Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: X Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 14 марта 2012 г.)

Наука: Философия

Секция: Социальная философия

Библиографическое описание:
Абаюкова А.Б. ЦЕННОСТИ СЕМЬИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ЦЕННОСТИ СЕМЬИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

Абаюкова Амина Борисовна

преподаватель кафедры философии и политологии Кабардино-Балкарской государственной сельскохозяйственной академии им. В. М. Кокова, г. Нальчик

E-mail: amina.abayukova@mail.ru

 

В статье предпринята попытка исследовать семейные ценности. Семья выступает объектом комплексного изучения различных наук вообще, философии в частности.

Важнейшим признаком семьи является «органическое целое. Ее части — это, собственно говоря, не части, а члены, которые имеют свою субстанцию только в этом целом и отдельно от этого целого самостоятельностью не обладают» [2,  с. 68; 3, с. 208].

Понятие ценности впервые употребляется Кантом в «Критике практического разума». Кант вводил понятие ценности там, где он должен разграничить существование и долженствование. В отличие от суждений существования, где есть объективно существующие объек­ты, объективного объекта «ценность» нет, т. е. ценности имеют только субъективное существование. Объективность их, если они относятся к категорическому императиву, есть у всех людей [5, с. 193—194].

Изучение реалий российского общества в современных условиях представляет собой сложный процесс. Речь идет об общественных и гуманитарных науках, накопивших эмпирический материал, требую­щий своего аналитического анализа и теоретического осмысления. На современном этапе идет процесс фундаментализации и глобализации научного знания, актуализации общетеоретического анализа общест­венных явлений и феноменов каким является семья.

Согласно общепринятому мнению, наибольшее влияние на формирование ценностей оказывает семья. Семья выступает в качестве важнейшего источника критериев оценки, лежащих в основе форми­рования ценностных представлений на протяжении всей жизни челове­ка. Не вызывает сомнения, что именно семья призвана обеспечивать воспроизводство общественно значимых ценностей.

Исследованию семейных ценностей посвящены исследования зарубежных и отечественных ученых (Гегель, И. Кант, О. И. Волжина, Г. А. Горбова, О. Н. Шлычкова). Исследование семейных ценностей в сфере родства отражено в трудах Ю. А. Гаспарян, И. О. Кона, М. Г. Панкратовой и др.; в сфере родительства — В. В. Бойко, Н. Л. Пушкаревой, Г. Г. Филипповой; в сфере семейно-брачных ро­лей — М. Ю. Арутюнян, О. М. Здравомысловой, З. А. Янковой и др.).

Для нас особое значение имеет общефилософский подход в разработке и исследовании данной темы, поскольку позволяет изучить ее как общественное явление. Кроме того, современный этап иссле­дований проблемы семейных ценностей характеризуется недостаточ­ной разработанностью ценностного подхода.

Ценностный подход позволит рассматривать семейные ценности с позиций основных задач: обосновать ценностный подход к исследованию семьи; выявить основные ценности семьи; изучить семью какспецифическую форму социального бытия.

Ценностный подход используется в различных философских системах. Однако разработка теории ценностей вплоть до конца 50-х годов XX века рассматривалась в отечественной науке как прямая антитеза марксизму. Классики марксизма-ленинизма не оставили нам специально разработанной теории ценностей. Однако в одномерное пространство партийно-классового подхода к явлениям жизни она ни­как не вписывалась уже по своему определению. В начале 60-х годов XX века интерес советских философов к этой проблеме заметно воз­рос. Стали выходить публикации, авторы которых, следуя гуманисти­ческим традициям, провозглашали человека высшей ценностью общества. В отечественной философской литературе получила разви­тие идея о ценностях, которые выполняли роль стимулов, создавали условия для реализации индивидом своей активности на ролевом, личностном, коллективном (семейном) уровнях. Так, некоторые уче­ные считали, что познание сущности ценностей помогает раскрыть значение этой категории для анализа явлений конкретной реальности. Природа возникновения системы общечеловеческих ценностей лежит в плоскости формирования и удовлетворения потребностей человека.

Мировоззренческий аспект трансформации семейных ценностей, наиболее актуализировался в 90-е годы XX века, в связи с политичес­кими, экономическими и социокультурными процессами. В современ­ном российском обществе усиливаются тенденции к сокращению брачности, увеличению количества разводов, неполных семей, в конечном итоге это может привести к негативным социальным последствиям.

Можно пре6дположить, что эволюция семейных ценностей существенно обусловлена функционированием и сменой мировоз­зренческих доктрин, господствующих в определённую социокуль­турную эпоху и выступающих в качестве философско-мировоззрен­ческой основы духовных ценностей. В русской философии семья выступает как реальный носитель ценностей, выдвигаемый господст­вующей мировоззренческой доктриной. В русской философской мыс­ли, можно выделить периоды в развитии ценностно-ориентационных принципов мировоззренческих оснований общества. С изменением экономических условий жизни общества непосредственной связана модификация мировоззренческих установок, базирующихся на систе­ме ценностей, господствующих в обществе. Такой процесс имел место в России на рубеже XX—XXI веков.

Сегодня утрата прежнего значения семьи для индивида связана с господством либеральных ценностей, утверждением ценностей инди­видуализма [10, с. 80—81].

Интерес представляют достаточно основательные исследования Г. А. Горбовой, А. А. Магомедова, Б. Б. Хубиева, Н. Д. Шимина и др.

