Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 23 апреля 2012 г.)
Наука: Социология
Секция: Социология международных отношений
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ВЛИЯНИЕ ТУРИЗМА НА МЕЖДУНАРОДНУЮ СОЦИАЛЬНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ
Петрова Елена Владимировна
канд. социол. наук, доц. ЦИУ и ЭТБ — филиал РМАТ, г. Сергиев Посад
Е-mail: itbrmat@mail.ru
Туризм выполняет интегративную социокультурную роль, способствуя ознакомлению людей с культурой различных стран.
Взаимодействие культур, их диалог — наиболее благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных отношений. И наоборот, когда в обществе есть межэтническое напряжение и тем более, межэтнические конфликты, то диалог между культурами затруднен, взаимодействие культур может носить ограниченный характер в поле межэтнической напряженности данных народов, носителей данных культур [1]. Таким образом, диалог культур может выступать как примиряющий фактор, предупреждающий возникновение войн и конфликтов. Он может снимать напряженность, создавать обстановку доверия и взаимного уважения. Кроме того, обмен духовными ценностями, знакомство с достижениями культуры других народов обогащает личность, взаимодействие культур, происходит в процессе межличностного общения. При этом субъекты культур, воспринимая содержание иной культуры, с одной стороны обогащают содержание национальной культуры, а, с другой стороны, объединяются на основе содержания общезначимых культурных ценностей. В процессе межличностного общения происходит расширение спектра доступных источников информации об иной культуре, что позволяет преодолевать существующие негативные стереотипы и предубеждения и способствовать взаимообогащению духовного облика людей.
Ценности иной культуры воспринимаются на основе получения новой информации и сопоставления ее с прежним социокультурным опытом. Процессы взаимодействия собственного культурного потенциала с новыми элементами культуры происходят не только на рациональном уровне, но также и на эмоциональном. Чувства способствуют или препятствуют эффективному восприятию иной культуры, освоению ее ценностей или их отторжению. Восприятие иной культуры осуществляется посредством сравнения основных элементов собственной национальной культуры с аналогичными элементами в презентируемой культуре, поскольку, как известно, сравнение является основой всякого понимания и всякого мышления. Чужая культура усваивается только в процессе какой-либо деятельности практической, учебной или иной.
Конец XXи начало нынешнего века характеризуются все более сильным проявлением влияния глобализации, которое коснулось всех сфер жизни общества, в том числе и социокультурных аспектов. Как отмечают культурологи [2, с. 3,14], этим вызвано возникновение целого ряда сравнительно новых тенденций в процессе развития культуры:
- увеличение скорости и масштабов социокультурных изменений в целом;
- доминирование интегративных тенденций в культуре на фоне обострения тенденций ее дифференциации и диверсификации в различных социальных системах;
- повышение интенсивности культурных взаимодействий в информационном обществе;
- наступление западной культуры, зачастую в весьма агрессивных формах (культурная экспансия, вестернизация);
- рост масштабов культурной индустрии в связи с появлением ТНК в сфере производства культурных товаров и услуг;
- усиление влияния глобализации на ценностно-нормативные основы национальных культур в процессе модернизации обществ;
- глобализация символов и универсалий культуры, особенно массовой;
- обострение потребности культурной идентификации в этих условиях;
- расширение влияния английского языка в современных средствах коммуникации и общения.
Несомненно, сближению культур способствует такой фактор, как массовый международный туризм. В ходе различных туров на конкретных примерах можно познакомиться как с уровнем развития определенных исторических эпох и цивилизаций, со степенью совершенствования различных сфер человеческой жизни и деятельности.
Следует обратить внимание также на то обстоятельство, что путешествия оказывали влияние на формирование религиозного (идеологического), а в более широком смысле и культурного общегосударственного пространства. Религиозный и паломнический туризм в рамках любых религий вел к формированию духовных пространств, создавая определенный конфессиональный ментальный универсум. Более 90 % объектов туристского интереса, так или иначе, связаны с культом или религией, имеющими место в настоящее время или уже утратившими свое значение. Эти культурно-исторические ценности, входя составной частью (или будучи основой) в программу тех или иных туров, формируют определенное культурное, историческое, религиозное и др. пространство.
Таким образом, благодаря туризму в сегодняшнем мире уже в планетарном масштабе становится возможной эскалация межкультурной коммуникации и усиление процессов интеграции.
Этому способствует социокультурный сервис туризма, который в определенной степени предстает новый социальный институт, включающий собственные социокультурные функции [3, с. 10—11.]:
- социальное конструирование, освоение и расширение социокультурного пространства инвайронмента как среды обитания;
- ценностное освоение времени и пространства культуры;
- осуществление социально-экологических тенденций взаимодействия мировых и региональных потоков культуры;
- реализация социальной мобильности и устойчивого мирового развития;
- удовлетворение эстетических, интеллектуальных и экзистенциальных потребностей личности;
- создание социально-экономических многоотраслевых комплексов в качестве туристской и сервисной индустрии (эта функция связана всего лишь с одним, хотя и важным, компонентом системы нового социального института, включающим инвестиционный и предпринимательский аспекты, предполагающим создание рабочих мест по организации гостиничного и туристского сервиса).
В настоящее время глобальные инфраструктуры генерируют огромные возможности для диффузии культурных потоков, повышая их интенсивность и плотность. Это способствует активизации процессов унификации и интеграции, когда «повсюду одно и то же», развертыванию стандартного образа жизни. Его элементы объединяются в некую целостность — интегрируются на основе своей близости, сходства культурных знаков, символов, норм, их стереотипизации.
Мощным средством унификации и интеграции является массовая культура, стирающая этнокультурное своеобразие, формирующая глобального потребителя культурного «fastfood'a». Мы разделяем мнение Снеговой О. А. о том, что «… информационное общество сделало массового человека доминирующим социальным типом, ибо его сознание сформировано глобальными технологиями манипуляции ценностями и потребностями человека. Массовый унифицированный человек теряет культурную индивидуальность» [2, с. 15].
Характер изменений туризма, в том числе и в культурном аспекте, определяется условиями глобализации, и его роль в современном мире все более проявляется в том, что туризм выступает одним из наиболее эффективных способов расширения взаимодействия представителей разных культур, практическим методом выработки принципов сотрудничества на международном уровне, каналом распространения культурно-образовательных моделей, ориентированных на открытость и мобильность.
В условиях глобализации у туризма в его социокультурном измерении появляются новые функции: он рассматривается уже и как важный механизм управления межкультурным диалогом народов в глобализирующемся и как способ реализации принципов социального партнерства на уровне различных субъектов взаимодействия.
Подводя итог, можно констатировать, что туризм самым тесным образом связан с культурным развитием общества, ценностными приоритетами и ориентирами социума. Духовная жизнь современного общества не имеет единого начала, и поиск ее идеалов также сведен к личностным экспериментам при максимальных возможностях экспериментирования с различными социальными ролями, пространственными перемещениями в поисках самоидентификации.
Список литературы:
- Кокшаров Н. В. Взаимодействие культур: диалог культур. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.portalus.ru/ modules/philosophy/readme.php?subaction=showfull&id=1108501879&archive=0211&start_from=&ucat=1& (дата обращения: 13.03.2012)
- Снеговая О. А. Глобализация как социокультурный процесс: Автореф. диссер. … канд. филос. наук. — Ростов-на-Дону, 2007. — 24 с.
- Ярская В. Социокультурные проблемы среды обитания // Человеческие ресурсы. — 1998. — № 4. — С. 10 —12.
дипломов
Оставить комментарий