Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 19 декабря 2011 г.)

Наука: История

Секция: Всемирная история

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Усатюк Д.В. АНГЛОСАКСОНСКИЙ ФАКТОР ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ США В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

АНГЛОСАКСОНСКИЙ ФАКТОР ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ США В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Усатюк Дмитрий Валерьевич

канд. ист. наук, доцент ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан

E-mail: sibdims@yandex.ru

 

Англо-американские отношения являются важным элементом современной геополитики. Взаимодействие и расхождения США с Великобританией, проявляющиеся в различных аспектах мировой политики, оказывают заметное влияние, как на внешнеполитическую позицию Соединённых Штатов, так и на международно-политическую ситуацию в целом. Великобритания и Соединённые Штаты являются союзниками и партнёрами по большинству вопросов международного характера. С подачи У. Черчилля англо-американские взаимоотношения получили определение «особых отношений».

Движение к взаимодействию и партнёрству атлантических соседей было сложным и многогранным. Основа современных англо-американских связей была заложена в начале ХХ века, когда в условиях крайнего обострения международно-политической ситуации США были вынуждены пересмотреть свои отношения с европейскими державами. Европа становилась чрезвычайно важным регионом для американской дипломатии. Развитие событий здесь многое определяло для США. Поддержание и развитие хороших отношений с Великобританией, которая, несмотря на ослабление своей мощи, продолжала играть ведущую роль в системе международных отношений, стало основной осью европейской политики Соединённых Штатов в предвоенный период.

Помимо политических и экономических соображений, на политику США в отношении Великобритании перед первой мировой войной значительное влияние оказывал и фактор принадлежности к англосаксон­скому миру.

Общность языка и литературы, родство культур являлись значительной психологической подоплёкой благожелательного отношения к Англии и налаживания с ней более тесного взаимодействия в условиях усиливающейся европейской конфронтации. Англосаксонская идея, сторонники которой выводили американские общественные и политические институты непосредственно из английских, имела в этот период значительное влияние. Сторонники этой идеи подчёркивали общность этнического происхождения и тесную взаимосвязь США и Англии, в отличие от отношений других стран. [6, p. 26]

С самого начала американской истории английские поселенцы и их потомки стремились установить свой образ жизни как доминанту формирующейся общественной системы. В рамках этого процесса возникла идеология, ориентированная на национальную интеграцию (в дальнейшем –  ассимиляцию) и сформулированная впоследствии как англоконформизм.Сторонники данной идеологической концепции сходились на том, что английские институции, английский язык, английская культура должны стать доминирующими и образцовыми для других переселенцев в Новый Свет. Количественный перевес и приоритет по времени массового освоения американского континента создали объективные предпосылки для утверждения выходцев с британских островов в качестве доминирующей силы в обществе Нового Света и тем более в формирующейся нации американцев [2, с. 56-65].

В политике основателей Соединённых Штатов эта тенденция получила официальное выражение – прибывающие в страну иммигранты должны были отказаться от своего языка, образа жизни, системы ценностей и принять английский язык, англосаксонские нормы, традиции и приспосабливаться к существующим институтам и порядкам [5, с. 37].

Правящей элитой англосаксонского ядра американской нации – англичанами –  была выработана система идеологических, политических и культурных ценностей. Был смоделирован тип WASP(WhiteAnglo-SaxonProtestant– белый англосаксонский протестант), то есть истинного американца, в основу которого были положены черты англосакса. Англосаксонская модель развития американской нации реализовывалась на практике на протяжении длительного исторического времени. Англоязычные поселенцы и их потомки смогли сохранить контроль над властью в стране в целом, хотя их демографический вес во второй половине XIX– начале ХХ снизился в силу значительного уменьшения доли выходцев из собственно Англии в массе новых иммигрантов [17].

Несмотря на изменения национального состава иммигрантов, в начале ХХ века большая часть жителей США являлась либо выходцами из Англии, либо их потомками. Эти американцы предпочитали не думать об англосаксах как этнической группе, поскольку они в значительной степени контролировали правительство Соединённых Штатов и считали себя "истинными американцами" [16, p. 69; 1, с. 78] "Истинные американцы" рассматривались как прямые потомки англичан, как в общественном, так и в биологическом отношениях.