В реалиях современности представляется актуальной задачей соз­дание семейной парадигмы. В семейной парадигме отражается целый комплекс представлений об индивиде, обществе, государстве. Откры­тость семьи, ее обращенность к прошлому и будущему создают реаль­ную основу для перехода к гражданскому обществу [10, с. 83]. По мне­нию Г. А. Горбовой, семейная парадигма должно опираться на прош­лый опыт, накопленный человеком и сохраняющийся благодаря тради­циям, создающим единство внутри семьи, как отмечал Гегель, «чтобы видеть себя в нем не как лицо для себя, а как член этого единст­ва» [4, с. 3—7].

Семья представляет собой одним из важных феноменов бытия че­ловека, является объектом изучения мыслителей прошлого. Несмотря на то, что их научное наследие носит фрагментарный характер, тем не менее, в совокупности создано цельное представление о семье [7, с. 8].

Особым предметом изучения философов являются семья как общественное явление [9, с. 12].

Семья аккумулирует в себе ценности, приобретенные предшест­вующими культурами, цивилизациями и поколениями. Она сама производящая ценности. Ее ценности уникальны. По мнению А. А. Магомедова,ценности — продукты жизнедеятельности семьи, общества и человечества в целом в виде человеческой личности. Они вбирают в себя и поступки людей, и представления морального созна­ния, моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра, зла, справедливости, счастья. Ценности могут быть как общечелове­ческими, «вечными» и конкретно-историческими [8, с. 15—16].

Семья как ценность, воспроизводящая уникальные ценности, высоко котируется у всех возрастных категорий населения. Это и понятно, так как каждый человек имеет прямое отношение к семье. Сказанное подтверждает ряд исследований — А. А. Магомедова [8], О. И. Волжиной [1, с. 29—47] и Кильберг-Шахзадовой [6]. Всех их объединяет близость ответов респондентов о высоком престиже семьи, крепости семейных традиций и ценностей семьи.

По утверждению А. А. Магомедова, многовековые семейные тра­диции противостоят разрушающей мощи семейных традиций вообще и обеспечивают в современных условиях сохранение многих традицион­ных ценностей семьи и семейного воспитания, хотя противостоять мощной волне антисемейных тенденций весьма сложно, а нередко и невозможно [8].

О. И. Волжиной считает, что ценности, как и другие элементы культуры, имеют действенный характер в силу их активного принятия или пассивного признания. Социальная ценность семьи, будучи выра­жением значения семьи, в различных культурных кодах, в системе общественных отношений выступает и в качестве стимула, влияющего на поле выбора индивидуальных семейных ценностей. Исследователь считает, что человек должен стремиться к триединству: Истины, Добра и Красоты, которое рассматривалось в русской философии (конца XIX—первой половины XX века) как ценностное основание, с которым люди должны соотносить явления и объекты действи­тельности. Постановка в русской философии вопроса о значимости ценностной составляющей общественного бытия связана в работах П. А. Флоренского, В. С. Соловьева с философской традицией восста­новления «цельности духовной жизни» посредством утверждения идеалов, или абсолютных ценностей [1, с. 30—34].

Ценность семьи проявляется через субъективное оценочное отно­шение к ней, с одной стороны, и реальный индивидуальный выбор — с другой. Закономерно встает вопрос о выборе различных вариантов семейных приоритетов — социальные нормы семейной жиз­ни [1, с. 36]. По мнению О. И. Волжиной, ценность семьи на уровне идеальной реальности будет сопоставляться с ее социальной значи­мостью, то есть ее функциями в поддержании фундаментальных форм социальной реальности [1, с. 38].

Главной ценностью жизни человека, является семья. Именно в ней формируется толерантное сознание [6].

Таким образом, семья представляет собой общественный орга­низм, обладающий важнейшей ценностью, формирующий и передаю­щий из поколения поколению ценности в разных культурах по-разному.

 

Список литературы:

1.        Волжина О. И. Аксиологическая концепция семьи // Мир образования — образование в мире. Научно-методический журнал, 2001. — № 4. — С. 29—47.

2.        Гегель. Пропедевтика. Работы разных лет в двух томах. — М., 1973. — Т. 2. — С. 68.

3.        Гегель. Философия права. — М.: Мысль, 1990. — С. 208.

4.        Горбова Г. А. Социально-философский анализ ценностей современного российского общества // Известия вузов Северо-Кавказского региона. Общественные науки. Приложение. — 2006. — С. 3—7.

5.        Кант И. Соч.: В 6-и т. — М., 1965. — Т. 4. — Ч. 2. — С. 193—194.

6.        Кильберг-Шахзадова Н. В. Толерантность в обществе и социальных инсти­тутах: монография. — Нальчик: Полиграфсервис и Т», 2003. — 160 с.

7.        Кильберг-Шахзадова Н. В., Хубиев Б. Б. Теоретические проблемы семьеведения. Учебное пособие. — Нальчик: Изд-во КБГУ, 2008. — С. 8.

8.        Магомедов А. А. Семья на Северном Кавказе. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999.

9.        Шимин Н. Д. Семья как общественное явление. — Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1989. — С. 12.

10.     Шлычкова О. Н. Эволюция семейных ценностей в современной культуре // Человеческий капитал. — 2010. — № 8 (20). — С. 80—83.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий