Статья опубликована в рамках: X Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 14 марта 2012 г.)
Наука: Философия
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
«СИМВОЛИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ»: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
Демидова Марина Владимировна
канд. филос. наук, доцент ПИУ им. П. А. Столыпина — филиала РАНХ и ГС при Президенте РФ, г Саратов
E-mail:
Современная бурно развивающаяся информационная эпоха меняет представления человека о труде, а соответственно о капитале. Если в прошлом веке настольной книгой многих экономистов была работа К. Маркса «Капитал» [13], то сегодня всё большее количество экономических и экономико-философских рассуждений посвящено капиталу «символическому».
Что такое «символический капитал», нужен ли он и зачем?
На этот и другие вопросы мы попытаемся ответить в данной работе.
Понятие «символический капитал» было введено в оборот в конце прошлого века французским социологом Пьером Бурдье [3; 4]. Он понимал под таким капиталом тот кредит доверия, который облегчает любой акт социального обмена и об экономической выгодности которого принято молчать.
Другой известный американский исследователь Элвин Тоффлер [21] под «символическим капиталом» подразумевает информационный капитал, получивший распространение в 50-ые — 60-ые годы ХХ века, то есть со времени массового развития информационных технологий, до настоящего времени. В самом широком смысле — это знания, отождествляемые с богатством.
В России понятие «символический капитал» трактуется большинством исследователей как «человеческий капитал», то есть как уровень образования, профессиональной компетентности населения, а также способности человека, вложения в развитие которых приносят работнику доход, который в течение трудовой жизни превышает совокупные инвестиции [5].
Три приведённых нами определения данного понятия, конечно, не являются определениями разного «символического капитала». Скорее, это разные культурные аспекты одного и того же явления, ставшего чрезвычайно актуальным с развитием информационной структуры всё более глобализируемого социума.
Из чего же состоит «символический капитал», если опираться на данные определения?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос нужно определиться с понятиями «капитал» и «символ». Сначала обратимся к понятию «капитал».
В истории классических экономических учений существуют разные его трактовки. А. Смит характеризовал капитал как накопленный запас вещей или денег [18]. Д. Рикардо трактовал его как средства производства [1]. Американский экономист И. Фишер включал в понятие «капитал» любое благо, приносящее доход (деньги) своему владельцу [25]. Согласно К. Марксу, капитал — это деньги, которые приносят дополнительные деньги, это «стоимость, приносящая прибавочную стоимость»[13]. А что такое деньги?
Если обратиться к истории денег [17], можно увидеть различные интерпретации данного понятия. Аристотель считал, что они — продукт соглашения между людьми [17]. А. Смит писал, что деньги представляют собой техническое орудие, облегчающее обмен товарами. Согласно К. Марксу, деньги — это товар, который стихийно выделился из всей массы товаров, и стал играть роль всеобщего эквивалента, выразителя стоимости всех других товаров; стоимость же денег — количество труда для создания этого товара [13]. К. Менгер считает, что деньги — естественный продукт человеческого хозяйства [14]. То есть, деньги — эквивалент капитала.
Таким образом, согласно классическим экономическим учениям, понятием «капитал» характеризуется имущество, имеющееся у его владельца, измеряемое в деньгах как эквиваленте капитала, приносящего прибыль в виде денег.
Теперь попытаемся проанализировать понятие «символ», что, на наш взгляд, — чрезвычайно сложная задача, так как каждый из исследователей символа предлагает своё его определение.
В религиозных трактовках символ — знак-посредник между человеком и Абсолютной реальностью [8], согласно З. Фрейду, символ — это трансформация желания [27], в семиотике — это знак, который указывает на общее содержание предмета [16]. Есть и другие определения понятия «символ» [20].
Мы попытаемся дать определение понятию «символ», исходя из его ментальной специфики. А именно, европейской (западно-европейской) и российской.
Поскольку происхождение символа имеет корни религиозного характера, то первоначально символ представлял собой средоточение тайного сакрального знания, к которому могли иметь доступ только посвящённые в него, например, жрецы, которые и имели, благодаря этому власть [8]. Если обратиться к философским теориям символа, созданным в той или иной религиозной, а соответственно и культурной традиции, увидим следующее.
Европейская традиция исследования понятия «символ» — рациональна (в силу «рассудочности» католицизма [28]), российская — интуитивна. Например, в одном из самых фундаментальных западно-европейских исследований символа — «Философии символических форм» Э. Кассирера [10], можем увидеть отождествление понятий «знак» и «символ» и сведение их к понятию «функция», которая выступает в качестве рационального посредника между человеком и окружающим его миром [7]. Похожая интерпретация понятия «символ» — у Л. Уайта, Уайтхеда А. Н. и других западно-европейских мыслителей [22; 23]. В российской исследовательской традиции понятия «символ», основными представителями которой являются А. Белый, А. Лосев, П. Флоренский [2; 11; 26] и другие, символ есть тождество идеи и вещи в идее же, символ — это миропонимание, которое всегда интуитивно, а не рационально.
Поэтому мы можем определить понятие «символ» как идеальный смысл, вкладываемый интерпретатором в понимание чего-либо, понятие «знак» как материализованный символ, воплощённый в словах, жестах, вещах.
В любом случае символ всегда информативен.
Таким образом, возможно, поэтому в современной эпохе, когда труд всё больше интеллектуализируется в синтезе с информационно-технологическими достижениями общества, информация становится и средством, и целью капитала. И даже самим капиталом — «символическим».
Экономика информатизируется, то есть символизируется. Большое значение приобретает личность как новый тип работника, имеющего «символический капитал».
Из чего складывается «символический капитал» современного работника?
Обратимся к некоторым исследованиям данного явления.
Местников А. А. считает «символический капитал» свойством участников рынка, выражающемся в авторитете, репутации или узнаваемости. «…Важным фактором рынка венчурных инвестиций является инвестирование символического капитала, определяемого как такое свойство участника рынка (венчурного фонда, управляющей компании), когда оно воспринимается другими агентами, способными в силу своего опыта придать ценность этому свойству и определить свое положение относительно этого участника рынка. …Источником символического капитала является государство» [15, с. 113].
Иванов М. М. выделяет в структуре «символического капитала» две составляющие: репутацию как реальную и рациональную составляющую символического капитала субъекта карьеры и имидж как эмоциональную и виртуальную составляющую символического капитала. «...Знако-символическим оформлением капиталов субъекта карьеры может служить репутация, а претензий на обладание капиталами — имидж. Вместе они формируют персональный бренд работника. Персональный бренд субъекта карьеры — специально сформированное комплексное представление об этом субъекте как об обладателе тех капиталов, которые социально востребованы на определенной карьерной позиции. Репутационное строительство предполагает наращивание экономического, культурного и социального капиталов. При имиджировании публично заявляется не объективное приращение капиталов субъекта, а приписанные индивиду качества, способствующие увеличению его символического капитала…» [9, с. 150] .
Максимович Д. С., исследовавшая символический капитал в контексте власти, характеризует его как «…особый вид капитала, которым располагают органы власти, …основным инструментом его реализации выступают средства массовой коммуникации. Символический капитал является не отдельным социальным явлением, а синтезом социальных отношений. К институциональным составляющим символического капитала власти относится тип принадлежности символического капитала власти, выражающийся в законодательной или харизматической способности института или личности быть в центре внимания населения, а также специфический способ власти (в форме личности или института) привлекать внимание к определенным социальным процессам, ведущим к аккумулированию властных полномочий. Функциональные составляющие включают в себя способы донесения социально значимой информации до сознания населения и способы сохранения или изменения ценностных ориентаций общества» [12, с. 11].
То есть «символический капитал» складывается из большого количества смыслов, несущих информацию, вкладываемую в него его обладателями и воспринимателями. Таковыми смыслами являются, на наш взгляд,смыслы культурные (воспитываются в этносе, включают в себя совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения [19, с. 218]) и цивилизационные (складываются в результате социальной организации общественной жизни и культуры и характеризуются всеобщей связью индивидов или базисных социальных оснований в целях производства общественного богатства, обеспечивающего её существование и прогрессивное развитие).
Цивилизационные включают в себя:
1. профессиональные (приобретённые в системе образования с целью получить профессию как род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки, знаний, опыта и являющийся обычно источником существования человека);
2. социальные (означающие классовую принадлежность к тем или иным социальным группам, функционирующим в обществе, а также принципы взаимоотношения между людьми);
3. политические (характеризующие приверженность к тем или иным политическим идеям и идеологиям, связанным с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами политики);
4. экономические (представляющие собой отношения, складывающиеся в системе производства, распределения, обмена и потребления) смыслы.
Культурные состоят из:
1. психологических (то есть особенностей и закономерностей возникновения, формирования и развития психических процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления), психических состояний (мотивации,эмоций, чувств) и психических свойств (способностей, характера, темперамента) человека);
2. эстетических (складывающихся из представлений о красоте);
3. религиозных (включающих в себя религиозные духовные ценности, систему догматов, культовые и обрядовые действия, формы взаимоотношений между верующими);
4. аксиологических (состоящих из ценностей и их связей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности) смыслов.
Можно сказать, что «символический капитал» — единица не только экономическая, но и социальная, политическая, психологическая, эстетическая, религиозная и аксиологическая.
А если в классических экономических учениях понятием «капитал» характеризуется имущество, имеющееся у его владельца, измеряемое в деньгах как эквиваленте капитала, приносящего прибыль в виде денег, то, рассмотренные нами слагаемые символического капитала неклассического информационного общества, при целенаправленном их применении могут приносить прибыль как денежную, так и символическую. То есть выгоду политического, социального, психологического, эстетического, религиозного и аксиологического характеров. Причём сегодня экономические процессы невозможны без политики и культуры, так как осуществляются в одном пространстве — информационном (символическом), всё более глобализируемом.
Конечно, это означает необходимость изменений образовательной системы, нацеленных на подготовку специалистов, способных и умеющих функционировать в современных условиях всё более информатизируемого общества. Образование — это ключ к экономике и интеграции общества, это социокультурный процесс.
При этом необходимо учитывать, что сегодня пространство знаний изменилось. До появления Интернета источником знаний были конкретные институты, профилировавшие по конкретным сферам знания. Теперь пространство существования и функционирования знаний расширилось до глобальных размеров, и вместе с этим упростился доступ к их получению. Данная тенденция в очень скором времени может привести (и уже приводит) к появлению специалистов-самоучек, которые по профессиональному уровню могут ничем не отличаться от специалистов, получивших образование в специализированных институтах.
Таким образом, современный социум находится в ситуации существенных изменений в понимании капитала. Всё большее распространение и функционирование приобретает капитал «символический» как совокупность социальных, политических, психологических, эстетических, религиозных и аксиологических смыслов, потенциально содержащих возможность получения соответствующей выгоды. Тенденции и перспективы таких изменений — сложнейшая и интереснейшая загадка будущего.
Список литературы:
1. Афанасьев В. С. Давид Рикардо. М.: Экономика, 1988.
2. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Политиздат, 1994.
3. Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Алетейя, 2001.
4. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. СПБ.: Алетейя. 2005.
5. Воителев М. А. Человеческий капитал и его роль в постиндустриальной и переходной экономике. Автореф. дис. … канд. экон. н. М., 2004.
6. Святодух Е.А. Воспроизводство человеческого капитала и повышение его эффективности в российской экономике. Автореф. дис…. канд. экон. н. Воронеж, 2008.
7. Демидова М. В. «Animal symbolicum» Э. Кассирера и научное знание ХХ века. Саратов. 2007.
8. Захарян Т. Б. Сакральный символ в языке религии. Автореф. дис. … канд. филос. н. Екатеринбург. 2006.
9. Иванов М. М. Символический капитал работника как средство реализации карьеры. Дис…. канд. социол. н. М., 2011. 170 с.
10. Кассирер Э. Философия символических форм. В 3 тт. / Пер. с нем. С. А. Ромашко. М. — СПб.: Университетская книга, 2002.
11. Лосев А. Ф. Знак. Символ. Миф: Труды по языкознанию. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.
12. Максимович Д. С. Символический капитал власти и средства массовой коммуникации в информационном обществе: методология социально-философского исследования и социально-политические практики. Автореф. дис. … канд. филос. н. Ростов-на-Дону. 2011.
13. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. В 3 т. М.: Эксмо. 2011.
14. Менгер К. Основания политической экономии. Гл. 8. Учение о деньгах. // Менгер К. Избранные работы. М., 2005.
15. Местников А. А. Развитие рынка венчурных инвестиций: социологический подход. Дис. … к. соц. н. М., 2011. 130 с.
16. Мечковская Н. Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура. М.: Академия. 2007; Соссюр Ф. де Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977.
17. Остальский А. Краткая история денег. М.: Амфора, 2008.
18. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2007.
19. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
20. Тодоров Ц. Теории символа. М.: Дом интеллектуальной книги, Русское феноменологическое общество. 1998.
21. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М.: ООО «Издательство act», 2003.
22. Уайт Л. Избранное: Эволюция культуры. М.: РОССПЭН, 2004.
23. Уайтхед А. Н. Символизм, его смысл и воздействие. Томск: Водолей, 1999.
24. Управленческое консультирование. Индустрия знаний, символический капитал или новая мода. М.: Гуманитарный центр, 2008.
25. Фишер И. Покупательная сила денег. М.: «Дело». 2001.
26. Флоренский П. Симболариум (словарь символов). // Памятники культуры: Новые открытия. Л., 1984. С. 99—115.
27. Фрейд З. Толкование сновидений. Т. 2. // Собр. Соч. в 10 т. М.: СТД, 2003.
28. Хомяков А. С. Соч. в 2 т. М., 1994.
дипломов
Оставить комментарий