В конце XIX – начале ХХ века англоконформизм был возведен в ранг государственной политики в сфере этно-национального развития США. Как обозначил американский социолог М. Гордон: "Англоконформизм – это обобщенное понятие, используемое для объяснения различных точек зрения на ассимиляцию и иммиграцию; все они предполагают требование поддержания английских институтов (определенных американской революцией), английского языка и английских культурных образцов как господствующие и стандарт в американской жизни" [5, с. 37]

Существенное значение для укрепления англо-американских отношений имело наличие значительных родственных связей между американцами и британцами. Многие представители политической и экономической элиты двух стран были связаны между собой родственными узами. Американская элита приветствовала сближение между США и Великобританией, поскольку была обеспокоена "размыванием англосаксонского характера Америки" за счёт новых переселенцев, так как только 5% иммигрантов были из Англии [8, p. 47]. Эти новые переселенцы несли с собой другую – не англосаксонскую культуру. Вопрос о значении иммиграции в судьбе Америки стоял в начале ХХ века остро, он был предметом общественной борьбы [1, с. 82] "Истинные американцы" – WASPAmericans(белые англосаксонские протестанты американцы), которые реально управляли Америкой, ощущали опасность для себя в связи с ростом политического влияния иммигрантских групп из Германии и Ирландии, которые находились в оппозиции доминированию в американском правительстве англичан по происхождению. Особенная опасность виделась со стороны аме­риканцев немецкого происхождения, стремившихся сохранить и развить свою культуру в противовес английской, сохраняя при этом тесные связи с родиной и следуя в значительной степени в фарватере кайзеровской политики, основанной на природном превосходстве немцев [8, p. 47]

Реакцией "истинных американцев" было инстинктивное стремление к сближению с Великобританией и попытка сохранить свою ведущую роль через ограничение иммиграции. В частности, сенатор Генри Кабот Лодж заявлял, что Британия и Америка должны стоять вместе в борьбе за сохранение англосаксонских позиций в Америке и во всём мире [8, p. 48]. Именно американцы англосаксонского происхождения, контролировавшие основную массу финансово-экономических структур страны и преобладавшие в правительстве, оказывали наибольшее влияние на внешнеэкономическую и внешнеполитическую позицию США, придавая ей проанглийскую окраску.

Американский автор М.Хант в связи с этим отмечает, что "благодаря трансатлантическому культу англосаксонства" и увеличившимся контактам между представителями обеих стран, "многие американцы смотрели на Британию с возросшим расположением" [13, p. 15], Германия же воспринималась в противоположном (негативном) ракурсе.

Известный оксфордский американист Г. Николас в свою очередь указывает на формирование общей для США и Великобритании особой «англосаксонской политической культуры», которая предопределила взаимопонимание обоих народов, поскольку она отражала единый склад мышления, схожий стиль действия и реакции на события, что проявилось, прежде всего, в изоляционизме, вере в собственное предназначение и стремлениик моральному обоснованиюсвоих внешнеполитические доктрин. [15, p. 83]

Немаловажным фактором, влиявшим на политику в отношении Великобритании в предвоенные годы, являлось и то, что президент США В. Вильсон был в значительной степени настроен проанглийски. Более того, некоторые исследователи склонны считать, что он был англо­филом [16, p. 257] Действительно, как отмечает М. Хант, В. Вильсон, будучи потомком переселенцев из Англии, "признавал идею англосаксонской семьи, восхищался англий­скими культурными ценностями и политическими институтами, считая их моделью, которую Америка могла бы использовать" [13, p. 14] Более всего в американских демократических традициях Вильсону нравилось их значительное сходство с английскими. Англосаксонскую демократию он считал идеальной стадией развития, к которой медленно, но верно движется человечество [3, с. 188, 189, 568]. И хотя ко времени начала мировой войны проанглийская направленность Вильсона несколько ослабела, она, тем не менее, играла определённую роль при принятии им внешнеполитических решений, как на предвоен­ном этапе, так и в период войны. Ближайшее окружение Вильсона (Э. Хауз, Р. Лансинг и У. Пэйдж) было также в большой степени настроено проанглийски, [7, p. 292-293, 295] что весьма сильно сказывалось на их действиях при осуществлении политики Соединённых Штатов в отношении Англии и впоследствии в отношении разразившегося в 1914 г. европейского конфликта. Р. Грэгори в этой связи отмечает, что «англофилизм» в американском обществе оказал значительное влияние на распределение симпатий между воюющими державами и на политику руководства США [10, p. 35-36].

Наряду с многочисленными позитивными факторами, сближавшими США и Великобританию можно отметить и психологические факторы, игравшие негативную ролью. Они были в частности представлены воспоминаниями о колониальном господстве Англии и борьбе с ней за независимость североамериканских штатов, об англо-американской войне 1812 года.

Правда с точки зрения отдельных британских исследователей, обосновывавших идею англо-американского исторического и политического единства на основе расовой общности народов, противоречия, имевшие место в истории взаимоотношений двух стран, следует воспринимать не более чем «семейными ссорами» [6, p. 26].

