

В настоящее время политический статус Южной Осетии остается неопределенным. Самопровозглашенная республика не признана миро­вым сообществом, а официальный Тбилиси считает Южную Осетию Цхинвальским регионом Грузии, но фактически не контролирует его.

Таким образом, конфликт между Грузией и Южной Осетией с момента его зарождения и до сегодняшнего времени не затихает. Тер­риториальные претензии Грузии вылились в следующую главу грузино-южноосетинского конфликта, которая начинается в августе 2008 года.

Причины начала вновь разгоревшегося столкновения участники видят по разному. 8 августа командующий грузинскими миротворцами Мамука Курашвили назвал действия Грузии в Южной Осетии «операцией по наведению в Цхинвальском регионе конституционного порядка». Государственный министр Грузии по реинтеграции Темур Якобашвили пояснил, что «целью руководства Грузии является не взятие городов. В Тбилиси хотят лишь поставить точку на крими­нальном режиме, чтобы никто не угрожал нашим городам, гражданам и инфраструктуре». Грузинская сторона заявила, что действия грузинской армии в Южной Осетии были ответом на нарушение режима прекращения огня. 22 августа государственный министр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили заявил в интервью украинскому агентству «УНИАН»: «…решение атаковать Цхинвали было принято только тогда, когда колонна российской военной техники начала входить в Южную Осетию. Цхинвали бомбили русские после того, как мы взяли его на четыре с половиной часа. Мы бомбили окрестные высоты. Подчеркиваю, не населенные пункты» [2].

В южноосетинской интерпретации, война вызвана этническим конфликтом между осетинами, которые защищали исконно осетинские земли, и грузинами, которые ущемляли права осетин и виновны в геноциде; осетины при умеренной поддержке русских войск навсегда изгнали грузин и добились независимости. 8 августа 2008 года президент Южной Осетии Эдуард Кокойты сообщил о многочисленных жертвах среди мирных жителей Южной Осетии и обвинил президента Грузии Михаила Саакашвили в геноциде осетинского народа.

Глава МИД России Сергей Лавров заявил, что причинами ввода российских войск в зону конфликта стали агрессия Грузии против неподконтрольных ей территорий Южной Осетии. Действия грузинской армии в отношении мирных жителей С. Лавров квалифицировал как геноцид. Он отметил, что большинство населения Южной Осетии — граждане России и что «ни одна страна мира не осталась бы безучастной к убийству своих граждан и изгнанию их из своих жилищ». Лавров заявил, что Россия «этот конфликт не готовила» и выступала с предложением принять резолюцию Совбеза ООН, призывающую Грузию и Южную Осетию отказаться от применения силы. Он отметил, что как только безопасность в регионе была восстановлена, президент России объявил об окончании военной операции [7].

С 8 августа начинаются военные действия, которые заканчиваются подписанием плана мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта 16 августа 2008 года.

Президент России Дмитрий Медведев подписал указы о признании государственного суверенитета республики Южная Осетия. «Россия призывает другие государства последовать ее примеру. Это нелегкий выбор, но это единственная возможность сохранить жизни людей», — заявил Медведев Д. [4]. Но, по мнению многих экспертов после событий августа 2008 года во взаимоотношениях России и Южной Осетии сложилась следующая ситуация: Южная Осетия четко ориентируется на вступление в состав России на правах Северной Осетии. Но этот вариант крайне не выгоден для руководства Северной Осетии. Югоосетинские лидеры получат в составе РФ статус и возможности, равные североосетинским. Это психологически вряд ли приемлемо для североосетинского руководства, которое за последние годы привыкло к роли «старшего брата» [5, с. 137].

Очень интересна позиция мирового сообщества и в частности США по вопросу грузино-южноосетинского конфликта. Грузия не была признана агрессором. Запад единодушно встал на сторону Грузии, которая, по сути, развязала конфликт в Южной Осетии. Россия была вынуждена вмешаться в него. Во время встречи на открытии олимпийских игр в Пекине президент США Джордж Буш и премьер-министр РФ Владимир Путин обсуждали вопросы Южной Осетии. Итогом их переговоров стала просьба американской стороны уважать грузинский суверенитет. «Я хочу подчеркнуть от имени президента, что США поддерживают территориальную целостность Грузии», — заявила официальный представитель Белого дома Дана Перино [1].

Таким образом, короткая пятидневная война имеет огромные последствия. Конечно, значительны людские жертвы. Достаточно серьёзны экономические последствия. Но для России важны геополитические уроки. Война в Южной Осетии в полной мере продемонстрировала то, что, несмотря на достаточно спокойные отношения между РФ и США, складывающиеся в последнее время, Белый Дом видит в России потенциального противника. В полной мере проявилась антироссийская направленность западных стран, которая якобы затихла с распадом СССР.

 

Список литературы

  1. Артемьев А. Дипломатическое мычание // Интернет-газета «Газета.Ru».-2008. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://www.gazeta.ru/politics/2008/08/09_a_2806030.shtml.
  2. В Тбилиси уверены, что Саакашвили не давал повода для начала войны // Интернет-газета «RUPOR.INFO». — 2008. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://www.rupor.info/news-v-mire/2008/08/21/v-tbilisi-uvereni-chto-saakashvili-ne-daval-povoda/.
  3. Гушер А. Молчать и медлить больше нельзя // Азия и Африка сегодня. —2007. — № 4. С. 3 —10.
  4. Дмитрий Медведев признал независимость Южной Осетии и Абхазии // Бизнес-газета «РБК». — 2008. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://top.rbc.ru/politics/26/08/2008/229753.shtml.
  5. Казин Ф. А. Взаимоотношения России с Южной Осетией и Абхазией в сравнительной перспективе // Полис. — 2009. — № 1. С. 130 — 142.
  6. Кан Сам Гу. Генезис конфликтов в Закавказье и Роль России // МЭиМО. —2002. — № 10. С. 93 —102.
  7. Почему действия России в Грузии были правильными («The Financial Times»,Великобритания) // Интернет-газета «inoСМИ.ru».-2008. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://www.inosmi.ru/world/20080813/243190.html.
  8. Южный Кавказ: тенденции и проблемы развития (1992 —2008 годы) / Отв. ред. и рук. авт. кол. Гусейнов В. А. М.: Красная звезда, 2008. — 392 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий