Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 23 апреля 2012 г.)
Наука: История
Секция: Всемирная история
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ОБ ИЗУЧЕНИИ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ В АМЕРИКАНСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ В 40-е — 50-е ГОДЫ ХХ ВЕКА
Лебедева Анна Ильинична
кандидат исторических наук, ФГБОУ ВПО «Камчатский государственный
университет имени Витуса Беринга», г. Петропавловск-Камчатский
E-mail: lebedevaanna@yandex.ru
Вторая мировая война и изменившаяся международная обстановка после ее окончания послужили импульсом к началу энергичного и всестороннего изучения Советского Союза в США. Вопрос о развитии русистики и советологии в США достаточно широко представлен в отечественной и американской историографии. Работы советского периода имеют отчетливо идеологический характер, но в последнее время появились и новые научные исследования по данной теме [2, 3, 4, 7, 8, 9]. Американская историография становления и развития русистики и советологии в США весьма обширна. Пристального внимания заслуживает статья Эммонса Т., опубликованная в 1995 г. на страницах «Американского исторического обозрения», в которой дается анализ исследований по истории России/СССР, опубликованных в этом журнале и других изданиях [14]. Некоторые работы американских историков, посвященные развитию российских исследований в США, опубликованы в отечественных научных периодических изданиях [10, 11].
Первые шаги в преподавании российской истории в университетах США были сделаны на рубеже XIX—XX вв., однако какого-либо значительного интереса со стороны американцев к нашей стране до второй мировой войны не наблюдалось. Рост интереса к победителю нацистской Германии и одновременно основному оппоненту Запада — Советскому Союзу, привел к тому, что во второй половине 40-х — 50-е годы в США активизировались исследования в области российской истории. Одновременно с этим многие высшие учебные заведения стали включать в свои учебные планы курсы по истории нашей страны. Более популярным стало изучение студентами-историками русского языка, поскольку многие из них выбирали в качестве специализации проблемы российской или советской истории.
В рассматриваемый период в университетах США активно развивались т.н. региональные исследования (AreaStudies), целью которых было комплексное изучение разных стран и частей мира. Отечественные и зарубежные исследователи отмечают, что для второй половины 40-х — 50-х годов ХХ в. характерно фокусирование внимания на изучении литературы, языков и истории [6, 12].
Преподавание истории России/СССР осуществлялась в высших учебных заведениях разных типов: двухгодичных колледжах, колледжах свободных искусств, педагогических колледжах и крупных университетах. В большей степени преподавание этих курсов реализовывалось в специальных центрах и институтах, созданных при крупных университетах, которые сочетали исследовательскую и образовательную деятельность, поскольку в американской высшей школе наука и образование традиционно взаимосвязаны. Эти институты и центры в первую очередь готовили магистров и докторов. Активной работе данных учреждений способствовало солидное финансирование, которое осуществлялось, в указанный период, прежде всего, частными благотворительными фондами.
Рост внимания к преподаванию российской истории проявлялся не только в подготовке специалистов с докторскими степенями. В послевоенный период существенно увеличилось число курсов по истории России и СССР на первой ступени высшей школы, т.е. при подготовке бакалавров, специализировавшихся в области гуманитарных или социальных наук. На рубеже 40-х — 50-х годов федеральным ведомством образования была проведена серия исследований учебных планов для бакалавров в различных типах колледжей и университетов [16, 17, 18]. Из большого перечня представленных в этих учебных планах курсов, можно выделить группу предметов по истории одной страны. Например, в 110 колледжах свободных искусств среди подобных курсов наиболее популярными были история США (100 % учебных заведений), Англии (97 %), России (24 %). Помимо этих предложений, число курсов по истории одной страны было незначительным [18, с. 201]. Из 191 педагогического колледжа историю США предлагали в 99,5 % учебных заведений; Англии — в 64 %; России — в 18,8 %; Франции — в 2,6 %; Германии — в 3,2 % [16, с. 32]. Исследование 77 Лэнд-грант колледжей и университетов штатов показало, что историю США читали во всех университетах и колледжах; Англии — в 55 %; России — в 39 %; Франции — в 10,7 %; Германии — в 15 %; Испании — в 6,9%; Италии — в 3,8 %; Китая — в 6,1 %; Японии — в 5,4 % [17, с. 70].
Все вышеперечисленные исследования основаны на разной выборке учебных заведений, но даже при этом прослеживается определенная тенденция, которая показывает, что курс по истории России/СССР устойчиво занимал третье место (после истории США и Великобритании) по количеству предлагавших его учебных заведений. Что же касается количества часов, выделявшихся на изучение российской истории, то оно также превышало часы, отводившиеся для знакомства с историей Франции, Германии и других стран, за исключением США и Великобритании. В конце 1950-х годов комиссия Американской исторической ассоциации, изучив содержание высшего исторического образования, пришла к выводу, что к 1958 г. из 502 колледжей и университетов, охваченных исследованием, 18 % увеличили учебную нагрузку на изучение курсов по истории России/СССР и стран Восточной Европы [15, с. 74].
И все же основной акцент делался на подготовку специалистов-докторов, которые в дальнейшем должны были заниматься преподавательской деятельностью или работать в правительственных и коммерческих организациях. По данным комиссии Американской исторической ассоциации в рассматриваемый период больше всего докторов в области истории выпускали университеты северо-восточных штатов страны. Эти штаты лидировали и в подготовке докторов, специализировавшихся по российской истории [15, с. 28]. Из 77 университетов, предлагавших докторские программы по истории в 1950-е годы, история России/СССР читалась в качестве вводного курса в 22 % из них, в 82 % учебных заведений этот предмет предлагался как курс повышенного уровня для наиболее способных студентов первой ступени высшей школы и студентов исследовательских школ, и в 27 % — в качестве курса третьего уровня, предназначенного только для студентов, обучавшихся по магистерским и докторским программам [15, с. 123]. Эти цифры, на наш взгляд, говорят о том, что российская история преподавалась на относительно высоком уровне. Если говорить об изменениях, произошедших в предложении курсов по интересующей нас тематике за десять лет (1948 —1958 гг.), то в отчетах этих же 77 учебных заведений, представленных комиссии в 1958 г., 18 раз встречается упоминание о росте количества курсов по данной тематике и ни разу — о сокращении [15, с. 124].
Среди университетов, осуществлявших подготовку специалистов по российской истории, в указанные годы лидировали Колумбийский и Гарвардский. Первый — в подготовке специалистов по российской тематике в целом, второй — в подготовке докторов в области истории России и СССР. Число докторских диссертаций по российской и советской истории, защищенных в 1940 —1958 гг., достигло в Гарвардском университете 30; Колумбийском — 21; Калифорнийском университете в г. Беркли — 10; Йельском — 9 [13]. Примечательным является тот факт, что наиболее успешная школа американских русистов в Гарварде была основана русским историком-эмигрантом Карповичем М. М., под руководством которого только в 1950-е годы подготовили и защитили свои диссертации такие известные историки-русисты, как Раев М. (1951 г.), Малиа М. (1951 г.), Хеймсон Л. (1951 г.), Персен У. (1953 г.), Талер Р. (1955 г.), Салливан Дж. (1955 г.), Мендел А. (1957 г.), Роджер Дж. (1957 г.), Адлер Ч. (1958 г.) и др. [2, с. 11].
Если рассматривать динамику развития российских исследований в США, то по сравнению со второй половиной 1940-х годов, 1950-е годы отличались замедленными темпами, что сказалось, в частности, на подготовке специалистов по истории России/СССР. Основной причиной была Холодная война, которая с одной стороны усиливала интерес к СССР, а с другой приводила к вражде, мешала контактам, способствовала упрощенным оценкам, которые давались друг другу противоборствующими сторонами, что, в свою очередь, тормозило развитие полноценных исследований. Первый искусственный спутник Земли, запущенный Советским Союзом в 1957 г. дал новый импульс развитию русистики. Мы видим, таким образом, что начало серьезному развитию русистики, а вместе с тем и подготовке специалистов по российской истории в США, относится к послевоенному времени. Ухудшение отношений между Вашингтоном и Москвой в конце 40-х — начале 50-х годов ХХ в., с одной стороны, обостряло интерес американцев к прошлому страны-соперницы, а, с другой, вело к взаимному отторжению двух конкурентов за влияние в мире. Запуск советского спутника, на наш взгляд, усилил первую тенденцию и ослабил вторую.
Списоклитературы:
- Блинкин Я. А. Как в США готовят «специалистов» по истории СССР? // Вопросы истории. — 1972. — № 10. — С. 163 — 169
- Болховитинов Н. Н. Роль русских историков в становлении русистики в США // Вопросы истории. — 2001. — № 4. — С. 3 —20.
- Болховитинов Н. Н. Русские ученые-эмигранты (Вернадский Г. В., Карпович М. М., Флоринский М. Т.) и становление русистики в США. М.: РОССПЭН, 2005. 139 с.
- Козляков В. Н. Формирование русских исследовательских центров в Колумбийском и Гарвардском университетах в 1945 —1948 гг. // Источниковедение и историография в мире гуманитарного знания. М., 2002.
- Краснов И. М. Изучение истории СССР в США: некоторые цифры и факты // История СССР. — 1964. — № 6. — С. 166 —183.
- Милякова Л. Б. «Русские» центры при университетах США // Славяноведение и балканистика в зарубежных странах. М.: Наука, 1983. С. 49 —66.
- Некрасов А. А. Становление и этапы развития западной советологии: текст лекций. Ярославль. 2000. 68 с.
- Петров Е. В. История американского россиеведения: учеб. пособие — СПб: Б.И., 1998. 214 с.
- Петров Е. В. Основные этапы становления и развития в университетах США типового направления «American Research on Russia» // Проблемы славяноведения: труды центра славяноведения. 2000. Вып. 2.
- Малиа М. В поисках истинного Октября (Размышления о советской истории, западной советологии и новой книге Ричарда Пайпса) // Отечественная история. — 1992. — № 4. — С. 178 —187.
- Рибер А. Изучение истории России в США // Исторические записки. — № 3 (121). — 2000. — С. 65 —105
- Atkinson D. Soviet and East European Studies in the United States // Slavic Review. — Vol. 47. — № 3 (Fall 1988). — P. 397 —413.
- Dossick J. J. Doctoral Research on Russia and Soviet Union. N.Y.: New York University Press, 1960. 248 p.
- Emmons T. Russia Then and Now in the Pages of the American Historical Review and Elsewhere: A Few Centennial Notes // AHR. — Vol. 100. — № 4 (October 1995). — P. 1136 — 1149.
- Perkins D., Snell J. The Education of Historians in the United States. N.Y.: McGraw-Hill, 1962. 244 p.
- Sanders Jennings B. Undergraduate History Curriculum in Teachers Colleges // Higher Education. — Vol. 6. — № 3 — (Oct. 1949). — P. 31 —34.
- Sanders Jennings B. Undergraduate History Curriculum in the 94 Land-Grant Colleges and State Universities // Higher Education. — Vol. 6. — № 6 (Nov. 1949). — P. 67 —71.
- Sanders Jennings B. The History Curriculum in 110 Privately Controlled Liberal Arts Colleges: A Summary // Higher Education. — Vol. 6. — № 17 (May 1950). — P. 201 —202
дипломов
Оставить комментарий