Тем не менее, в американском обществе в начале ХХ века в какой-то мере ещё сохранялись давние антианглийские настроения, зародившиеся во времена войны за освобождение от Англии и ставшие одним из источников американского изоляционизма. По мнению Р. Лансинга – госсекретаря администрации В. Вильсона в 1915-1920 годах, ослабляло симпатию к Великобритании то, что в школьных учебниках и курсах истории сохранялась идея, внедрявшаяся в сознание учащихся, согласно которой Англия являлась традиционным противником США [14, p. 23]. Это аргументировалось тем, что две основные внешние войны Соединённых Штатов– за независимость и1812 года– велись против Великобритании. Этот укоренившийся подход было нелегко преодолеть.

Таким образом, помимо экономических и политических факторов, целый комплекс психологических и даже личностных факторов влиял на политику Вашингтона в отношении Великобритании. Эта политика в целом благоприятствовала проявлению различных форм политического взаимодействия и сотрудничества с Англией. Причем США, как, впрочем, и Великобритания, стремились сохранить и развить сложившиеся отношения и даже придать им более тесный характер.

Однако на данном этапе совпадали не столько интересы США и Великобритании, сколько точки зрения сторон по основным геополитическим вопросам, обусловленные потребностями времени. Американская политика сближения с Великобританией не вела к союзу или какой-либо другой форме объединения усилий на основе общих целей и задач. США реализовывали свои цели и задачи, но с учётом ситуации в мире и исходя из понимания необходимости взаимодействия с Англией для быстрого и успешного выхода на мировую арену в качестве заметной политической силы. Это была тактика "дружеского напора", которая, однако, не ставила целью ослабление партнёра, а стремилась к изменению статуса во взаимоотношениях с ним. Здесь можно привести высказывание американского посла в Англии У. Пэйджа перед войной (в письме президенту в мае 1914), отражающее видение желаемого будущего англо-американских отношений: «…в любое время, когда мы найдём целесообразным взять в свои руки руководство миром, они [англичане] постепенно уступят его нам и лояльно будут выполнять нашу волю» [11].

Таким образом, английская политика США в начале XXвека, учитывая родство культур, общность литературы и языка, обширные финансово-экономические связи, содействовавшие политическому сближению между странами, была направлена на укрепление собственных позиций Соединённых Штатов мировой политике и экономике через взаимодействие с Великобританией.

 

Список литературы:

1.Богина Ш.А. Иммиграция в США в новое время. // Основные проблемы истории США в американской историографии. – М.: Наука,1974. – С. 77-105.

2.Богина Ш.А. Начало американской нации (этнокультурные аспекты) //Советская этнография. 1980. - № 1. –  С. 56-65.

3.Вильсон В. Государственный строй Соединённых Штатов. – С-Пб: Право, 1909. – 282 с.

4.Твен М. Мы - Англосаксы // Марк Твен. Собрание сочинений в 12 томах. Том 12. Из «Автобиографии». Из «Записных книжек». Избранные письма. – М.: Художественная литература, 1961. –  С. 309-312.

5.Чертина З.С. Плавильный котел?: Парадигмы этн. развития США / РАН. Ин-т всеобщ. истории. - М., 2000. – 163 с.

6.Allen H. Anglo-American Relationship since 1783. – London: Black, 1959. – 247 p.

7.Cooper J.M.  The warrior and the priest: Woodrow Wilson and Theodore Roosevelt. – Cambridge (Mass.): Belknap Press of Harvard Univ. Press, 1983. – 442 p.

8.Dimbleby D., Reynolds D. An Ocean Apart. The relationship between Britain and America in the twentieth century. – N.Y.: Random House, 1988. – 415 p.

9.Ferrell R.H. American Diplomacy. The Twentieth Century. – N.Y.: Norton, 1988. – 427 p.

10.Gregory R. The Origins of American Intervention in the First World War. – N.Y.: Norton, 1971. – 162 p.

11.Hendrick B.J. The Life and Letters of Walter H. Page. – Garden City, N.Y.: Doubleday, Page & Co., 1923. [электронный ресурс]– Режим доступа. –URL:  http://wwi.lib.byu.edu/index.php/V_ENGLAND_BEFORE_THE_WAR

12.Hofstadter R.D. The American Political Tradition & the Men Who Made It. – N.Y.: Alfred A. Knopf, 1991. – 378 p.

13.Hunt M.H. Crises in U.S. Foreign Policy: an international history reader. – New Ha­ven & London: Yale Univ. Press, 1996. – 447 p.

14.Lansing R. War memoirs. – London: Rich & Cowan, 1935. – 383 p.

15.Nicolas H.G. The United States and Britain. – Chicago: Univ. of Chicago Press, 1975. – 195 p.

16.Schulzinger R.D. American Diplomacy in the 20th century. – N.Y.: Oxford Univ. Press, 1994. – 437 p.

17.USA History: Immigration. English Emigration [электронныйресурс]– Режимдоступа. –  URL:http://www.spartacus.schoolnet.co.uk/USAEengland.htm

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий